Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Формирование нравственного мира писателя И. Бобровского.



 

Иоханнес Бобровский родился в 1917 году, в Тильзите, в одном из городов тогдашней Восточной Пруссии, близ литовской границы. Родители отца будущего писателя были крестьянами в Растенбурге, где он и посещал гимназию. В литовских деревнях, где рядом жили поляки, немцы, литовцы, цыгане, русские, евреи, в пограничной области он провел свое детство, полюбил притягательную по-своему природу Мемельского края.

Поездки в Мемельскую область к бабушке не прекратились и после переезда в Кенигсберг, в 1928 году. Подолгу гуляя со своей бабушкой по окрестностям деревни Вилькишкен-Мотцишкен, по берегам речки Юры, Иоганнес проникся чувством большой любви к природе этого живописного уголка литовской земли.

 

Бабушка будущего писателя, урожденная Хузе, авторитетная во всех жизненных вопросах в литовской деревне, обладала уникальными знаниями «таинственной» флоры и фауны Мемельской области.

 

Ее связь с природой, ее обширные знания о природе и частые общения со своим внуком помогли начинающему филологу уже в первых его поэтических работах достоверно передать чарующую красоту таинственного края. " Через природе родного края, края

моего детства и юности я пришел к своей теме. Тема очень проста: отношение немцев к восточным соседям отягощено непониманием и виной по отношению к ним. И как мне кажется средствами стиха я смогу правдиво раскрыть свою тему, рассказать своим землякам о лично пережитом со славянами, русскими, поляками" - вспоминал позже

И.Бобровский (19).

 

Продолжительное общение со своими земляками, среди которых и поляки, и немцы, и литовцы, цыгане, евреи, оставило глубокий след в душе Иоганнеса. Эти люди говорили на смеси разноязыких слов и прекрасно понимали друг друга, ладили между собой, их объединяла природная чистота помыслов, народная разноязыкая музыка, их объединял труд и народная естественная мораль. Выросший в таком естественном гармоническом мире, Иоганнес всем своим существом всегда тянулся туда, где прошли его детские годы, стремился воплотить это в своем раннем поэтическом и более позднем творчестве.

 

Ранние стихи Бобровского говорят о чистоте, загадочности, неизведанности природы, они объединены целостной и отчетливой поэтической концепцией. Важнейшее место в ней занимает мотив детства, воспоминаний о прошлом, когда поэт " иволгу слушать любил" (" Детство" ). Тема возвращения к чистому истоку детства звучит с таким постоянством, силой и интенсивностью в творчестве Бобровского. Природа и детские впечатления заложили основу его поэтического мира. Еще важнее, что изначальная, присущая детству гармония с природой и людьми выступает у Бобровского как живой прообраз будущей национальной и социальной гармонии, " времени без страха", как живая антитеза миру фашистского насилия.

 

Школа жизни в городе немецких гуманистов И.Канта, И.Г.Гердера, И.Г.Гаманна, традиции гуманистической школы " А^асИкпфрИоГ, процесс обучения, ориентированный на изучение старых языков XVII- XVIII веков - положили начало формированию исторического мировоззрения Иоганнеса Бобровского. Знание греческого, латинского языков и попутное изучение грубого диалекта восточнопрусских крестьян, владение " изящным" и в то же время разговорным языком крестьян Восточной Пруссии дало возможность использовать это в своих прозаических работах, в полной мере осмыслить исторические памятники как античной, так и национальной литературы, возможность глубже познать историю Германии. Пришло осознание того, что искажение национальной истории имело место уже на протяжении многих веков, начиная с " деяний рыцарей Тевтонского ордена", и продолжается в современной Бобровскому фашистской Германии.По этому поводу Бобровский сказал: « Сколько безвинной крови пролито в многолетних войнах, уже в 13 веке в походах германских рыцарей взяла свое начало трагедия немецкого народа... правда о ней умалчивалась или значительно искажалась на протяжении веков в угоду существующей власти» (185).

 

История родного края, философские искания и убеждения родственных по духу земляков-предшественников, Гердера и Гаманна, заставили юного Бобровского вплотную заняться проблемами, волнующими не одно поколение. Причина столь ревностного стремления узнать свои истоки, историю своего народа кроется в желании ответить на мучающие его вопросы. Одно было ясно - сложности создают сами же люди, с их неуемной жаждой власти, пренебрегая другими народами, но выделяя свою, в данном случае, немецкую нацию, как они сами называли, " великогерманскую" нацию.

 

Молодому Бобровскому было непонятно, как же горстке людей, " великогерманцев", удалось подчинить себе сознание и умы большей части человечества.

 

Образцы гуманной жизни в историческом прошлом своего народа, борьба за свободу и равноправие, народные традиции дружбы, добрососедства, интернационализма - вот те силы, которые помогут ему в будущем бороться против искажения национальной истории. С помощью " пера" он передает свои чувства, мысли и пути преодоления сложного противоречивого этапа жизни для каждого мыслящего человека в условиях фашистской Германии.

 

Увлечения и интересы юноши-гимназиста были многогранны: первые шаги в поэтическом творчестве, в живописи, игра на органе произведений немецких классиков (И.Бах, Г.Шюц). Воспитанников гуманитарной гимназии больше тянуло к произведениям Гаманна, чем к обязательным учениям Канта, как того требовала школа. Очевидно знакомство юношей с такими работами немецкого философа, как " Aesthaetica in nuce", где Гаманн изложил свое понимание поэтического образа, " Крестовые походы филолога" (1762), способствовали возникновению, а затем и развитию интереса И.Бобровского к национальной поэзии, к непосредственному знанию мира. Все больше и больше росло желание поближе познакомиться с многоярусной национальной культурой.

 

Об активной жизненной позиции молодого Бобровского говорит тот факт, что в годы учебы в Кенигсберге он сблизился с кругами христианского антифашистского Сопротивления и разделял взгляды лютеранской " оппозиции", выражавшей свое несогласие с " расовыми законами третьей империи", с поруганием прав человека. Кенигсбергский период жизни - период действенной гражданской позиции молодого Бобровского, которая с годами напряженных духовных исканий переросла в мировоззрение зрелого писателя, гражданина с окрепнувшими убеждениями и историческими взглядами. Сама жизнь дала исчерпывающие ответы на возникшие еще в юности вопросы, указала на тот творческий путь, который прошел И.Бобровский.

С переездом в Берлин (1938 год) круто изменилась жизнь И.Бобровского. Планы - изучение истории искусства и германистики в Берлинском Университете - были разрушены действиями правительства третьего рейха. В 1939 году (год начала II мировой войны) он призывается солдатом в армию нацистского вермахта и принимает участие в акте агрессии против Польши.

 

Солдат Бобровский попадает на Восточный фронт, чувствует вину перед русским народом, ему становится стыдно за " немецкие победы", боль чужого горя он чувствует как свою. Бобровский как гражданин своей Родины " болел" за немецкий народ, от имени которого фашисты творили бесчинства, бесцеремонно вторгаясь в жизнь государств и народов Польши, Франции, России. Новоявленные " хозяева" жизни пропагандировали ненависть к представителям всех наций, особенно к славянам, выделяя немецкую нацию как избранную.

 

Пропагандировавшие превосходство германской нации представители новой власти были ненавистны солдату-антифашисту. Короткая остановка германских войск, в которых служил Бобровский- солдат, на маленькой станции Астахово (место смерти Льва Толстого) послужила поводом для серьезного самоосмысления, осуждения " своего вынужденного" пребывания на российской земле.

 

В эти годы (1939-1945), годы службы в рядах германского вермахта, происходит глубокое переосмысление происходящего и предыстории фашистской агрессии в Восточной Европе. Шаг за шагом познавалась жизнь, получившая точное поэтическое отражение в романе " Мельница Левина". Лирическим предшественником романа явилось возникшее в связи с ним в октябре 1956 года стихотворение " Латышские песни": " Мой отец - ястреб./дедушка волк./Прадеды - разбойничья рыба морская./ Я, безусый чудак, /вдоль забора шатаясь от усталости бреду, /с грязными руками/ задыхаясь, ягненок в лучах зари" (20, 229). Строчки " Латышских песен" говорят о мучительном чувстве вины, которое Иоганнес испытывает по отношению к славянскому народу, потому что совершенно несовместимы в его понимании ландшафт европейского востока, менталитет славянских народностей, наконец, славянские культурные традиции и черная сила разрушения, унижения, уничтожения, смерти, которую несут с собой войска германского вермахта. Зимой 1941-1942 гг. ему было позволено прервать свою военную службу для изучения в Берлинском Университете истории искусства и германистики. Однако закончить свое образование Бобровский не успел, он был вновь призван на восточный фронт.

В 1945-1949 гг. - годы плена в Советском Союзе, где он работал шахтером в Донецке и посещал антифашистскую школу. В России он выбирает для себя новый путь, осмысливает уроки прошлого: " На улице поют товарищи: " Когда мы зашагаем бок о бок" ... мне необходимо подумать о прошлом - и так же, как стать совсем другим человеком, с крепкими убеждениями. Исключить последние годы - это немыслимо. Во мне возникает постоянная потребность заняться жгучими проблемами человечества и своей Родины" (164, 230). И с полным на то основанием он говорит при освобождении из советского плена: "... здесь я не потерял ни одного дня, так как посвятил себя одной задаче, которую я обязательно должен претворить в жизнь: бороться за счастье моей Родины, за счастье других народов" (там же).

 

Счастье своего народа, возрождение богатой традициями немецкой культуры, он видит в тесном сотрудничестве с другими народностями, и прежде всего, со славянскими.

Долгие, полные " открытий" и разочарований десять лет войны и советского плена (1939-1949) заставили его проследить историческую причинность происходящих событий после разгрома фашистской " империи" в Германии, обобщить свой личный опыт, осмыслить исторический опыт немецкого народа во II мировой войне. На войне, в Донецкой шахте крепли его антифашистские убеждения.

 

Возвратившись из советского плена, Бобровский пытается разобраться в сложных процессах общественного развития послевоенной Германии, разделенной на два отдельных государства.

 

В 1950 году он начинает работать лектором берлинского издательства Лусии Гросцер. Переиздает в этом издательстве " Древние сказания" Густава Шваба, перерабатывает " Народную книгу о Гансе Клауерте" сказочном Уленшпигеле. С 1959 года возглавляет лекторскую работу по беллетристике издательства " Союз". В 1962 году получает премию королевы Альмы-Иоганны в Вене, позднее премию " группы 47" за 1962 год. В 1964 году роман " Мельница Левина награждается премией Немецкой Академии Искусств имени Генриха Манна. До самой своей смерти, 2 сентября 1965 года, И.Бобровский работает в издательстве " Союз".

Выступал ли Бобровский сторонником церкви, исповедующей сопротивление против фашизма, был ли в контакте с окружением Ганса Иванды (лидер христианского антифашистского движения «Bekennende Kirche»): впечатления, события военной и послевоенной поры были наполнены одной задачей: поделиться с соотечественниками своими знаниями и опытом непосредственного участника трагических событий в Восточной Европе. " Впечатления о Советском Союзе, войне. Годы, заполненные работой в плену, горнорабочий в шахте Донецка... за это время возникло большое количество социалистических государств. Я живу в одном и них" (20).

 

Жизненный путь писателя и его творческие искания - это одно целое, подпитываемое сложным, противоречивым историческим мировоззрением, берущим свои истоки, на пограничной, немецко- польской земле.

 

Творческий путь писателя составляет отрезок времени в тринадцать с небольшим лет. Бобровский пришел в литературу уже, можно сказать, зрелым человеком. Не следует, конечно, забывать и его юношеские поэтические работы в гимназические годы, и на озере Ильмень у стен Новгорода, на русской земле.

 

О том, что Бобровского и в годы советского плена не покидала мысль о литературном творчестве, говорит его воспоминание: "... В плену я прочитал в первый раз попавшееся в газете стихотворение Петера Хухеля... И в 1952 году я познакомился с ним, послав мои первые стихи; он был первым, кто признал мои стихи и вселил в меня уверенность" (19).

Редакторская работа в детском издательстве и последующая общественная деятельность Иоганнеса Бобровского подвела к кульминационному моменту его жизни: он вплотную занялся темой " Немцы и восточные соседи". О себе он пишет: " Вернувшись в Германию после плена, лишь в 1952 году я вновь обратился к более свободной форме, содержащей строфы греческой оды. Одной из причин, побудившей меня вернуться к литературной деятельности, было обогащение военными и послевоенными впечатлениями" (там же, с.69). Сначала это " возвращение" воплотилось в его поэтических сборниках. В интервью немецкому телевидению И.Бобровский говорит о том, как он пришел к теме " Немцы и народы Восточной Европы": стремление " разрушить отягощенное непониманием отношение немцев к их восточным соседям на протяжении многих веков немецкой истории (19).

 

Многолетняя пропаганда германскими фашистами ненависти к разноязыкому - польскому, русскому, литовскому - народу сделала свое дело. Молодое поколение немцев было незнакомо с историей взаимоотношений немецких и славянских народов, и поэт пытается средствами стиха пробудить симпатию у своих земляков к народам Восточной Европы. Он указывает на пусть даже косвенную вину немецкого народа по отношению к литовцам, русским, полякам.

 

Будучи знакомым со славянскими языками и славянской поэзией, Бобровский сообщает немцам новые знания о традициях культуры других народностей. Но это, по словам самого писателя, не значит воздействовать на читателя большим количеством рецензий и литературно-критических статей, а опираясь на личный жизненный опыт, рассказать о славянской культуре и ее традициях, что и делает И.Бобровский. Свое назначение он видит в том, чтобы быть посредником между славянской и немецкой культурой. В этом, он был убежден, ему помогут литовские, латышские, русские, польские песни, стихи словацкого поэта Петра Безрука, сербского поэта Якуба Барта, творчество литовского священника Кр. Донелайтиса, написавшего свои идиллии литовским гекзаметром еще до Клопштока, личность которого уникальна и малознакома для современников Бобровского.

 

 


Поделиться:



Популярное:

  1. II глава Немецкая история в романах И. Бобровского.
  2. IV. Христианское (этическое) мировоззрение: высшее благо – в Боге; отречение от мира; цель жизни – в исполнении заповедей Божиих; добро и зло; нравственное чувство; праведники и грешники
  3. XIII. Формирование и обнародование рейтингового списка и списка абитуриентов, рекомендованных к зачислению
  4. А.Каревский. Униформологический портрет адмирала А.В. Колчака.
  5. Абсорбционные ткани. Формирование, строение и выполняемые функции.
  6. АДМИРАЛ РЕШАЕТ ТРУДНУЮ ЗАДАЧУ
  7. Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
  8. Актуальность ГЛПС определяется расширением ареалов природных очагов, ростом заболеваемости, формированием тяжелых форм с высокой летальностью и большими экономическими затратами.
  9. Анализ деятельности и формирование критериев оценки кандидатов
  10. АСФ Аварийно-спасательное формирование
  11. Атомные электростанции мира и России.
  12. Библия как достояние мировой культуры и как инструмент уникального видения мира


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь