Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Реклама беспроигрышной лотереи
...Я всегда умиляюсь, когда вспоминаю эту историю. О том, как ко мне однажды пришел парнишка лет семнадцати. И, сжимая в потной ладошке деньги (вообще-то недостаточные для оплаты моих услуг, но, в конце концов, что ж я — не человек? ), попросил создать часть, умеющую ТАНЦЕВАТЬ. Выяснилось, что у него послезавтра выпускной вечер. На котором он страсть как хотел бы вести в танце девушку, которая ему нравилась. Но вот научиться танцевать он так и не удосужился. Хотя много раз наблюдал — и воочию, и по телевизору — как это делают другие. Так вот, с помощью далее описанной процедуры мы всего за два терапевтических часа (можно было бы и быстрее, но я решил подстраховаться) создали у него, во-первых, часть, которую он окрестил Махмуд Эсамбаев (был в СССР такой великий танцовщик чеченской, кстати, национальности), и которая как бы «заведовала» танцевальным талантом вообще, а, во-вторых, отдельные части для вальса (Андрей Болковский), танго/фокстрота (Рудольфо Валентине) и чего-то быстрого и неудобоваримого, название коего я просто не запомнил (современные танцы ну никак не входят в сферу моих интересов), но за что отвечал почему-то Элвис Пресли. Дня через три он (этот самый парень) позвонил мне и сообщил, что на выпускном вечере был признан едва ли не Королем Бала... В принципе, в том, что касается создания новых частей нет ничего нового или необычного. Так как вся наша жизнь и есть такое создание. Все новых СЕС. Позволяющих бессознательно выполнять все новые функции. Когда-то в глубоком детстве, учась ходить, вы сначала совершенно сознательно пытались контролировать каждый свой шаг. А потом, после появления соответствующей части, начисто перестали осознавать то, как именно вы ходите. Оставив сознанию ответ только на один вопрос: куда? На пороге школы так же сознательно учились писать (лично я — с ужасом и мучением). А научившись (сформировав часть), стали осознанно контролировать только одно: что писать (но уж никак — как это делать). В более зрелые годы учились водить машину. Опять-таки сознательно выжимая сцепление, переключая скорость и подгазовывая, — да так, что машина либо судорожно дергалась, либо глохла, либо просто уезжала (сама по себе) куда-то не туда. А после того, как появилась необходимая часть (и не одна), начисто освободили свои мозги (сознание) для чего-то более разумного, доброго, вечного. Полностью перейдя на бессознательный режим переключения и вождения. И так далее, и тому подобное, потому что процесс освоения чего угодно всегда идет по схеме: Бессознательная некомпетенция (я еще даже не знаю, что не умею). Сознательная некомпетентность (я знаю, что не умею, и хотел бы уметь). Сознательная компетентность (я уже умею, но вынужден сознательно контролировать весь процесс). Бессознательная компетентность (я точно умею, но уже даже не знаю, как, т. к. всем процессом руководит моя новая часть). Однако процесс освоения чего-либо серьезного занимает дни и даже недели (а действительно серьезного — месяцы и годы). Тоща как с помощью соответствующей психотехнологии создать новую часть можно буквально за минуты! Попробую объяснить, почему. Скажите, вам что-нибудь говорит такая фамилия: Райков? Что, ничего? Ну надо же, как досадно: гипнотерапевта, которого на Западе считают почти что гением, у нас умудрились, так и не узнав, забыть. Так вот, этот самый Райков проводил эксперименты, в которых весьма средненько владеющим чем-то человеку внушалось, что на самом деле он в этом своем навыке едва ли не гений. Например, студентке, еле-еле «спикающей» по-английски, внушали, что она — англичанка. А студенту, весьма посредственно рисующему, что он — великий русский художник Илья Ефимович Репин. Результат всегда был один: резкое повышение уровня владения соответствующим навыком. Т. е. блистательная, с оксфордским произношением английская речь в первом случае и гениальные репинские картины — во втором. Удивлены? А чему, собственно? К настоящему времени современная психология убедительно доказала, что, во-первых, мозг человека как бы непрерывно «пишет» все, что происходит с человеком: детально, дотошно и буквально «покадрово» (вот только запись эта находится в бессознательном, откуда извлечь ее бывает ну очень нелегко). Что, во-вторых, человеческое сознание содержит куда больше информации, чем можно предположить, включая память предков и еще бог весть что (но опять-таки скрытно и бессознательно). Что, в-третьих, при необходимости (но вот только очень серьезной) наше Бессознательное, как компьютер к Интернету, может подключаться к пресловутой ноосфере, в принципе, хранящей все знания, накопленные человечеством и не только им. Так что знаем мы куца больше, чем о том ведаем (и, кстати, потому-то и не знаем, что не ведаем). Вот только наложен запрет на прямое использование этих знаний: не важно, когда и кем, но прочно и плотно. А снимать его разрешено только перед теми, кто очень этого хочет, да еще и обязательно верит, что может (не важно, что на самом деле не может — важно, что верит, что может...). Так что психотехнология, описанная ниже, представляет собой просто способ извлечения, структурирования и перевода в процессуальную (деятельную) форму всего того, что хранится в вашем бессознательном, но при том никак не достигает уровня, необходимого для создания части. Конечно, это не значит, что посредством ее вы, совершенно не учась, запросто начнете водить самолет (здесь нужна детализация для целого ансамбля частей). Но вот создать почти с нуля не слишком сложный навык можно без особого труда. Продолжая данную тему, можно сказать, что в так называемом НЛП, являющейся лично мною весьма уважаемый предтечей нейропрограммирования (и только в нем) существует психотехнология, позволяющая создавать новые нужные Самостоятельные Единицы Сознания клиента. Как правило, необходимость в этом возникает тогда, когда у него присутствует настоятельная потребность во включении в поведенческий и эмоциональный репертуар новых экологичных форм и способов реагирования. Полная запись психотехнологии создания новой части выглядит следующим образом /4/. Отмечу, что в данном случае я намеренно сохранил язык оригинала. Так что все претензии прошу отправлять авторам описания. 1. Определите желаемый результат или функцию новой части. «Я хочу иметь часть, которая бы достигла результата X». 2. Воссоздайте любое прошлое переживание того, как вы делали или имели X или что-то похожее наХ(т. е. когда вы просто были здоровы). Теперь войдите внутрь каждого переживания и получите доступ ко всем аспектам действия/состояния X или элементов этого действия, пройдя через каждое такое воспоминание во всех репрезентативных системах (в полном VAKD). 3. Создайте детализированный набор образов того, как вы вели бы себя, если бы действительно демонстрировали такие действия и/или состояния, которые позволили бы вам достигать результата X: а) сначала создайте сконструированный диссоциированный визуальный и аудиальный фильм; б) когда увидите всю последовательность ваших действий и состояний в нем и она вас удовлетворит, войдите внутрь каждого из образов и пройдите всю эту последовательность снова, но уже изнутри, ощущая при этом, на что были бы похожи ваши чувства, если бы вы реализовали эти действия и состояния; в) если вы не удовлетворены, вернитесь на шаг «За» и измените фильм, повторяя это до тех пор, пока созданное не удовлетворит вас как снаружи, так и изнутри. 4. Экологическая проверка. Спросите себя: «Есть ли какая-либо часть моей личности, которая бы возражала против того, чтобы у меня была часть, которая будет отвечать за то, чтобы эту фантазию превратить в реальность? » Убедитесь в том, что вы проверили все свои репрезентативные системы в поисках всех возражающих частей. Для каждой возражающей части: а) попросите каждую часть интенсифицировать свой сигнал, если она отвечает «да», и уменьшить его интенсивность, если она отвечает «нет»; б) спросите: «Какова твоя функция? », «Что ты для меня делаешь? »; в) если, зная функцию, вы по-прежнему не понимаете, в чем состоит возражение данной части, то спросите: «В чем именно состоит твое возражение? » или «о чем ты тревожишься? »; г) составьте полный список всех возражающих частей и их функции. 5. Удовлетворите все возражающие части: а) переопределите часть, которую вы будете строить, таким образом, чтобы взять во внимание все функции и возражения возражающих частей; б) вернитесь на шаг 3 и создайте новую или просто измененную фантазию, которая удовлетворяла бы требованиям каждой возражающей части; в) убедитесь в том, что каждая часть удовлетворена и новый вариант поведения новой части, которую вы строите, не будет мешать каждой из возражающих частей осуществлять свою функцию. 6. Попросите свое бессознательное проанализировать фантазию и извлечь из нее существенные ингредиенты. Ваше бессознательное должно использовать эту информацию, чтобы построить часть и придать ей реальное существование. Скажите ему: «Извлеки из этой фантазии все, что тебе нужно для того, чтобы построить часть, которая могла бы это делать легко и совершенно и в каждый момент, когда делать это необходимо». 7. А теперь проверьте, действительно ли новая часть уже создана: а) обратитесь внутрь себя и спросите; б) присоединитесь к будущему (повторно); в) проверьте наличие этой части на уровне поведения Однако буде психотехнология эта не только важна, но еще и сложна, давайте рассмотрим процедуру построения новой части более подробно. В полном, никогда ранее мною не описанном варианте. И на вышеуказанном примере. Чтобы усвоение это протекало достаточно легко, поясню, что вообще-то при построении части мы базируемся на более ранней процедуре нейропрограммирования, которая называется «генератор нового поведения» (потому что только тогда вы поймете, причем здесь М. Эсамбаев и прочие упомянутые товарищи). Итак, в психотехнологии «генератор нового поведения» мы сначала определяем вполне конкретную область этого самого поведения (у нас — танцы на выпускном балу), после чего просим клиента как бы увидеть СЕБЯ СО СТОРОНЫ, ДЕЙСТВУЮЩЕГО В ЭТОЙ ОБЛАСТИ — как фильм или видеоклип. Как правило, то, что он видит, вполне соответствует старому-престарому анекдоту: «Прав парторг — отвратительное зрелище...»(слова мужа на действия его жены, исполняющей стриптиз, от созерцания которого «в оригинале» его отсоветовал представитель партийной организации). Раз так, мы просим клиента оценить качество собственного поведения ТАМ и ТОГДА по десятибалльной системе (10 = max), после чего «озадачиваем» его вопросом: а кто (герой — ролевая модель) мог бы легко и эффективно действовать в этой ситуации. Как вы, наверное, догадываетесь, в вышеописанном случае в качестве такового был избран М. Эсамбаев: великолепный, а, главное, универсальный танцор, способный исполнить любой танец. Далее мы предлагаем клиенту, «отмотав» на начало пресловутый фильм или видеоклип, поставить его на «паузу». После чего заменить Там и Тогда себя на избранного героя — ролевую модель. И «запустить» означенное кинопроизведение, наблюдая за тем, как на его (клиента) месте действует избранный персонаж. В случае, если то, как он (герой) действует, устраивает клиента, мы просим его еще раз просмотреть фильм от начала и до конца (как бы запоминая). После чего «вынуть» ролевую модель из первого, опять стоящего на «паузе» кадра. Вставить туда себя. Опять-таки запустить «фильм». И убедиться, что теперь и он тоже действует практически так же, как и герой (если нет, меняйте или, точнее, дополняйте героя и подольше учите себя в «фильме»). Когда все, что видите, вас полностью устраивает, в собственно процедуре генерации нового поведения осталось сделать немного. Если три раза отсмотреть фильм с новым поведением со стороны (наблюдая за собой, эффективно действующим снаружи). И три, как бы находясь в своем теле и видя все происходящее из своих глаз. А после просто договориться с собственной внутренней мудростью о том, что возникновение первых признаков ситуации, будет автоматически включать новое поведение. В психотехнологии создания новых частей все выглядит несколько сложнее. Потому как вышеописанную процедуру мы повторяем от трех (минимум) до семи (максимум) раз, как бы меняя параметры ситуации. Например, в нашем случае М. Эсамбаев исполнил семь танцев (т. е. вышеописанная процедура повторялась у нас семь раз). А, соответственно, А. Болконский, Р. Валентине и Э. Пресли «сбацали» у нас по три-четыре: соответственно, вальса, танго-фокстрота и чего-то несуразного, но быстрого. А после того, как все это было осуществлено (всякий раз после завершения всех без исключения «просмотров» по одной части) мною осуществлялось следующее: Во-первых, я либо ставил, либо восстанавливал пальцевый сигналинг, о котором вы читали выше. Во-вторых, просил бессознательное вступить в контакт (выйти на связи), подтвердив установление взаимоотношений посредством пальца «да». В-третьих, спрашивал о том, понравилось ли бессознательному все то, что оно видело (имеется в виду содержание всех фильмов). В-четвертых (разумеется, после подтверждения сигналом «да»), вежливо интересовался, нет ли какой-либо части, возражающей против увиденного и, при необходимости, осуществлял и переговоры, и уговоры. В-пятых, просил бессознательное клиента выделить то главное сущностное качество (в нашем случае — умение танцевать), которое как бы красной линией, лейтмотивом «проходило через все клипы» (и ждал сигнала «да» в подтверждение оного выделения). В-шестых, предлагал бессознательному создать (или выделить) часть себя, которая отныне и далее будет осуществлять данное поведение (и, опять-таки, ожидал подтверждения этого выделения сигналом «да»). И, наконец, в-седьмых, договаривался с частью относительно того, когда и как она собирается осуществлять то, что ей теперь вверено и поручено. Существует, однако, и более простой вариант построения новой части: без привлечения героев, но с использованием режиссера. В этом случае я просто прошу клиента вспомнить любимого или просто известного кинорежиссера. Встать с «клиентского» кресла, мысленно как бы оставив себя самого там и, пересев, перевоплотиться в этого самого кинорежиссера (абсолютное большинство моих пациентов перевоплощается в Эльдара Рязанова). А после, обращаясь к клиенту уже исключительно как к кинорежиссеру, прошу его придумать и мысленно «снять» (т. е. в общем-то просто вообразить) семь видеоклипов, в которых главным действующим лицом будет «вон тот человек» (я показываю рукой на пустующее клиентское кресло, а иногда даже «знакомлю» кинорежиссера с его будущим актером — им самим, но в другой позиции). Содержание клипов — процесс освоения нового, причем действие в них должно развиваться последовательно и постепенно. От ситуации начального усвоения в первом клипе — до кульминационного полного мастерства в клипе седьмом (его я разрешаю «снять» как бы в недалеком будущем — кстати, все клипы диссоциированы, т. е. клиент видит в них как бы себя). Когда клипы готовы, я проверяю их — не столько с точки зрения реализации «принципа реальности», сколько с позиции принятия их клиентом-режиссером. А затем, поблагодарив кинорежиссера и отправив его восвояси (разумеется, последнее происходит в воображении), перевожу клиента на его кресло и объясняю новую задачу: «сыграть» во всех видеоклипах самого себя. То есть глядя на ситуации клипов уже из своих глаз (ассоциированно) даже не просто просмотреть то, что там происходит, но еще и проделать все это — конечно, в сокращенной или урезанной форме (так я подключаю кинестетику). А еще — услышать или при необходимости даже воспроизвести «звуковое сопровождение» этих коротких фильмов о самом себе. Когда клиент завершает «проигрывание» клипов, я благодарю его. А затем, поставив сигналинг и заручившись поддержкой бессознательного (ему обязательно должно понравиться содержание видеоклипов, т. е. оно должно их принять), прошу его (бессознательное) выделить из всего увиденного, услышанного и прочувствованного главное: некую квинтэссенцию нового качества, обретение которого и составляет суть видеоклипов. То, что как бы красной нитью проходит через них. И после получения «подтверждения о выделении», просто прошу все то же бессознательное клиента создать часть, которая отныне и далее будет отвечать за то, чтобы это самое обретение здоровья стало реальностью... Есть здесь, однако, один нюанс, который предполагает необходимость более детальной проработки как, так сказать, теории, так и, не постесняемся этого слова, практики вопроса о создании части. Дело в том, что в оригинале (в НЛП) слово поведение использовалось для описания всего чего угодно в психике человека. Меня, как индивида с высшим психологическим образованием, это никак не устраивало. И для того, чтобы хоть как-то — сначала на уровне обыденной практики — описать реальность того, с чем мы, психотерапевты, работаем, я создал теоретическую модель, которую окрестил «Мерседес-SK» (кстати, «Мерседеса» у меня тогда еще не было) Рис. 13 Согласно данной модели, основные проблемы пациентов «гвоздятся» (как по отдельности, так и создавая причудливые сочетания) в областях окружения («Меня достали! »), состояний («Мне плохо! »), поведения («Я не умею» или «У меня не получается»), убеждений («Я не понимаю или «Я не верю») и, наконец, образов Я («Я какой-то не такой! »). А это значит, что, работая над созданием новой Части, мы можем делать как (по-отдельности) новые реакции на окружение, состояния, поведение, убеждения и даже образы «Я» (в последнем случае речь, однако, идет уже не о частях, а об идентичностях и субличностях), так и некий «коктейль» из всего того, что представлено в модели «Мерседес-SK». Полный алгоритм психотехнологии создания новых СЕС в этом случае выглядит так. 1. Определите, какое новое состояние, поведение, убеждения или просто реакцию на окружение вы хотели бы ввести в свою жизнь. 2. Притворившись этаким сценаристом, создайте и коротко запишите содержание семи видеоклипов, хорошо и полно представляющих получившим то, что вы хотите, и проявляющим это в своей повседневной жизнедеятельности. 3. Притворившись режиссером, как бы увидьте себя на воображаемом экране исполняющим главную роль в каждом из этих клипов. Если это у вас получится, переходите к пункту 7. Если нет, то продолжайте в пункте 4. 4. Выберите «героя» (он же «ролевая модель»), который вместо вас — очень качественно «сыграет» роль в каждом из клипов. 5. Дайте этому «герою» как бы исполнить за вас роль в каждом из клипов. Если то, что вы увидите, вас не устроит, используйте другую ролевую модель (другого «героя»). Если же устроит, переходите к следующему пункту. 6. «Извлеките» «героя» из первого кадра каждого из клипов, поместите туда себя и, мысленно нажав на кнопку «play», отсмотрите все клипы один за другим. Если то, что вы увидите, вас удовлетворит, переходите к следующему пункту. Если нет, возвращайтесь к пункту 4 и работайте с новым героем. 7. После того, как вы убедились, что во всех клипах достаточно натурально и естественно представляете искомые состояния, поведение, убеждение или реакцию на окружения, еще 3 раза «отсмотрите» каждый из них. 8. Теперь мысленно войдите в свое тело в первом кадре первого клипа и как бы «сыграйте» самого себя, реализующего то, что вы создаете. Если при этом вы испытаете некие неприятные ощущения, внесите изменения в свой фильм (пункт 7) или любым известным вам способом (надо читать книги Ковалева! — С.К.) дайте себе там дополнительный ресурс. Например, представьте над собой в первом «кадре» облако или шар, содержащие все вам необходимое, и опустите его на себя (примите в себя). Если же все прошло «внутренне гладко», работайте дальше. 9. Ощутите в себе Некую Внутреннюю мудрость и наладьте с ней пальцевый сигналинг (это если вы до этого просто не диалогизировали — беседовали — с Бессознательным и его частями). После чего спросите (надо везде получить ответ «да»):
— нравится ли тебе это новое? — все ли части тебя согласны, чтобы оно осуществлялось подобным образом (если нет, внесите коррективы)? — согласно ли ты выделить и обобщить то новое, что составляет главное в представленных тебе клипах, и экологично перенести (распространить) это на другие условия и обстоятельства? Если да, то сделай это!
10. А теперь попросите ваше бессознательное, чтобы оно выделило из себя и создало часть, которая отныне и далее будет осуществлять искомое новое, а после — дать вам ощутить, где именно в теле находится эта новая СЕС. 11. Поприветствуйте вновь созданную часть, объясните ей, насколько важны для вас выполняемые функции, и договоритесь о сроках начала освоения нового и сроках окончательной полной и бесповоротной его реализации... Упражнение 12. -> Осуществите репрезентацию любой вашей достаточно позитивно-настроенной части и наладьте с ней диалог. Упражнение 13. -> Составьте список частей, нуждающихся в изменении и осуществите трансформацию оных по • принципам работы с СЕС (психотехнологии) • базовой процедуре Упражнение 14. -> Для тех из них, которые «не поддались» и «не сдались», используйте «трансформации для» процессинг сущностей. Упражнение 15. -> В порядке тренировки создайте какую-нибудь новую часть по, так сказать, классической психотехнологии. Упражнение 16. -> Рассмотрите и проанализируйте «Русскую матрешку SK» и все, что вам действительно нужно (состояния, поведение и т. п.) «воссоздайте» по психотехнологии создания новых СЕС.
Глава 4. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 1039; Нарушение авторского права страницы