Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема исторического выбора в литературе ГДР.



Идеологическая ситуация послевоенной Германии характеризовалась существенным моментом: писатели-антифашисты исходили из идеи единой демократической Германии, которая должна была возродиться после осуждения нацистских преступников и искоренения нацистской идеологии на антифашистской и антигитлеровской основе.

Из антифашистской эмиграции вернулись на освобожденную от фашистской власти родину немецкие писатели, духовно обогащенные жизненным опытом пережитого и познанного, сыгравшие значительную роль в становлении немецкой культуры, в особенности - национальной литературы. В Восточную Германию в первые послевоенные годы вернулись из СССР писатели И.О.Бехер, В.Бредель, Ф.Вольф, Э.Вайнерт, А.Шарер, Г.Циннер, Ф.Эрпенбек, а также многие писатели из Западной эмиграции: А.Цвейг, А.Зегерс, Б.Брехт, Л.Ренн, Л.Фюрнберг, Б.Узе, Э.Арендт, Г.Мархвица, Р. Леонгард, Куба, Я.Петерсен, А.Абуш.

 

И в годы, предшествующие образованию новой республики (ГДР), и тогда, когда на карте мира появилось новое немецкое государство, в литературе намечается развитие нового направления, предоставляющего немецким писателям историческую возможность пробудить в своих земляках, и прежде всего, в молодежи, веру в будущее и стремление к преобразованию страны.

 

Период немецкой жизни на этапе становления социалистической Германии отображается немецкими писателями как период классовой борьбы, где движущей исторической силой эпохи становится рабочий класс. Как это происходит на немецкой земле с 1947 по 1951 год, показывает известный роман А.Зегерс " Решение".

 

Сегодня нам уже известно, что немецкая история в обстоятельствах ГДР также искажалась, в ней видели лишь борьбу классов, различных партий.

Оценивая общественную и литературную жизнь в ГДР с середины 50-х годов, нельзя не замечать ее противоречивости, противоборства различных тенденций. С одной стороны, явные успехи в восстановлении экономики, повышение жизненного уровня, внушавшие надежду и уверенность в будущем. С другой стороны, в идеологической и, духовной

сферах общественной жизни продолжались бесплодные и унизительные для интеллигенции попытки унифицировать общественное сознание.

 

Следствием кризиса в культурной политике ГДР явились аресты писателей (Э.Лёст, В.Харих) и деятелей науки и культуры, выезд многих из них в ФРГ (Г.Маурер, Ст. Гейм). Создавшаяся обстановка обусловлена прежде всего несовместимостью саморазвития литературы и культуры с утилитарной и авторитарной политикой В.Ульбрихта. Об этом свидетельствует " Биттерфельдская конференция" 1959 года, одним из лозунгов которой был " сближение писателей с народом". Модификация утилитарных лозунгов, затушевывание основных проблем как политической, так, и в особенной мере, культурной политики в стране, подготовило почву событий 13 августа 1961 года, когда «для защиты государственных границ ГДР» за одну ночь была возведена стена между Западным и Восточным Берлином. Ужесточение пограничного режима изменило судьбу миллионов немцев - в плане нравственном, мировоззренческом, житейском. Известная писательница Криста Вольф рассказала в романе " Расколотое небо" (1961) о духовной трагедии немецкого народа, как общенациональной проблеме, требующей глубокого осмысления.

Административное руководство культурой весьма болезненно сказывается на моральном и нравственном климате всего общества. " Пока культурная политика будет определяться бюрократами от искусства, общая ситуация практически не изменится и талантливые, но нестандартные художники будут пробиваться к нам с огромным трудом. Что же касается литературы ГДР, то здесь нас ждут еще и открытия, уже отчасти известного: Ф.Фюмана и К.Микеля, Э.Арендта и Иоганнеса Бобровского, Брехта и Бехера нам во многом придется узнавать заново. Их поиски и заблуждения в перипетиях XX века сейчас могут быть увидены другими глазами", - пишет А.Гугнин накануне воссоединения Германии, в 1990-ом году (43, 38).

 

Именно в этой атмосфере (отрицание фашизма, расчет с прошлым и одновременно тенденции тоталитарной политической системы, идеологические запреты и заслоны) появляются первые произведения Бобровского.

 

Литературной общественности Восточной и Западной Германии о творчестве Бобровского стало известно только в 1960 году, после его выступления на заседании " группы 47", в Ашафенбурге, где он " читал, тяжело и широко, два стихотворения, и 22-ое заседание " группы 47" осознало: открыт поэт...Мужчина небольшого роста... Внешне он походил скорее на рабочего человека, может даже на крестьянина - крупное, немного грубоватое лицо, широкие скулы. Старомодная одежда, крепкие ботинки. Он представился Бобровским..." (19, 14)

 

Его первые произведения донесли до потомков исторические образы (бунтари-одиночки, мыслители, композиторы, художники), размышления Бобровского о причинах, которые привели Германию 1945 г. к страшной катастрофе, сохранили память о прошлом, о той вине, что продолжает томить и звать к искуплению. «Вина моего народа перед народами Восточной Европы от возникновения Ордена германских рыцарей и до событий недавнего прошлого» (там же, 16), - сформулировал свою тему в первом поэтическом сборнике «Время Сарматов», а затем и развивал в своей исторической прозе.

 

Изучение немецкой классики, собственный, военный опыт, два десятилетия жизни в особых политических и духовных обстоятельствах социальной Германии - все это сформировало в сознании Бобровского идейную концепцию истории.

Ключевая тема творчества И.Бобровского - Германия и народы Восточной Европы, - стали главным лейтмотивом творческого сознания Бобровского, определили его художественные исследования взаимоотношений людей и отношений народов в его творчестве, его художественное освоение немецкой истории.

 

Появление И. Бобровского на послевоенной литературной " арене" с его подлинным, честным интернационализмом в период искусственного разделения немецкой нации было актуально. Он ощущает недостаточную гуманистическую сбалансированность политической системы нового немецкого государства, его идеологии. Национальная литература как никогда нуждалась в таком писателе, как Иоганнес Бобровский, протянувшем невидимую нить воссоединения духовного наследия XVIII в. с духовными ценностями. И. Бобровский очень много делал для формирования гуманистического сознания послевоенного поколения немцев, он говорил: «Культура мыслима как процесс прогрессивной гуманизации, процесс очеловечивания взаимоотношений» (19).

 

Писатель выступал за то, чтобы читателю были понятны и литературные взгляды и личная идеологическая позиция каждого, кто посвятил себя литературной деятельности: «Гуманистическая немецкая литература - восточнонемецкая и западнонемецкая идеологически различна, имеет разные предпосылки. Задача обеих литератур в плане гуманизации совпадает: общие демократические и антифашистские устремления. Писатели-гуманисты Западной Германии - это оппозиционные силы в литературе - независимо от идеологии западнонемецкого государства, твердо стоят на своих позициях» (19, 36).

Свою литературную деятельность Бобровский посвящает изучению немецкой истории (древний край пруссов, прежние войны, повинные в потере родины, последняя война, пережитая писателем лично), он размышляет о причинах национальной трагедии, пытается найти ответы в историческом пути Германии и говорит о роли литературы: " Литература перерабатывает прошлое, прошлое в широком смысле этого слова, то есть и его устаревшие элементы..., литература занимается этим исходя из настоящего, а может даже, из будущего", " более всего пригодна литература для того, чтобы задавать людям безотлагательные вопросы" (там же, 20).

 

Творчество писателя и его гражданская позиция отражали его бескомпромиссный спор с представителями так называемой " аптечной литературы". Писатель, по его мнению, может рассказать об истории, художественно переработать прошлое, хранимое памятью народа, одновременно включая собственный жизненный опыт, лично пережитое. Это довольно длительный процесс и требует от писателя глубокого осмысления и понимания исследуемой проблемы. Активный участник дискуссий писателей Запада и Востока, он утверждал, что только согласование объективной действительности и внутренняя правдивость ведет к возникновению настоящих высоконравственных произведений.

В одной из таких дискуссий он сказал: "... Полуготовые литературные произведения выдаются за произведения искусства в полном смысле этого слова... необходимо учитывать содержание литературного произведения и его способность воздействовать на внутренний мир читателя, как два неотъемлемых условия литературного произведения, ... это относится и к моей теме..." (19, 41).

 

Литературное творчество немецкого писателя берет свое начало в России, об этом говорит сам Бобровский: "... Мне хотелось - и это было началом моего творчества, в 1943-1944 гг. - передать красоту русской природы. Зимние пейзажи, к описанию, которых не раз обращались и Паустовский, и Толстой, были близки мне, внушали доверие, поражали своей спокойной красотой... здесь я вырос... Эта местность предстала передо мной по-новому, и я хотел писать о ней, сначала попробовал писать красками, а затем и прозой" (19, 66).

 

Гармония в природе воодушевляет Бобровского, и он выражает надежду на то, что возможна гармония и во взаимоотношениях людей. О чем говорит стремление немецкого солдата-поэта очеловечить отношения между людьми, объединить их одной верой, верой в светлое будущее, без войн и несчастий.

 

При первой же встрече с древней Русью - у стен Новгорода - в немецком солдате Бобровском возникает потребность передать увиденное - разрушенные дома, картину оскверненного Новгорода - в стихе (" Кафедральный собор" (1941), " На крутизне безмолвствует Новгород" (1943), " Сообщение" (1943)) (1, 47).

Он дает нам возможность увидеть воочию сожженные новгородские и псковские деревни, ворона над одинокой печной трубой, зарево вдали и " волка, воющего на страшное снеговое облако", поруганную новгородскую Софию с выбитыми окнами над черным Волховом (" Озеро Ильмень 1941" ). Мы видим крыло смерти над литовскими и латвийскими городами: Каунасом, тихой приозерной Лудзой. Ясно, что автор этих стихов должен быть плохим солдатом вермахта, но мог стать и стал большим немецким поэтом.

Рядом стихи о Бахе, Букстехуде, Клопштоке.... " Небожители духа" возникают не сами по себе, а как символы несовместимости духовной культуры и фашистского насилия. Звучание органной трубы в стихотворении " Нения" подобно голосу ветра. Ветер то разгоняет тучи, то вновь они " заполняют" все небо. Будет дождь. Надвигающаяся гроза у Бобровского отождествляется с " черными силами", под которыми подразумевается гитлеровское вторжение. Над обрывом, над бухтой, " где берег смыкается с небом", предстает перед нами бог Гелиос, бог солнца. Сквозь дождь слышны звуки органной музыки Букстехуде, орган " гудит", прокладывает дорогу к радуге, к " миру, обещанному изначала".

 

" Воссияв под дождем, из тумана красуется радуга", - многоцветие, многонациональный народ, он сплочен единой целью: мирно жить и процветать. Разогнать тучи и помочь восторжествовать над силами зла, помогает органная музыка Д.Букстехуде, так преподносит Бобровский своему читателю собственные умозаключения.

Читая другое его поэтическое творение, посвященное еще одному духовному наставнику, понимаешь, что создавая образ великого соотечественника И.Баха, автор далеко не случайно обращается именно к этой музыке как поэт. В стихотворении " Бах" перед нами не внешние черты музыкального гения, а его внутренний духовный мир, гармония с миром. Он наивен как ребенок, полон радости, дружит с небом, природой, он искренне радуется миру. С другой стороны - это человек дела, порой " своенравен" и поглощен очередной музыкальной идеей, в его воображении небо - это мир его будущих музыкальных творений, а " биенье залива морского" - очарование мастерством органиста Д.Букстехуде.

 

Время Бобровский сравнивает с живой водой - богатым миром музыки, способной возродить в каждом человеке его гуманное начало.

 

Обращение к немецкой классической музыке - это попытка Бобровского доказать, что музыка, как и поэзия, способна воспитать гуманного человека.

Содержательные строфы стихов И.Бобровского, подобные полифоническому " баховскому" контрапункту, говорят о сложности человеческих взаимоотношений, о связи человека с природой. Гармония с окружающей природой - модель мирного сосуществования различных народностей, их взаимопонимания.

Об единении немецкого народа со славянскими народностями, а не об его избранности, об этом мы читаем между строк его поэтических творений.

 

Основная проблематика поэзии Бобровского - история народов и связь человека с природой. По его замыслу, земля сарматов, со времен Тевтонского ордена страдавшая от германских нашествий, должна была дать наглядный повод для размышлений, укрепить в новом поколении немцев уверенность в правоте нового исторического пути, пробудить чувство любви и уважения к соседним народам. В его стихах возникает целостный образ Восточной Европы. Судьбы славянских, прибалтийских и финских народов, тысячелетия их драматической истории, их борьба против иноземных поработителей, их древние мифы, песни и обычаи - все это стало предметом самого пристального творческого внимания поэта. Природа и история Восточной Европы связаны в стихах

I

неразрывно. В стихотворениях " Степь", " Сарматская равнина" перед нами предстают могучие южнорусские равнины и степи в своей изначальности, хранящие память о тысячелетиях истории. Цикл стихотворений " Время Сарматов", поведавший о жесточайших исторических и классовых антагонизмах, которые проходят через всю историю стран Восточной Европы - от времен крещения Руси и битв с Тевтонским орденом до нашествия фашистского вермахта, открывается торжественной " Элегией памяти пруссов". Вопреки, авторскому названию, это скорее всего скорбная траурная ода, воскрешающая судьбу литовской народности. В поэте растет уверенность, что потомки уже не повторят тех трагических ошибок по отношению к другим народам, которые совершили их " отцы" (Б. Ляйстнер).

 

Обращение к историческому прошлому Германии, своеобразная трактовка немецкой истории, немецко-славянских отношений Бобровским многое определили в его последующем творчестве.

 

Немецкий поэт размышляет о поэтической работе, о возможностях прозы выразить историю, корни народной жизни, тем самым пытается ответить на животрепещущие вопросы современности. «Даже очень объемное стихотворение, на мой взгляд, не может передать подробные детали повествования. А возможно более шире раскрыть мою тему в прозе: в рассказе, новелле, романе» (19, 46).

 

Как ни значителен лирический элемент в поэзии Бобровского, ее основная проблематика - судьбы целых народов и государств, человек и природа, законы бытия и истории, - проблематика, общественная по своему характеру, органически требовала " большого стиля". «В прозе мне будет предоставлена возможность наиболее полно отразить лично пережитое» (здесь имеется в виду русский плен, его мысли и искания в литературе послевоенной Германии, его историческое мировоззрение) - говорит по этому поводу И. Бобровский в своих воспоминаниях (19).

 

К творческому наследию И.Бобровского - прозаика относятся два его романа: " Мельница Левина", " Литовские клавиры" и две книги рассказов, новелл. Проблематика рассказов и романов - осмысление прошлого, вины немецкого народа по отношению к соседним народам, край детства, куда неизменно возвращаются его воспоминания.

Если романы Бобровского дают довольно широкий спектр общественных событий, конфликтов и их движущих сил, то рассказы, написанные в промежутке между романами или параллельно с ними, показывают каждый раз лишь сравнительно небольшой фрагмент действительности, конкретный, четко ограниченный эпизод, который особенностями персонажей, характерными чертами события пытается уловить самое главное и важное. Рассказы охватывают довольно значительный период времени: детство (" Тихое лето, и кое-что о перепелах" ), предвоенную пору (" Пророк", " Пижма" ), войну (" Мышиный праздник", " Плясун Малиге" ) и наконец наши дни (" Сова", " Заброшен в чужую столицу" ).

 

Рядом с этими рассказами - забавные истории из самобытной жизни восточнопрусского края (" Литовское предание", " Лобеллерский лесок" ). Третья группа рассказов - это новеллы, в которых фигурируют исторические персонажи: Дитрих Букстехуде (" Букстехуде" ), Кант и Гаманн (" Памяти Пиннау" ), Шопенгауэр (" Молодой человек у окна" ), неизвестный поэт из родных для Бобровского мест (" Белендорф", " Из поэтического наследия" ) (1).

 

Обращаясь к материалу прошлого, истории немецкого народа, Бобровский пытается " разбудить" сознание немецкой молодежи, более старшего поколения немцев, на себе испытавших тяготы и лишения власти германского рейха, «открыть» глаза на немецкую трагедию 1933­45 гг. Через свое творчество, через обращение к историческим примерам он говорит об ответственном участии в жизни (К. Донелайтис, учитель Пошка).

Одновременно с этим он формулирует и существенный принцип своего писательского творчества: " автор никогда не должен скрывать своего лица, он всегда у Бобровского непосредственный участник".

 

Немецкий исследователь Г.Вольф уловил в творческом облике Бобровского едва ли не самую существенную черту: постоянство, редкую последовательность его художнических пристрастий. " Свойственное Бобровскому частое возвращение к одним и тем же близким темам объясняется стремлением автора довести свои идеи до сознания каждого. Целые пласты истории оставались еще не раскрытыми (вот что было главным стимулом в писательской работе Бобровского), и целые поколения немцев просто не знали своих писателей и философов. Это глубоко понимает И.Бобровский" (185).

 

В ранних детских впечатлениях он обнаруживает " зерно, которое со временем даст побег, но не сразу, а только после снежной зимы военных лет пробьется к свету" (100).

В своих рассказах Бобровский возрождает немецкое прошлое, используя стихотворения и факты из жизни К.А.Белендорфа, давно забытого официальной наукой, и его друзей (Штендлина, Гельдерлина), мечтавших вместе с ним о братстве народов. Эти люди близки нашему времени; память о них дорога новой Германии.

 

Знаменательна настойчивость, с которой Бобровский - в романах, новеллах, написанных после войны, - снова и снова ставит вопрос: " Как могло случиться? ". Об этом говорит мемуарный этюд писателя " Продолжающиеся размышления". Здесь он осмысливает уроки истории Германии (походы германских рыцарей, германский фашизм, вторую мировую войну, разделение Германии), испытывает чувство бессилия от преступления, которое творилось от имени немецкого народа, задает вопросы: «Как можно научить истории? И почему мы должны описывать древнюю историю? » Литература, считает Бобровский, имеет большое значение и может оказать положительное воздействие, если будет правдиво и доподлинно передавать факты исторического прошлого с учетом современности (185).

Несомненно, что и личный опыт Бобровского, все пережитое в годы нацизма и войны также с большой силой выражено в его рассказах (" Мышиный праздник", " Пророк" ).

Тягостно, удручающе выглядят события первых недель войны в его рассказах " Плясун Малиге", " Мышиный праздник". Политика угнетения и истребления целых народов в " третьей империи" Гитлера, историческое прошлое немецкого народа побудили обратиться его к исторической прозе, к художественному осмыслению прошлого, где история выступает в качестве модели для современности. " История не' обобщается, не повторяется и не может быть только воспоминанием, " - говорит Бобровский (19). Он полагает, автор вводит в изображение прошлого что-то личное, пережитое. Изменилась строгая граница между прошлым и настоящим. Почти все рассказы Бобровского повествуют о настоящем. «События, случаи из нашей жизни - они приходят на помощь. " Рассказы начинаю писать без плана, без долгих размышлений, просто игрой " света и теней! » (19).

 

В интервью Эд.Заку Бобровский подчеркнул, что в своих прозаических работах он использует достоверный материал: " на моих полках - литература о стране и о людях Вайхсельгегенд, которые участвуют в моих рассказах, и, прежде всего, документы: сообщения о процессах, описание хроники из прошлого столетия» (19).

Его рассказы - это портретные стихи, где участвуют К.И.Белендорф, молодой Шопенгауэр, Д.Букстехуде, кенигсбергское окружение Гаманна. В новелле " Белендорф", используя эскизный портрет немецкого бунтаря и вольнодумца XVIII века Казимира Антона Ульриха Белендорфа, писатель показывает, что социальная несправедливость может быть устранена только действенными мерами, что созвучно с проблемами послевоенной Германии. Это и трагический опыт войны, и размышления об уроках истории, образование ГДР, необходимость укрепления средствами литературы в сознании народа обновления общественно-политической жизни. Бобровский так формулирует свою мысль: " Я того мнения, что если пишешь исторический рассказ, то работаешь как современный писатель. Работая над исторической поэтикой рассказа, романа, нужно использовать достоверный материал, происшедший на самом деле. Я думаю, что задачей писателя является представить прошлое с точки зрения настоящего времени. И что касается отношения использованного материала и интуиции. Для рассказчика необходимо в этом случае иметь между фактами пространство, констатация фактов убивает живое повествование. Можно немного отвлечься от фактов... Там, где пишет автор и использует факты, вливается идеология автора" (19, 50, 60).

 

Без четкой гражданской позиции невозможно выразить свои истинные взгляды на жизнь. Решающую роль играет историческое мировоззрение писателя. Сложность исторического мировоззрения писателя определяет специфику его " малой прозы", где значительное место отводится исторической теме. Немецкий прозаик рассказывает современникам о темных скрытых глубинах далекого прошлого, раскрывает духовную силу народа, способную противостоять " силам неразумия и зла".

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 767; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь