Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Система персонажей, их роль в раскрытии исторического аспекта романа. Официальная Германия, «верхи».
Переходя к непосредственному анализу художественного материла, следует сказать: И.Бобровский в своём романе оперирует вымышленными фактами и персонажами. Его художественный вымысел опирается на реальные факты, взятые писателем из неймюльской хроники, он особым образом, специфически соединяет на страницах своего романа вымышленное и конкретно историческое, чтобы таким путём раскрыть скрытый, глубинный механизм немецкой жизни. Хроника Неймюля имела на самом деле совсем другой конец. В действительности - Левин выиграл процесс, а «дедушка» понёс заслуженное наказание. Бобровскийиначе распорядился материалом. Он не последовал за маленькой правдой случайного факта, но, изменив его в согласии с логикой действительного исторического процесса, достиг широкого художественного обобщения.
" Правдоискатель Бобровский решился выступить против государства, говорившего о христианстве, но злоупотреблявшего им, как дедушка в " Мельнице Левина" (19, 126-127). Для достижения убедительности, достоверности всего происходящего Бобровский сумел подобрать яркие образы-персонажи, через которые он проследил ростки нацизма в Германской империи, показал те ядовитые зерна, которые спустя десятилетия дали чудовищные всходы. " В романе " Мельница Левина" перед нашими глазами предстает красочная картина, в которой мы узнаем начало будущего несчастья. Напрямик говорит нам Бобровский в начале 9-ой главы: " пятнадцатый пункт не относится к действию " ...Трехи отцов взыщутся на детях до третьего и четвертого колена" " (Там же, 169). Не случайно один из ведущих персонажей романа " Дедушка Иоганн" с его демагогическими рассуждениями о немецкой чести и " праве немца" торжествует в романе над евреем Левиным и цыганом Хабеданком - это соотношение сил приведет к неслыханным трагедиям в будущем.
В романе прослеживаются две группы персонажей. Первая - здесь главенствующую роль занимает старик Бобровский - состоит из " баптистов, они же немцы... и кое-кто из менее зажиточных кругов... те, кто от них зависит... с этой группой сотрудничают... пастор Глинский, галицийский ландрат короля прусского..., окружной судья Небенцаль..., налоговый инспектор Лабудде, секретарь Бониковский" (1, 251). Вторая группа - " та, что должна бы состоять из поляков-католиков, но вокруг которой неожиданно сомкнулись издольщики и батраки... и адвентисты..., и баптисты, и, стало быть, те же немцы... тетушка Хузе, да отчасти и бабка Вендехольд..., запевала Вайжмантель... наши цыгане " (Там же). Стремясь к исторической правде, Бобровский в беспощадном реалистическом свете воссоздает внешнюю и внутреннюю политику официальной Германии конца XIX века. Он пишет в воспоминаниях, что " действие романа представляет модель межнациональных взаимоотношений" (19, 47). Писатель выявляет суть взаимоотношений немцев с другими народами, имевших место в Германии в 80-х годах XIX столетия, говорит о превосходстве сил всех " дедушек, Каминских, Томашевских" над " Левиными, цыганами, итальянцами". Именно эта правда о немецкой жизни является самым важным аспектом романа в отражении истории народа.
" На примере маленькой деревушки..., для которой... и Бризен уже столица, Бобровский представляет модель немецкого Рейха, который позднее предпримет в 30-40-е годы попытку решать по собственному усмотрению судьбы Европы и мира" (19, 206). На основе этой модели возникает обобщенно-философский аспект проблемы. Главный персонаж романа - это рассказчик, которому полностью открыта жизнь западно-прусской деревушки Неймюль и всех её жителей. Он внук своего дедушки по крови, по происхождению, а по духу - сподвижник, помощник тех, кто не смиряется.
Он разделяет ответственность немецкого народа перед человечеством, он несет свою долю вины: "...Мы повсюду вокруг находим виновных и смотрим на них с осуждением, а сами тем временем, быть может, втихомолку выгораживаем себя" (1, 262). Это одна из самых важных тем произведения. Главный персонаж в 34 пунктах раскрывает ход борьбы дедушки со всеми персонажами " с цыганом, Левиным, с поляками (Низванд, Корринт), с художникам Филиппи, т.е. не только с " чужаками", но и немцами, такими, как Филиппи, олицетворяющими собой новые веяния, новое поколение немцев, не терпящих несправедливость и предательство со стороны таких, как " наш дедушка". Система персонажей в романе " Мельница Левина" является идеальным отпечатком внутринемецких отношений и взаимоотношений немцев со своими соседями в определенный исторический отрезок времени.
Философское осмысление истории, проведение смысловых нитей от последней войны к войнам, давно отгремевшим, что составляет основную тему художественного творчества Бобровского, даёт при исследовании системы персонажей в романе возможность глубже вникнуть во внутренний мир героев. Исходя из этого, можно утверждать, что некоторые персонажи романа как бы озвучивают его ранее созданные стихи на культурно-исторические темы. По-другому, можно сказать, что автор идейную направленность своей поэзии закрепляет в прозе. Своеобразные герои-образы - это и " явления духов". Все пять " явлений" объединяются в нереальную, для живущих в деревушке, Бризене, Штрасбурге и т.д. людей, но в вполне одушевленную для нашего дедушки Иоганна, систему образов. С ними он советуется, берет пример, но делает все равно по-своему. Иными словами, эта нереальная система персонажей раскрывает нам образ дедушки Бобровского.
Образ " истинного поборника права" рассматривается в романе с позиций реалистического мировоззрения, показаны его отношения и с поляками, литовцами, цыганами, и с " Германской верхушкой" в Бризене, и со " своим кругом" в Неймюле; через них немецкая жизнь конца XIX века отображена в ее реальном многообразии. Бобровский совершенно точно передает через главного героя ту ненависть к славянским народам, которые питали его предки, продолжающую жить и в потомках старика Бобровского, в 30-40-е годы XX века. Царит атмосфера враждебного отношения дедушки Иоганна, полицая, ландтага и других немцев к лицам других национальностей. Это будущие члены крайне реакционного, консервативного Пангерманского союза, главный лозунг которого был ориентирован на мировое господство.
Главный герой в романе - типичный " продукт" официальной Германии XIX века. Им движет желание подчинить себе не только " малоимущих", но и немцев, у которых " что-то есть" за душой. " Ничего он не жалел для Глинского, для этой ненасытной утробы. А толку что! Итак, дедушку огорчают брошенные на ветер деньги " (1, 294).
В данном случае с пастором Глинским, скорее всего возможность побыстрее покончить с иском Левина, без всяких проблем, и чтобы при этом не пострадала " честь" старика-хапуги. "...Трое жандармов... идут через всю деревню, входят к Герману и проводят там несколько часов - у моего дедушки они тоже побывали... Дедушка повидал свет - и лишь только видит этих молодцов у себя на дворе, сразу понимает: перед ним Германская империя... стоящая на страже чести Германии... которая... также и дедушкина честь..." (1, 329). Для достижения социального превосходства все средства хороши. Но самое главное - деньги... дать в " лапу", и все будет улажено. Взаимоотношения " истинных" немцев строятся на том, кто больше даст. Круговая порука социально обеспеченных немцев проявляется в эпизоде с судом: " Слушание дела отложено... дедушка не поехал в Бризен. Стало быть, знал, тут, стало быть, все получилось как нельзя лучше: цидулька господина пастора, намек господина Ландрата, фокус господина окружного судьи с перенесением срока, так оно и шло, без сучка и задоринки" (Там же). В конце концов, одними " денежными взятками" дело не сделаешь. А за все надо платить и по большому счету. Даже за то, чтобы остаться почетным старейшиной в Неймюле, это уже после переезда в Бризен, он должен " взять... на себя купальную или крестильную купель... стало быть, деньги". Старик везде платит. Из следующей реплики старика мы узнаем, что и Феллер не остался " за бортом" - " Разве я мало для тебя сделал? Чего тебе еще надо? ...Эх вы! - говорит дедушка. - Утробы ненасытные" (1, 342).
Предок дедушки хотел " нажиться", разбойничал на дорогах, таким образом, он хотел единолично распоряжаться своей судьбой и быть судьбой над всеми (Полеске), но за это поплатился жизнью. Дедушка платит за это тоже. Он дает взятки деньгами, не заработанными своим " потом", а также, как и Полеске, " разбойничьим" путем, только более гибко и хитро, обирая своих же жителей Неймюля, требуя большие деньги на помол. Дедушка Иоганн платит за все вдвойне, он еще подавлен и морально. Властолюбие растлевает человеческую душу. Это очень опасно. Через «явления духов» в роман приходит реальная история, реальные события и исторические лица: вымысел наслаивается на подлинную историю. Во встрече со своими предками, пусть даже это происходит во сне, ощущается эффект исторического присутствия. Здесь он беседует и с древними божествами (" пятое явление духов" ), и со своим дедом, отцом, о чем говорят первое, второе, четвертое " явление духов". На примере личной судьбы дедушки, его связей с минувшими веками и событиями, писатель возвращает нас в реальное прошлое Германии. А для дедушки - это возвращение в прошлое его предков. Говоря о происхождении старика, писатель знакомит читателя еще и с исторической судьбой Германии. На самом же деле в шляхте все были равны от рождения, но равны по социальному признаку. А наш дедушка по происхождению польский шляхтич. Значит, фактически он не немец, а притом из кожи лезет, всюду подчеркивая свою " немецкость". Именно так Бобровский указывает на сомнительность " немецкого права" дедушки, смеется над ним.
Предки шляхтичей были потомками князей, то есть класса имущих. То, что касается его далеких предков дедушки, то в этом ему равных нет. Свои исторические корни он знает хорошо. Прошлое помогает ему жить, дедушка Иоганн извлекает из него уроки, выгодные для его собственнической позиции. Зачем ему сидеть в засаде и ждать, когда пройдут мимо " золотые караваны", как это делал Полеске и его " разбойничья шайка" в 16-ом веке, он (старик) вместо этого в темноте ночи спустит запруду... И.Бобровский видит в своем главном герое, старике Иоганне, далеко не глупого, хитрого человека, хорошо знающего, что ему надо.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 751; Нарушение авторского права страницы