Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Краткий oбзop некоторых робот о Терапии творческим самовыражением (ТТС) за последний год с небольшим (с июля 2008 г.) (2010)275
Памяти Евгения Антоновича Поклитара (1924-2009) За последний год с небольшим (с июля 2008 г. по август 2009 г.) опубликовано, насколько мне известно, 75 работ о применении, изучении ТТС, об исследованиях, связанных с ТТС. Из них 67 работ принадлежат не мне. Это — 16 работ в психиатрии, 5 — в наркологии, 7 — в соматологии, 9 — в психологии, 1 — в психологическом консультировании, 4 — в педагогике, 20 — в организации психотерапевтической помощи и в философии, 1 работа искусствоведа, 1 работа экономиста и 4 работы политолога. 22 июля с. г. на 85-м году жизни ушел от нас основатель и руководитель Одесского центра Терапии творческим самовыражением, мой старый друг, врач, доцент Евгений Антонович Поклитар. Мы вспоминали о нем в сентябре на заседании Московского центра ТТС. Вспомним и сейчас. Под редакцией Евгения Антоновича вышло две книги избранных трудов одесских врачей и гуманитариев о ТТС — в 2007 и 2009 гг. Евгений Антонович — автор, основоположник концепции об общественно-преломленной, обращенной к Человечеству ТТС. Это — концепция о «гуманитарно-культурологической ТТС» («Характерологическая терапия творческим самоутверждением»). В одной из последних работ «Человек достроенный и Терапия творческим самовыражением» (2008) Е.А. Поклитар пишет о своей концепции следующее: «Гуманитарно-культурологическая Терапия творческим самовыражением, тесно связанная с философией, религией, естествознанием и культурой, обращает сознание человека к внутреннему своему бытию, порождает у него мировоззренческие раздумья о незыблемости и приоритетном значении законов природы, смысле-цели-значении жизни человека на земле, формирует генетически предопределенную «антологию» ценностных ориентаций. И этот творческий процесс стимулирует поиск рациональных способов бесконфликтного276, соответствующего требованиям экологии человека, удовлетворения индивидуальных (сообразно с особенностями своего характера и пониманию особенностей характеров других людей) биологических, социальных и духовных потребностей в Обществе, независимо от какого бы то ни было типа его социальности». Е.А. Поклитар говорит далее о «гуманитарно-культурологических программах Терапии творческим самовыражением, созданных Одесской школой Терапии творческим самовыражением», подтверждающих возможность того, что ТТС «в своей философской законченности» может стать «универсально-психологическим учением очеловеке, решающим проблематику его бытия, места и роли в структуре общества, взаимоотношений с духовными и материальными ценностями». «В гуманитарно-культурологических группах Терапии творческим самовыражением человек осознает себя как сознательного индивида, определяет свой (в соответствии с особенностями своего характера) способ существования в мире среди других людей, определяет свое отношение к творчеству (трудовой деятельности), нравственности (добру и злу), миру, бытию, природе, жизни и смерти». Концепция Поклитара (Евгений Антонович жил ею) тесно связана с концепцией ныне здравствующего российско-израильского профессора-психофизиолога Иосифа Моисеевича Фейгенберга (2006), в соответствии с которой сегодня необходимо «осовременить этику человека». Сегодняшний небывало сильный, «достроенный» наукой и техникой человек «не смеет делать многое из того, что он может сделать (что ему посильно)». Е.А. Поклитар в своей статье, которую я цитировал выше, поясняет следующее: «Все, что дает гуманитарно-культурологическая Терапия творческим самовыражением, несомненно, способствует формированию гармонически развитой личности, Человека Нравственного (Homo moralis)277, Человека Разумнейшего Достроенного (Homo sapientissimus perimplens)278». При этом Евгений Антонович отмечает, что «в жизни человека, очевидно, всегда будет добро и зло», что о всеобщем счастье возможно лишь мечтать. Но он убежден, что ТТС способна практически, повседневно помогать «требовать от каждого человека того, чтобы он вносил в свою жизнь, сколько он может, Красоты и Добра». С этим общественно-философским, обращенным к Человечеству, гуманитарно-культурологическим преобразованием ТТС с Евгением Антоновичем, в коллективной работе с ним, созвучны одесские врачи игуманитарии Лина Иосифовна Бурчо, Юрий Давидович Иващук, Ирина Юрьевна Иващук, Александр Павлович Коваленко, Лев Валентинович Кофман, Аркадий Андреевич Носач, Николай Денисович Ревенок, Игорь Евгеньевич Цвигуненко, Виктор Ильич Ян (Избранные труды Одесской школы Терапии творческим самовыражением, 2007). Поначалу я весьма сдержанно, даже настороженно-критически, относился к такому глобальному, общественно-философскому преломлению-провозглашению ТТС одесскими врачами и гуманитариями, к противопоставлению ТТС психотерапевтическим и одновременно общественно-философским, мировым, системам постижения жизни Человечества, дабы помочь Человечеству выживать. Однако Евгений Антонович, прощаясь с нами своими последними работами о «гуманитарно-культурологическом уклоне ТТС», все же смягчил меня в том отношении, что ТТС в своем общественно-философском ракурсе, посути дела, есть, пожалуй, тоже, как и другие подобные подходы, достаточно продуманная помощь очень многим людям, но, конечно, в основном дефензивным (с переживанием своей неполноценности и вины перед теми, кому хуже, чем им), помощь в их стремлении к Добру. Ведь то, что мы делаем, помогает, изучая посильно природу своей души, найти свою осмысленную дорогу, хотя бы свою тропинку, к своему, сообразному своим природным особенностям, вдохновенно-творческому делу, к своей нравственной философии (идеалистической, материалистической, иной), к своему Богу, к своей, со своим смыслом, земной пользе человеку, к своей заботе о нем, заботе о природе, например хотя бы о домашнем животном. То есть ТТС помогает дефензиву благотворно раскрыться к Обществу и Природе. Все это, кроме прочего, убежден, целительно для нас в высоком смысле. Конечно, ТТС в разнообразных своих формах, о которых еще расскажет и сегодняшнее наше заседание, повторяю, не для всех людей, а прежде всего для тех, у кого в душе гнездится хотя бы искра дефензивности (тревожной неуверенности в себе с переживанием своей неполноценности), побуждающая к творческому самосовершенствованию. В конце концов, мы давно уже говорим, публикуем работы о характерологической креатологии (ХК), родственной ТТС. ХК, сложившаяся в занятиях ТТС как бы сама собою, не терапия, а философия. Это естественно-научное исследование культуры, жизни людей вообще, исходя из особенностей душевной природы людей. Это — лишь один из подходов к жизни. Это — одновременно философская, педагогическая помощь и многим здоровым людям, может быть, иногда и не дефензивным. В отличие от эстетики и эвристики, ХК опирается, в первую голову, именно на особенности природы души, характера, потому так и называется. См., например, экономические и политологические работы в ХК, работы психологов, педагогов, уже давно применяющих ТТС (ХК) для помощи душевноздоровым людям в вузе, общеобразовательных школах, кадетском корпусе, интернатах, даже в детском саду. См. также работы, помогающие в духе ТТС (ХК), в том числе душевноздоровым людям, предрасположенным к религиозной вере, найти свой путь к Богу. ХК, однако, в отличие от «Гуманитарно-культурологической ТТС» («Характерологической терапии творческим самоутверждением»), не является универсальной философией жизни всего Человечества. «Гуманитарно-культурологическую ТТС Поклитара» мог бы с благодарностью принять как философию жизни, в основном дефензивов (больных и здоровых). Многолетний опыт убеждает меня в том, что, например, уверенным в себе «воинам» ТТС не нужна. Наша «сила слабых» часто не интересна и не понятна им. ХК — философия дефензивных людей, преимущественно с одухотворенно-материалистическим мироощущением, но философию и терапию бывает так трудно разделить. Поддерживает меня в том, что все же принимаю сегодня с указанной поправкой ТТС (ХК) в поклитаровском, общественно-философском, преломлении («гуманитарно-культурологическая ТТС ») и отмеченное И.М. Фейгенбергом в письме к Е.А. Поклитару следующее положение: «роль хорошо поставленной ТТС <...> очень заметна » — в деле необходимого нового «образования и воспитания нынешнего поколения» (имеется в виду прогностическое серьезное понимание молодежью происходящего в нашей жизни, понимание с ответственностью перед потомками) (цит. по: И.Е. Цвигуненко (Избранные труды Одесской школы Терапии творческим самовыражением, 2007, с. 71)). На основе гуманитарно-культурологической ТТС Поклитара и акмеологической науки психолог-доцент в Воронеже, кандидат психологических наук Александр Анатольевич Филозоп выделяет и уже начинает строить сегодня самостоятельную область исследования — характерологическую акмеологию (Избранные труды Одесской школы Терапии творческим самовыражением, 2007, с. 49-60). А.А. Филозоп, например, пишет следующее: «Необходим анализ обширного материала, который накоплен за не одно десятилетие применения концептуальных положений и принципов ТТС в немедицинских сферах помощи, под углом зрения акмеологической науки. Кроме того, утверждение предметной области характерологической акмеологии невозможно без проведения опытно-экспериментальных исследований изучения процесса достижения человеком вершин в своем личностном развитии, на различных этапах зрелости. Однако уже сегодня можно утверждать, что развитие характерологической акмеологии позволит получить ответы на актуальные вопросы, которые ставит перед современной наукой сама жизнь: каковы источники, механизмы и содержание вершин личностного развития человека с хроническим соматическим, психическим или патохарактерологическим расстройством? Какое влияние оказывает творческое самовыражение (самоутверждение), сообразно особенностям характера, на способы, стратегии структурирования личностью своего жизненного пути на каждом из этапов онтогенеза? Каким образом каждый из типов характерологического радикала, описанных в ТТС, определяет профессиональное, нравственное, духовное самосовершенствование личности и достижение в этом процессе наивысшей точки — " акме"? » Прежде чем перейти к работам о ТТС на другие темы, отмечу, что о ТТС кратко сказано и в «Большой психологической энциклопедии» (М.: Эксмо, 2007); раньше об этом не знал и поэтому не отметил в прежних обзорах. Кроме того, мои описания характеров (опираемся также и на эту характерологию в ТТС) вошли в «Хрестоматию по психологии и типологии характеров» — «Психология и психоанализ характера» (редактор-составитель Даниил Яковлевич Райгородский) (5-е изд., доп. Самара: Бахрах-М, 2009. С. 638-699). Далее, как и прежде, хочу обратить ваше внимание на следующие публикации по темам. Психиатрия Психиатром-психотерапевтом Гузель Ринатовной Мухаметзяновой в Башкирии (г. Туймазы) (2008, 2009в) разработан краткосрочный «вариант терапии творческим самовыражением, предназначенный для лечения больных шизотипическим расстройством, осложненным алкогольной зависимостью». «В результате лечения удалось достигнуть следующего: 1) удлинение алкогольных ремиссий; 2) смягчение симптоматики шизотипического расстройства; 3) уменьшение употребления пациентами психотропных препаратов по причине обретения своей более или менее одухотворенной, творческой, осмысленной дороги в жизни; 4) повышение работоспособности, уменьшение количества больничных листов, нормализация поведения в быту, в общении с родственниками и сослуживцами» (Мухаметзянова Г.Р., 2008). Психиатр-психотерапевт Инга Юрьевна Калмыкова (Москва) (2008, 2009а, б) разработала (тоже краткосрочный) вариант Терапии творческим самовыражением для больных шубообразной шизофренией вне шуба, в неполной ремиссии. «Эти пациенты, — отмечает автор, — с трудом постигают характеры людей, характерологические радикалы, поскольку их собственные, полифонические, характеры повседневно движутся, поскольку здесь существенно разлажено, расплывчато мышление <...>. Но здесь сохранна " шубообразная" эмоциональность», и они учатся «хотя бы чувствовать» разные радикалы в своем характере и «какого радикала больше сейчас в душе», что «дает какую-то опору в кашеобразной неопределенности». «Исходя из этого, поначалу изучаем-чувствуем здесь в сравнении характеры животных и растений (это, кстати, отчасти напоминает ТТС в детском саду. — М.Б.), примеривая к своему полифоническому характеру (с более или менее преобладающим в этой полифонии, ведущим в данное время, характерологическим радикалом). <...> Пациентам для самоутверждения очень важно понять-почувствовать родственное им звучание полифонии разнообразных радикалов в творчестве великих художников, поэтов, писателей, композиторов. <...>. Уже сам этот творческий поиск оживляет творчеством душу. В таком поиске наличествует опора, помогающая выбираться из душевной разлаженности-аморфности к своему, самобытному переживанию-размышлению». Происходит «посветление качества душевной жизни, возникает в душе какой-то смысл, поистине человеческое светлое переживание» (Калмыкова И.Ю., 2009б). Психиатр-психотерапевт Анна Станиславовна Иговская (Москва) (2008, 2009) создает свой краткосрочный вариант Терапии творческим самовыражением для пациентов со специфическими расстройствами личности (говоря классически — различными психопатиями) с преобладанием в клинической картине ипохондрии. Существо данного варианта состоит в том, что врач, оказав пациенту первую противоипохондрическую помощь (разъяснением, внушением и т. д.), помогает ему в процессе краткого специального курса ТТС (прежде всего работа в группе творческого самовыражения) обрести более или менее стойкий душевный подъем и «одухотворенно-психотерапевтические приемы, способствующие предупреждению ипохондрических состояний, помогающие легче, мягче переносить свои расстройства, благодаря творческому вдохновению в душе, психотерапевтически воспитанной жизненной цели» (Иговская А.С, 2009). Соматология Психиатр-психотерапевт, онколог Татьяна Витальевна Орлова (Москва) (2009а, б) разработала особый благородный краткосрочный вариант ТТС для помощи больным с IV стадией онкологического заболевания. Это ослабленные больные (им обычно не так долго осталось жить), с которыми возможна лишь «мягкая», не утомляющая их, индивидуальная работа. «С пациентом определяется его природная склонность к материалистическому или идеалистическому мироощущению путем сравнения парных картин художников с различными мироощущениями с выбором созвучных ему». Далее обсуждаются с пациентом разные характеры людей или просто обусловленные природой характера мироощущения (если трудно, нет уже сил, вникать в характеры) — «с демонстрацией картин художников с различными характерами (мироощущениями), с предложением выбора созвучных произведений». Потом в творческом общении с природой «рассматриваются и выбираются близкие душе, " свои" камни, ракушки, цветы в горшках, фотографии видов природы художников с различными мироощущениями», «обсуждается всегда имеющаяся возможность самопомощи при расстройствах настроения для человека любого характера через нахождение созвучного ему в окружающей природе». Далее, на основе сложившихся уже «доверительных отношений с пациентом», вместе с ним, выясняются «особенности изображений на иконах и их отличия от произведений живописи на религиозные аналогичные сюжеты — с целью демонстрации различий материалистического и идеалистического мировосприятия авторов, выбором близкого себе, нахождения того, " где я сам", " где больше меня" ». В процессе всех этих занятий пациенты научаются «входить в целительное состояние творческого вдохновения». Этому способствуют «творческое общение с природой, живописью, музыкой, творческое чтение с выбором созвучного, создание своего " автопортрета" на основе выбора и наклеивания в альбоме открыток с созвучными изображениями и пояснениями к ним — для " подарка себя" своим близким». Так происходит «улучшение (" посветление" ) качества душевной жизни тяжелых онкологических больных» (Орлова Т.В., 2009б). Кандидат медицинских наук Николай Денисович Ревенок (Одесса, Украина) (Избранное... (2009, с. 73-76)) рассказывает в своей работе об опыте применения ТТС одесскими врачами в комплексном лечении туберкулеза — за последние четверть века (15 публикаций). Н.Д. Ревенок отмечает следующее: «Одесские врачи совместно с учеными-фтизиатрами (О.Н. Нерсесян, В.В. Филюк, Н.Б. Гажий, Е.А. Поклитар, Е.Н. Старшинова и А.Е. Штеренгерц) в своей работе " Пятнадцатилетний опыт применения эмоционально-стрессовой терапии в клинике легочного туберкулеза" подвели итоги использования в Одессе метода ТТС на более чем тысяче больных. Уже тогда их вывод был однозначным: включение в лечебный комплекс системы ТТС на 15-20 % сокращает сроки закрытия полостей распада, рассасывания очагов инфильтратов; эти же авторы с успехом применяли данную методику (ТТС) при комплексном лечении без противотуберкулезной химиотерапии легочных туббольных в связи с непереносимостью ими препаратов стандартной терапии». Думается мне, что в этой работе Николая Денисовича затронута серьезная древняя тема участия творческого вдохновения в усилении природных, защитно-приспособительных сил организма. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 780; Нарушение авторского права страницы