Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Первый постулат экономической психологии
...Это была не рядовая работа. Во-первых, потому, что работать надо было с самим собой, что сложно как бы по определению (вы не пробовали, например, починить или помыть машину, продолжая в ней сидеть? ). Во-вторых, оттого, что я собирался заняться сущностной трансформацией со смысловой СЕС. Частью, которая из каких-то не вполне еще ясных мне целей наслала на меня целый сонм смертельно опасных болезней. Все это происходило 17 января 2007 года, ровно через три дня после моего дня рождения (я родился в ночь Старого Нового Года). Как раз накануне, 13 января, я узнал то, что иначе как приговором назвать было нельзя. Обследовавшие меня врачи санаторного комплекса «Одиссей» (это под Сочи, в Лазоревском), собравшись на некий консилиум, с каким-то странным — раздраженным — сочувствием сообщили, что у меня обнаружен диабет по II типу, дисфункция печени, кардиодистрофия, тахикардия, ише-мическая болезнь сердца, гипертония и еще что-то, чего не помню, но это тоже было ну очень неприятное... Работать над собой я начал с 14-го после одной из самых жутких ночей в своей жизни, подробности которой я уже не помню, т. к. работал с ней как с психотравмой. К 16-му я успел сделать уже очень многое из разработанного мною стандартного модуля исцеления тяжелых проблем и психосоматических заболеваний (он довольно подробно описан в другой моей книге — «Введение в нейтротран-сформинг»). В частности, в строгом соответствии с созданной мною теорией функциональной компетентности Самостоятельных Единиц Сознания (того, что все они «по вертикали» делятся не только на Эго, идентичности, субличности, части и субчасти, но еще и на инструментальные — работающие, интенциональные — желающие и смысловые — как бы задающие общий смысл происходящего) отработал кучу частей. Во-первых, инструментальных, в качестве которых выступали следующие. Поджелудочная железа, выделяющая мало инсулина, и клетки ткани сосудов, плохо всасывающие сахар (диабет). Печень (вышеназванная ее дисфункция) и почки (перегруженные из-за диабета и печеночной дисфункции). А также сердце (кардиодистрофия, тахикардия, ишемия) и сосуды (гипертония). А, во-вторых, интенциональных, где главным был как раз продуктивный диалог с болезнями (учтите, это важно: уже не с органами, а с болезнями). Вышеупомянутыми диабетом. Дисфункцией печени. Кардиосклерозом. Ишемией. Тахикардией. И гипертонией. И настала (в-третьих) очередь работы с самыми важными, но, увы, трудноуловимыми СЕС: смысловыми (как позже выяснилось — с одной). Каковые как бы задавали смысл всего того беспредела, который творился в моей организме. Поскольку данная СЕС как бы не особо ощущалась, в поиске ее я воспользовался одной только интуицией. И потому честно и бесхитростно обратился сначала к своей бессознательному (надо было заручиться его поддержкой), а после к самой этой пока гипотетической части с просьбой: выйти на контакт. Примерно через минуту я ощутил сначала некое расширение в груди, а потом и присутствие в ней чего-то довольно плотного и, в общем-то, не очень приятного. А потом — для меня это было впервые! — в голове как бы включился телефон. И некий довольно резкий голос сказал: «Чего ты хочешь? — Извиниться, — к счастью, мгновенно сориентировавшись, ответил я. — Я виноват и перед тобой, и перед собой, что совершенно забросил свое здоровье и, в общем-то, довел себя до ручки. Я спохватился — надеюсь, не очень поздно. И, поскольку за долгие годы убедился в том, что в любой неприятности есть смысл, хотел бы задать для начала два вопроса. Первый, извини, немного проверочный, но, знаешь, мало ли кто из Бессознательного может выйти на контакт... Скажи, это ты действительно как бы была инициатором наблюдаемого сейчас тотального нарушения деятельности моего организма? — Да, — холодно, безапелляционно и совершенно без эмоций ответила часть. — Зачем? — чуть было не завопил я, но, поправившись и оправившись от шока, поправился. — Я имел в виду, чего ты хочешь, когда это делаешь? — Убить тебя, — все так же холодно сказала часть и замолчала, как мне показалось, выжидающе. Для меня подобный ответ части был просто шоком! Хорошо еще, что чисто теоретически я знал о подобной возможности и потому, мысленно поздравив себя с тем, что обратился к сущностной трансформации, а не к чему-то более простому, с трудом, но продолжил. — Ну, хорошо, ты меня убьешь. А что это мне даст — Свободу, — чуть помедлив, ответила часть, — «Не в бровь, а в глаз! — подумал я — Ведь так оно и есть... Жизнь с двенадцатичасовым рабочим днем, расписанная на месяцы вперед — не об этом ты когда-то мечтал...». Но, преодолев вспышку уныния, продолжил: — Хорошо. Согласен. Но ведь, наверное, есть и еще что-то, что как бы стоит за свободой и достигается только через или посредством нее. Что-то еще более глубокое, важное и ценное. Что это? — Жизнь, — коротко ответила часть и не без ехидства добавила, — которую ты полностью заменил работой, несмотря на все твои вопли, что, мол, не жизнь для работы, а работа для жизни... — Ну, хорошо, — сделав над собой усилие, продолжал я. — Раз пошла такая пьянка, режь последний огурец. То есть я хотел спросить, что есть более глубокое, ценное и важное, чем жизнь, что достигается тогда и только тогда, когда ты открываешься жизни? Наступила довольно длинная пауза, в ходе которой, как мне показалось, часть слегка занервничала. — Довольствие, — наконец вымолвила она, — и еще радость. Точнее, радости. Жизнь в удовольствие. — Отлично, — обрадовался я (наконец-то что-то понятное и даже приятное), — а что есть более глубокое и ценное, что как бы открывается вслед за этими удовольствием и радостью? — Счастье, — практически без запинки ответила часть (видимо, тот самый своеобразный Рубикон — переход от поверхностных к более глубоким целям — был ею осуществлен). — А что дает это счастье? — поинтересовался я. — Что есть более глубокое, важное и ценное, что становится достоянием человека прямо и после счастья? — Связь с Богом, — коротко и четко ответила часть. — Осознание себя Космическим Существом. То, что ты не очень точно называешь Просветлением... «Ничего себе «ириска», — быстро подумал я. —Вот так сразу: от смерти — к Просветлению. Хотя... Смерть ведь не зря называют Избавлением. А Просветление — Освобождением... Что-то тут есть...». — Ты прав, — подтвердила легко читающая любые мои мысли часть, — именно так. А поскольку ты так жаждал Просветления как Освобождения, но практически отказывался жить, мы тебе и приготовили хорошенькое Избавление и Успокоение. Неподалеку — на Нахабинском кладбище. И уже скоро — года через два... — Постой-постой, — прервал я ее ехидный монолог, — но ведь главной — базовой и исходной точки целого выступало именно Просветление, а не... (тут я на всякий случай замолчал). — Ну да, — вынужденно согласилась часть. — Тоща отсюда и давай танцевать, ибо это, крути не крути, твоя Миссия... Так согласишься ли ты отныне и далее именно Просветление сделать главной целью и Смыслом своего существования? — Можно попробовать, — осторожно сказала часть. — А давай попробуем, — демонстрируя энтузиазм, завопил я. — Возьмем Просветление, так сказать, за основу. Скажи, каким тогда станет счастье? — Всеобъемлющим и всепоглощающим, — лаконично ответила часть. — А если будет и Просветление, и всеобъемлюще-всепоглощающее счастье, каким тогда будет Удовольствие? — Это будет Блаженство, — вздохнув о чем-то своем, ответила часть. — А какой станет Свобода, если в основу ее как бы ляжет Просветление, Счастье и Блаженство?.. — Тотальной, — ответствовала часть, — или, как ее у вас называл один философ, Абсолютной... — И когда буцут Просветление, Счастье, Блаженство и Абсолютная свобода, какой тогда станет Жизнь? — Подлинной — опять о чем-то вздохнув, ответствовала часть, — той самой, которой ты никогда и не жил... — Тоща, внимание, вопрос, — тоном Леонида Якубовича провозгласил я, — зачем нам тогда Смерть? Если есть и будет Просветление, Счастье, Блаженство и Свобода... — Да ни за чем, — согласно молвила часть и, спохватившись, добавила, — но мне же не удалось привести тебя к Просветлению!.. — Так это потому, что, во-первых, я ничего не понимал, а, во-вторых, у тебя просто не хватило ресурсов. Прости, а когда ты появилась, мне было сколько лет? — Три годика, — чуть смутившись, ответила часть. — Ну вот; видишь, — обрадовался я, — и поскольку трехлетнему малышу Просветление не под силу, ты, последовательно пройдя по цепочке Просветление — Счастье — Радость и Довольствие — Свобода — Просто Жизнь, и не преуспев ни в одной из них, ты вполне логично остановилась на смерти... Но сейчас мы это дело поправим... Скажи, ты согласилась бы повзрослеть... — Я и так уже взрослая, — обидчиво отрапортовала часть, и я понял, что действительно имею дело с ребенком... Мудрым Дитем... После чего продолжил. —... присоединив все знания и опыт; которые получили другие части, и все Бессознательное ПОСЛЕ твоего возникновения... А то ведь здесь работает странный, бог весть кем изданный закон: часть, родившаяся у трехлетнего, навсегда остается трехлетней... — Можно попробовать, — немного неуверенно ответствовала часть, — а как?.. — А ты просто позволь себе, — ответил я, — открыться всему этому и начинай взрослеть... —... Мне уже сорок, — через некоторое время отозвалась часть, — но дальше взрослеть я не собираюсь... — Да и как бы достаточно, — ответил я, вспомнив, что как раз в сорок лет я был в хорошей форме, а дальше пошло-поехало... — А теперь, пожалуйста, скажи, насколько с новыми ресурсами и опытом тебе легче будет достигать Главной своей Цели — Просветления? — Намного легче, — оживленно, но рассудительно отозвалась часть. — Тоща уже без моего напоминания, сама пройди цепочку последующих целей и покажи (но и, конечно, посмотри сама), какими тогда станут Счастье, Безопасность и Свобода. — Все по-другому, — как-то вдумчиво-раздумчиво ответила часть, — совсем по-другому... Хорошо, Смерть отменяется... Как ты любишь говорить — за ненадобностью. Можешь быть спокоен — я отзываю заказ на твое уничтожение... Но подожди, а ты понял смысл? Того, что едва не произошло?.. — Да, — честно ответил я. Хотя объяснить толково, может, и не смогу... Что-то вроде того, что жизнь дается человеку, чтобы радоваться и жить... Просто жить, чтобы жить... А не приносить ее в угоду честолюбивым устремлениям, замешанным на комплексе неполноценности... Ничего никому не надо доказывать... И ни в чем не стоит самоутверждаться... Надо просто жить, делая все с радостью и удовольствием... Примерно так? — Примерно, — вздохнула часть. Что-то ты понял, что-то нет... Надеюсь, еще поймешь... Но, в любом случае, тебе есть, чему радоваться: срок твоей жизни в этом мире продлен более чем на двадцать пять лет. Могу даже сказать точно на сколько, но вряд ли информация о точной дате твоего Перехода доставит тебе радость и удовольствие... — Нет-нет; вот этого не надо, — испуганно завопил я. И, немного успокоившись, задал вопрос. По поводу того, что мучило меня куда больше, нежели банальный страх смерти, который, кстати, к тому времени я уже преодолел. Чего, увы, никак не мог сказать о страхе боли и страданий. — Но, по крайней мере, уйду я отсюда легко?.. — ...Я постараюсь сделать так, чтобы твой переход был максимально безболезненным, — немного уклончиво, но все же обнадеживающе ответила часть... Примерно через полгода после описанного здесь события детальное медицинское обследование подтвердило, что я абсолютно здоров. И остаюсь здоров до сих пор, причем настолько, что мой физический (физиологический) возраст примерно на пятнадцать лет меньше реального. Правда, рецидивы заболеваний у меня таки бывают. Но только как напоминания и предупреждения. Всякий раз, когда я, увлекшись и одновременно поддавшись просьбам бесчисленных клиентов, опять начинаю жить, чтобы работать. Но они довольно быстро исчезают, как только я опять начинаю жить, чтобы жить... Обратимся теперь к более детальному рассмотрению вышеописанной психотехнологии. Которая, кстати, помимо, так сказать, терапевтического эффекта, позволяет вполне конкретно, а не только лишь абстрактно-теоретически испытывать ощущения того, что К. и Т. Андреасы называют Собственный Корень: наше внутреннее чувство, наш полный потенциал, мы на самом деле, наша Собственная Истина, наше Собственное возвышение, внутренний Боги Душа... /1/. По утверждению К. и Т. Андреас, человек, живущий из Собственного Корня • испытывает целостность, внутреннюю умиротворенность, благополучие, любовь и бодрость; • полностью основан и сконцентрирован внутри своего; • постигает мир целостно; • знает, чего хочет; • действует, ориентируясь на свои ценности; • легко может поступать в собственных интересах, уважая при этом интересы других; • ощущает собственную позитивность; • осознает, кто он есть, а не только что он делает, как себя чувствует и что имеет; • полон сил и имеет выбор, как чувствовать и что делать. Конечно, я весьма далек от мысли осуществить (в рамках этой книги) развернутое теоретическое обсуждение феномена сущностных трансформаций. Однако полностью избежать теории не удастся, ибо без ее понимания психотерапевт, работающих по данной психотехнологии, вполне может, перефразируя М. Эриксона, воспользоваться раковиной, забыв про жемчужину. Итак, в 1994 году К. и Т. Андреас опубликовали чрезвычайно интересную книгу «Сердцевинная трансформация» («Core Transformation: Reacing the Wellspring Within»), изданную на русском языке в 1999 году. В которой описали процесс (психотехнологию) достижения так называемых «core states» — сердцевинных состояний или, что точнее, ядра личности и ее глубинной цели (последнее определение — уже по М. Аткинсон). Техника достижения этих состояний в сути своей довольно проста и в чем-то даже похожа на уже известную вам трансформацию СЕС. Как вы, наверное, помните, эта техника применяется для создания «договора» с какой-то неэкологичной частью вашей психики, а основывается на различии между намерением и поведением. С ее помощью, сохраняя в неприкосновенности намерение, мы просто просим СЕС изменить реализующее его поведение — разумеется, экологичным образом. В процессе трансформации мы часто (но не всегда) выясняем содержание этого самого позитивного намерения, ведущего к негативному поведению, после чего и выполняем переопределение. К. и Т. Андреас пошли дальше и, не останавливаясь на первом обнаруженном намерении, продолжали задавать людям мета-вопрос примерно следующего содержания: «Если вы получите желаемый результат целиком и полностью и будете удовлетворены им, не хотите ли вы использовать полученные ресурсы, чтобы испытать что-то более важное и глубокое? » В результате многократного повторения вышеописанного вопроса данные авторы открыли удивительные вещи. Оказалось, что, например, ограничивающее человека базовое первичное эмоциональное состояние нервозности имело намерением, целью или результатом мета-состояние «делать хорошую работу»; которое в свою очередь имело результатом мета-состояние расслабления («расслабиться»); каковое преследовало цель «быть способным к творчеству»; которое исходило уже из намерения иметь «чувство свободы»; каковое наконец-то приводило нас к сердцевинному состоянию «чувствовать связь с людьми». Т. е. если мы сейчас воспроизведем всю цепочку в более привычном виде, получится, что данный субъект нервничал для того, чтобы сделать работу хорошо. Делал он эту самую работу хорошо для того, чтобы расслабиться. Расслаблялся данный индивид для того, чтобы быть способным к творчеству. Становясь способным к творчеству, он обретал чувство свободы. А обретя это самое чувство, он наконец-то получал сердцевинное для своего ядра личности ощущение связанности с людьми. К. и Т. Андреас утверждают, что существуют только пять мета-состояний, которые возникают как результат процесса Сердцевинной Трансформации: • ощущение бытия (присутствия, «бытийственности») • внутренний мир (умиротворенность, глубокое чувство покоя и принятия) • любовь (безусловная, а не обусловленная — прекрасная и ценная по своей сути, но не зависящая от конкретного объекта) • O'Kayness (глубокое чувство полезности и ценности — и мира, и себя) • единение и целостность (связь с Высшим, благодать, единение с Богом).2 Они так же указывают на то, что все эти сердцевинные состояния не выступают первичными состояниями сознания, но существуют как способы бытия в мире - как более духовный уровень бытия, а также высшие ценности, качества и характеристики. Однако эти состояния оказываются совершенно необходимыми не просто «по жизни», но и в психотерапевтическом процессе. Как утверждает М. Холл, «получая доступ к таким сердцевинным или трансцендентальным состояниям «бытия», человек становится более способным использовать на деле и познавать на опыте свои более богатые ресурсами мета-состояния (принятия, прощения, единения, гармонии, любви, беззащитности, самооценки и т.д.). И очевидно, что это дает нам доступ ко всем видам ресурсов в терминах самоопределения и самопознания, обращения с трудностями и травмами, жизни и взаимоотношений, работы, времени и т. д.» /20, стр. 62/. И еще одно — возможно, главное. Сердцевинные состояния — это и есть то, чего в конце концов люди хотят добиться в жизни, если перевести эти их достижения в термины чувств и ощущений. То, ради чего они затевают грандиозную деятельность по обустройству собственного счастья — и в конце концов обычно оказываются у разбитого корыта. Ибо исходят из того, что эти самые глубинные состояния удовлетворения, покоя и т. п.) должно зарабатывать — не важно, с потом и кровью или без, но всегда по абсолютно извращенной логике «если я буду иметь то-то и то-то, я обязательно стану и буду счастливым». А потом, обретя вожделенные должности, почести, деньги, особняки и машины, искренне и в чем-то даже по-детски обиженно удивляются: «Я приобрел все, что хотел. Почему же я несчастлив? » Да потому, что сделал все с точностью до наоборот. Как пишут К. и Т. Андреас (цитирую по /20/, стр. 62-63), «некоторым образом наши внутренние части получают идею (познавательный предрассудок! ), что для того, чтобы испытать сердцевинные состояния бытия, они вначале должны пройти через весь ряд Положительных Намерений. К несчастью, это работает не так уж хорошо. Мы не испытываем очень часто наши Сердцевинные Состояния, когда мы идем примерно этим путем, потому что сердцевинные состояния бытия не являются чем-то, что может быть приобретено или достигнуто через действие. Путь испытать Сердцевинное Состояние — просто шагнуть в него и обладать им». Таким образом, главное, что следует взять за основу при работе с Процессом Сущностной трансформации, так это то, что любая Самостоятельная Единица Сознания, реализующая пусть даже чрезвычайно негативное поведение, использует его в качестве своеобразного способа достижения сущностного состояния и что именно это сущностное состояние и является главной (или, по М. Аткинсон, глубинной) целью жизнедеятельности данной СЕС. Сама по себе психотехнология достижения и использования сущностных состояний сравнительно проста и в изложении К. и Т. Андреас выглядит так /1, с. 163-165/. «Шаг 1. ВЫБЕРИТЕ ЧАСТЬ, С КОТОРОЙ БУДЕТЕ РАБОТАТЬ. Ощутите часть, примите и поприветствуйте ее. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-09; Просмотров: 780; Нарушение авторского права страницы