Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Краткий обзор некоторых работ о Терапии творческим самовыражением (ТТС) за год (с июля 2005 г.) (2007)261



За прошедший год, на сегодняшний день, всего опубликовано, насколько мне известно, 74 работы, имеющие отношение к ТТС. Из них 64 работы принадлежат не мне. Все эти, не мои, работы распределились следующим образом. Применение ТТС в лечении пограничных (в широком, отечественном, смысле) расстройств — 16 работ, в терапии шизофрении — 3, в профилактике и лечении зависимости от психоактивных веществ — 3, в лечении соматических (в том числе психосоматических) расстройств — 8. В четырех работах моих пациентов рассказывается их многолетнее целительное переживание ТТС. 22 работы — о воспитании школьников и дошкольников. В четырех из них описываются в подробностях новые оригинальные занятия в группе творческого самовыражения. Затем 3 работы принадлежат священнику и религиозным психотерапевтам, 5 работ — философам.

Анализ указанных выше и прежних публикаций о ТТС убеждает меня в том, что сложились два самобытных центра в поле ТТС: Одесский и Новокузнецкий.

Одесский центр ТТС (руководитель — врач-психотерапевт, фтизиатр, доцент Евгений Антонович Поклитар) старше Новокузнецкого. Он стал складываться сразу же после выхода в свет первого издания моей книги «Терапия творческим самовыражением» (1989 г.). Работы Одесского центра публиковались, публикуются главным образом в одесском «Научно-практическом журнале имени академика А.Е. Штеренгерца " Новое в науке и практике" », в одесских сборниках — по-русски и по-украински262. В нашем коллективном «Практическом руководстве по Терапии творческим самовыражением» (2003) (ред. М.Е. Бурно и Е.А. Добролюбова) эти два центра встретились своими работами. Одесские публикации прошедшего года содержат в себе основные устоявшиеся направления этого центра, объединяющего врачей, психологов, педагогов, философов. Это — ТТС в соматологии, ТТС соматоформных нарушений, ТТС в христианской психогигиене, ТТС в педагогике и философии. Так, в 3-м выпуске одесского журнала «Новое в науке и практике» за 2005 г. (главный редактор — Ю.Д. Иващук) опубликовано 11 работ о ТТС. Перечислю их. «Терапия творческим самовыражением как способ устранения депрессивного синдрома у больных сахарным диабетом» (врач Ирина Юрьевна Иващук). «Терапия творческим самовыражением в комплексном лечении больных с сомато-формными нарушениями органов пищеварения» (врач Аркадий Ростиславович Терлецкий; Аркадий Ростиславович в 2003 г. защитил на эту тему в Одессе кандидатскую диссертацию; в настоящее время профессор Терлецкий живет и работает в Люблине (Польша)). «Туберкулез и Терапия творческим самовыражением» (врач-философ Лев Валентинович Кофман беседует со старейшим психотерапевтом Одессы доцентом Евгением Антоновичем Поклитаром о его многолетней научно-практической работе в этом направлении). Евгений Антонович четверть века назад был слушателем на нашей кафедре, помню его, одухотворенно размышляющего, в группе творческого самовыражения с белыми чашками, слайдами на экране, горящими свечами; Евгений Антонович тогда и привез ТТС из Москвы в Одессу. Евгений Антонович в последние годы особенно подробно изучает христианскую психогигиену (полагая ТТС ее «научно-методической основой» (Поклитар Е.А. — в «Практическом руководстве по ТТС» (2003, с. 533-541)), продолжая светлое дело своей покойной жены Анны Кирилловны Геник, ее самобытные семинары с людьми, душевно напряженными конфликтами (см. также работу Поклитара и Маргариты Алексеевны Раскиной «Основы религиозной терапии» в этом же выпуске). Подробная статья Поклитара «Введение в христианскую психогигиену» опубликована в сборнике «Жизнь. Духовность. Вера» (Материалы Республиканской научно-практической конференции — юбилейные чтения имени В.Ф. Войно-Ясенецкого «Единение науки и религии», 25.05.2005 г., Одесса, с. 127-148), который вышел в конце прошлого года. В том же сборнике украинский православный священник Михаил Кожухарь в статье «Православие и медицина» (с. 110-121) сообщает, что с начала 1999 г. в качестве научно-методической основы пасторской психотерапии принял Терапию творческим самовыражением, которая «нередко может быть " дорогой к Богу" » (с. 120).

Возвращаюсь к 3-му выпуску журнала. Продолжаются в Одессе и исследования по применению ТТС в педагогике («Удосконалений варiант педагогiчноï терапiï творчим самовираженням» — Алла Юрьевна Гурло, Алла Викторовна Лупол, Ирина Борисовна Пономарева), исследования по применению ТТС в экологическом воспитании школьников и в экологической работе со взрослыми («Воспитание экологической культуры и ТТС Бурно» — доцент-педагог Виктор Ильич Ян, кандидат философии Александр Павлович Коваленко, Анатолий Георгиевич Чебан). Юрист, журналист Игорь Евгеньевич Цвигуненко, дизайнер Вячеслав Майорович Зулкарнаев и Александр Владимирович Зильберг — авторы работы «Психодиагностика способом творческого фотографирования». Есть в этом выпуске и философские работы — «Терапия творческим самовыражением и философия» (Л.В. Кофман), «Принципи етико-морального вчення Григорiя Сковороди» (А.Ю. Гурло). В последней работе рассказывается о том, что религиозный украинский мыслитель и поэт Григорий Сковорода (1722-1794) «был убежден, что каждый человек имеет природную склонность к определенному роду деятельности, который может его сделать по-настоящему счастливым» (с. 70; благодарю Виктора Ильича Яна за перевод статьи на русский, сделанный для меня). Таким образом, основы ТТС находим не только в древнегреческой культуре («познай самого себя», «для каждого свое», «обрети себя в своем полете»), но и в культуре украинской (с. 70).

Вообще Одесский центр относится к ТТС философски, мировоззренчески настолько серьезно, с таким высоким вдохновением, что мне неловко. Лев Валентинович Кофман в упомянутой выше философской статье отмечает следующее: «Одесский опыт, неизменно подтверждая гуманитарно-культурологическую сущность ТТС, показывал, что она, как и психоанализ Фрейда, способна в своей философской законченности стать универсально-психологическим учением о человеке, решающем проблематику его бытия, места и роли в структуре общества, взаимоотношений с духовными и материальными ценностями. В Одессе всегда понимали-чувствовали гуманистическую философскую сущность ТТС. Здесь она прошла путь от клинической до гуманитарно-культурологической предназначенности. Здесь в мае 2002 г. на заседании Центра Терапии творческим самовыражением было принято решение о целесообразности создания на основе концепции ТТС прикладной синтетической дисциплины " Характерологическая экология человека", способной, по мнению участников заседания, устранить неоправданное многообразие методологических подходов по решению многих медицинских, психологических, социальных, культурологических и других проблем, существующих в современных науках о человеке» (с. 69). Евгений Антонович Поклитар в этом же выпуске журнала обращается ко мне с такими словами: «Особенно впечатляла мысль, что Вы — врач, создатель клинического метода, снимающего с души человеческой тяжкий камень дефензивности, по сути, следовали призыву Бертрана Рассела, обращенного к философам, — «учить тому, как жить без уверенности и в то же время не быть парализованным нерешительностью». <...> ...оцениваю все Ваши научные разработки как основу интегрированного знания о человеке, смысле — цели — значении его среди людей, его духовном оздоровлении и личностном росте, его социальной полезности» (с. 57) (еще подробнее об этом см.: Штеренгерц А.Е., Поклитар Е.А., Ян В.И., Бурчо Л.И., Иващук Ю.Д., Кофман Л.В., Носач А.А., Цвигуненко И.Е. (2002)). Скажу здесь, что, по-моему, ТТС есть лишь один из, согласен, широких, подходов к жизни людей. «Широких» в том смысле, что этот подход, независимо от меня, вышел за ворота медицины в здоровую жизнь. Но этот подход — лишь для многих дефензивных людей, в том числе — со здоровой дефензивностью. Нужен ли он другим? Насколько важен этот подход — не мне судить. Но к чистосердечной поддержке Одесского центра, понятно, не могу быть равнодушен, я полон благодарности, хотя, скорее всего, эта необыкновенная, высочайшая поддержка есть всего лишь просто добрая увлеченность ТТС.

Доцент Юрий Давидович Иващук, известный своими работами о применении ТТС в кардиологии, напечатал в этом же выпуске Журнала работу «Терапия творческим самовыражением в публикациях одесских специалистов». В конце выпуска дается список работ одесских специалистов о ТТС, опубликованных с 2000 до 2005 г. (72 работы).

В первом выпуске этого же журнала за 2005 г. Тимур Александрович Унанов, кандидат психологических наук (диссертация по специальности «медицинская психология» — «Краткосрочный вариант Терапии творческим самовыражением в комплексном лечении сколиоза у детей» (2003)), в статье «Сколиоз у детей и ТТС Бурно» (с. 115-121) по-молодому, вдохновенно, серьезно-умно рассказывает свою работу с этими ребятами; многие из них дефензивны. Вот отдельные строки из его программы занятий. «Различные характеры камней, деревьев, растений, животных (гранит и известняк, дуб и тростник, лев и заяц, другие примеры). Разные характеры людей. Дон Кихот и Санчо Панса <...>, Тонкий и Толстый (из рассказа А.П.Чехова), другие примеры из литературы и обыденной жизни» (с. 119). «Как можно узнать свой характер по произведениям писателей, картинам художников и музыке композиторов». «Характерологические радикалы — сангвинический, аутистический, авторитарный. Собеседование по темам " Какой у тебя характер", " В чем сила и слабость твоего характера" ». «Собеседование на темы: " Какой род занятий соответствует твоему характеру", " Что ты можешь делать лучше других" ». «Собеседование на тему: " Научился ли ты сознательно регулировать свое настроение и состояние своего организма (своей мышечной системы)", " Выбрал ли ты увлечение (занятие) соответственно твоему характеру", " Стали ли для тебя занятия по физической культуре одним из видов твоего творческого самовыражения", " Испытываешь ли ты «мышечную радость» после гимнастических упражнений" » (с. 120). Унанов отмечает: «Если до начала занятий для всех детей было характерным наличие выраженного стресса, связанного с нарушением осанки (напряженность, настороженность, желание избавиться от порочной (плохой) осанки), то от занятия к занятию у детей заметно улучшилось психоэмоциональное состояние — редуцировались общеневротические проявления (плохое самочувствие, быстрая утомляемость, ощущение разбитости, раздражительность, повышенная эмоциональная возбудимость)» (с. 117).

Педагог Маргарита Алексеевна Раскина, до недавнего возвращения в Одессу, более года жила в Балтиморе (США). Она помогала там, под научным руководством доктора медицины Якова Наумовича Воробейчика (Ванкувер, Канада, бывшего одессита), русскоговорящим эмигрантам-пенсионерам с ностальгическими переживаниями — с помощью сложившегося в этой работе варианта ТТС, описанного ею в статье «Художественное вязание как конкретная методика Терапии творческим самовыражением» во 2-м выпуске этого же журнала (2005, с. 34). Очень интересная работа. Маргарита Алексеевна пишет в ней следующее. «Первая часть последующих пяти занятий посвящалась изучению наиболее распространенных характеров людей — сангвинического, тревожно-сомневающегося, авторитарного, замкнуто-углубленного и демонстративного (в качестве пособий использовались репродукции картин Тропинина, Петрова-Водкина, Сурикова, Саврасова, Брюллова, литературные произведения Пушкина, Лермонтова, Шукшина, Чехова, Бунина). Вторая часть отводилась на освоение технологии вязания <...>. На седьмом занятии клиентам предлагалось связать образец трикотажа, выбирая цвета нитей и узоры (по атласу в книге Людмилы Пешковой «Школа ручного вязания», 1984), соответствующие своему характеру и настроению. Анализ свыше 30 образцов трикотажа позволил выявить два подхода в выборе нитей: 1) лицами сангвинического, авторитарного и демонстративного характеров — яркие, сочные, выразительные цвета; 2) лицами тревожно-сомневающегося и замкнуто-углубленного характеров — приглушенные, тусклые, маловыразительные цвета. Что касается свойств изделий, то первая группа характеров ориентировалась на получение эластичного, ажурного, рельефного и воздушного видов трикотажа; вторая преимущественного плотного и плотно-рельефного. <...> Мы имели возможность убедиться, что «спицетерапия» творческим самовыражением позволяет клиентам, узнавшим особенности своего харктера, выражать себя в душевно созвучном художественном вязании, высветлять в нем свою индивидуальность, свои чувства и благодаря этому избавляться от душевной неопределенности, тревожности, пессимизма».

Новокузнецкий центр ТТС (нынешний руководитель — психолог Наталья Анатольевна Холопенко). Этот центр объединяет психологов (в том числе педагогов-психологов) детских домов, преподавателей вуза), здесь, кажется, только один врач.

Помню тяжелый металлургический воздух Новокузнецка, воздух, от которого першит в горле, разноцветный снег от разноцветного дыма из металлургических труб, которые ровными рядами тянутся чуть ли не через весь город. Часто встречаются там флюорографические кабинеты и профилактории для взрослых и детей, детские дома. Один мальчик, с серым лицом, большими грустными глазами, в профилактории, помнится, спросил меня: «А что, правда, у вас в Москве Боярский по улицам ходит? » И вот в этом сравнительно небогатом сибирском городе, в Кузнецкой котловине, живут одухотворенные женщины-психотерапевты и помогают жить детям и взрослым, в том числе — и с помощью ТТС. В Новокузнецке в 2003 г. Институтом повышения квалификации МО РФ выпущена «Дополнительная профессиональная образовательная программа " Терапия творческим самовыражением" » для преподавания «психологам, педагогам, социальным работникам, логопедам и другим специалистам» (144 часа, свидетельство по окончании курса) (автор-составитель — старший преподаватель кафедры психологии — Елена Сергеевна Манюкова). В том же, 2003 г., 15 мая в Новокузнецке состоялась первая «Научно-практическая конференция " Терапия творческим самовыражением и практическая психология" » с пленарным заседанием и творческими мастерскими. Материалы этой конференции опубликованы в 8-м выпуске нашего достаточно доступного журнала «Психотерапия» за 2005 г. (главный редактор — В.В. Макаров). В прошлом году в Новокузнецке утверждены еще две программы по ТТС. Программа педагогов-психологов Ларисы Александровны Селивановой и Татьяны Юрьевны Шиховой «Формирование позитивного самоотношения старших школьников методом творческого самовыражения» и «Программа социальной адаптации подростков методом творческого самовыражения " Творческая гостиная" » педагогов-психологов Людмилы Дмитриевны Протасовой и Татьяны Александровны Гилёвой. Из 13 публикаций школьных психологов за прошедший год 10 — новокузнецкие. Из них четыре из детских домов. В одной из этих четырех работ, работе педагога-психолога Протасовой (2005) «Терапия творческим самовыражением в работе практического психолога», опубликованной в Новокузнецком сборнике, автор поясняет: «ТТС — это целебное творческое самовыражение сообразно своей природе, которая ради этого посильно изучается даже застенчивым ребенком в детском саду. Дети сравнивают свои характеры с характерами Зайца, Лисы, Волка, Медведя, ослика Иа. Школьники средних классов могут сравнить себя с характерами изучаемых писателей — Чеховым, Пушкиным, живописцами Шишкиным, Врубелем и т. д.» (с. 113). «Делясь своими отношениями к разным характерам, ребята имели возможность услышать разные точки зрения, отношение к каждому характеру (например, напряженно-авторитарный по характеру человек одними воспринимался как надежный, основательный, другими — как давящий, подозрительный). <...> Что самое важное — было то, что ребята говорили о том, что, пытаясь понять причины поведения другого человека, опираясь на характерологию, легче просто быть более терпимым к особенностям других и понятнее становится свое. <...> Творчество проясняет, очерчивает, строит личность автора, вносит в душу определенность » (с. 117-118). В этом же сборнике педагог-психолог детского дома Гилёва (2005) так заканчивает свою статью «Психокоррекционная работа с депривированными подростками с использованием метода " Терапия творческим самовыражением" »: «В результате участия в программе " Творческая гостиная" отмечается появление у подростков навыков эффективного взаимодействия с людьми на основе понимания их характерологических особенностей; ребята начинают осознавать свой творческий потенциал и учатся им пользоваться; повышается активность, понимание и принятие инаковости другого человека; стремление к саморазвитию и обретению творческого вдохновения в различных видах деятельности» (с. 121).

Расскажу и о важной для нас работе новокузнецкого психиатра-психотерапевта Ксении Юрьевны Сосновской (2006). Перечисляя конкретные известные методики терапии творчеством в ТТС (терапия созданием творческих произведений, творческим общением с природой и т. д.), автор предлагает «от своего лица» присоединить сюда «творческое переживание исходных проблем существования, экзистенциальных данностей, феноменов через встречу с ними в творчестве сообразно своему характеру». Это очень тонкая, умная психотерапевтически-философская работа. Конечно же у Терапии творческим самовыражением, как уже отмечал (Бурно М.Е. «Клиническая психотерапия», 2006, с. 25-31), обнаруживаются «светлые грани созвучия» с экзистенциально-феноменологическим подходом. Но, конечно, лишь созвучия. Ксения Юрьевна это прекрасно понимает. «Экзистенциальная психотерапия, — пишет она, — ни в коем случае не может заменить и подменить ТТС, хотя бы в силу разных исходных оснований этих направлений: в одном случае — это европейская философия М. Хайдеггера, Ж.П. Сартра, К. Ясперса, в другом — классическая психиатрия и клиническая характерология Э. Кречмера и П.Б. Ганнушкина. Объединять и смешивать эти направления также мало возможно, у каждого из них свои корни, своя история, особая система координат и понятийный аппарат. И все же мой собственный опыт пребывания в ТТС, личный опыт переживаний пациента, слушателя, терапевта и преподавателя невольно рождают ощущение точек соприкосновения направлений, их переплетение в области переживаний себя и других людей» (с. 30).

Не могу не согласиться со всем этим. Эти созвучия, «соприкосновения», «переплетения» сказываются и в том, что нередко именно в ТТС человек обнаруживает свою природную предрасположенность к одухотворенному философско-идеалистическому мироощущению, к подлинно экзистенциальным или светлым религиозным переживаниям. ТТС как клиническая Терапия духовной культурой не равнодушна к переживанию высших духовных сущностей, которые перечисляет Сосновская («одиночество, свобода, смысл, смерть, любовь, обязанность быть аутентичным и т. д. через встречу с ними в творчестве, а значит и в себе самом через свой характер» (с. 31)). Этому, кстати, посвящены многие наши занятия в группах творческого самовыражения: как люди с разной природой характера понимают-чувствуют Любовь, Красоту, Нравственность, как относятся к Смерти. И так далее. Правда, при этом обычно одухотворенные материалисты не чувствуют, не понимают высшие духовные сущности как изначально духовное. «Духовные сущности» для материалистов — вторичный свет материи, в отличие от людей с идеалистической природой души и некоторых людей полифонического склада с сильным аутистическим радикалом. С благодарностью ТТС, думается мне, принимает в себя, в ряд своих методик терапии творчеством и творческое переживание духовных сущностей сообразно своему характеру (К.Ю. Сосновская).

При всем этом, однако, ТТС, сложившаяся поначалу как терапевтический метод в психиатрии, ни в Одессе, ни в Новокузнецке в практическую психиатрию по-настоящему не проникает. Приходится печально отметить этот факт.

8-й выпуск журнала «Психотерапия» за 2005 г., упомянутый выше, практически весь состоит из статей о ТТС. Кроме работ Новокузнецкой школы, здесь опубликована статья кандидата медицинских наук психиатра-психотерапевта Татьяны Евгеньевны Гоголевич из Тольятти — «Краткосрочная терапия творческим самовыражением (ТТСкр.) пациентов с шизоидной и психастенической психопатиями». Это продолжение темы кандидатской диссертации, защищенной в 1998 г. Другая работа о ТТС в психиатрии в этом же выпуске — статья клинического психолога Александра Борисовича Павловского «Целесообразность занятий Терапией творческим самовыражением с душевнобольными с дефектными состояниями ». Благородная работа о посветлении качества душевной жизни тяжелых хронических больных с помощью элементов ТТС. Затем — тонкая работа-материал к занятиям в группах творческого самовыражения философа, кандидата политических наук Григория Юрьевича Канарша «Особенности поиска смысла в мире полифониста и аутиста (К занятиям Терапией творческим самовыражением)». Наконец, статья педагога-художника Юлии Валерьевны Поздняковой «О психотерапевтической работе с детьми в отделении реабилитации онкологического центра с применением элементов Терапии творческим самовыражением». «Сравниваем, — пишет, например, автор работы, — повара-аутиста с синтонным поваром (отмечается значение для аутиста оригинальной идеи, значение красоты приготовленного блюда, изысканности его вкуса, а синтонный повар, может быть, стремится сытно и душевно накормить, и чтобы на всех хватило, и нет концепции, а есть земная практичность). А человеку с жухлой чувственностью трудно быть хорошим поваром. Слабость, т. е. неуверенность в себе. В каких профессиях без нее не обойтись? Например, как помогает неуверенность, склонность к сомнениям в научной деятельности. Чувствую, что для многих детей очень важно, когда не только говоришь о творчестве, но делаешь что-то творчески сам» (с. 35).

Несколько статей в этом выпуске написано пациентами. Они рассказывают как помогла и помогает им ТТС. Одна из подобных бесценных работ («С любовью к ТТС») опубликована в «Профессиональной психотерапевтической газете» (2006, февраль, с. 6-7). Автор, молодая женщина с тягостным хроническим депрессивным расстройством Инна Вайнруб (Сдерот, Израиль), рассказывает следующее: «В Израиле живу уже пятнадцать лет, без московской группы, без Марка Евгеньевича. Я живу. Это и есть главный результат влияния на меня Терапии творческим самовыражением, и выходит, что это влияние длительное. Чтобы быть искренней, скажу, что никогда не хотела жить и сейчас не хочу. Не вижу смысла. Но все-таки живу. <...> Мне представилась (в процессе ТТС. — М. Б.) моя душа в виде сада, окруженного высокой стеной. Только форма этого сада непроста. Есть места, где стена проходит недалеко от центра — значит, какие-то способности невелики; есть места вытянутые, уходящие далеко от центра — это области, в которых я сильна. Даже высота стены везде разная: есть места в стене, где я могу общаться с внешним миром, и есть абсолютно закрытые, глухие и высокие, непробиваемые участки. Так есть ли смысл сражаться с собственными стенами? Я пришла к выводу, что нет. Тогда оставалось заботиться о том, как будет выглядеть сад внутри. Близкие мне писатели и художники поселились в этом саду. Они гуляют по нескошенной траве среди дикорастущих российских деревьев в одном уголке сада. Переходят по горбатому деревянному мостику и попадают в японскую хижину. Там стоят икебана и бонсай, висит фонарь из рисовой бумаги, а в другом углу у окна кто-то черной тушью пишет хокку и рисует свитки. В другом уголке сада — постоянная ночь, ясная и звездная. Звезд так много, что небо почти белое. В саду множество самых разных животных, и они не в клетках, большинство из них неприручены. В саду нет дома, но есть некоторая точка-центр, от нее, как лучи, расходятся тропинки. Так устроена моя душа, барьеры мне не мешают, и если со стороны кажется, что я одинока, то внутри мне есть с кем общаться. И как приятно бывает найти и поселить в саду нового, недавно открытого для себя писателя или художника. Территория сада также еще не изучена до конца. Есть уголки, в которые я добралась недавно, а есть и такие, в которых еще не была, они скрыты туманом. Это не застывшая, забетонированная система. Это нечто очень живое, но, тем не менее, защищенное. Построить такой сад, населить его и защитить я смогла только благодаря занятиям в группе ТТС. До этого я представляла из себя серое, аморфное и постоянно подавляемое существо. Я не стала борцом, но научилась сопротивляться (стены моего сада). У меня нет друзей, но я не страдаю от одиночества. У меня нет своей квартиры, но есть сад, которого нет ни у одного человека на Земле» (с. 7).

В Тамбове в июле 2005 г. была защищена кандидатская диссертация воронежским психологом Александром Анатольевичем Филозоп (фамилия не склоняется) «Фасилитация личностной адаптированности в период поздней взрослости средствами творческого самовыражения ». Автор в своей исследовательской помощи пожилым людям и старикам в геронтологическом центре шел по психологической (не клинической) дороге, мимо даже элементарного изучения характеров, вообще клинической опоры на природу человека, но применял в одухотворенно-психологическом, экзистенциальном преломлении методики терапии творчеством из ТТС: «1) проникновенно-творческое погружение в прошлое; 2) творческий поиск одухотворенности в повседневном; 3) творческое общение с природой, литературой, искусством, наукой; 4) создание творческих произведений» (с. 15). Убежден, что ТТС в геронтологии может быть и подлинной (не экзистенциальной) ТТС, то есть с посильным изучением особенностей своей душевной природы (хотя, возможно, и без изучения конкретных характеров, чем, конечно же, трудновато заниматься впервые в старости).

В Москве в издательстве «Когито-Центр» в 2006 г. под редакцией основоположника современной отечественной арт-терапии Александра Ивановича Копытина вышел сборник «Фототерапия. Использование фотографии в психологической практике». В сборнике есть и работы о ТТС уже упоминавшихся выше авторов: Т.Е. Гоголевич, Ю.В. Поздняковой, Е.А. Поклитара, В.М. Зулкарнаева, И.Е. Цвигуненко.

В 2005 г. Министерством здравоохранения Омской области выпущен сборник «Психокоррекция посттравматических состояний (Фототерапия, боди-арт, хокку, психологическая скульптура)» с работой омского педагога-психолога, кандидата психологических наук Натальи Викторовны Грушко (Городской Дворец детского (юношеского) творчества) «Использование фотографии в психокоррекционном варианте Терапии творческим самовыражением (Из опыта практической работы с фотографией)». Наталья Викторовна в 2003 г., напомню, защитила в Ярославле кандидатскую диссертацию (социальная психология) «Социально-психологическое исследование творческого самовыражения в условиях дополнительного образования». Суть работы: «психокоррекционный вариант Терапии творческим самовыражением позволяет детям подросткового возраста найти адекватные способы самовыражения и снизить напряженность базового конфликта дефензивной личности» (с. 4).

В 5-м выпуске журнала «Психотерапия» (2006а) опубликована работа Любови Александровны Тарасенко «Об индивидуальной Терапии творческим самовыражением». Самобытная работа врача из нашей диспансерно-кафедральной амбулатории, важная для практики нашего дела. Это 5-летний опыт индивидуальных занятий ТТС (без группы творческого самовыражения) с пациентами, которые по разным причинам не могут посещать группу (острая застенчивость, обострение чувства неполноценности в группе, переживание, что я-де тоже такой больной, как и другие в группе, и т. д.). А тут наедине с душевно-теплым врачом, без слайдов на экране, но с художественными открытками, стихами, рассказами, изучением характерологии и т. д., во всех тщательно практически разработанных подробностях этого особенного варианта ТТС, пациент постепенно обретает более или менее стройную ремиссию (в случае эндогенного процесса) или компенсацию (в случае психопатии). Случается, что пациент делается в индивидуальных психотерапевтических занятиях такого рода спокойнее, увереннее в себе, и тогда ему легче войти в группу творческого самовыражения. Приемом Любови Александровны, по-видимому, проникнутся и частнопрактикующие психотерапевты для занятий с тяжелыми пациентами у них дома. Любовь Александровна говорит, видимо, и в этом смысле об инвалидах, пожилых людях и т. д. Данный сложный прием (вариант ТТС) создавался у меня на глазах. Я видел, вижу, как постепенно преображаются, светлеют, делаются одухотворенно-живыми самые трудные, замкнутые дефензивные пациенты. И вот, наконец, эта, повторяю, бесценная в лечебно-практическом отношении публикация.

Психиатр-психотерапевт Татьяна Феоктистовна Мурзина в феврале 2006 г. защитила в Москве докторскую диссертацию «Методологические и организационно-методические основы психотерапии детей-инвалидов в стационарных учреждениях социальной защиты». Эта диссертация стала, в известной мере, продолжением и развитием кандидатской диссертации автора «Терапия творчеством в социально-психологической реабилитации детей-инвалидов с ампутационными дефектами конечностей» (1999). В автореферате докторской диссертации сказано следующее: «В 6-й главе представлен метод и методики психотерапии творчеством детей-инвалидов. Данный метод был разработан и апробирован автором на базе стационара для детей с патологией опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы Санкт-Петербургского НИИ протезирования им. Г.А. Альбрехта в рамках Федеральной целевой программы «Дети-инвалиды» по заказу Министерства труда и социального развития РФ. Метод создан на основе психотерапии духовной культурой и отчасти на основе метода Терапии творческим самовыражением М.Е. Бурно (1989, 1998 и др.). Психотерапия творчеством детей-инвалидов — универсальный психотерапевтический, интердисциплинарный (на стыке различных медицинских специальностей, психологии, педагогики, социальной работы, искусства, культуры и других областей знания) метод, использующийся в целях комплексной реабилитации, и направленный на устранение или уменьшение нервно-психических расстройств вследствие инвалидизирующей патологии, восстановление и развитие нарушенных функций, компенсаторных навыков, формирование способностей к игровой, учебной, трудовой деятельности в процессе занятий специфическими для ребенка, целенаправленными видами творчества. Следует подчеркнуть, что основной задачей психотерапии творчеством является восстановление индивидуальной и общественной ценности детей-инвалидов, а не только восстановление утраченных функций организма и приобщение к труду. Спецификой данного метода реабилитации является то, что участие ребенка-инвалида в разных видах творчества осуществляется при обязательной курации врача-психотерапевта, с учетом клинической симтоматики, личностных особенностей, потребностей, интересов пациента» (с. 25-26). В автореферате указанной выше прежней, кандидатской, диссертации отмечено, что «основной, специфический механизм психотерапии духовной культурой (основа метода Мурзиной. — М.Б.) — оживление духовной индивидуальности в человеке, способствование творческому самовыражению (креативный механизм)», и «этот механизм приводится в действие в соответствии с личностными и клиническими особенностями». Далее автор уточняет: «Под творчеством (в широком смысле) понимается выполнение любого общественно-полезного дела в соответствии со своими неповторимыми духовными особенностями» (с. 12). Из этого, по-моему, ясно следует, что автор понимает-чувствует Терапию духовной культурой (называя ее то «терапией», то «психотерапией») как клиническую (естественно-научную) терапию, отправляющуюся от клиники, личностных особенностей в данном случае детей-инвалидов и побуждающую помогать детям в их творчестве опираться на особенности своей душевной природы («личностные и клинические особенности»). А клиническая (естественно-научная, не экзистенциальная, не религиозная) терапия духовной культурой такого рода, в сущности, и есть ТТС.

Конечно, я благодарен Татьяне Феоктистовне за то, что ТТС помогла ей в таком печально-светлом служении детям-инвалидам. Еще в пору работы над кандидатской диссертацией Татьяна Феоктистовна подарила мне видеокассету. Там дети-инвалиды, изувеченные, думается, чаще всего, пьяными водителями, играли в своем кукольном театре, спрятавшись за ширмой, мою противоалкогольную пьесу-сказку «Новый Год в лесной избе».

Литература

Грушко Н.В. Использование фотографии в психокоррекционном варианте Терапии творческим самовыражением (Из опыта практической работы с фотографией) // Психокоррекция посттравматических состояний (Фототерапия, боди-арт, хокку, психологическая скульптура) / Под ред. Н.В. Грушко. Омск: Территориальн. центр медицины катастроф, 2005. С. 9-20.

Мурзина Т.Ф. Терапия творчеством в социально-психологической реабилитации детей-инвалидов с ампутационными дефектами конечностей: Автореф. дисс. канд. мед. наук: 19.00.04, 14.00.18 / СПб. НИИПИ. СПб., 1999.23 с.

Поклитар Е.А. Введение в христианскую психогигиену // Жизнь. Духовность. Вера (Материалы Республиканской научно-практической конференции — юбилейные чтения имени В.Ф. Войно-Ясенецкого «Единение науки и религии», 25.05.2005 г., Одесса). Одесса: Печатный дом, 2005. С. 127-148.

Протасова Л.Д. Терапия творческим самовыражением в работе практического психолога // Психотерапия, символдрама, психоанализ, практическая и клиническая психология в здравоохранении, образовании, социальной работе. Проблемы взаимодействия и пути их решения (Материалы межрегиональной межведомственной научно-практической конференции 14-15 ноября 2005 г.) / Под. ред. А.И. Ковылина. Новокузнецк: НИУВ, 2005. С. 112-118.

Раскина М.А. Художественное вязание как конкретная методика Терапии творческим самовыражением // Новое в науке и практике (Одесса). 2005. № 2. С. 34.

Сосновская К.Ю. Терапия творческим самовыражением (ТТС). Экзистенциально-феноменологический подход // Психотерапия. 2006. № 4 (40). С. 29-31.

Унанов Т.А. Сколиоз у детей и ТТС Бурно // Новое в науке и практике (Одесса). 2005. № 1 (24). С. 115-121.

Филозоп А.А. Фасилитация личностной адаптированности в период поздней взрослости средствами творческого самовыражения: Автореф. дисс. на соискание уч. степени к. психол. н. Воронеж, 2005. С. 26.

Фототерапия. Использование фотографии в психологической практике / Под ред. А.И. Копытина. М.: Когито-Центр, 2006. 192 с.

Штеренгерц А.Е., Поклитар Е.А., Ян В.И., Бурчо Л.И., Иващук Ю.Д., Кофман Л.В., Носач А.А., Цвигуненко И.Е. Гуманитарно-культурологический уклон Терапии творческим самовыражением // Новое в науке и практике (Одесса). 2002. № 2 (15). С. 28-33.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 845; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь