Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Об одном из методов российкой клинической Терапии творческим самовыражением (2007)259
Терапия творческим самовыражением Бурно (как обозначен этот метод во всех трех изданиях «Психотерапевтической энциклопедии» под ред. Б.Д. Карвасарского (СПб.: Питер, 1998, 2000, 2006)) — российский клинико-психотерапевтический метод-школа (Бурно М.Е., 1989-2006; «Практическое руководство по Терапии творческим самовыражением» / Под ред. М.Е. Бурно, Е.А.Добролюбовой (2003)), в отличие от терапии творческим самовыражением, терапии творчеством (Creative therapy) в широком, западном, понимании как вспомогательное, «главным образом, в рамках общего лечебного плана с учетом психоаналитической концепции» (I. Bonstedt-Wilke, U.Rü ger, 1997). Терапия творческим самовыражением Бурно (ТТСБ) привносит конкретные занятия целебным творчеством, духовную культуру в естественно-научную традиционную самобытную российскую клиническую психотерапию А.И. Яроцкого (1866-1944) и С.И. Консторума (1890-1950). В отличие от арт-терапевтических, экзистенциально-гуманистических и религиозных подходов ТТСБ предполагает природную, телесную основу в самых сложных движениях души и отправляется в своих (порою одухотворенно-поэтических) психотерапевтических воздействиях не от Духа, а от Природы. Здесь психотерапевтом исследуется защитно-приспособительная работа природы, более или менее понятным клиницисту языком начертанная в клинической картине, в личностной почве, дабы гиппократовски помочь стихийной природе, сколько возможно, защищаться совершеннее от вредоносных внешних и внутренних воздействий. Например, деперсонализационное страдание понимается как защитно-приспособительная неестественность чувствования, переживания («чувствую, переживаю не по-своему, например, немею душой»), смягчающая душераздирающую тоску. Это стихийное несовершенство природной защиты поправляется, по возможности, психотерапевтическим творчеством, помогающим пациенту чувствовать себя собою, посветлеть в творческом вдохновении. Теоретическая основа метода — положение П.Б. Ганнушкина (1933) о «жизненной компенсации психопатов» и «мягких шизофреников и эпилептиков» (выявление или невыявление данной патологии в зависимости «от внешних воздействий, от их суммы, от их содержания») и подобные, созвучные Ганнушкину, размышления Э. Кречмера (1934) с последующим выводом о том, что «здесь лежат психотерапевтические задачи». Речь идет о кречмеровской психотерапевтической концепции — «созидание личности по ее конституциональным основным законам и активностям» (Kretschmer E., 1975). ТТСБ вышла из психиатрии и показана для разнообразных тревожно-депрессивных пациентов с болезненным переживанием своей неполноценности, с чувством своей вины, несостоятельности (патологическая дефензивность (пассивная оборонительность) — в противовес агрессивности). Однако, особенно в последние годы, метод стали применять для лечения душевно здоровых соматических, неврологических пациентов с дефензивными особенностями характера, для помощи здоровым дефензивным детям (в школе, в детском саду) и т. д. Существо метода. Пациенты или здоровые люди с дефензивными трудностями под руководством психотерапевта изучают элементы клинической психиатрии, характерологии (в том числе характеры художников, ученых), элементы психотерапии, естествознания в разнообразном творческом самовыражении, дабы обрести свое, поднимающее из «каши» переживаний целительное осмысленное творческое вдохновение. Обрести себя как уникальную, но все же, сообразно природе своей, аутистическую, психастеническую, синтонную, полифонически-шизотипическую и т. д. личность. Природные характеры, симптомы болезни понимаются здесь не как «бирки», а как важные природные ориентиры (наподобие, например, мужской или женской, юношеской или стариковской природной душевной особенности), помогающие найти тропинку в свою творческую аутистическую, психастеническую и т. д. неповторимость, найти свою Любовь и свой Смысл. Подобно тому, как студент консерватории, по совету преподавателя исполняя какое-то любимое музыкальное произведение так, как исполняет его душевно созвучный ему музыкант, приходит из подражания к своей, словами Равеля, «бессознательной неточности». Практика метода. Индивидуальные психотерапевтические встречи, творческие домашние задания, группа творческого самовыражения в камерной обстановке психотерапевтической гостиной, реалистический психотерапевтический театр. Конкретные методики терапии творчеством, переплетающиеся между собой: 1) терапия созданием творческих произведений; 2) терапия творческим общением с природой; 3) терапия творческим общением с литературой, искусством, наукой; 4) терапия творческим коллекционированием; 5) терапия проникновенно-творческим погружением в прошлое; 6) терапия ведением дневников и записных книжек; 7) терапия перепиской с психотерапевтом; 8) терапия творческими путешествиями; 9) терапия творческим поиском одухотворенности в повседневном. «Творческий» — означает здесь всюду познание-поиск себя аутистического, психастенического и т. д. в общении с искусством, природой и т. д. с целью обрести свою вдохновенно-творческую неповторимую жизненную дорогу. Долгосрочная ТТСБ продолжается 2-5 лет, краткосрочные варианты метода — от недели до четырех месяцев. Идеал терапевтической эффективности — формирование творческого стиля жизни: возможности обретенными способами приводить себя в состояние творческого вдохновения, способность подолгу жить в состоянии вдохновения. Высокая и достаточно выраженная (средняя) терапевтическая эффективность ТТСБ (> 80 %) отмечена автором метода в его диссертационном исследовании (Бурно М.Е., 1998). Указанная эффективность подтверждена в диссертациях последователей автора — врачей и психологов (см.: Зуйкова Н.Л. (1998), Гоголевич Т.Е. (1998), Некрасова С.В. (1999), Махновская Л.В. (2003), Грушко Н.В. (2003), Унанов Т.А. (2003), Терлецкий А.Р. (2003)). В течение уже многих лет убеждаемся в том, что данный метод способствует смягчению переживаний наших пациентов по поводу «клейма», «стигмы» своей психиатрической неполноценности. Из занятия в занятие пациенты изучают, как именно особенности характера, душевной болезни известных писателей, художников, ученых сказываются в происхождении и особенностях их творчества. Пациенты, в конце концов, убеждаются в том, что поистине высокое, гениальное творчество всегда есть серьезное стихийное лечение своего душевного расстройства, своего страдания. Лечение, без которого больному творцу трудно было бы выжить. В ТТСБ мы учимся у известных творцов лечению творчеством. Все яснее становится, где и как следует попробовать себя в творчестве, исходя уже из своих душевных особенностей, трудностей. Лучшие работы по патографии, которые мы изучаем вместе с пациентами, неразделимы с ТТСБ. Наконец, этот метод помогает душевноздоровым людям проникнуться уважением к душевнобольным за то, что именно из среды душевнобольных выходят великие творцы. Нет душевноздоровых гениев (Кречмер Э. «Гениальные люди», 1999). И даже бездарный, слабоумный, шизофреник или эпилептик причастен, думаю, таким образом к гениальному творчеству, являясь песчинкой его генетической почвы. ТТСБ бесконечно развивается вместе с клинической психиатрией, характерологией, искусством, всеми областями духовной жизни, из которых метод выбирает необходимый ему материал, преломляя его клинико-психотерапевтически. Подобно тому как хирургия преломляет клинически по-своему все новые и новые технические открытия. Терапия творческим самовыражением (TТC) в практической психологии и педагогике (2007)260 Терапия творческим самовыражением (ТТС) как отечественный метод-школа вышла из самобытной российской клинической психиатрии и психотерапии Саблера, Малиновского, Корсакова, Сикорского, Ганнушкина, Консторума, вообще — из российской культуры последних веков нашей жизни. Существо российской культуры — сквозь все случавшиеся, известные нам, порою долгие, зверства и несвободы в нашей истории — сказывается, прежде всего, в целом, в одухотворенно-земной, нравственно-психологической усложненности российской жизни. В сущности, это то, что рассказали и рассказывают миру своим творчеством наши самобытные писатели, живописцы, философы. Наша национальная нравственно-психологическая усложненность, свойственная особенно интеллигенции (чеховской интеллигенции, в уменьшенном количестве существующей и сегодня) несет в себе переживание вины перед теми, кому хуже, чем тебе. Этим во многом объясняется сравнительно высокая распространенность среди наших российских психотерапевтических пациентов более или менее сложных душой людей с переживанием своей неполноценности, несостоятельности, с чувством вины перед близкими (даже без отчетливых признаков истинной (патологической) депрессии). Если внимательно клинически присмотреться, то эта дефензивность обнаруживается нередко и у самых, казалось бы, простых, даже малограмотных, наших людей (простолюдинов — как выражались прежде). Для дефензивных людей и существует Терапия творческим самовыражением. Она органична им и существенно им помогает. Считаю возможным писать здесь название нашего метода с большой буквы, дабы не путать название этого сложившегося самостоятельного метода с бытующим сейчас названием (термином) «терапия творческим самовыражением» в широком (даже порой житейском) смысле. Ирмгард Бонштедт-Вильке и Ульрих Рюгер (Клиника и поликлиника психосоматики и психотерапии в Геттингене) в известном современном «Базисном руководстве по психотерапии» (ред. А. Хайл-Эверс, Ф. Хайгл, У. Рюгер, пер. с нем., 2001) в разделе «Терапия искусством и творческим самовыражением » отмечают следующее: «Терапия искусством и творческим самовыражением представляет собой психотерапевтическое вмешательство, осуществляемое с использованием творческих средств» (с. 529). В кратком обзоре мировой литературы (и в других местах этого раздела) — о клиническом (исходя из особенностей клинической картины, нозологии) применении творческих средств ничего нет. Ничего нет и о ТТС в нашем понимании. В заключение авторы пишут: «Однако повторимся: терапия творческим самовыражением до сих пор применялась к пациентам, страдающим психическими расстройствами, как правило, лишь в рамках общего плана лечения, включавшего и другие методы. В силу этой причины ее изолированные эффекты, равно как и ее заслуги в успешности лечения, часто практически невозможно проверить. Здесь полезными могут оказаться исследования отдельных случаев, разумеется проводившихся в соответствии с методическими стандартами» (с. 540). «Терапия творческим самовыражением» понимается в этой серьезной работе как ограничивание психоаналитиками и психотерапевтами «чисто вербальной психотерапии» тем, что выносится на передний план, например, психодрама (Морено), музыка (Пристли). Упоминаются имена всемирно известных в этой области психотерапевтов, работы которых не проникнуты естественно-научным мироощущением, клиницизмом. Это, например, Хейер, Наумбург (Номберг), Францке, Биньек, Янссен, Крамер, Крафт, Шроде. Сообщается о том, что в Германии к концу прошлого века психотерапевты, «тяготеющие к глубинной психологии», и психотерапевты, «склоняющиеся к арт-терапевтическим методам», нашли компромисс и «объединились в профсоюз терапевтов искусством и творческим самовыражением» (с. 531). В подробностях о современной арт-терапии в мире см. в работах А.И. Копытина (2002, 2003, 2006). В нашей стране, как известно, полнокровно живет-существует Арт-терапевтическая ассоциация (председатель — Александр Иванович Копытин, Санкт-Петербург). Ассоциация проводит ежегодные конференции «Арт-терапия сегодня», выпускает международный журнал арт-терапии «Исцеляющее Искусство». В сущности, эта Ассоциация официально, гармонично интегрирована в мировое Арт-терапевтическое поле (Копытин А.И., 2005); она исповедует, применяет, изучает подлинную арт-терапию, то есть помощь искусством и творчеством, исходя, в основном, из теоретических концепций. Концепций, стало быть, разнообразных изначально психологических в широком смысле: стройно-интеллектуальных, идеалистически-аутистических (в широком, не болезненном, понимании «аутистического», так — как широко, общечеловечески, понимал это и Эуген Блейлер), концепций, нередко умозрительных (но лишь с точки зрения очень здравого смысла, который, конечно же, не есть единственная правда в мире). Терапия творческим самовыражением, наш метод, естественно-научно, материалистически исходит, напротив, из особенностей самой природы характера, природы душевных расстройств того человека, которому оказывается помощь. Естественно-научное материалистическое мироощущение есть, кстати, мироощущение, в том числе великих естествоиспытателей — Дарвина, Павлова, Кречмера. Примеры кратких описаний практической помощи в ТТС даже без изучения с пациентами элементов характерологии см.: Бурно М.Е. — в «Практическом руководстве по Терапии творческим самовыражением», 2003, с. 42-57; Бурно М.Е., 2006. Существо ТТС, напомню, состоит в том, что психотерапевт помогает человеку с душевным неуютом-«мешаниной», переживанием своей неполноценности, несостоятельности посильно изучить особенности своей души — как природные «ориентиры», с целью научиться творчески выражать себя по-своему, сообразно своей природе, неповторимо, но отправляясь, отталкиваясь от этих природных своих «ориентиров». Это «по-своему» целительно проясняет и, значит, смягчает, освещает напряженную душу, что, в сущности, есть творческое вдохновение. Но творческое вдохновение, по возможности, благодаря нашей работе в ТТС, с осознанием-пониманием себя в мире, своего пути и смысла. Повторяю — исходя из особенностей своей природы. Так Природа, осторожно направляемая психотерапевтом в соответствии с «рисунком» природной защиты, запечатленном в клинической картине, продолжает и здесь, по Гиппократу, оставаться Главным Врачом. Таким образом, ТТС не просто помощь творчеством и искусством в широком смысле. Это, в своем полном, нескольколетнем, виде, — достаточно глубокое и сложное психотерапевтическое воспитание, образование с помощью творческого погружения в природу, науку и искусство. А в кратком, элементарном виде ТТС может быть симптоматической, несложной (для психотерапевта) помощью, даже минутной. А.И. Копытин (2003) считает Терапию творческим самовыражением «одним из наиболее обоснованных в теоретическом плане методов современной психотерапии». В то же время Копытин (по моему убеждению, подлинный лидер отечественной современной арт-терапии) полагает, что поскольку «данный метод (ТТС. — М.Б.) базируется на естественно-научной, медицинской парадигме», он, «к сожалению, не располагает достаточными концептуальными возможностями для анализа отношений как между участниками группы, так и между ними и психотерапевтом. Развиваясь за пределами психодинамической традиции, клинический подход в психотерапии и терапия творческим самовыражением не позволяют описывать и анализировать общегрупповые процессы, с которыми в значительной мере связаны психотерапевтические возможности группы» (с. 115-116). Не могу с этим не согласиться. Да, мы слишком мало и осторожно входим в анализ бессознательных переживаний в психодинамическом понимании. Психодинамика как изначально самособойное движение духа не сродни естественно-научному, материалистическому мироощущению. Наш анализ — естественно-научный клинический анализ Э.Блейлера и Э. Кречмера, основывающийся своими особенностями на особенностях природы, биологии, хотя сам анализ, конечно же, нематериален. Это и осознание своих характерологических свойств, стремлений, и осознание своих конфликтов, переживаний, тесно связанных с личностной почвой. Все это так. Однако в оправдание ТТС замечу, во-первых, то, что метод показан именно тем застенчивым, ранимым, без вины виноватым людям, которые с этой своей природной дефензивностью (особенно болезненной) стыдливо бегут подальше от прилюдного (и даже наедине с психотерапевтом) анализа «происков» своего Бессознательного. Они посильно тайно познают эти «происки» в группе и в индивидуальных беседах, познают как-будто бы про себя, а может быть, в то же время, для товарищей по группе, и не совсем про себя. Во-вторых, большинство пациентов и здоровых людей, которым серьезно помогает ТТС, предрасположены своей природой к материалистическому, естественно-научному мироощущению и, стало быть, имеют право на свою, созвучную им, терапию творчеством и искусством. Недавно вышло третье, исправленное и дополненное издание моей книги «Терапия творческим самовыражением» (Москва, 1989, 1999, 2006). Уже в первом издании (1989) ясно сказано о том, что наша Терапия творческим самовыражением (ТТС) есть самостоятельный, со своей самобытной структурой, отечественный метод психотерапии с достаточно определенными показаниями, противопоказаниями, осложнениями, со своей продуманной оценкой терапевтической эффективности. Отмечалось (с краткими описаниями), что данный метод может сопровождаться лекарственным лечением, гипносуггестивной терапией, приемами психической саморегуляции. И в то же время из ТТС «возможно немало почерпнуть для психологии и педагогики с существенной выгодой для общества в целом». Я имел здесь в виду, прежде всего, «вопросы профориентации подростков и юношей с де-фензивными свойствами» (с. 287). Говорилось в первом издании и об известной личностной предрасположенности, пригодности специалистов к работе в ТТС. С годами метод стал школой. Разработано немало разнообразных форм, вариантов ТТС. Защищено семь кандидатских диссертаций (каждая из них о своем варианте ТТС при различных душевных состояниях, расстройствах). И — одна докторская. Еще в нескольких защищенных диссертациях ТТС занимает свое серьезное место. ТТС преподается в соответствии с государственно утвержденными и опубликованными учебными программами врачам и психологам в России. Так, в нашей Российской медицинской академии последипломного образования каждую осень проводятся два двухнедельных цикла тематического усовершенствования «Терапия творческим самовыражением». Много уже было таких циклов. Опубликовано специалистами у нас и в зарубежье более 500 работ о применении, исследовании ТТС, о создании различных вариантов метода, о теоретическом осмыслении ТТС, об исследованиях, тесно связанных с ТТС. Возможно, думается, уже определенно говорить о стандартах помощи в духе ТТС при различных расстройствах и здоровых трудностях определенными вариантами метода, разработанными, прежде всего, в диссертационных работах с современными, принятыми у нас, доказательствами терапевтической эффективности, вариантами метода, внедренными в практику. ТТС стала жить своей жизнью. Она вышла за ворота психиатрии и стала применяться врачами и психологами (лечебно и профилактически) в кардиологии, гастроэнтерологии, фтизиатрии, эндокринологии, офтальмологии и т. д. (см. с. 295-298). «Инициатива и первый опыт применения в педагогической практике элементов Терапии творческим самовыражением принадлежит академику А.Е. Штеренгерцу» (Конрад-Вологина Т.Е., Бурчо Л.И., Лупол А.В., 1999). Упомянутые авторы рассказывают, как в середине 80-х гг. прошлого века Александр Ефимович Штеренгерц, исходя из ТТС, «стремился в процессе обучения и воспитания детей, больных детским церебральным параличом, находившихся на лечении в одесском санатории им. Октябрьской революции (главный врач В.Г. Катков), объяснять им особенности характеров людей, сильные и слабые стороны каждого характера и, тем самым, стимулировать детей и подростков, узнавших свой характер, его ценности, к проявлению в учебе присущих им способностей, мобилизации воли к высвобождению положительной энергии, оптимизирующей учебный процесс. Эта же методика была использована в дальнейшем по рекомендации А.Е. Штеренгерца и в других санаториях Одессы (например, в детском санатории «Зеленая горка» — А.А. Носачем, в санатории «Хаджибей» — В.П. Пруссом)» (с. 43-44). Вскоре, также в Украине, в Одессе, врачи, педагоги, психологи стали заниматься ТТС и со здоровыми людьми. В 1990 г. опубликована работа врача Евгения Антоновича Поклитара (ныне доцента) «Опыт использования психогигиенического варианта терапии творческим самовыражением». В 1997 г. школьная учительница Тамара Ефимовна Конрад-Вологина (США, Чикаго; прежде проживала в Одессе) и Е.А. Поклитар (Одесса) в сборнике Московской психотерапевтической академии в работе «Опыт внелечебного использования приема терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно» сообщают следующее: «В практике школьного воспитания использован в качестве способа формирования творческой индивидуальности модифицированный вариант приема терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно (Е.А. Поклитар, А.Е. Штеренгерц). Как и терапия творческим самовыражением этот способ основывается на трех принципиальных положениях: а) познай изначально свойственные людям характеры; б) найди среди них свой характер и присущие ему склонности и устремления; в) выбери для себя (сообразно своему характеру) путь в жизни, род занятий и увлечений (чтобы обрести себя в творческом самовыражении). Занятия проводились в группах продленного дня. Строились по следующей схеме: 1) в течение 1, 5-2 месяцев преподаватель знакомил учащихся с особенностями различных характеров — реалистически-авторитарного, синтонно-реалистического, аутистически-философского, тревожно-сомневающегося реалистического, ювенильно-эгоцентрического и др. (по классификации М.Е. Бурно). При этом проявления различных характеров иллюстрировались творческими произведениями выдающихся поэтов, писателей, живописцев, музыкантов (путем чтения отрывков художественных произведений, демонстрации диапозитивов, прослушивания фонограмм). Познания, полученные в процессе указанных занятий, создавали в сознании каждого учащегося конкретное представление о своем характере и присущих ему душевных и духовных потребностях, что в конечном счете позволяло ему сориентироваться в поиске своего жизненного пути, выбрать наиболее валидную своему характеру профессию, стремиться к общению с людьми, оптимально способными удовлетворять его социальные, душевные и духовные устремления» (с. 31). Еще в 1990 г. опубликована работа тоже одесского педагога доцента Виктора Ильича Яна о применении модифицированного варианта ТТС при преподавании литературы на педагогическом факультете Южно-Украинского университета им. К.Д. Ушинского. Студенты в духе ТТС познавали характерологию, изучая характеры героев литературных произведений. Первая работа о включении ТТС в воспитание экологической культуры опубликована одесскими специалистами В.И. Яном и Яной Викторовной Ян-Веселовацкой в 2002 г. Первые работы о том, как ТТС может помочь здоровому человеку найти свой путь к Богу опубликованы Е.А. Поклитаром в 2000 и 2001 гг. Первая публикация о применении ТТС в детском саду — работа психолога Елены Владимировны Романенко (2002 г., Сургут), а о применении ТТС в работе с девочками-скаутами — работа психолога Татьяны Юрьевны Шиховой (2002 г., Новокузнецк). Первая публикация о психокоррекционном варианте ТТС (для подростков с дефензивными свойствами) в условиях дополнительного образования — работа психолога Натальи Викторовны Грушко из Омска (2002 г.). Наконец, первая публикация о включении ТТС в преподавание в Казачьем кадетском корпусе — работа психолога Нины Ивановны Галеевой (Москва, 2006 г.). Работ о немедицинском применении ТТС с годами все больше (см. библиографические списки в книгах о ТТС). Сердцем творческого «организма» помощи в духе ТТС здоровым людям в России является сегодня Новокузнецкое региональное отделение Научно-методического центра Терапии творческим самовыражением при Профессиональной психотерапевтической лиге (ППЛ). 15 мая 2003 г. в Новокузнецке состоялась первая научно-практическая конференция «Терапия творческим самовыражением и практическая психология» (Институт повышения квалификации, Региональное отделение Центра ТТС в рамках ППЛ). В том же году Новокузнецкий институт повышения квалификации Министерства образования РФ (кафедра психологии) выпустил на 20 страницах мелким шрифтом «Дополнительную профессиональную образовательную программу " Терапия творческим самовыражением" » (144 часа; см.: Манюкова Е.С., Сикорская Т.В., Трегубова Н.А., 2003). Программу составила Елена Сергеевна Манюкова. Программа предназначена для преподавателей учебных заведений, аспирантов и студентов педвузов. Категория слушателей: психологи, педагоги, социальные работники, логопеды и др. специалисты. Недавно Новокузнецкий институт выпустил для преподавания своим слушателям (педагоги, педагоги-психологи, социальные работники) еще три программы. Первая: «Дополнительная профессиональная образовательная программа " Формирование личностно-профессинальной культуры специалиста: Терапия творческим самовыражением" ». Составители: Лариса Александровна Селиванова и Татьяна Юрьевна Шихова (144 часа). Вторая программа: «Программа " Формирование позитивного самоотношения старших школьников методом творческого самовыражения" » (144 часа; составили — те же авторы). Третья программа: «Программа социальной адаптации подростков методом творческого самовыражения " Творческая гостиная" » (128 часов; авторы — Людмила Дмитриевна Протасова и Татьяна Александровна Гилева). См. эти программы в брошюре: Селиванова Л.А., Шихова Т.Ю., Лучшева Л.М., 2006. 92 с. Приведу два живых примера из этих последних программ (первой и третьей). Первое занятие. Из «Конспекта занятия. Тема 2.7. Нико Пиросмани. Жизнь и творчество. Автор: Шихова Т.Ю.» (с. 27-31). «Цель: рассмотреть особенности полифонического характера на примере жизни и творчества Нико Пиросмани». После стройного неравнодушного к художнику описания его жизни, характера, творчества с рассматриванием картин на экране психолог Татьяна Юрьевна Шихова ставит вопросы: «1. Как проявляется характер художника в жизни и творчестве? 2. Как относитесь к людям с таким характером? 3. Кому может помочь знакомство с жизнью и творчеством Пиросмани? » В заключении-анализе, после обсуждения с участниками занятия, автор отмечает свойственную творчеству художника сюрреалистичность: «живописует необыкновенно ярко, гиперреалистически, не соблюдая условности и пропорции. Все его творчество наполнено философскими размышлениями, о которых нельзя рассказать реальными полнокровными образами. Полифонист-романтик живет своим творчеством: наделяет животных лучшими человеческими качествами (благородством, силой); прощает людские пороки, облачая грешников в белые одежды. Соединение несоединимого исходит из природы полифонического характера, в котором переплетаются реалистичность и идеалистичность». Пиросмани в депрессии продолжает рисовать, потому что это помогает ему «делиться с окружающими своими внутренними переживаниями» в своем болезненном одиночестве («постепенный уход (Пиросмани. — М.Б.) от реальности»). Своим странным, чудаковатым творчеством (думается, таковым, непонятным, для людей слишком здравого смысла. — М.Б.), художник «открывает самое свое сокровенное» и «поднимается над своим недугом», «вступает в эмоциональный контакт с миром». «Несмотря на шутки о своем творчестве, Пиросмани было важно теплое, принимающее отношение к своим картинам (" чтобы видеть, нужно иметь глаза, не замутненные предрассудками" )». Таким образом, благодаря занятию, Пиросмани оказывается, в какой-то мере, созвучным мироощущению одних людей (хочется добавить: помогая им отчетливее почувствовать себя собою. — М. Б.), а «других приблизит к пониманию его особенностей, гуманному принятию человека с полифоническим характером», с его особенными сюрреалистическими, философскими полифоническими творческими ценностями-богатствами. Второе занятие. Из конспекта занятия. «Тема 7.3. Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. Автор: Гилева Т.А.» (с. 87-91). «Цель: установление зависимости особенностей творчества от черт авторитарно-напряженного характера». После весьма содержательного в характерологическом отношении «рассказа о биографии и творчестве писателя» и «чтения сказки " Коняга" » происходит в группе «беседа по следующим вопросам»: 1. «Какое впечатление произвел на вас рассказ о Салтыкове-Щедрине? Поделитесь впечатлениями о сказке». 2. «Какие черты характера Салтыкова-Щедрина вы можете выделить? Как они проявляются в его жизни и творчестве? Назовите характер». 3. «Какие черты близки и понятны вам, какие вызывают отторжение? ». 4. «Как вы можете поладить с таким человеком? » В заключении-анализе, после обсуждения с участниками занятия, говорится о «напряженной прямолинейности» в «напряженно-авторитарном характере». Педагог-психолог Татьяна Александровна Гилева далее сообщает следующее: «Прямолинейность проявляется в склонности мысли и чувства двигаться к цели по кратчайшему пути, не запутываясь в сложных противоречивых построениях, не сомневаясь в себе. К тому же мышление напряженно-авторитарного порой вязковато, обстоятельно, тяжеловесно, тугоподвижно. Однако оно логически крепко сколочено и, несмотря на упрощенность, по-своему основательно и тщательно. В разговоре такой человек настаивает на своем, его трудно сдвинуть с уже занятой позиции. Напряженность состоит из мрачного настроения, тревожной подозрительности и агрессивной злобноватости. По причине злобноватости эта смесь обжигает собеседника, как крапива. Напряженность нуждается во внешней разрядке, и потому те, кто ее ощущают, невольно стараются вести себя с напряженно-авторитарным человеком осторожней, угодливей или, наоборот, становятся в оппозицию, чем могут окончательно вывести его из себя. Когда напряжение становится для напряженно-авторитарного невыносимым, то происходит «взрыв», гневно-агрессивная разрядка вовне. Этот душевный склад называют «характером воина», поскольку для него естественна борьба за свои принципы. Благодаря своей несгибаемой строгости, напряженно-авторитарные люди могут быть хорошими начальниками, командирами там, где важно держать дисциплину, единство. Некоторым напряженно-авторитарным свойственна высокая степень справедливости, ведь справедливость тоже своеобразная правильность — четкий баланс проступка и наказания, успеха и поощрения. Они жестко требуют справедливости не только от других, но и от себя. В своей прямолинейной честности они способны на невыгодный для себя поступок, будут яростно драться за правое дело и могут быть утомительны для многих своим правдолюбием. Даже в духовных размышлениях напряженно-авторитарного человека звучит тема власти с ее многоликими гранями, стремление воевать за правду, бичуя недостатки, как видно это в злой сатире Салтыкова-Щедрина» (с. 90-91). ТТС, выходит, нужна многим россиянам. Этот факт убеждает меня в том, что diagnosis ex juvantibus множеству россиян свойственна дефензивность и, значит, потребность в помощи такого рода. Возможно, эта потребность в известной степени отвечает и тому сегодняшнему «духу времени », способствующему усилению творческой жизни людей, о котором пишут современные психологи. Так, психолог Елена Яцута из Кемеровского госуниверситета в своей работе, опубликованной в 2004 г., утверждает следующее: «Понимание личности как высшей ценности, а не совокупности " стимулов и реакций", " вытесненных комплексов", " продукта социума" привело к созданию гуманистической психологии и одного из ее наиболее ярких проявлений клиент-центрированного подхода в психотерапии К. Роджерса. Своей кажущейся простотой и позитивными результатами применения он стремительно завоевал не только " сердца" психотерапевтов, психологов, но и проник в систему образования, промышленность, здравоохранение. Группы встреч, тренинги личностного развития стали привычным явлением во всем мире. Но " дух времени" обнажает новые проблемы, требующие создания новых подходов в создании условий для сохранения и развития человеческого в человеке, способности ориентироваться в шквале информации, переходя от ее накопления к осмыслению, его активного, осознанного, созидательного и творческого отношения к себе и собственной жизни — того, что в современной психологии обозначено понятием " жизнетворчество" (Д.А. Леонтьев, 2002; Яцута, 2001)» (с. 180-181). В процессе особого характерологически-творческого образования, воспитания в духе ТТС открываем человеку мир людей с их природными характерами, переживаниями и поступками, в большой мере исходящими из природы человека. Помогаем становиться именно собою, неповторимым подлинным собою (для себя и других), творчески исследуя силу своих слабостей в поисках своего достойного общественно-полезного места и своего смысла в Человечестве. Работая в ТТС со здоровыми людьми надобно быть особенно осторожными в отношении всяческих характерологических ярлыков-диагнозов. Мы и в работе с пациентами стремимся говорить не столько о диагнозах, сколько о характерах, душевных трудностях в самом широком смысле: не так важно для нас есть тут болезненная выраженность черт характера, душевных трудностей или нет. Для нас, важен сам рисунок (картина) души. В душе может быть тягостный неуют определенной характерологической картины — и вот как возможно помочь естественно, отвечающими этой картине особенностями творчества, — помочь в этом переживании. В случаях работы со здоровыми людьми я уже предлагал, дабы не смущать здоровых словом «терапия », говорить вместо «Терапия творческим самовыражением» — «характерологическая креатология». В отличие от эстетики и эвристики характерологическая креатология изучает не наиболее общие закономерности творческого процесса — эмоционального, душевного (эстетика) и мыслительного (эвристика), — а проникает в конкретные характерелогические (в широком смысле) природные особенности, помогая быть вдохновенно-творческим собою, сообразно своей природе. Конечно, я душой остаюсь, видимо до конца жизни, в психиатрии, будучи прирожденным клиницистом. Однако с благодарным удивлением наблюдаю, как ТТС понемногу входит и в здоровую нашу жизнь. Литература Грушко Н.В. О психокоррекционном варианте Терапии творческим самовыражением в условиях дополнительного образования // Вопросы ментальной медицины и экологии. 2002. Т. 8. № 1. С. 35-40. Конрад-Вологина Т.Е., Поклитар Е.А. Опыт внелечебного использования приема терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно // Терапия творчеством (Сборник статей и очерков) / Под ред. Б.А. Воскресенского, М.Е. Бурно. М.: Изд-во Российского общества медиков-литераторов, 1997. С. 31. Конрад-Вологина Т.Е., Бурчо Л.И., Лупол А.В. Внелечебные возможности приема терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно // Новое в науке и практике (Одесса). 1999. № 1(2). С. 43-45. Копытин А.И. Руководство по групповой арт-терапии. СПб.: Речь, 2003. 320 с. Копытин А.И. Репортаж о Генеральной ассамблее Европейского Консорциума арт-терапевтического образования // Исцеляющее Искусство. 2005. № 1.С. 4-5. Копытин А.И. Международное сотрудничество в области арт-терапевтического образования // Исцеляющее Искусство. 2006. Т. 9. № 1. С. 4-6. Манюкова Е.С., Сикорская Т.В., Трегубова Н.А. Дополнительные профессиональные образовательные программы: Психология. Методическое пособие. Новокузнецк: ИПК, 2003. 96 с. Поклитар Е.А. Опыт использования психогигиенического варианта терапии творческим самовыражением // Научно-практич. конференция по ЛФК, физвоспитанию, диагностике, лечению и учебно-воспитательной работе. Одесса: Одесск. управл. санаториями МЗ УССР, 1990. С. 35. Поклитар Е.А. Семинар виртуальной психогигиены Анны Геник // Новое в науке и практике (Одесса). 2000. № 3 (9). С. 32. Поклитар Е.А. Два типа «религиозного обращения» у занимающихся в группах творческого самовыражения // Новое в науке и практике (Одесса). 2001. № 1 (11). С. 28-29. Романенко Е.В. Из опыта Терапии творческим самовыражением в детском саду // Исцеляющее Искусство. 2002. Т. 5. № 1. С. 58-60. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы