Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Когда лучшее против хорошего



«Когда в семье только один муж, он вырастает эгоистом».

Мнение феминисток

...Эта женщина пришла ко мне с, увы, банальной, хотя и печальной проблемой, описанной в одном из анекдо­тов сакраментальной фразой — «развод и девичья фами­лия». В нейропрограммировании это именуется «модулем закрытия отношений», каковой, в свою очередь, включает в себя процедуры высвобождения от созависимости, устра­нения остаточной любви, освобождения от негативных чувств и эмоций, возврата вложенного в другого, а также ри­туал прощания (завершения отношений). Но в данном кон­кретном случае я столкнулся с серьезным затруднением еще до обязательного и предваряющего все это формулирования желаемого результата (именуемого еще и «психологический контракт»). Дело в том, что клиентка эта ничего не хотела. Точнее — не знала, чего хотела. В полном соответствии с известной фразой одного из классиков нейропрограммиро-вания, согласно которой большинство людей не знают, чего они хотят, а только лишь смутно понимают, что то, что они имеют, это точно не то, чего они хотят...

Немного «подраскрутив» эту несчастную женщину, я довольно быстро понял, в чем там дело. Нет, не просто в банальной противоречивости нашей щедрой на излишества и глупости российской натуры — с этим можно было спра­виться, просто жестко поставив клиентку в рамки так на­зываемой мета-модели с семью вопросами хорошо сформулированного результата (если это интересно, чи­тайте другие мои книги). Суть заключалась в том, что у клиентки произошел ну прям-таки раскол личности. На две полярные и яростно противоречащие друг другу части. Одна из которых была категорически за развод. Тогда как вторая сомневалась в необходимости оного — в полном соответствии с идиотской идеей (жертвенным принципом российских женщин): «Вернись, я все прощу! ».

Я уже писал ранее в этой книге о том, что буквально в принципе, появление любого стремления с условным зна­ком (+) немедленно порождает оппонирующее ему стрем­ление со знаком (-) (если хотите, как бы по инерции). Беда в том, что результатом здесь всегда является или выступает четкая противоречивость поведения (например, когда, решив заняться фитнесом, мы один день посвящаем неи­стовой физической активности, а далее, едва ли не всю по­следующую неделю, не просто отдыхаем, но буквально вообще не шевелимся)...

Для опытного психотерапевта ситуация, в которой человек некоторое время делает и/или говорит что-то одно, а потом еще какое-то время совершенно другое (циклично-периодично), свидетельствует о наличии жесткого и не­примиримого конфликта частей. И фраза женщины: «Знаете, это как-то странно. Один день я его ненавижу и хочу развода, а другой чуть ли не люблю и жду обратно», сказанная ею после «раскрутки», только подтвердила мои терапевтические подозрения. И как бы разрешила присту­пить к делу.

Как и всегда, я сначала сжато, но емко объяснил клиентке суть проблемы — наличие двух конфликтующих, но вполне осознающих себя как индивидуальности частей личности. И пояснил, что простым слиянием, как в случае для субчастей, здесь ну никак не обойтись. Потому как «согласие есть продукт непротивления двух сторон» (на удивление точное выражение монтера Мечникова из бес­смертных «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова), а это значит, что нам придется договариваться. Иначе — при чисто механическом слиянии — может получиться такой монстр, что химеры Собора Парижской богоматери пока­жутся на его фоне финалистками конкурса красоты (правда, какого-нибудь Козлопопинска...).

Ну а далее я поставил перед ней два стула, расстоя­ние между которыми она определила сама. Попросил жен­щину вспомнить ситуацию, когда она была полна желания окончательно развестись, ощутить это желание и как бы вы­садить его на любой из стульев (клиентка выбрала правый от нее). Сделать то же самое с ситуацией и ощущением — «вернись, я все прощу! », «высадив» часть, соответственно, на левый стул. И не важно, с открытыми или закрытыми глазами «увидеть», что же такое — точнее, кто же такие — расселось (расселись) напротив.

Довольно скоро после стандартных, облегчающих «видение» «наводок» («Если бы там что-то было, то это было бы маленьким, средним, большим: какой формы, цвета и т. п.») женщина с изумлением обнаружила справа от себя (но перед собой! ) некое эфемерное создание, похожее на ангелоподобную девочку в золотых кудряшках. А справа — пингвинообразное существо с полным отсутствием по­ловых признаков.

«Да, — вздохнув, подумал я про себя, — с таким на­строем ты точно слона не купишь...». Вслух же задал явно неожиданный для клиентки вопрос:

— Если бы у этих частей, решающих твою судьбу, были бы 100% акций, то как бы они разделились между этими частями?

Шестьдесят на сорок, — удивленно ответила женщина. — Нет; не так — семьдесят на тридцать...

— Семьдесят у Пингвина? — уточнил я сам собою напрашивающийся ответ и, дождавшись утвердительного кивка, неожиданно спросил:

— Но ведь они при тебе — эти части, а не ты при них. А семьдесят на тридцать — это явно несправедливо. Как хочешь, но перераспредели между ними эти акции в более справедливой пропорции...

Как оказалось, пред изумленным взором (и за за­крытыми веками) клиентки развернулась крайне интерес­ная картина: нечто, похожее на игральные карты, переместилось от Пингвина к Херувиму (так мы окрестили эти части), после чего первый как-то сдулся и уменьшился, тогда как второй заметно подрос.

— Ну вот; теперь можно уже начинать работу, — с некоторым облегчением сказал я. — В ходе нее вам нужно будет говорить от имени этих частей — как бы взамен их. Как вам легче будет это делать: присаживаясь на соответ­ствующий стул или, так сказать, с места?

— Знаете, наверное, с места, — чуть помедлив, ска­зала клиентка. — У меня такое впечатление, что я их бук­вально слышу.

— Хорошо, — ответствовал я. — Тоща прямо спро­сить Херувима — он все-таки появился первым, — как он относится к Пингвину.

— Он им брезгует; — с удивлением ответила жен­щина. — И при этом боится, что тот настоит и я опять от­кажусь от решения... И снова останусь на бобах... Вдовой при живом муже... Который давно уже спит с другой и со мной живет только из жадности...

— Стоп-стоп, это потом, — прервал я начинаю­щийся страстный монолог раздухарившегося Херувима (напомню — в исполнении клиентки). — Ограничимся констатацией. Теперь как бы поменяйтесь и спросите у

— Пин­гвина: он-то как относится к Херувиму?

— А он его презирает; — с заметным брезгливым
выражением на лице ответила женщина. — Считает недо­
носком, который погряз в романтических бреднях о высо­
кой любви. В общем, ни в грош его не ставит...

Убедившись, что части действительно яро и ярко оппонируют друг другу (если бы это было не так, интегри­ровать их не составляло бы труда), я продолжил.

— Теперь узнай у Херувима, чего он для тебя хочет?

— Чтобы я бросила мужа, — немного недоуменно ответствовала клиентка.

— А чего хочет Пингвин?

— Чтобы я с мужем осталась, — еще более недоу­менно сказала женщина (типа «Что вы спрашиваете об оче­видном? »). — И, как видите, они непоколебимы...

«Непокобелимы», — ехидно подумал я, но вслух сказал совсем другое.

— Не торопись — может быть, все совсем не так прямолинейно. А чего хочет Херувим, когда он хочет, чтобы ты развелась с мужем? Ну, как бы зачем ему это надо?

— Чтобы я стала свободной, — все более недоуме­вая, молвила женщина.

— А зачем ему чтобы ты стала свободной?

— Чтобы я встретила мужчину своей мечты... А что, это очень даже возможно — мне ведь нет и сорока, и я очень даже ничего!..

«Ну очень даже ничего, — подумал я про себя, оки­нув быстрым оценивающим взглядом ее почти образцовую фигуру в стиле 90-60-90. — Да вот только этого мало...». А далее продолжил.

— А зачем она хочет; чтобы ты встретила мужчину своей мечты?

— Чтобы я обрела свое женское счастье...

— А зачем она хочет; чтобы ты обрела свое женское счастье?

— Чтобы я просто стала счастливой... Слушайте, ну какая она умница! Она просто хочет, чтобы я была счаст­ливой! А я уже даже и забыла, что это такое — счастье...

— Очень хорошо, — автоматическим ответствовал я стандартной фразой психотерапевтов. — А теперь побла­годари Херувима за честные ответы и обратись к Пин­гвину... А чего хочет он, когда он хочет, чтобы ты осталась с мужем?

— Ну чтобы все было надежно и стабильно...

— А зачем он хочет; чтобы было надежно и ста­бильно?

— Чтобы ничего не случалось плохого и все было хорошо — пусть даже и не очень...

— А зачем ему, чтобы не было плохого и все было хорошо — правда, пока что-то не очень?

— Чтобы я была довольной и... Слушайте, он гово­рит, что ТОЖЕ хочет, чтобы я была счастливой!..

— Ну так и флаг ему в руки, — чуть уже устало ска­зал я и продолжил.

— Так, теперь они понимают; что на самом деле оба — и Херувим, и Пингвин — хотят для тебя одного и того же: счастья. Но вот только немного по-разному. Как бы идут к одной и той же вершине по разным склонам горы...

— Да, да, да! — с невесть откуда взявшимся энту­зиазмом вскричала женщина. — Знаете, у меня такое впе­чатление, что они впервые увидели друг друга. И что-то друг о друге поняли...

«Все можно сливать, сиречь интегрировать», — по­думал я и продолжал то, что теперь являлось уже только лишь ритуалом.

— Попроси Херувима еще более внимательно по­
смотреть на Пингвина и сказать, какие в нем есть два положительных качества.

— Упрямство, — почти сразу выпалила клиентка, — и еще какая-то основательность.

— Отлично, — молвил я. — А теперь спроси Пин­гвина о том, какие позитивные качества он видит в Херу­виме.

— Энтузиазм и любознательность, — опять-таки быстро ответила женщина, после чего со сдержанным смешком добавила, — вот только довольно поверхност­ные...

— Тем более, — менторским тоном сказал я. — И потому спроси Херувима, пригодились ли ему основатель­ность и упорство.

— Еще как... — тихо вздохнула клиентка. — Я бы тогда точно смогла...

Что именно она смогла бы, я уточнять не стал, но продолжил.

— А Пингвину, с его безусловно позитивными, но несколько тяжеловесными качествами могли бы пойти на пользу энтузиазм и любознательность?

— Конечно, — солидно сказала женщина. — Кто ж от такого откажется...

— Тоща, — скомандовал я, — поставь ладони па­раллельно друг другу и позволь частям обменяться ресур­сами...

Некоторое время она сидела молча с замершими ру­ками, а потом внезапно напряглась, потом расслабилась и далее просто ушла в себя. Одновременно ее руки вздрог­нули и ощутимо сдвинулись друг к другу.

— Вот-вот; — обрадовался я. — А теперь просто по­
зволь своим рукам мелкими честными движениями начать
приближаться друг к другу. В то время как части, обмени­
ваясь энергией и информацией, будут создавать в про­
странстве между ладонями нечто третье. Упорное, но

любопытствующее; основательное, но полное энтузи­азма... И когда...

— Там женщина... — зачарованно глядя в про­
странство между руками, молвила клиентка. — Почти
такая, какой я хотела быть всю свою сознательную жизнь.
А что мне с ней теперь делать?

— Во-первых, понять, способна ли она принять чет­кое и взвешенное решение в этой ситуации?

— Еще как, — вздохнула женщина — В ней теперь такая сила и основательность...

— А во-вторых, ориентируясь на желание этой жен­щины и бережно держащих ее рук, введи данный образ в свое тело — туда, куда хотят твои руки... А после наблю­дай, как все это интегрируется, отчетливо осознавая, что тогда и только тогда, когда интеграция новой части закон­чится до удовлетворяющего и исключающего возврат уровня, тогда и только тогда твое бессознательное позво­лит тебе открыть глаза и вернуться в здесь и теперь (к этому моменту клиентка уже была в довольно глубоком спонтан­ном трансе)...

...Они развелись через месяц. Так быстро потому, что холодная и даже изысканная непреклонность моей кли­ентки, не позволила ее гулящему мужу даже пикнуть в ответ. А еще через полгода случайно (чуть ли не в метро) встретившийся ей мужчина, который неслучайно оказался мужчиной ее мечты, сделал моей клиентке предложение, от которого она не смогла отказаться.

Сколь же она велика — наша удивительная спо­собность раскалывать элементы собственного Я на проти­воположности, которые потом с упорством маньяка начинают бороться друг с другом за право обладания нашим Телом и Душой, как бы перетягивая на себя одеяло. Причем порой с такой воистину нечеловеческой силой, что одеяло это — реальный и важный фрагмент нашей жизнедеятельности — буквально разрывается на два лоскутка, под которыми уже и не заснешь, и не согреешься... Почему так происходит, в двух словах объяснить сложно (да и не нужно), поэтому ограничусь критикой и информацией к размышлению.

В нейропрограммировании мы исходим из абсо­лютно бесспорного факта, согласно которому ежели где-то что-то прибавится, то тогда точно где-то что-то убудется (весьма вольная формулировка закона сохранения материи). Воспримите сие как шутку, ибо в данном случае речь идет, конечно, не о нем (законе сохранения), а о том, что, как свет невозможен без тени, ночь без дня, радость без печали (и т. д. и т. п.), так и любое наше позитивное намерение обязательно вызывают или порождают своего антипода. А если уж быть до конца честным, то антипод этот был у вас всегда, иначе с чего бы это только сейчас вы наконец-то озаботились дости­жением того, что вроде давно хотели? В том-то и дело, что такие вот полярности, которые еще Ф. Перлз метко окрестил «собака — сверху» и «собака — снизу» (первая обычно рвется вперед, тогда как вторая очень убедительно объясняет, почему именно это делать как бы и не стоит) — есть бук­вально суть, естество нашей жизни. То, почему, по большому счету, мы добиваемся в ней очень малого... Так вот, с по­мощью нижеописанной психотехнологии вы как бы сли­ваете две любые полярности воедино, добиваясь пусть несколько более медленного, но тем не менее уверенного движения вперед.

Кстати, великий (но не ужасный) Р.Дилтс /10/ во­обще утверждает, что для достижения целостности чело­веку нужно «слить» (интегрировать! ) кучу полярностей, например:

 

Краткое удовольствие против Долговременного блага
Делать для сейм против Делать для других
Прошлое (ребенок) против Вудущего (взрослый)
Эмоциональное против Рациональное
Рост против Защиты
Игра против Работы
Хорошо против Плохо

То, насколько это нужно лично вам, решайте сами, а пока приведу краткий алгоритм психотехнологии слияния конфликтующих частей.

1. Определите противоположности, с которыми вы будете работать. Некую область, в которой способы поведения, состояния и/или убеждения часто и охотно ме­няются на противоположные.

2. Используя стулья или собственные руки (кото-рые нужно поставить так, как если бы вы держали та­релки) и последовательно получая доступ к каждой из противоборствующих частей, «ссадите» их в собствен­ные ладони или «рассадите» на стульях.

3. Выступая от имени каждой из СЕС, опишите, как эти части относятся друг к другу. Если кротко и с лю­бовью, немедленно их сливайте. Если же нет, приступайте к уговорам и переговорам.

4. Уточните цели каждой из частей, последова­тельно поднимая их до высокого уровня разделяемых обоими ценностей (типа «счастья», «эффективности» и т. п.). Убедите их, что они стремятся к одному и тому же, вот только с разных сторон.

5. Определите 2-3 очень ценных качества, прису­щих каждой из частей, и убедите их в целесообразности этого обмена.

6. Осуществите слияние частей, поставив ладони параллельно друг другу, когда, в результате обмена энер­гией и информацией, они сами собой притянутся друг к другу, образовав нечто третье.

7. Если это третье вас (или вашего клиента, если вы работаете не с собой) устраивает, введите получив­шийся «интегративный продукт» новую СЕС (часть более высокого уровня) в тело и оцените результаты.

Р. Дилтс, один из классиков «нейропрограммирования», справедливо заметил, что основная техника возвращения целостности своего «Я» обычно выполняется несколько поверхностно. Во многом - вследствие поверхностности же ее представления. Поэтому я привожу здесь полный его (Р. Дилтса) вариант описания техники объединения ча­стей , который годится как для объединения частей, так, кстати, и для конфликтующих убеждений и даже проблем. Данная психотехнология Р. Дилтса представлена здесь мною в виде инструкции клиенту и в самом общем виде: для «побуждающей» и «тормозящей» частей. При этом я сознательно заменил термин «возбуждающая» на «побуж­дающая» часть - исходя не из теории возбуждения и тор­можения, но из семантики и смысла /10/.

1. Определите конфликтующие убеждения или про­блемы и физически обозначьте противоречащие друг другу части.

1.1. Войдите в контакт с «побуждающей» частью самого себя и обратите внимание на чувства, связанные с ней. Это можно сделать, задав себе вопрос: «Чего та­кого я хочу, чего не делаю, чувствуя, что что-то мне ме­шает делать это? ». Отметьте, где на вашем теле вы ощущаете эту часть. Какая поза и какие жесты ассоции­руются с «побуждающей» частью? (Обратите особое внимание на асимметрию в движениях и жестах.)

1.2. Усильте ощущение «побуждающей» части са­мого себя еще больше, а затем:

а) Позвольте этому чувству передвинуться из места его локализации в вашем теле на открытую ладонь любой вашей руки и дайте ему стать образом, который вы сможете увидеть. Если у вас возникнут трудности с его ви­зуализацией, представьте, как бы он выглядел, если бы вы смогли его увидеть. Либо:

б) Встаньте в то место, которое обозначает вашу «побуждающую» часть (это может быть точка на вашей линии жизни).

1.3. Установите контакт с «тормозящей» частью и обратите внимание на чувства, связанные с ней. Для этого задайте вопрос: «Что останавливает или удержи­вает меня от того, чтобы делать, что я хочу? ». Теперь отметьте, где в вашем теле вы ощущаете эту часть. Какая поза или жесты ассоциируются с этой «тормозя­щей» частью?

1.4. Усильте ощущение «тормозящей» части и:

а) Позвольте этому чувству передвинуться из места его локализации в вашем теле на открытую ладонь другой вашей руки и дайте ему стать образом, который вы смо­жете увидеть. Если у вас возникнут трудности с его ви­зуализацией, представьте, как бы он выглядел, если бы высмогли его увидеть. Или:

б) Встаньте в то место, которое обозначает тормо­зящую часть (это может быть точка на вашей линии жизни).

2. Установите метапозицию, или третью позицию, находящуюся в стороне от проблем, связанных с кон­фликтными частями. Если вы используете руки, это можно сделать путем одновременной визуализации обеих частей. Если же вы используете место в пространстве, найдите позицию равноудаленную от этих двух частей.

3. Попросите обе части выразить свои убеждения по поводу другой части. На этой стадии разные части обычно выражают недоверие и недовольство друг другом.

3.1. Попросите «побуждающую» часть повернуться и посмотреть на «тормозящую» (или встаньте на ее место и посмотрите на другую), а затем выразите в сло­вах то, что думает эта ваша часть. Нравится ли ей «тор­мозящая» часть? Сердита ли она на нее? Что она о ней думает?

3.2. Теперь попросите «тормозящую» часть повер­ нуться и посмотреть на «побуждающую» (или встаньте на ее место и посмотрите на другую), а затем выразите в словах то, что она думает о другой вашей части. Ценит ли она «побуждающую» часть? Боится ли она ее? Что она о ней думает?

4. Найдите позитивное намерение и цель каждой из
частей.

4.1. Обратитесь к «побуждающей» части и спро­сите: «Какова твоя позитивная цель или намерение? Ты собираешься напугать (разозлить, унизить и т. д.) «тор­мозящую» часть? Если это так, то какой позитивной цели ты хочешь достичь? »

4.2. Теперь обратитесь к «тормозящей» части и спросите: «Какова твоя позитивная цель или намере­ние? Ты собираешься напугать (разозлить, унизить и т.д.) «побуждающую» часть? Если это так, то какой позитив­ной цели ты хочешь достичь? »

 

5. Убедитесь, что каждая из частей признает и при­нимает позитивное намерение другой части. Спросите каждую из них, может ли она понять и оценить позитив­ную цель или намерение другой. Укажите им на то, что, хотя их способы выражения и находятся в конфликте, на­мерения совпадают.

6. Из метапозиции определите, что является общей целью для обеих частей на более высоком уровне. Объяс­ните необходимость «совместно действовать новым и более эффективным способом».

7. Определите ресурсы и способности, которые есть у каждой части и которые могли бы оказаться полезними другой части, чтобы осуществить ее позитивное намерение и общую цель.

7.1. Обеспечьте конгруэнтное согласие обеих частей, чтобы объединить их ресурсы для более полного осу­ществления своих собственных целей и общей цели. Обычно причиной, по которой они ранее не доверяли друг другу и не любили друг друга, является именно то, что у этих частей не было каких-то ресурсов и друг для друга части казались чуждыми и не поддающимися контролю.

7.2. Будьте внимательны в отношении других про­блем или ограничивающих убеждений, которые могут появиться на этой стадии, хотя ранее они не всплывали на поверхность (и которые необходимо будет уточнить или пересмотреть).

8. Физически синтезируйте и интегрируйте ранее конфликтовавшие части в новую идентичность и поме­стите ее внутрь своего тела.

8.1. Если вы использовали руки:

а) Сконцентрировавшись на общей цели и дополни­тельных ресурсах обеих частей, позвольте вашим рукам медленно соединиться. Когда вы будете это делать, по­чувствуйте, как ваши две части смешиваются и создают интегрированную систему, состоящую на 100% из обеих частей.

б) Когда вы почувствуете, что интеграция закон­чена, разомкните руки и посмотрите на новый образ, ко­торый представляет полную интеграцию и синтез.

в) Поместите новое интегрированное «Я» внутрь ва­шего тела, поднеся обе руки к той части тела, которой, как вы считаете, принадлежит эта новая часть.

8.2. Если вы использовали пространственную лока­лизацию:

а) Встаньте на место, представляющее «тормозя­щую часть». Заякорите состояние (позитивное намерение, ощущение общей цели, ресурсов и способностей), ас­социированное с этой частью.

б) Удерживая якорь, пойдите на место, находящееся непосредственно за «побуждающей» частью, и дей­ствуйте как наставник для этой части, поддерживая ее и предоставляя любые необходимые ресурсы.

в) Затем встаньте в позицию «побуждающей» части и ощутите присутствие мудрости, поддержки и нали­чие ресурсов противоположной части.

г) Сконцентрировавшись на особых ресурсах «по­буждающей» части и на трансформации, произведенной с помощью ресурсов «тормозящей» части, перейдите на место «тормозящей» части, неся с собой все эти ре­сурсы. Встаньте в позицию «тормозящей» части так, чтобы каждая часть обладала ресурсами другой. Обра­тите внимание на ощущение интеграции и симметрии.

д) Вернитесь в метапозицию и зрительно пред­ставьте себе, как две части движутся навстречу друг
другу
с той же скоростью, с какой вы приближаетесь к ним. В той точке, где ваши две части сойдутся, протя­ните руки и возьмите их.

9. Представьте, что произойдет, если вы начнете двигаться в ваше прошлое и будущее, неся с собой инте­грацию и ощущая, как это состояние позитивно влияет на события вашей жизни.

О «чудовищах» в глубине

«Если лошадь говорит вам, что вы псих, то скорее всего так оно и есть».

Наблюдение психиатров

...Работа с этим мужчиной вначале протекала самым заурядным образом и, казалось бы, не предвещала ничего необычного. Довольно банальное повышение уве­ренности в себе за счет стандартизованного и усвоенного мною «от и до» комплекса психотехнологий (еще бы — я ведь его сам и создал). Однако внезапно мы буквально споткнулись на теме секса — да так, что этот, до того за-торможено-спокойный и немного даже индифферентный мужик, начал с пеной у рта обличать безнравственность ны­нешних мужчин и женщин. На прямой вопрос: «А как у вас с этим? » (я не уточнил, с чем) он сначала с вызовом пове­дал, что верен своей жене все двадцать лет их брака, а потом, внезапно сникнув, сказал, что давно уже не полу­чает никакого удовольствия от секса, да и получал хоть что-то только первые годы брака. И я понял, что сейчас придется работать с воссоединением с отторгаемой частью.

Только что я объяснял вам, что сплошь и рядом мы можем превратиться в этакий «Тяни-толкай» (персонаж сказки «Айболит» с двумя головами на противоположных концах тела, это если кто не знает), когда одна часть как бы тянет нас в светлое будущее, а другая предпочла бы на­всегда сохранить не такое уж и темное прошлое. Так вот, если вспомнить тоже уже известное вам деление психики на Персону (то, что мы в себе принимаем) и Тень (то, что мы в себе терпеть не можем и потому отвергаем-изгоняем), во всех подобных случаях мы имеем как бы равновесное соотношение между оппонирующими друг другу частями (см. рис. 14)

Рис. 14

А вот в случае с изгоняемыми (отторгаемыми, отвергаемыми) СЕС дело обстоит куда как сложнее. Потому что, согласно так называемой теории проекций, любая Пер­сона суть все-таки Маска: неточный и убогий образ себя. Потому что создается она, когда вы как бы пытаетесь отречься от неприемлемых (только в силу вашей личной обусловленности) вещей типа гнева, самоуверенности, сек­суальных влечений, агрессии и т. п. Так как вы их не при­емлите, то самое простое (и, пожалуй, единственное), что вам же удается сделать — так это притвориться, что это вам не принадлежит. То есть принадлежит не вам, а кому-то другому. И даже называется как-то не так.

Предположим, что вас влечет к какой-то женщине, но реализация этого влечения невозможна по чисто соци­альным причинам (жена, тесть, начальство, карьера и т. п.). В результате вы оказываетесь в состоянии фрустрации (не­удовлетворенной потребности), но буде она (потребность), во-первых, аморальна и, во-вторых, неубиваема (живет себе, зараза, и хоть бы хны...), все, что вам остается сде­лать — так это спроецировать влечение на бедную (воз­можно, даже совсем ничего не подозревающую о ваших любовных эскападах) женщину. И заставить поверить — сначала себя, а потом, если надо, то и других, что она вас преследует! Точно так же, если вы враждебны к кому-то, а враждебность эта для вас неприемлема, вы спроецируете ее на того, кого ненавидите, и заставите себя принять (и очень быстро) идею о том, что на самом деле именно он враждебен к вам и вас же ненавидит.

Далее — для особо любопытных — я привожу не­сколько модифицированную таблицу «Типичное значение различных симптомов Тени», составленную К. Уилбером /17/. В основном для повышения уровня вашего интеллекта, но с тайной целью, чтобы вы поняли, что тысячу раз прав был Ф. Перлз, как-то грустно заметивший, что «все мы живем в доме, окна которого зеркала, и думаем, что смо­трим наружу, а видим только самого себя...».

 

Симптом   Исходная теневая форма
Преследование   Влечение
Давление   Желание
Отверженность другими   Отвержение других
Вина   Возмущение
Тревога   Возбуждение
Застенчивость   Заинтересованность
Страх   Враждебность
Печаль   Рассерженность
Обязанность   Желание

Чтобы это все стало вам хоть чуточку более понят­ным, поясню, как здесь «работает» ваше бессознательное на самом первом из симптомов.

 

Симптом Перевод Исходная теневая форма
«Вы меня преследуете...! На самом деле это я хочу (но не могу в силу ряда соображений, неясных мне самой) преследовать вас... ...Потому что меня к вам чертовски влечет!

И, как говорится, и т. д. и т. п. Но — все это может показаться вам слишком сложным.

И, чтобы не грузить ваши бедные и неокрепшие го­ловы довольно сложной теорией проекций, просто поясню, что известная фраза (поговорка) «У кого что болит, тот про то и говорит» имеет непосредственное отношение к нашей теме. Ибо, хотите верьте, хотите нет (а от этого ничего не изменится), во вне и в других мы практически всегда бо­ремся с тем, что не принимаем внутри и в себе. И хотя это может показаться циничным (а по мне, так грустным), но самые яростные борцы с алкоголизмом суть скрытые ал­коголики, боящиеся выпустить свой латентный алкоголизм из-под внутреннего контроля и потому «давящие» его во вне. Про яростных борцов с педофилией и гомосексуализ­мом выводы сделайте сами. А в порядке утешающей (после ужасных выводов) тренировки ума подумайте, с чего это жители США изо всех сил борются за внешнюю демократию во всем без исключения мире... Все пра­вильно — потому что запутавшись в сетях собственной по­литкорректности, американцы внутренне суть самая несвободная нация в мире...

Так вот, во всех подобных случаях мы тоже имеем дело с расколом на полярности. Но в силу того, что одна из них является как бы морально (хотя и не всегда только мо­рально) неприемлемой, а другая, наоборот, сверходобряе-мой, первая прочно изгоняется глубоко в Тень, тогда как вторая становится едва ли не главной в Персоне (Лично­сти).

Рис. 15

В результате, как, например, в данном случае, заку­сивший удила Ханжа, казалось бы, начисто возобладал над, словно говоря, Распутником. Заодно блокировав и вполне здоровое сексуальное удовлетворение. «Казалось бы» по­тому, что ничего, никто и никогда в Тени скрыть еще не смог. И как потом, уже после излечения от крайностей, при­знался мне этот мужчина, он был завсегдатаем порносай­тов, а также тайно «грешил Ононом» (ежели не поняли, что это такое, то и не парьтесь).

Все это я объяснил клиенту не сразу, а в процессе работы. Каковую начал с разъяснения принципов внутрен­него конфликта и внешне неожиданного, но подспудно ожи­даемого вопроса.

— Скажите, — спросил я, — если мы сейчас вот так расставим два стула и на один из них посадим эту часть Сверхморалиста — кстати, на какой...

— На левый, — не задумываясь, брякнул клиент

—...то какая часть должна находиться на стуле пра­вом, и, кстати, как бы вы ее назвали?

— А тут и думать нечего, — мрачно ответил мужик, — Сексуально Озабоченный... Достал же он меня, зараза...

Дальнейшее было уже делом знакомой вам техники. Выяснить, что части люто ненавидят друг друга. Опреде­лить, что в идеале обе они хотят своему хозяину одного и того же. Найти ресурсные характеристики каждой из ча­стей, интересные с точки зрения оппонента. И осуществить слияние: правда, в этом случае довольно драматическое. С ка­кими-то загадочными судорогами, сменившимися не менее таинственным «марсианским» («Война миров» Г. Уэллса) уханьем (клиент за это потом долго извинялся)...

...Через неделю этот мужчина взял внеочередной отпуск и на неделю укатил с женой (это хорошо, что с женой) куда-то в теплые края. Наконец-то провел медовый месяц, который вообще-то мог у него состояться двадцать лет тому назад...

Так что примем как данность, что в практике психотерапии сплошь и рядом встречаются ситуации, при ко­торых основной причиной проблем клиента выступает факт существования некой отторгаемой им Самостоятельной Единицы Сознания. Той самой, которая показалась ему не-приемлимой, ненужной или просто неэкологичной, отчего он отправил ее «куда подальше» (в область Тени по К. Юнгу). Отправил, даже не подозревая о том, что из этого своего далека она периодически будет напоминать ему о себе и даже просто-напросто мстить. Как, например, это де­лает любая отвергнутая женщина, сколь бы интеллигентной и воспитанной она не была.

Я не привожу далее собственного описания этой процедуры. И потому, что она ничем не отличается от слия­ния частей. И оттого, что она (же) очень даже хорошо опи­сывается психотехнологией воссоединения с отторгнутой частью Ф. Фанча /19/.

1. Обнаружьте, нет ли у вас какого-то поведения, изо­
лированного от обычного.

2. Подберите условное, приблизительное название этого поведения, но будьте готовы изменять его по мере обнаружения нового материала. Названия должны быть очень широкими и общими (например, «часть, поддержи­вающая »). Они предназначены для того, чтобы раз­делить поведение на две большие группы, так что не стремитесь быть слишком точным.

3. Спросите себя: у меня есть часть, которая? И получите подтверждение этого.

 

4. Теперь задайтесь вопросом: чем занимается (что де­лает) эта моя часть? Узнайте ее общее поведение и дея­тельность. Будьте при этом совершенно беспристрастны и постарайтесь не навешивать отрицательных ярлыков.

5. Спросите себя: есть ли у меня часть, противопо­ложная? Узнайте обратную сторону. Ее не

нужно особо искать, это просто дополняющая часть, которая не делает того, что делает первая, но делает все остальное или что-то противоположное.

6. Теперь последовательно задайте своим частям сле­
дующие вопросы:

«Чем занимается эта часть? »

«Какие хорошие качества части А? », « Чего ей не хва­тает? »

«Какие хорошие качества части Б? », «Чего ей не хва­тает? »

«Эти части присутствуют одновременно или по оче­реди? »

«Если бы часть А могла говорить с частью Б, что бы она сказала? »

«Если бы часть Б могла говорить с частью А, что бы она сказала? »

7. Побудите эти две части говорить друг с другом, отвечать друг другу и просто обмениваться информацией.

8. Теперь спросите себя или части: «Часть А ценит (хорошо относится, восхищается, любит) часть Б? » и на­оборот.

9. Поощрите части начать больше ценить друг друга и признать, что они взаимодополняющие части одного це­лого. Не настаивайте на этом сверх того, к чему части готовы.

10. Задайтесь вопросы: «Чему может часть А нау­
читься у части Б? » Если они еще не поняли, что могут
учиться другу друга, побудите каждую из них понять, что
ей чего-то не хватает, и согласиться работать над до­
стижением этого. Обратите внимание части на другую
часть как на источник обучения этому.

11. Договоритесь о том, как части могут начать обмениваться информацией и учиться друг у друга. Побу­дите части обмениваться энергиями. Вообразите, что они это делают.

12. Если части после этого не начали быстро сли­ваться, узнайте, что разделяет их. Выясните, что стоит между ними и разберитесь с этим. Это может быть не­приятное ощущение, которое вы испытываете, когда части сталкиваются вместе. Может быть, полезно спра­виться с этим с помощью изменения личной истории и реимпринтинга, а потом вернуться к процессу объедине­ния.


Поделиться:



Популярное:

  1. I.3. Кинокультура и культура слова: отношение противостояния
  2. II. Совершенствование навыков нападающего удара против блока—20 мин.
  3. IV. Каков процент ваших друзей в соцсети - это люди, с которыми вы никогда не общались в реальности?
  4. IV. Санитарно - противоэпидемический режим в отделении.
  5. V. АПОГЕЙ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. ИТОГИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОТИВОСТОЯНИЯ
  6. А когда душа подступает к горлу
  7. А потом он обратился к ним с увещанием в связи с тем, что они смеялись, когда кто-нибудь испускал ветры, и сказал: «Почему некоторые из вас смеются над тем, что делают и сами?»
  8. А11. Когда было установлено Красное Знамя на фронтоне Рейхстага?
  9. Адам никогда не станет. Ни за что не будет похож на них.
  10. Административные правонарушения в области охраны историко-культурного наследия. Правонарушения против порядка использования топливно-энергетических ресурсов (Гл. 19,20)
  11. Альфа-адреноблокаторы: классификация, основные показания и противопоказания, побочные эффекты
  12. Анализ состояния и перспективы развития средств воздушного нападения вероятного противника


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.085 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь