Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Использование локализации в пространствеСтр 1 из 9Следующая ⇒
Следующий аспект гипноза касается ориентации в пространстве. Наблюдая способность субъекта быть дезориентированным в пространстве и во времени, гипнотизер учится воспринимать пространство и время как субъективные переживания. Находясь в гипнотическом состоянии, человек может сидеть в одной комнате и думать, что сидит в другой. Он может сидеть посредине комнаты и при этом видеть себя из угла этой комнаты. Находясь в определенной временной точке, он может считать, что это совсем другая временная точка, и что гипнотизер - совсем другой человек. С опытом к гипнотизеру приходит понимание того, что люди ори- ентируются в пространстве и времени с помощью звуковых и визуальных признаков, и что изменение этих признаков может изменить ориентацию человека в пространстве и во времени. Именно благодаря этому опыту Эриксон в работе с семьей учитывает, как может измениться поведение каждого из членов семьи, если изменится их положение в пространстве. Гораздо в большей степени, чем большинство семейных терапевтов, Эриксон был склонен к тому, чтобы менять членов семьи местами в процессе сеанса, а также к тому, чтобы приглашать их к себе на прием в самых различных сочетаниях. Сам он говорил так: «Koгдa я встречаюсь с семьей, я могу работать сразу со всеми, но вместе с тем я оставляю за собой свободу отправить кого-то из членов семьи домой, а кого-то оставить у себя в кабинете. После того как они заходят в кабинет и рассаживаются, я вроде бы случайно упоминаю о том, что вот, мол, отец сидит на этом стуле, а мать на другом стуле, сестра сидит здесь, а брат - там. Упомянув об этом, я определяю их географически. Каждый из них на этой встрече занимает свою пространственную позицию. Когда я обращаюсь к ним, я обращаюсь к определенной части пространства, а остальные при этом слушают. Когда человек обращается ко мне, другие тоже молча слушают. Такое разделение пространства на части предотвращает вмешательство в разговор между мной и другим членом семьи, что жестко заставляет каждого приобретать более объективный взгляд на проблему, Если я отправлю кого-то из кабинета, например, мать и ребенка, то я могу осторожно переместить отца в кресло матери. Или же, если я отсылаю ребенка, я могу посадить мать на его стул, по крайней мере, на время. Иногда я комментирую это так «Теперь, когда вы сидите там, где сидел ваш сын, вы имеете возможность понять его гораздо лучше». Или: «Если вы сядете туда, где сидел ваш муж, то это, возможно, поможет вам понять, как он воспринимает меня». Через несколько сеансов, проведенных со всей семьей, я меняю всех членов семьи местами, так что там, где раньше сидела мать, теперь сидит отец. Группировки внутри семьи остаются, но они преобразованы, к чему вы и стремились, желая изменить семью». Все это не только напоминает гипнотические приемы, но находится с ними в теснейшей связи. Шаги, которые Эриксон намечает в работе с семьей, таковы: первый состоит в определении позиции человека в терминах его позиции в пространстве; на второй стадии надо изменить эту позицию так, чтобы он изменился вместе с ней. Подобно этому, работая с сопротивлением в гипнозе, Эриксон многообразно обозначает и акцентирует сопротивление, как нечто локализованное в пространстве. Он мог, например, сказать: «Вы можете обнаружить, что, сидя в этом кресле, вы сильно сопротивляетecь». Затем он просил человека пересесть в другое кресло, оставляя сопротивление на старом месте, где оно возникало.
Подчеркивание положительного
В конце девятнадцатого века поток идей, связанных с «бессознательным», разделился на два направления. Зигмунд Фрейд считал, что бессознательное состоит из аморальных идей, стремящихся прорваться в сознание. Его психотерапевтический метод был построен на недоверии ко всему, что рождается вне сознания и рационального понимания. Другой комплекс идей, принадлежащий в основном гипнотизерам, характеризовал бессознательное как положительную силу. Эта сила может устроить все так, что человек сделает для себя самое полезное из того, что он мог бы сделать. Поэтому гипнотизеры склонялись к тому, что следует позволять бессознательному выражать себя в жизни человека. И Эриксон склонялся именно к такому ходу мысли. Как при использовании гипноза, так и при работе с семья- ми он подчеркивал положительные моменты в поведении человека. Это основывалось на положении о существовании внутри человека естественной тенденции к развитию, а также на том, что в случае подчеркивания положительного пациент с большей охотой будет сотрудничать с психотерапевтом. В отличие от психодинамически ориентированных терапевтов, чьи толкования направлены на проявление отрицательных агрессивных чувств и поведенческих реакций, Эриксон переформулирует действия человека, превращая их в положительные. Он не преуменьшает трудности и проблемы, но находит в них такой аспект, который можно использовать для улучшения функционирования личности или семьи. Вместо того чтобы предполагать наличие в подсознании агрессивных сил, которые надо вывести наружу, он, скорее, предполагает существование бессознательных позитивных сил, которые надо освободить для того, чтобы личность продолжала развиваться. Работая с супружеской парой или семьей, Эриксон не сосредотачивался на неадекватных способах взаимодействия, но находил такой аспект их отношений, который являлся ценным и который можно было укрепить и расширить. Я думаю, что это сосредоточение на позитивном берет свое начало непосредственно в его опыте гипнотизера.
«Посев» идей
Наводя гипнотическое состояние, Эриксон любил «сеять» или внедрять определенные идеи, а затем развивать их. Он подчеркивал определенные мысли в начале взаимодействия, чтобы впоследствии, когда ему понадобится определенная реакция, у него уже были бы предпосылки для ее получения. Также и в работе с семьями, уже на стадии сбора информации Эриксон вводил определенные идеи. Впоследствии, в подходя- щей ситуации, он мог развить их. Именно так и гипноз Эриксона, и его психотерапия приобретали непрерывность: в процесс постоянно вводилось что-то новое, но внутри определенных рамок это новое могло быть увязано с тем, что было сделано раньше.
Расширение отклонения
Для Эриксона характерно, что сначала он пытался добиться определенной гипнотической реакции, а затем развивал ее, расширяя до тех пор, пока не добивался цели. Он часто предостерегал гипнотизеров от попыток достичь слишком многого за очень короткий срок, рекомендуя вместо этого принимать то, что предлагается, и усиливать это. И для paботы Эриксона с семьями также характерно стремление к минимальному изменению, а затем его последующее расширение. Если изменение было введено в критическую область, то, хоть оно и казалось минимальным, оно могло изменить всю систему. Иногда Эриксон использовал аналогию дыры в плотине - эта дыра не должна быть такой уж большой, чтобы вскоре вся структура плотины сильно изменилась. Семейные психотерапевты все яснее осознают тот факт, что они пытаются изменить систему, внутри которой определенные стереотипы повторяются и, значит, являются стабильными. Тут представляются правомерными два подхода. Первый заключается в том, чтобы расшатать систему, и тогда она, стремясь вернуться к состоянию стабильности, начнет использовать другие стереотипы взаимодействия. Другой подход состоит в том, чтобы выбрать один признак системы и изменить его, а затем расширить изменение, пока система не потеряет управление и не будет вынуждена создать новый набор стереотипов. Эриксон порой использовал и кризисное вмешательство, но гораздо чаще он производил минимальное из- 43 менение в функционировании, расширяя затем его до тех пор, пока не проявлялись желаемые преобразования во всей системе. Такой же подход использовался Эриксоном и для усиления гипнотической реакции субъекта.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы