Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Краткий обзор некоторых работ о Терапии творческим самовыражением (ТТС) за последние два года (с июня 2006 г.) (2009)270



За указанные два года (до июня 2008 г.) опубликовано, насколько мне известно, 140 научных работ о применении, изучении ТТС, об исследованиях, тесно связанных с ТТС. Из них 119 работ принадлежат не мне. Это 28 работ в психиатрии, 3 — в наркологии, 10 — в психосоматике, 7 — в офтальмологии, 1 — в дерматологии, 11 — в медицинской психологии, 25 — в педагогической психологии, 12 — в философии, 6 — в религии.

За это время ТТС под названием «Психокоррекция творческим самовыражением» вошла в число обязательных дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента на факультете психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (Грушко Н.В., 2007). Для преподавания ТТС школьным психологам выпущены в Новокузнецком институте повышения квалификации две государственные программы (Применение метода творческим самовыражением в работе психолога, 2006). Отдельные очерки о ТТС опубликованы в 3-м издании «Психотерапевтической энциклопедии» под ред. Б.Д. Карвасарского (с. 818-820), в «Психологическом лексиконе» (Энциклопедический словарь в 6 томах, редактор тома «Клиническая психология » — Н Д. Творогова), редактор-составитель — Л.А. Карпенко, общая редакция — А.В. Петровский (с. 242-243), во 2-м издании «Иллюстрированного словаря» («Психология») И.М. Кондакова (с. 172, 595).

Особое внимание хочу обратить на следующие публикации врачей, а также психологов и других гуманитариев.

Психиатрия

Психиатр-психотерапевт Любовь Александровна Тарасенко (Московский наркологический диспансер № 1), помогающая индивидуально тревожно-депрессивным, дефензивным пациентам группы риска (в отношении алкоголя, наркотиков, токсических веществ) в статье «Терапия творческим самовыражением (ТТС) и стихи» (2006б) рассказывает о том, как, к примеру, ее «пациенты сами подбирают созвучных поэтов, размышляют о характерах, сравнивают свой характер с характером поэта, чтобы почувствовать себя, например, аутистом». И вот 26-летний «тревожный аутист» сообщает доктору, что в этих занятиях у него возникло «более четкое чувствование себя», легче стало «четко выстраивать свое взаимопонимание с внешним миром, миром искусства и науки». Теперь, «когда к интуиции добавилось осознание, можно сказать, и взаимодействие с миром стало более концептуальным, смог выстраивать свои цепочки, тропинки в гармоническое целое». Теперь, «чувствую свою ограниченность (характерологическую. — М. Б.) и хочется быть в этой ограниченности» (с. 8).

ТТС практически углубляется, развивается и в новых работах медицинского психолога ПКБ № 12 (Москва) Елены Александровны Добролюбовой. Так, в статье Елены Александровны «Клуб " ТТС" (" Терапия творческим самовыражением" ) в ПКБ № 12 г. Москвы» (2008б) рассказывается, например, следующее: «Очень медленно и только один раз читаю несколько предложений из синтонного художественного произведения (например, из стихотворения в прозе " Деревня" И.С. Тургенева). Прошу вчувствоваться в каждое слово, представить все в подробностях, ощутить все запахи, услышать все звуки, увидеть все краски, с оттенками, полутонами — так, чтобы перед глазами был кинокадр, еще лучше — сама жизнь. И после — все представленное записать». Потом «каждый читает свое " изложение" ». «Аутисты умудряются переделать даже пятистрочный сюжет, у полифонистов реальные картины превращаются в фантастические, синтоники пересказывают наиболее близко к тексту...» «Изложение» «показывает, как мы — в том числе в силу особенностей своего характера — слышим, понимаем друг друга в повседневном общении» (с. 38).

Художник-культтерапевт Рима Гаврииловна Кошкарова (сотрудник Наркологического диспансера № 1 г. Москвы) рассказывает в своей статье «Из студии целебной живописи и фотографии» (2007) о том, как депрессивная пациентка Н. «категорически отказывалась что-либо рисовать» (не умею! ). «Я предложила ей проделать несложную работу — аппликацию. Вместе с ней вырезали из газеты два прямоугольника. Вместе наклеили их на небольшой лист ватмана, как бы изображая два дома. Между ними, также из вырезанных прямоугольников, выложили дорогу. Акварелью придали слегка тон домам и дороге. Разным цветовым тоном наметили крыши и окна. И, чтобы окончательно заинтересовать, эмоционально оживить пациентку, я нарисовала перед домом фонтан, бьющий искрящимися струями воды. И Н. забыла про то, что может рисовать только прямые линии. По моей просьбе-подсказке она самостоятельно нарисовала и вырезала из газеты дерево с округлой кроной. Самостоятельно, уже чувствуя композицию, удачно " подсадила" его на картине. Нежно-голубым цветом покрыла небо, уводя его в перспективу, и у горизонта ввела теплый прозрачный розовый тон, отчего картина наша задышала далью. На небе появились плывущие разной формы округлые облака. Нам вместе показалось, что на картине родился нежный вечер где-то в Италии». Со временем Н. по своему желанию выполнила «ряд замечательных копий и самостоятельных работ по своему воображению». Что же тут происходило? Кошкарова предполагает, что «творческим движением своей души» оживляет душу Н. для творчества, а «творчество, в свою очередь, еще более оживляет душу пациентки». И еще. «Для того чтобы лучше знать природу своей души для творчества, мы изучаем в элементах характеры. И потом все вместе рисуем, например, яблоко или цветок, так как его нарисовали бы люди с синтонным характером или с аутистическим и т. д.» (с. 6).

Известный в России, особенно своей бесценной «энциклопедией патографий» («Безумные грани таланта», 2004), психиатр из подмосковного города Фрязино Александр Владимирович Шувалов в работе «Модель психотерапевтической патографии» (2006) приходит к важному для нас выводу. Александр Владимирович соглашается с ТТС в том, что патография, в отличие от многих прежних ее определений, есть в самом деле «область клинической психотерапии, исследующая лечебное творчество одаренных людей, творчество, сообразное душевным, духовным особенностям творца». Творцы (гении, большие таланты), в сущности, все «душевно нездоровы и от недуга своего стихийно лечатся творчеством». Потому «под руководством психотерапевта " учиться лечебному творчеству следует у одаренных творцов" и " патография в клинико-психотерапевтическом понимании практически неотделима от Терапии творческим самовыражением" » (с. 188-189).

Заключительная часть работы Шувалова, убежден, очень важна не только для авторов специальных работ по патографии, но и для нашей практической работы в ТТС. Вот эти выводы. «Психотерапевтически составленная патография, как и написанное с целебной целью беллетристическое произведение, по нашему мнению, должны соответствовать определенной модели и отвечать ряду требований. 1. Патографическое эссе должно быть проникнуто доброжелательностью и синтонным пониманием той личности, которая подвергается психопатологическому анализу. 2. Учитывая в основном " негативный", а порою чуть ли не анекдотический характер некоторых патографических материалов, следует придерживаться единственно верной " золотой середины" в их изложении, заключающейся в предельной объективности и проверенности приводимых фактов. 3. Болезненные черты и симптомы психического расстройства по возможности следует максимально увязывать с творческой деятельностью персоналии. Другими словами, все патологическое, которое, без сомнения, пациент, скорее всего, обнаружит и у себя, должно быть по возможности связано с позитивным влиянием на творчество. 4. Автор патографии должен увидеть и подчеркнуть все положительное, что привнесло в творчество конкретной персоналии его заболевание. Он обязан показать читателю, что в психическом заболевании нет безысходности и фатализма» (с. 190-191).

Соматология

В 2007 г. в Одессе под общей редакцией и с предисловием руководителя Одесского центра ТТС, действительного члена Московской психотерапевтической академии, доцента Евгения Антоновича Поклитара вышли «Избранные труды Одесской школы Терапии творческим самовыражением» (редактор-составитель — педагог-психотерапевт Маргарита Алексеевна Раскина). Книга в красивом твердом переплете, на хорошей бумаге, объемом в 232 с. Разделы книги: Предисловие; 1. Эволюция Терапии творческим самовыражением в Одессе; 2. Терапия творческим самовыражением в практическом здравоохранении; 3. Терапия творческим самовыражением в обучении и воспитании; 4. Терапия творческим самовыражением в социальной работе; 5. Терапия творческим самовыражением в религиозной медицине; 6. Некоторые специальные методики, используемые в рамках Терапии творческим самовыражением. Авторов статей — 61. Всего статей — 83. Они уже были опубликованы в разных изданиях с 1983 по 2007 г. В основном это труды одесситов в соматической медицине, педагогике, социальной работе. Некоторые из представителей этой школы жили и работали, живут и работают не только в Украине, но и в России, Германии, Польше, США и Канаде. В Предисловии Евгений Антонович Поклитар размышляет о будущем, по его убеждению, «гуманитарно-культурологической Терапии творческим самовыражением», представляя «ее философскую основу более широкой, нежели философию естественно-научной клинической психиатрии» (и психотерапии в ней), нежели философию клиницизма. Отмечу от себя, что, действительно, ТТС, родившись и развиваясь в естественно-научном мироощущении (прежде всего в клиницизме), выйдя за ворота медицины, особым, естественно-научным, образом принимает в себя все нравственные философские и религиозные подходы, каждый из которых с точки зрения ТТС опирается, прежде всего, на природу души конкретного человека, являясь творческим самовыражением этой душевной природы, и поэтому имеет полное право и на свое существование, и на наше уважение к нему. В этом смысле, с этой оговоркой, благодарно принимаю нижеследующие слова Поклитара: «...в своих медицинских, педагогических и социально-психологических научных поисках Одесская школа Терапии творческим самовыражением, неизменно опираясь на естественно-научную клиническую философию, последовательно развивает идеи других философских построений, в частности, феноменологически-экзистенциального, декларирующего протест человека против зависимости от сил бессознательного, экономических сил, окружающей среды, пытающегося стать уникальной индивидуальностью, самоутвердиться в творческой деятельности, возвыситься в ней профессионально, культурно и нравственно, жить в душевном и духовном согласии с людьми других характеров и убеждений, решительно преодолевая все сложности и часто трагизм современного мира. В теоретическом фундаменте школы особое место занимает религия — сокровищница вечной мудрости, вмещающая в себя раздумья о глубинных проблемах человека, его жизни, здоровье, страданиях и спасении» (с. 9-10). О работах Одесской школы ТТС см. также в прежнем моем обзоре (2007).

В 2007 г. в Томске тюменский психиатр-психотерапевт Мария Андреевна Богданович успешно защитила кандидатскую диссертацию «Пограничные нервно-психические расстройства у зрячих больных первичной глаукомой (клинико-динамический и реабилитационный аспекты)». Серьезное место в реабилитации этих больных занимает ТТС. Об этой благородной работе Марии Андреевны рассказывал уже в своем прежнем обзоре.

В 2007 г. Волгоградский государственный медицинский университет выпустил монографию доцента-дерматовенеролога Ирины Николаевны Ивановой «Социально-психологические исследования в дерматологии ». В книге описываются связанные между собою особенности телосложения, характера пациентов и рассказывается, как зависит от этих взаимосвязанных особенностей возникновение и развитие разнообразных кожных заболеваний («ни один орган человеческого тела не связан так тесно и так сложно с нервной системой, как кожа»). Не обычно для соматолога, клинически-живо выписано душевное состояние кожных пациентов с разными характерами, их характерологические переживания, отношение к своему заболеванию, лечению. Рассказывается — как именно психотерапевтически помогать им (прежде всего исходя из характерологических, поведенческих особенностей). К примеру, вот такое описание: «Больные атопическим дерматитом с истерической акцентуацией личности предпочитают эстетические и безболезненные методы лечения, избегают мазевой терапии, иглорефлексотерапии, на капельницы соглашаются, поскольку рядом с ними они выглядят тяжелыми больными, это производит впечатление на окружающих. Лечащим врачам надлежит избрать наиболее болезненные методы лечения, например, иглорефлексотерапию, для того чтобы устранить " условную приятность" болезни. Если же этого не сделать, то, постепенно входя в роль " тяжелого больного", пациенты становятся таковыми, вплоть до эритродермии и настоящей, не театральной, инвалидности» (с. 77-78). Довольно подробно, с выразительными примерами, описывается ТТС, показанная, по мнению автора, в кожной клинике особенно «больным с депрессивной симптоматикой и аутичной (шизоидной) акцентуацией личности» (с. 176). По-видимому, эта книга — основа докторской диссертации.

Психология

Продолжаются публикации работ, которые помогут коллегам готовиться к занятиям в группах творческого самовыражения. Это прежде всего статьи философа, политолога Григория Юрьевича Канарша (Москва, 2006, 2007), экономиста, психолога Ксении Марковны Мижеровой (Москва), психолога Александра Анатольевича Филозоп (Воронеж), психолога Елены Викторовны Кулешовой (Новокузнецк), Елены Александровны Добролюбовой и психиатра-психотерапевта Всеволода Владимировича Кошелева (Москва). Привожу по несколько строк из этих статей.

Канарш (2006). «Сутью» «душевного склада Гессе» (аутистического, по Г.К. — М.Б.) «является поиск трансцендентной гармонии в мире <...>. И когда эта гармония найдена, ее нарушение способно спровоцировать у человека данного склада реакции, внешне странные, непонятные окружающим, но вполне объяснимые с точки зрения особенностей характера» (с. 30).

Канарш (20076б). «...во многом благодаря своей " аутистичности", кино, которое снимает Джармуш, выступает по-настоящему красивым, глубоким, наполненным интересными, тонкими переживаниями и образами. Что делает эти фильмы невероятно привлекательными для самой разной аудитории во многих странах мира». Оказывается, друг Джармуша Том Уэйтсом сравнил фильмы Джармуша «с японской поэзией хайку (для которой, как известно, также характерно переживание красоты и одиночества)» (с. 110).

Мижерова (2006). «Понятно, что если сравнить синтонно-мыслительного Маркса с художественно-синтонным Мопассаном, они разные. Но синтонно-реалистическое жизнелюбие-мироощущение, выволакивающее из расстройств настроения, — это у них общее. Надо отметить, что синтонные мыслители (аутистоподобные синтоники) нередко идут в науку. Они же тянутся и к теории, и все же их теоретические построения насквозь практичны (с. 5).

Филозоп (2007а). «Основная причина, по которой М.М. Пришвин не мог преодолеть инфантильный образ мира и своего " Я", кроется в аутистически-замкнутой природе его характера, постоянно вступающего в противоречие с окружающей действительностью. Б дальнейшем конфликт между " территорией души" и миром вокруг был устранен через активное самовыражение субъективной психологической реальности в литературном творчестве. Проецирование когнитивных и эмоциональных компонентов своего " Я" на природу, преломление в ней и последующая их ассимиляция во внутреннее пространство своей личности расширяло " территорию души", помогало находить М.М. Пришвину адаптивные стратегии конструирования жизненного пространства сообразно природе своего аутистически-замкнутого характера» (с. 11).

Филозоп (2007б). «Литературное творчество было для А.П. Чехова своего рода психотерапией, смягчающей дефензивные переживания и спасающей от ипохондрических, навязчивых сомнений, душевной опустошенности и хандры» (с. 219).

Кулешова (2008). «И действительно, видится синтонность, но без природной мягкости; истеричность — без холодности-надменности; авторитарность — без гнетущей напряженности; аутистичность — без духовной тонкости. Таким образом, перед нами предстает мозаика различных радикалов, которые несколько огрублены от природы. Здесь нет четкого звучания одного из радикалов, нет цельного ядра характера. В данном случае ядро характера Эдит Пиаф состоит из частей разных радикалов» (с. 46).

Добролюбова и Кошелев (2007). «В ювенильных картинах царят ощущения в своем первозданном виде — не сложившиеся в обобщения, не перешедшие в стойкие эмоции, в глубокие переживания. Это детски-категоричное восприятие мира, без оттенков и полутонов, без диалектики. Его хочется назвать скорее материалистическим, нежели реалистическим: слишком далека от жизни эта искрящаяся метафорами и эпитетами освежающая и одновременно убаюкивающая фантазия, слишком опосредовано это искусство аплодисментами. Сходство и разницу аутистического и истерического хорошо видно в сравнении картин, например, С. Щедрина (" Веранда, обвитая виноградом", " На веранде" ) и К. Брюллова (" Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя", " Итальянский полдень" )» (с. 33).

Философия

Философ, политолог Григорий Юрьевич Канарш в работе о справедливости (2007в) отмечает, что «помимо дискриминации как таковой (сознательной или неосознанной), <...> проблема существенным образом заключается в психологической неспособности людей (многих бедных людей. — М.Б.) в полной мере воспользоваться представляемыми правами и возможностями, которые нередко не менее значительны, чем у представителей доминирующих групп». И эти люди, поясняет Канарш, исходя уже из ТТС, опираясь на многолетний наш опыт, часто от природы своей суть дефензивные люди, незаурядные возможности которых могут необыкновенно раскрыться именно в нашей оранжерейно-психотерапевтической жизни в ТТС. Жизни, помогающей изучая природу своей души, силу своей слабости, почувствовать-осознать себя творческим собою.

В недавно изданной книге главного психотерапевта Курганской области Сергея Викторовича Уманского и директора НИИ психического здоровья Томского научного центра РАМН, академика Валентина Яковлевича Семке «Эволюция хаоса, или Синергетическая психотерапия» (2008), в том числе в философском преломлении, обсуждается ТТС. Авторы отмечают, что «основная линия ТТС соответствует главному постулату синергетики — следование основной эволюционной линии каждого конкретного пациента. В ТТС пациент изучает себя (свой характер, свою клинику), постигает по-разному сложно, но непременно познает свои особенности. Врач не навязывает пациенту не свойственные ему концепции, не дает абстрактных интерпретаций, а исключительно советует, направляет и контролирует процесс творческого самовыражения пациента (он иерархически доминантен)» (с. 227).

К сожалению, невозможно подобным образом (в основном словами авторов) рассказать о всех публикациях о ТТС за последние два года.

Литература

Грушко Н.В. Программа дисциплины «Психокоррекция творческим самовыражением». Омск.: Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, 2007. 27 с.

Иванова И.Н. Социально-психологические исследования в дерматологии. Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2007. 196 с.

Клиническая психология: Словарь. Психологический лексикон // Энциклопедический словарь в шести томах / Ред. А.В. Петровский. М.: ПЕР СЭ, 2006. 416 с.

Кондаков И.М. Психология: Иллюстрированный словарь. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 783 с.

Кошкарова Р.Г. Из студии целебной живописи и фотографии // Профессиональная психотерапевтическая газета. 2007. № 7. С. 6.

Кулешова Е.В. Самая маленькая из великих актрис. Характер и судьба // Психотерапия. 2008. № 1. С. 36-46.

Психотерапевтическая энциклопедия. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2006. 944 с.

Уманский С.В., Семке В.Я. Эволюция хаоса, или Синергетическая психотерапия. Томск: Изд-во «Иван Фёдоров», 2008. 304 с.

Филозоп А.А. Терапия творческим общением с литературой: клинико-психологический подход // Психотерапия. 2007а. № 4. С. 5-11.

Филозоп А.А. Изучение тревожно-сомневающегося характера посредством клинико-психологического анализа литературного наследия А.П. Чехова // Территория науки. 2007б. № 6. С. 212-219.

Шувалов А.В. Безумные грани таланта: Энциклопедия патографий. М.: Астрель, 2004. 1212 с.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь