Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Стилистические предметные маркерыСтр 1 из 17Следующая ⇒
Жесты, акцентирующие предметную модальность — движения кистями, стопами, отдельными пальцами (например, фига), завершающиеся резкой остановкой руки в воздухе или на материальном предмете (например, хлопанье ладонью по столу, по плечу партнера или своему бедру, прижимание руки к сердцу). Характерный «предметный» жест — последовательное сгибание пальцев при счете «раз, два, три...» Предметные интонации — часто отрывистые и понижающиеся, конкретные, «приземленные». — Мне нужны ягоды: (приземленно) черешня, клубника, малина. (пред) — Принеси мне, пожалуйста, (опуская тон голоса) нож. (пред) Пословицы и фразеологизмы под покровительством Предметного архетипа: Се бук, се платье, се квашня, се хлебы, се ребенок плачет. На людей, что на Бога, на себя, что на черта. Ни дна тебе, ни покрышки. То да сё. Либо сена клок, либо вилы в бок. Упражнение. Вспомните известные вам пословицы и фразеологизмы в предметной модальности. Упражнение. Подумайте о фоновых предметных маркерах — существуют ли они? Упражнение. Приведите дополнительные примеры синтетических, качественных и предметных маркеров. Упражнение. Придумайте а) синтетическую, б) качественную и в) предметную реплику для каждой из следующих ситуаций, а также для пяти ситуаций по вашему выбору. 1. Представление старого друга в молодежной компании. 2. Приветствие начальника утром в понедельник. 3. Приветствие секретарши утром в понедельник. 4. Просьба принести кофе в постель, обращенная к жене. 5. Заявление об уходе с работы на час раньше времени по личным причинам. Упражнение. Придумайте для следующих диалогических ситуаций и пяти ситуаций по вашему выбору диалоги из двух реплик в модальностях: а) син — син б) син — кач в) син — пред г) кач — син д) кач — кач е) кач — пред ж) пред — син з) пред — кач и) пред — пред. 1. Предложение любимому сыну обратить внимание на потребности матери. 2. Извинение перед страшим братом по случаю опоздания на встречу. 3. Просьба к начальнику отложить срок исполнения задания по уважительной причине. 4. Упрек несправедливый эмоциональный к кукле. 5. Обвинение справедливое дочери в создании хаоса. Упражнение. Определите триадические модальности следующих письменных фраз и устных трансляций (последние ниже начинаются с тире), а также пяти трансляций по вашему выбору. Укажите триадические маркеры. 1. Вся наша жизнь — игра в глазах Господних. 2. И повлекся я по дорогам, предначертанным мне судьбою. 3. — Ну бессилен я перед тобой, бессилен! 4. — Кузьма провалил экзамен. 5. — Василиса! 6. — И, Любомир, представьте теперь мое положение! 7. — А совесть у вас, Варвара, есть?! 8. И, представьте, улетает наш любимец Тарик в небо... и — навсегда. 9. — (демонстрируя партнеру комбинацию из трех пальцев) А вы, извиняюсь, дулю когда-нибудь видели?! 10. — Ну, в накладе ты не останешься, ты-то. 11. Собирайся, дорогой, собирайся. 12. А я на верхней полке лежать люблю. 13. — Извините, Иван Ефремович, ну пожалуйста извините. 14. — А вот, знакомьтесь, наш лучший специалист по кражам, юрист с грандиозным опытом, известный во всей нашей области — сам Рафаил Фалалеевич! 15. — Нет, никогда вы от меня этого не дождетесь! 16. — А вы, Акулина Терентьевна, постарайтесь, поспешите. 17. — Какой же ты, оказывается, у меня ничтожный! 18. — Ну нету их у меня — ни гвоздя, ни шурупа единого! 19. Испытание сменялось испытанием, и конца им видно не было. 20. Воплощаясь в человеческом мире в виде аватара, Вишну привлекает к себе внимание многочисленных демонов и поражает их беспощадно. 21. — А я тебе говорю: Савелий это, точно Савелий! 22. Не ведут туда ни торные дороги, ни даже тропинки. 23. А у окна в горшке трудно не заметить огромный... (показывает руками) кактус! 24. — У нас этой кровососной живности, увы, много — особенно этих... как их... (вспоминает) мошк и ! Упражнение. Определите триадические модальности следующих трансляций и пяти трансляций по вашему выбору. Укажите триадические маркеры. 1. — Утроба твоя ненасытная! 2. — Ох! 3. — Беги скоренько по дороженьке, по стежкам-тропочкам, до самого моря. 4. — Сладкие речи ведете, Леонтий Платонович, чудные такие да непонятные! 5. — Стоп! 6. — Ты что, Парамон, вчера на свет родился? 7. — Ты, Антонида, точно кукушка что ни день все одно кукуешь. 8. — Вот и природа нам о том же шепчет... 9. — Ну ты, Эраст, гусь! 10. — А ты поутру по росе босиком по травке походи — зелененькой, мяконькой, свеженькой да холодненькой. Упражнение. Модифицируйте следующие трансляции так, чтобы они приобрели: а) синтетическую модальность, б) качественную модальность и в) предметную модальность. 1. — Я тебя жду. 2. — Вчера заходил ко мне Климентий. 3. — Ну, не знаю. 4. — А вот этого не надо. 5. — Неужели вы правда так обо мне думаете? 6. — Кому смешно — мне не смешно. 7. — А что, если прямо сейчас — и в реку? 8. — Ваше рассуждение представляется мне не совсем обоснованным. 9. — А Царь-пушка так ни разу в своей жизни и не выстрелила. 10. — Язык — душа народа. 11. — Как ты ни крути, как ни верти, а замуж выходить все равно придется. 12. — Ученость древних греков существенно уступала нашей, но о них потомки помнят и через две с лишним тысячи лет, а кто вспомнит о нас через два десятилетия? 13. — Хи-хи. 14. — Помнишь ли ты наши встречи в Крыму? 15. Священная чаша — куда более древний символ, чем клинок — знак примитивного мужского доминирования. 16. — Кушай, сыночек, кашку. 17. — А теперь было бы хорошо услышать мнение начальника территориального отдела. 18. Вечерело. 19. Разумный человек не станет преодолевать лишние препятствия. 20. — Мы с тобой не сходимся по слишком многим параметрам. Пример. 1а) Я тебя жду. (син) Я тебя жду. Я, Пров Платонович. (син) Я тебя жду, как серый гусь свою суженую. (син) 1б) Я тебя жду-жду, жду-жду. (кач) Я тебя жду милого, нежного-любимого, до боли желанного. (кач) 1в) Я тебя жду, моего птенчика, моего соколика-голубка, рыбоньку-зайчика. (пред) Упражнение. Ответьте на следующие обращения и на пять обращений по вашему выбору: а) в синтетической модальности, б) в качественной модальности и в) в предметной модальности. 1. — Как вас зовут, прекрасная незнакомка? 2. — Расскажите о своей жизни. 3. — Полюбуйтесь на этого идиота! (жест в сторону начальника) 4. — Думай долго — делай быстро — так-то вот, друг Пантелеймон! 5. — А что бы тебе, Анфиска, не слетать на базар? 6. — Мне, Трифон Федотыч, штучки твои поперек горла стоят! 7. — В Питер, что ли, податься на старости лет?.. 8. — Вводить в России западные порядки — идея не новая и столь же безнадежная! А у вас иное мнение? 9. — Приглашаю вас, Ладимир Святославович, в гости в наши края, чуть восточнее Енисея. 10. — Шустрик! Не гавкай на посторонних кошек, хотя бы по ночам! Пример. 1а) — Бронислава. (син) — Как родители нарекли. (син) — Никак. (син) 1б) — У, какой любопытный! (кач) — Зовут, зовут, да все не дозовутся. (кач) 1в) — А еще что спр о сите: про глазки да ушки, коленки да ножки? (пред) Упражнение. Сочините по небольшому рассказу на каждую из следующих тем (из жизни школьников) в трех модальностях: синтетической, качественной и предметной. 1. Как я с собакой Шустриком на реку ходил. 2. Как меня учителя в школе учить пытались. 3. Как меня подружки обижали. 4. Как меня мальчишки на прочность испытывали. 5. Как я сырники готовил. 6. Как я маме носовой платок на 8-е марта вышивала. 7. Как я квартиру пылесосил. 8. Как меня папа пристыдил. 9. Как я глупо к прохожим приставал. 10. Как я маминой косметикой себе макияж делала, и что из этого получилось. Пример. Рассказ «Как я с собакой Шустриком на реку ходил». а) Шустрик — мой друг. А я — его хозяин. Мы с ним — не разлей-вода. Пошли мы вчера на реку. Погода была хорошая. Дождь лил как из ведра. Я прыгал по лужам. Шустрик лаял на коров. Река вышла из берегов. Но коровы не испугались ни реки, ни Шустрика. А потом нас нашел папа. Он долго ругался и гремел, как гром из тучи. А мама дома все глаза проплакала. (син) б) Я своего Шустрика очень люблю, просто необыкновенно. Он такой лохматый, звонкий, прыгучий и непоседливый. И вот вчера мы с ним решили прогуляться, отдохнуть, разные места посетить. У нас ведь река недалеко протекает — небольшая, быстрая, холодная такая, извилистая. Ну, и прямо с утра пошли мы — я бегу, а Шустрик прыгает, лает, веселится. Ну, тут и дождь пошел — слабый сначала, а потом сильный, теплый такой, мокрый, тоже веселый и задиристый. А навстречу нам шли коровы — большие, коричневые, белые, серые, рогатые и безрогие, мокрые такие. А у реки злой, мокрый, расстроенный папа нас нашел — и ругался, ругался, ругался...Оказывается, мама нас дома все ждала и ждала, и очень беспокоилась и рыдала. (кач) в) Я своего Шустрика очень люблю — особенно лапы, шею и хвост. А еще у него есть шерсть и нос, а также уши и морда. А вчера мы с ним на реку пошли, по полю сначала, через мост, по дороге, потом еще по другой дороге, через овраг и за ручьем через лесок и поле. И там коров видели, телят, быков и телок. А потом пошел дождь, и ливень, и почти град, и потоки воды, и река стала речищей, и тут откуда ни возьмись — папа. И отвел он нас домой, к маме, к чаю с вареньем из вишни и пирогу с капустой.(пред) Упражнение. Ответьте на следующие обращения протагониста так, чтобы ему стало ясно, что вы восприняли его реплику: а) в синтетической модальности, б) в качественной модальности и в) в предметной модальности. Аналогичное задание для пяти обращений по вашему выбору. 1. — Я тебе принес щенка, Виринея. 2. — Варвара, сегодня хорошая погода. 3. — Неужели вам, Кириак, во мне ничего не нравится? 4. — Пора садиться за уроки, Виля! 5. — Совсем плохо тебе, Нафанаил? Пример. 1а) — Мудрая мысль, Рафаил. 1б) — Принес?! Лучше бы сказал: приволок! 1в) — Какого еще такого щенка?! Упражнение. Сочините по три сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны выступать в следующих модальностях: а) протагонист — пред, партнер — кач; б) протагонист — кач, партнер — син; в) протагонист — син, партнер — пред. 1. Импресарио Антоний (протагонист) уговаривает звезду эстрады Клависсию ехать на гастроли в приполярный город Заможай. Звезду пугают, однако, морозы и белые медведи. 2. Агент-риэлтер с покупателем осматривают сельский дом с участком. Покупатель интересуется и капризничает. 3. Онисифор Онуфриевич — начальник туристического агентства «Ниагара» — посылает своего сотрудника Протаса в Центральную Африку для проработки будущего тура. Протасу ехать не хочется и он отговаривает начальника, предлагая свои варианты. 4. На дороге у женщины ломается автомобиль. Она голосует и просит водителя остановившегося грузовика ей помочь. 5. Фауст пытается дать поручение черту Мефистофелю. Черт под разными предлогами отговаривается. Упражнение. Сочините сценки на следующие темы и на пять тем по своему выбору. Герои сценок должны выступать в предписанных модальностях. Затем напишите новые сценки на те же темы, сменив модальности, но сохранив позиции, используемые героями: син — на кач, кач — на пред, пред — на син. 1. Три мудреца: Питирим (син), Мокей (кач) и Климент (пред) — спорят о карме: как она проявляется в человеческой жизни и как ее лучше отрабатывать. 2. Влюбленный в Сусанну (кач) Ерофей (син) приводит девушку знакомиться со своей мамой Акулиной Мануиловной (пред). 3. Диван (син), обеденный стол (кач) и торшер (пред) холостяка Викт о ра в его отсутствие разговаривают о необходимости женить своего хозяина и обсуждают возможную кандидатуру — его старую знакомую Кларису. 4. Первобытный воин Зуб Мамонта (пред), его жена Цветок Зари (кач) и их шестилетний сын Меткая Стрела (син) обсуждают планы на воскресенье. 5. Шах Абдулла (син) сообщает своим женам Зульфии (кач) и Зареме (пред) о своем новом увлечении — девушке по имени Гюльчатай. Жены интересуются, дают советы. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 428; Нарушение авторского права страницы