Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Духовные истоки гуманизма писателя.
Поэтическое и прозаическое наследие Бобровского отразило все " ступени" становления его исторического мировоззрения.
Здесь и первые уроки классовой вражды, полученные на родной пограничной земле, и духовная изоляция, в которой он находился с 15 лет, и отсутствие права на свободу мысли, свободу слова. Будучи еще подростком, Бобровский интуитивно чувствовал - дружба между народами, их взаимопонимание и духовное единение - обязательное условие мирного сосуществования любого государства; уже в юношеские годы он был противником всяких войн.
Отношение Бобровского к национальному наследию XVIII в., творениям немецких философов и просветителей, Гердера и Гаманна, к музыке Букстехуде и Баха - все это отражено в новеллах на историческую тему, где он ведет творческий диалог с литературными предшественниками и современниками (" Белендорф", " Букстехуде", " Памяти Пинау", " Пророк".)
И.Г.Гердер, ученик немецкого гуманиста мыслителя Гаманна, посвятил всю свою жизнь, общественную и творческую деятельность выявлению исторической роли народа, роли народного творчества, национального фольклора и фольклора славянских народов. Мысль из известной работы Гердера " Идеи философии истории человечества": " Человечество может содрогнуться от крови, пролитой в многолетних диких войнах, в то время когда старые пруссы уничтожены, а куры и латыши обращены в рабство, получив ярлык подневольных, томятся в неволе. Возможно, пройдут тысячелетия, хомут рабства заменит настоящая свобода, и народы станут свободными» (185), стала одним из мотивов литературной деятельности Бобровского, его мировоззрения, понимания и трактовки истории и современности. А смысл сказанного в том, что человек, к какой бы национальности он ни принадлежал, свободен и никто не имеет права посягать на его свободу, никто не имеет права неволить его и держать на привязи.
Историческая концепция Гердера послужила серьезным обоснованием выбора того жизненного и творческого пути, по которому шел писатель. Его мысли созвучны с идеями Гердера, пытавшегося создать универсальную историю всех веков и народов, говорившего об идее общечеловеческой ценности каждой национальной культуры. Бобровский делает это в своей прозе уже в новых условиях, в современном ему XX веке. Солидарное понимание роли народа как основного носителя и двигателя истории сближает философа XVIII в. и писателя XX века. Оба они говорят о связи времен. Гердер размышляет в " Идеях..." об истории человечества, о новом понимании исторического и национального своеобразия " времен и народов". Оба пишут, рассуждают, дискутируют об истории. Гердер хочет доказать, что история - это недавнее прошлое, бывшее когда-то современностью. Связь времен, прошлого и настоящего, осуществляется элементами культуры: посредством языка, искусства, науки, культуры данного народа. Развитие народов составляет как бы единую цепь, где каждое звено связано с предыдущим. Бобровский воплощает идею Гердера в своих романах (связь времен посредством культуры). Немецкая и литовская культуры находят общий язык, немцы и литовцы, люди науки, понимают друг друга, между ними литовский поэт Кр.Донелайтис, вот ключ к взаимопониманию народов. Но это произойдет, если принимать во внимание историзм Гердера: связь времен посредством языка, искусства, науки, культуры данного народа. Богатая сокровищница поэзии Востока, народов Севера, славян и прибалтийских народов, глубокое осознание Бобровским идеи Гердера об уникальности культуры каждого, в том числе и немецкого народа, помогло ему выразить в поэзии, в новеллах на историческую тему, в романах очень важную мысль: остерегаться проявления расизма в отношении к другому народу, избегать того, что считается " избранностью", превосходством германской расы, что имело место в истории Германии и имеет место в современной Бобровскому немецкой действительности 30-х годов. Считать себя " избранным народом..., которому будто бы принадлежит весь мир и которому предназначены служить другие народы" (6).
Немецкий философ противопоставляет идею разума и исторического прогресса проявлению шовинизма во взаимоотношениях людей. Гуманистические традиции культуры немецкого народа как в литературе, так и в искусстве, произведения Гердера " Критические леса", " Фрагменты...", " Идеи философии истории человечества" - значительный ориентир в литературной деятельности Бобровского.
Особый интерес, на наш взгляд, вызывает у Гердера искусство славянских народов, услышанные на праздниках национальные песни, народные обряды, своеобразие быта, одежды, украшения крестьян. Это еще раз доказывает то, что памятники национальной поэзии, рожденные в народе, " представляют не только историческую, но и эстетическую ценность в широком смысле, как народное творчество" (39). Бобровский воплощает в своих произведениях идею о том, что " народная, естественная" лирика - неиссякаемый источник поэтического вдохновения, она никогда не умирала, и в будущем перед ней открываются неограниченные возможности, она призвана обновлять, оживлять обветшалые поэтические формы".
Содержание литературно-критических работ Гердера указало на необходимость устранения пробела в знаниях славянского фольклора. Бобровский знакомит читателя с ритмом неизвестных ему ранее, народных славянских танцев при описании литовских праздников.
Очарованный пением простых литовцев и отразивший это в " Северных песнях" (1773), Гердер указал Бобровскому путь к познанию сущности народной песни. Поражает не только лирическая мелодия или особый присущий народной песне тон, но и ее душа, которая и является основой воздействия.
«Чтобы вполне понять и оценить народ в том, что составляет его личность, его самобытность, нужно самому сделаться народом, вжиться в него, акклиматизироваться в нем, если вы не родились в его среде, перенять его странности и привычки. Общностями тут отделаться нельзя, заключения о цельности развития, об общем характере народной жизни... должны стоять в результате длинного ряда микроскопических опытов...» писал в свое время Веселовский А.Н.
(36, 390). Так вот «сделаться народом» И.Бобровскому не приходилось, он был им, все описанное пережил или прочувствовал сам. Бобровскому в своих произведениях вполне органично удается " сделаться народом": ему родственны устремления, надежды, чаяния простых людей, ему близок мир их жизни, понятна их речь, их слова, их юмор... Из воспоминаний писателя следует, что его интересы и увлечения были разносторонними. Далеко не последнюю роль в его литературном творчестве играло и музыкальное наследие того же XVIII века. В дневниках он недвусмысленно записывает: " К литературе я обратился в последнюю очередь. Сначала я писал картины, потом мне захотелось стать музыкантом, я даже немного сочинял. Когда один из многих друзей стал художником и притом хорошим, а другой стал композитором и у него неплохо получалось, мне ничего не оставалось, как начать писать" (19).
Увлечение органной музыкой Баха не прошло даром для Бобровского - мастера словесного искусства.
Широта и чистота музыкальных звуков " Хорошо темперированного клавира" Баха сравнима с прозой немецкого писателя и напоминает простонаречный говор, диалект Мемельской области, на котором говорили земляки Бобровского.
Духовным истоком гуманизма писателя стала и музыка, и мир классической немецкой музыки XVIII века. Отсюда его стремление организовать мифопоэтизм по законам контрапункта. Мир детства, наивное восприятие окружающей действительности, видение мира в " розовых" чистых тонах необходимо было упорядочить. Хаос и космос, их соотношение, видится, ощущается как в полифонической музыке композитора-Баха, наиболее отчетливо - в поэзии и прозе Бобровского- писателя.
Бобровский стремился придерживаться норм, обычаев народной жизни не только в своем творчестве, но и в своей жизни, в быту, в отношениях с людьми. По словам А.Келлетата: "...Широкоплечий, жизнерадостный человек с живым, приветливым лицом, ... всем друг, ... всегда общительный, не прочь пошутить и пропустить глоток вина... он счастлив в своей патриархальной семье; урожденный горожанин, но охотнее считал бы себя крестьянином, деревенским поэтом, неустанно возвышающего, восхваляющего реки, птицу, рыбу, ... поэтом из деревянной избушки, черпающего свои знания из исторических источников" (162).
Обращение к Гердеру, Баху, было продиктовано желанием найти корни несправедливости в прошлом и сегодня осознать, какая же сила помогла устоять униженным и оскорбленным народам. Зная еще из истории об истреблении немецким орденом пруссов, заселявших край между Вислой и Неманом - Сарматию, которая на долгие века стала пограничным краем, " форпостом рвущейся на восток германской нации", Бобровский размышляет в сборнике стихотворений " Время Сарматов" (1952) об историческом величии " сарматской эры".
Главная его мысль состоит в том, к чему он пришел отчасти с помощью Гердера - что подлинные основы человечности оставались неизменными на протяжении тысячелетий, хотя общественные условия препятствовали их полному проявлению или же наоборот благоприятствовали ему: " Народ, принесенный в жертву бешеной молнии, ... ты жив, развеянный прахом народ" (1) пишет И.Бобровский в " Прусской элегии". И поэзия, и проза его гуманна, душевна, он очеловечивает отношения между людьми, объединяет их одной верой.
Убедительно звучат слова Х.Мекеля об Иоганнесе Бобровском, поэте и писателе; " его путеводная звезда родилась в 18 веке: Гердер, Гаманн, Клопшток, литовский поэт Донелайтис, Букстехуде, Бах в музыке, им он оставался верен. В зеркале прошлого, в поэзии или прозе, можно узнать его самого. Миф£ > 1 древней Сарматии помогли прояснить его гражданскую позицию, позицию, исходившую из его собственного жизненного опыта и исторического опыта страны" (172). • Таким образом, можно констатировать, что глубокое понимание своей эпохи, ее основных исторических конфликтов и движущих сил, духовное наследие гуманистов предшественников помогли выразить И. Бобровскому прогрессивную гуманистическую концепцию истории, важную и необходимую для понимания современной немецкой жизни: автор раскрывает национальную историю перспективно, расширяя рамки и ее показа, актуализирует прошлое, стремится взглянуть на немецкое прошлое глазами народа в неразрывной связи с насущными задачами современности.
• Равноправие людей различных национальностей, по мнению Бобровского, - обязательное условие гармоничной жизни в Европе и мире. • Сохранить мир между немцами и славянами возможно, как это понимал И. Бобровский, через культуру, диалог между людьми разных стран, но одинаковых духовных устремлений. Автор тем самым хотел показать: необходимость осмыслить уроки прошлого вызвала сама же современность, сложная и противоречивая; гитлеровский фашизм разрушил «хрупкое» состояние мира, нанес огромный ущерб не только народам Европы, но и немецкой нации. • Путь Иоганнеса Бобровского раскрывает большую сложность его исторического мировоззрения, в котором элементы социалистического миропонимания (и воздействие марксизма, которое, по признанию самого Бобровского, началось в молодости) своеобразно сочетались с наследием гуманизма 18 века, т.е. его исторические взгляды созвучны с историческими взглядами И.Гердера. Основой мировоззрения писателя является распространение идей гуманизма - всеобщей справедливости и человечности, что и отражено в литературном творчестве Бобровского. • Новое миропонимание И. Бобровского, которое сформировалось у писателя в годы войны и послевоенный период, - стремление познакомить духовно «искалеченное» поколение немцев с историей взаимоотношений немецких и славянских народов, с их культурой - его понимание роли народа как основного носителя и двигателя истории, значения наследия гуманизма XVIII в. позволило адекватно отразить историческую правду о немецкой жизни. В гуманистическом просвещении послевоенного поколения немцев ему помогут, считает Бобровский, образцы гуманной жизни в историческом прошлом своего народа.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы