Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 40. Тело воздействует на разум



Тесная связь между разумом и телом. - Между разумом и телом существует теснейшая связь, и для того, что чтобы достичь высокого уровня нравственного и умственного развития, мы должны соблюдать законы, управляющие нашим физическим естеством (Патриархи и пророки, с. 601 [1890]).

На мыслительные способности влияет физическая бодрость. – Для совершения задачи, стоящей перед нами мы должны стремиться сохранить все наши способности в бодром состоянии. Потеря физической бодрости ослабляет умственную энергию. Следовательно, следует решительно избегать всего, что неблагоприятно влияет на здоровье тела.

Великий апостол говорит: «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9: 27). Невозможно сохранять посвящение Богу и одновременно вредить своему здоровью потаканием дурной привычке. Самоотречение – это одно из условий не только допущения к служению Христа, но и продолжения его. Сам Христос ясно объявил условия ученичества: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Лк. 9: 23).

Однако многие, называющие себя христианами, не желают проявлять самоотречение даже ради Христа. Как часто тяга к пагубным привычкам бывает сильнее желания иметь в здоровом теле здоровый дух. Тратятся драгоценные часы времени испытания, проматываются Богом данные средства, чтобы угодить вкусу и удовлетворить аппетит. Привычки держат тысячи людей в рабстве земного и плотского. Многие являются добровольными пленниками; они не желают лучшей участи (Знамения времени, 1 июня 1882).

Способность различать добро и зло. - Все, что подрывает физические силы, ослабляет и наш разум, делая его неспособным отличать хорошее от плохого (Наглядные уроки Христа, с. 346 [1900]).

Дурные привычки порождают искаженные понятия. – Брат _______, ты зациклился на себе. Ты видишь многое в извращенном свете. Ты с подозрением относишься к людям, с огромным недоверием и завистью. Ты видишь кругом только дурные намерения. Ты считаешь, что каждый замышляет погубить тебя. Многие из этих опасений рождаются в тебе самом. Ты полагаешь, что многое направлено против тебя, тогда как это очень далеко от действительности. Своими вымыслами ты причиняешь себе величайших вред.

Ты самый большой враг самому себе. Твои дурные привычки нарушают кровообращение и направляют кровь к мозгу, а потому ты все видишь в искаженном свете. Ты резок, несдержан и не развиваешь самообладания. Тебе кажется, что твои стремления и твой путь верны. Но если ты не увидишь недостатки своего характера, если не омоешь своей одежды и не убелишь ее кровью Агнца, то наверняка лишишься вечной жизни. Ты любишь теорию истины, но не позволяешь ей освящать твою жизнь. Ты не вносишь в свою повседневную жизнь принципы истины, которые исповедуешь (Письмо 27, 1872).

Физические привычки воздействуют на мозг. – Мозг – это цитадель человека. Дурные физические привычки воздействуют на мозг и мешают достижению того, чего желают учащиеся – хорошей дисциплины ума. Если молодые люди не учатся тому, как заботится о своем теле и разуме, они не будут успешны в учебе. Учеба – это не основная причина упадка умственной энергии. Основная причина – это неправильное, нерегулярное питание, отсутствие физических упражнений, а также беспечность и невнимание к другим аспектам законов здоровья. Когда мы делаем все, от себя зависящее, чтобы сохранить здоровье, тогда мы можем с верой просить Бога благословить наши усилия (Советы родителям, учителям и учащимся, с. 299 [1913]).

Петр и связь между телом и умом. – Апостол Петр глубоко понимал взаимосвязь между умом и телом, и поэтому он возвысил голос, предостерегая своих братьев: «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1 Петр. 2: 11). Многие видят в этих словах предостережение от распущенности и безнравственности, но в них заключен более глубокий смысл. Это призыв прекратить всякое наносящее вред здоровью потакание аппетиту и низменным страстям. Извращенный вкус становится воинствующей похотью. Аппетит был дан для доброй цели, а не для того, чтобы, будучи извращенным, стать орудием смерти и выродиться в «похоти, восстающие на душу»* (Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 53, 54, 1890; Основы здорового питания, с. 166, 167).

Злоупотребление физическими силами нарушает равновесие нервной системы. - Бессмысленная растрата физических сил приводит к сокращению жизни, тогда как наши силы могут быть использованы для славы Божьей. Нередко это делает нас вообще неспособными выполнить работу, к которой призвал нас Бог. Поощряя свои вредные привычки, бесцельно засиживаясь допоздна, потворствуя своему аппетиту в ущерб здоровью, мы тем самым ослабляем свои физические силы. Пренебрегая физическими упражнениями, перегружая разум или тело, мы нарушаем равновесие нашей нервной системы.

Те, кто попирает законы природы и сокращает таким образом свою жизнь, делая себя неспособными к полноценному служению Богу, виновны в обкрадывании Его. Более того, они обкрадывают и своих ближних, поскольку сами сокращают срок своей полезной деятельности и оказываются неспособными быть благословением для других и выполнить ту работу, для которой Бог послал их в мир. Господь считает нас виновными, если, разрушая свое здоровье вредными привычками, мы лишаем мир того добра, которое могло бы быть даровано ему через нас (Наглядные уроки Христа, с. 346, 347 [1900]).

Праздность ослабляет энергию мозга. - Молодежь сегодня так слаба физически и умственно потому, что она почти совсем не занимается полезным трудом. «Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочерей ее: в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала. И возгордились они, и делали мерзости пред лицом Моим, и, увидев это, Я отверг их» (Иез. 16: 49, 50) (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 96 [1876]).

Физический труд помогает сбросить умственное напряжение. - Человеческий организм нуждается в бодрящих упражнениях на свежем воздухе. Несколько часов ежедневной физической работы на свежем воздухе взбодрят тело, вдохнут в него новые силы, а также помогут сбросить умственное напряжение (Свидетельства для Церкви, т. 4, с. 264, 265 [1896]).

Ванна взбадривает тело и ум. - Если человек регулярно принимает ванну, ему свободнее и легче дышится независимо от того, болен он или здоров. Мышцы становятся более гибкими, мозг и тело получают заряд энергии, мыслительные способности активизируются, и все органы оживают (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 70 [1872]).

Отдых, а не возбуждающие средства. – Дурные физические привычки вредят мозгу, и весь организм выходит из строя. Для поддержания утомленной нервной системы принимают возбуждающие средства, но они не удаляют затруднение. Если не произойдет решительной перемены, если не последует разумного осознания, что мозгу нужно дать отдых вместо возбуждающих средств, человек потеряет самообладание и обесчестит дело Божье (Письмо 205, 1904).

Разум, пребывающий в мире и покое. – Мы должны больше посвящать времени в смиренной, ревностной молитве Богу о мудрости воспитывать детей в учении и наставлении Господнем. Здоровье ума зависит от здоровья тела. Являясь родителями – христианами, мы обязаны растить наших детей в связи законами жизни.

Во Христе они обретут силу и надежду, их не будут беспокоить неугомонные желания иметь нечто такое, что отвлечет разум и насытит душу. Они нашли Жемчужину Великой Цены, и их разум пребывает в мире и покое. Их развлечения чисты, возвышенны, духовны. Их не мучат тяжелые мысли или угрызения совести. Такие развлечения не ослабляют тело и не изнуряют ум, но дают здоровье и энергию тому и другому….

Жители небес совершенны, потому что воля Божья – их радость и высшее наслаждение (Недатированные рукописи Елены Г. Уайт, 93).

Глава 41. Питание и ум

 

Мозг должен быть здоровым. – Мозг – это орган и инструмент разума, он контролирует все тело. Чтобы все другие части тела были здоровыми, должен быть здоровым мозг. А чтобы мозг был здоровым, должна быть чистой кровь. Если правильными привычками в еде и питии кровь сохраняется чистой, мозг будет получать правильное питание (Специальные свидетельства, серия В, № 15, с. 18, 13 апреля 1900; Советы относительно здоровья, с. 586, 587).

Мозг снабжается жизнью и силой. – Человеческий организм – это замечательный механизм, но нельзя с ним жестоко обращаться…. Превращение пищи в хорошую кровь – удивительный процесс, и все люди должны быть сведущи относительно этого вопроса….

Каждый орган тела забирает питание для сохранения деятельности каждой его части. Мозг должен снабжаться своей долей, кости – своей. Великий Зодчий трудится каждое мгновение, снабжая жизнью и энергией каждый мускул и каждую ткань от мозга до кончиков пальцев рук и ног (Письмо 17, 1895).

Результаты пренебрежения законами природы. - Бог даровал нашем народу великий свет, однако мы по-прежнему уязвимы для искушений…. Больной человек на первый взгляд очень сознательный, но на самом деле фанатичный и самонадеянный, открыто заявляет о своем презрении к законам здоровья и жизни, которые мы как народ приняли по милости Божьей. Он требует готовить еду, отвечающую его патологическим вкусам. Вместо того, чтобы сидеть за столом и вкушать здоровые блюда, он отдает предпочтение ресторанам, потому что в них он может без всяких ограничений предаваться обжорству. Хотя внешне этот человек стоит за принципы воздержания, тем не менее в своей жизни он пренебрегает самыми основными из них. Он хочет выздороветь, но не желает делать это ценой самоотречения.

Этот человек поклоняется в капище извращенного аппетита. Он является идолопоклонником. Силы и способности, которые можно было бы использовать во славу Божью в случае их освящения, слабеют и приносят очень мало пользы. Раздражительность, путаница в голове, расшатанная нервная система – вот лишь некоторые последствия нарушения законов природы. Такой человек малоэффективен, и на него нельзя положиться (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 196, 197 [1882]).

Тесная связь между едой и разумом. – В связи с увещеванием Петра показать «в воздержании терпение», я упомянула [в выступлении] о благословениях, которые приносит санитарная реформа, о преимуществах, которое дает правильное сочетание простой питательной пищи. Была подробно освещена тесная связь между питанием, состоянием ума и характера. Мы не можем позволить себе формировать плохой характер посредством дурных привычек в жизни (Ревью энд Геральд, 12 июля 1906).

Самоугождение вызывает умственную слабость. - Потакание аппетиту – главная причина физической и умственной немощи, а также распространенных повсеместно заболеваний (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 487 [1875]).

Неправильное питание затуманивает ум. - Нам не следует делать к субботе более щедрые приготовления или готовить более разнообразную пищу, чем в другие дни. Напротив, пища должна быть попроще, кушать надо меньше, чтобы ум оставался ясным и способным воспринимать духовные истины. Переедание затуманивает рассудок. Драгоценнейшие слова могут быть услышаны, но не оценены по достоинству, поскольку мозг сосредоточен на переваривании неподобающей пищи. Переедая в субботу, многие гораздо сильнее бесчестят Бога, чем им кажется (Свидетельства для Церкви, т. 6, с. 357 [1900]).

Через невоздержание в еде сатана контролирует ум. – Через невоздержание в еде сатана контролирует ум и все естество человека. Тысячи людей, которые могли бы жить и жить, преждевременно сошли в могилу, загубив и телесное, и умственное здоровье, потому что они пожертвовали все свои силы угождению аппетиту (Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 37, 1890; Основы здорового питания, с. 167).

Деятельность органов пищеварения влияют на счастье жизни. – Органы пищеварения оказывают значительное влияние на наше эмоциональное состояние. Бог одарил нас разумом, чтобы мы знали, какую пищу нам следует употреблять. Неужели мы, мыслящие люди, не разберемся, принесет ли пища, которую мы едим, пользу, или причинит вред? Люди, страдающие повышенной кислотностью желудка, часто находятся в кислом настроении. Им кажется, что все настроены против них, и они постоянно чем-то недовольны и раздражены. Если бы мы стремились к миру среди нас, то больше бы заботились о спокойном состоянии своего желудка (Рукопись 41, 1908; Основы здорового питания, с. 112).

Сила ума зависит от здоровья тела (советы писателям и служителям). – Повинуйтесь принципам санитарной реформы и убеждайте других делать это. Умственное здоровье в значительной степени зависит от здоровья тела, а здоровье тела зависит от того, как с ним обращаются. Ешьте только ту пищу, которая сохранит ваш желудок в самом здоровом состоянии.

Вам нужно более тщательно познакомиться с основными принципами правильного питания. Организуйте свой труд таким образом, чтобы питаться регулярно. Вам следует проявлять особую заботу в этом вопросе. Помните, что жизнь в соответствии с истиной, как она есть Иисусе, требует большой самодисциплины (Письмо 297, 1904).

Нерегулярное питание и небрежное отношение к законам здоровья. – Упорные занятия и прилежная учеба не изнашивают ум и не выводят его из строя так часто, как это делает принятие не той пищи в неправильное время и небрежное отношение к законам здоровья…. Нерегулярное питание и нерегулярный сон ослабляют энергию мозга. Апостол Павел заявляет, что желающий иметь успех в достижении высокого идеала должен быть воздержан во всем. Еда, питие и одежда – все имеет связь с нашим духовным возрастанием (Молодежный руководитель, 31 мая, 1894).

Переполненный желудок ослабляет ум. - Необходимо избегать переедания, даже если пища полезна. Организм по своей природе не может использовать больше, чем требуется для функционирования различных органов тела, и избыток действует во вред организму. Предполагалось, например, что многие учащиеся подорвали свое здоровье перенапряжением в учебе, но настоящей причиной было переедание. Когда законам здоровья уделяется достаточно внимания, то опасность чрезмерного умственного напряжения снижается; во многих случаях причиной так называемого умственного бессилия является переполненный желудок, который изнуряет тело и ослабляет ум (Воспитание, с. 205 [1903]).

Потакание себе притупляет благородные способности ума. – Потакание аппетиту при переедании называется обжорством. Множество разной пищи, которая принимается за один присест, достаточно, чтобы вызвать расстройство желудка и испортить настроение. Поэтому от каждого человека Бог требует сотрудничества с Ним, чтобы никто не перешел надлежащей границы в еде, не допускал переедания и употребления неправильных видов пищи. Такое потакание укрепляет животные наклонности и притупляет способности ума. Деградирует все существо, и человек становится рабом аппетита, потворствуя и угождая своим собственным унизительным, чувственным страстям (Рукопись 113, 1898).

Переедание способствует забывчивости и потере памяти (совет человеку, привыкшему к перееданию). – Ты занимаешься обжорством, когда сидишь за столом. В этом одна из главных причин твоей забывчивости и потери памяти. Ты повторяешь то, что, насколько мне известно, уже говорил, а затем все переиначиваешь и говоришь, что ты сказал совершенно другое. Я знала это, но не обмолвилась о том, что это результат переедания. Что толку говорить? Это не исправило бы зла (Письмо 17, 1895; Основы здорового питания, с. 138).

Переедание притупляет чувства*. - Невоздержанность в еде, даже если питаться продуктами соответствующего качества, будет оказывать парализующее воздействие на весть организм и притуплять самые тонкие и святые чувства. Строгое воздержание в еде и питье крайне важно для сохранения здоровья и энергичного функционирования всех органов тела.

Навыки строгого воздержания в сочетании с физическими и умственными нагрузками сделают выносливыми тех, кто занят духовным служением, а также редакторов и всех, кто ведет сидячий образ жизни. Как народ, исповедующий санитарную реформу, мы едим слишком много. Потакание аппетиту – главная причина физической и умственной немощи, а также распространенных повсеместно заболеваний (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 487 [1875]).

Не увлекайтесь слишком большим разнообразием пищи. – Мы должны заботиться об органах пищеварения и не обременять их обилием разнообразной пищи. Тот, кто набивает свою утробу многими видами пищи за один присест, вредит самому себе. Более важно есть то, что нам полезно, чем пробовать все блюда, которые поставят перед нами. В нашем желудке нет двери, через которую мы могли бы посмотреть, что происходит в нем. Поэтому при выборе пищи нам следует руководствоваться разумом и поразмыслить о законе причины и следствия. Если вы чувствуете, что все идет не так, как надо и раздражает вас, возможно вы страдаете от последствий употребления слишком разнообразной пищи (Рукопись 41, 1908; Основы здорового питания, с. 111, 112).

Божий план для нас. – Бог желает, чтобы посредством строгого воздержания мы хранили ясность и остроту ума, дабы нам делать различие между святым и обыденным. Мы должны стремиться понять замечательную истину о безграничном сострадании и благоволении Бога. Те, кто ест слишком много, и те, кто ест нездоровую пищу, причиняют страдание самим себе, делая себя непригодными для Божьего служения. Опасно есть мясо, потому что животные страдают многими смертельными заболеваниями. Те, кто настаивает на употреблении мясной пищи, жертвуют своей духовностью ради извращенного аппетита. Их тела страдают от многих болезней (Рукопись 66, 1901).

Интеллектуальная деятельность ослабляется тяжелым мясным питанием. - Мясоедение выводит из равновесия весь организм, затуманивает разум и притупляет нравственное восприятие. Мы говорим вам, дорогие брат и сестра, что самый безопасный путь для вас – полностью отказаться от мяса (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 64 [1900]).

То, что мы едим, уменьшает интеллектуальную активность. – Мы состоим из того, что едим, а обильная мясная еда ослабляет интеллектуальную активность. Учащиеся преуспели бы гораздо больше в своих занятиях, если бы никогда не пробовали мяса. Когда через мясоедение в человеке усиливается животное начало, силы интеллекта пропорционально притупляются.

Духовная жизнь могла бы развиваться и поддерживаться более успешно, если бы прекратилось употребление мяса, ибо такое питание стимулирует излишнюю активность, чувственные наклонности и ослабляет нравственную и духовной природу. «Ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти» (Гал. 5: 17).

Нам очень нужно развивать и поддерживать чистые, незапятнанные мысли и укреплять нравственные силы, а не потворствовать низменным, плотским наклонностям. Бог поможет нам освободиться от угождения эгоистичным наклонностям! (Письмо 72, 1896; Медицинское служение, с. 277, 278).

Мясоедение и поведение. – Господь не давал Своему народу мясной пищи в пустыне, потому что Он знал, что ее употребление вызовет болезни и непокорность. Чтобы упорядочить их поведение и побудить к активному действию их мыслительные способности, Он не допустил, чтобы они ели плоть мертвых животных (Рукопись 38, 1898; Основы здорового питания, с. 375).

Результаты употребления свинины. – От употребления свинины страдает не только тело, но и мозг. Эта грубая пища притупляет духовную восприимчивость человека (Здоровье: или как жить, часть 1, с. 58, 1865; Основы здорового питания, с. 393).

Неблагоразумный потребитель пищи делает себя неспособным давать советы. – Сахар не является хорошей пищей для желудка. Он вызывает брожение, а это затемняет мозг и делаете человека раздражительным. Было доказано, что для здоровья организма есть два раза в день предпочтительнее, чем три*.

Какая жалость, что часто, когда должно быть проявлено величайшее самоотречение, желудок наполнен множеством нездоровой пищи, которая лежит там, разлагаясь. Болезнь желудка влияет на мозг. Неблагоразумный едок не сознает, что не способен давать мудрый совет, не способен составлять планы для лучшего продвижения дела Божьего. Но это так. Он не может разуметь духовное, и на совещаниях, когда ему следует сказать Да и Аминь, он говорит Нет. Его предложения неуместны. Пища, которую он съел, притупила энергию его мозга.

Угождение своим желанием препятствует человеку свидетельствовать об истине. На благодарность, воздаваемую нами Богу за Его благословения, сильно влияет пища, которую мы положили в желудок. Потворство аппетиту вызывает разногласия, вражду, разлад и много других зол. Высказываются раздражительные слова, совершаются недобрые дела и нечестные поступки, происходит взрыв эмоций – и все это потому, что повреждены нервы мозга из-за плохого обращения с желудком (Рукопись 93, 1901).

Употребление кофе влияет на умственные и нравственные способности. – Употребление кофе – это вредная привычка. На время она возбуждает ум… но впоследствии истощает, ослабляет, парализует умственные, нравственные и физические силы. Разум становится безвольным и если своевременным, решительным усилием не положить конец этой привычке, активность мозга будет постоянно снижаться (Христианское воздержание и библейская гигиена, с. 34, 1890; Основы здорового питания, с. 421).

Неправильное питание приводит к неправильному мышлению. - Здоровье тела должно считаться обязательным для возрастания во благодати и приобретения уравновешенного нрава. Если человек должным образом не заботиться о своем желудке, тогда возникает препятствие на пути формирования у него правильного, нравственного характера. Мозг человека и его нервы имеют тесную связь с желудком. Употребление вредной пищи и вредных напитков приводит к неправильному мышлению и неправильным действиям (Свидетельства для Церкви, т. 9, с. 160 [1909]).

Искупление перестает высоко цениться. – Если мы поступаем так, что ослабевает наша умственная и физическая энергия – через еду, питье или наши другие привычки, мы бесчестим Бога, потому что лишаем Его служения. Которое Он требует от нас. Если мы угождаем своему аппетиту в ущерб собственному здоровью и если мы потворствуем привычкам, ослабляющим нашу жизнеспособность и умственную энергию, мы не в состоянии высоко ценить искупление и вечные ценности. Когда наш разум затемнен и частично парализован болезнью, мы легко побеждаемся искушениям сатаны (Письмо 27, 1872).

Когда слишком много внимания уделяется мыслям о еде. – Невозможности в точности описать качественно и количественно ту пищу, которую следует есть. Это не рекомендуется делать, ибо мысли становятся целиком этим занятыми. Еда и питье полностью их поглощают. Те, кто не боготворит свой желудок, будут внимательно стоять на страже своего аппетита. Они будут есть здоровую, питательную пищу…. Они будут есть медленно и тщательно пережевывать пищу. После еды они займутся надлежащими упражнениями на свежем воздухе. Таковым вообще нет надобности заниматься подсчетами точного количества пищи.

Многие несут тяжелый груз ответственности, думая о качестве и количестве пищи, более всего подходящей для питания организма. Некоторые, особенно страдающие диспепсией, так сильно обеспокоены своим меню, что не едят достаточно пищи для поддержания своего организма. Они причиняют огромный вред семье, в которой живут, и, чего мы боимся, отравляют жизнь самим себе (Письмо 142, 1900).

Ешьте то, что предлагает вам здравый смысл, а затем будьте спокойны. - Некоторые люди постоянно беспокоятся о том, что их пища, несмотря на ее простоту и высокое качество, может повредить им. Таким людям я хотела бы сказать: не думайте, что ваша еда причинит вам вред, не думайте об этом вовсе. Ешьте то, что предлагает вам здравый смысл, и если вы попросили Господа благословить пищу ради укрепления вашего организма, верьте, что Он услышит вашу молитву и будьте спокойны (Служение исцеления, с. 321 [1905]).

Невоздержанные не могут быть терпеливыми. – Существует много причин, объясняющих, почему в мире так много нервных женщин, жалующихся на расстройство пищеварения и сопровождающие его худые последствия. Не бывает следствия без причины. Невоздержанные люди всегда нетерпеливы. Вначале они должны избавиться от плохих привычек, научиться жить здоровой жизнью, а тогда им будет нетрудно быть терпеливыми.

Многие, видимо, не понимают связи между разумом и телом. Если организм человека выведен из строя непригодной пищей, это наносит ущерб его мозгу и нервам, и его выводят из равновесия даже незначительные вещи. Такие люди из мухи раздувают слона. Они не способны правильно воспитывать своих детей. В их жизни наблюдаются крайности: иногда они слишком потакают им, а в другой раз сурово придираются к мелочам, не заслуживающим внимания (Здоровье: или как жить, часть 2, с. 41, 1865; Избранные вести, т. 2, с. 434).

Расстройство пищеварения вызывает раздражительность. – Расстройство желудка всегда вызывает раздражительность. Люди, страдающие повышенной кислотностью желудка, часто находятся в кислом настроении. Ваше тело нужно держать в подчинении, если вы делаете его подобающим храмом для пребывания Святого Духа…. Ешьте осмотрительно даже здоровую пищу. Проявляйте умеренность, и вы почувствуете, что ваша жизнь имеет ценность (Письмо 27, 1872).

Нездоровая пища притупляет совесть. – В отношении санитарной реформы наш народ пятится назад. Сатана видит, что ему не удается пленить разум людей, когда их аппетит находится под контролем, но он преуспевает, когда аппетиту потворствуют. Под влиянием нездоровой пищи совесть притупляется, разум затемняется и восприимчивость к впечатлениям ослабевает. Увидит ли наш народ и почувствует ли грех в извращении аппетита? Отвратятся ли они от всех вредных привычек и позволят ли они, чтобы все сэкономленные таким образом средства пошли на распространение истины? (Недатированная рукопись, с. 132).

Что такое невоздержание в еде. - Воздержание включает в себя больше, нежели только запрещение спиртных напитков. Употребление возбуждающей и неудобоваримой пищи часто приносит здоровью не меньший ущерб и во многих случаях является первоначальной причиной пьянства. Истинное воздержание учит нас полностью отказаться от всего вредного и разумно употреблять полезное. Только немногие понимают, какое большое влияние оказывают на их здоровье, характер, на способность приносить пользу в этом мире и на их участь в вечности привычки в еде. Аппетит всегда должен подчиняться нравственному и умственному контролю. Тело должно быть слугой разума, а не разум – тела (Патриархи и пророки, с. 562 [1890]).

Избегайте крайностей. - Кто правильно понимает законы здоровья и руководствуется принципом, тот будет остерегаться крайностей, избегая как потакания своим слабостям, так и ненужных ограничений. Они выбирают пищу не просто для удовлетворения аппетита, но для формирования организма. Они стремятся сохранить свои силы в лучшем состоянии для самого высокого служения Богу и людям. Они ограничивают свой аппетит здравым смыслом и сознанием и вознаграждаются за это здоровьем тела и ума. Они не навязывают окружающим своих взглядов в оскорбительной для них форме, но их пример является свидетельством в пользу истинных принципов. Эти люди имеют широкое влияние к добру (Служение исцеления, с. 319 [1905]).

Глава 42. Разум и здоровье

Разум контролирует всего человека. – Разум контролирует всего человека. Все наши действия, как хорошие, так и плохие, имеют свое начало в разуме. Именно разум поклоняется Богу и объединяет нас с небесными существами…. Все физические органы подчиняются разуму, а нервы, как гонцы, несут его приказы каждой части тела, руководя движением живого механизма….

Гармоничное взаимодействие всех частей – мозга, костей и мускулов – необходимо для полного и здорового развития всего человеческого организма (Специальные свидетельства относительно воспитания, с. 33, с1897; Принципы христианского воспитания, с. 426).

Электрическая сила оживотворяет весь организм. - Электрическая энергия мозга, развиваемая умственной деятельностью, обеспечивает жизнеспособность всему организму и является неоценимым фактором в противостоянии болезни (Воспитание, с. 197 [1903]).

Немногие понимают влияние ума на тело. - Однако немногие понимают, какое влияние ум оказывает на тело. Многие болезни, от которых страдают люди, зарождаются в мозгу и могут быть вылечены лишь после того, как будет исцелен разум. Душевнобольных намного больше, чем нам кажется. Сердечные заболевания также приводят многих людей к диспепсии, поскольку душевный дискомфорт парализует органы пищеварения (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 184 [1872]).

Жертвы больного воображения. - Необходимо контролировать разум, ибо он оказывает сильное влияние на здоровье. Воображение часто вводит в заблуждение, и если все время ему следовать, можно серьезно заболеть и навлечь на себя тяжкие страдания….

Больше всего такие инвалиды боятся зимы. Но зима царит не только за окном, но и в душах тех, кто принуждает себя жить безвылазно дома и спать в непроветриваемой комнате. Эти жертвы больного воображения запираются в своей спальне и наглухо закрывают окна, так как боятся, что морозный воздух плохо влияет на их легкие и голову. Воображение разыгрывается; они боятся простудиться и в самом деле простужаются. Никакие разумные доводы не в силах убедить их в том, что они совершенно не понимают существо вопроса. «Разве мы не испытали это на себе? » – бросают они в ответ.

Жертвы воображения в самом деле испытали на себе воздействие одного фактора данной проблемы, упорно отстаивая свое мнение; они действительно простужаются, стоит им только немного побыть на свежем воздухе. Они изнежены, как младенцы, и не выносят малейшего дуновения ветерка; однако они продолжают закрывать окна и двери, греться у огня и наслаждаться своим жалким существованием.

Своим поведением они лишь доказывают, что при таком образе жизни никогда не будут здоровыми, а только умножат свои проблемы. Почему бы им не подчинить свое суждение и больное воображение логике и здравому рассудку? Почему не попытаться пойти другим путем и не начать заниматься умеренными упражнениями на свежем воздухе? (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 523-525 [1870]).

Как разум затрудняет кровообращение (совет робкой душе). - Если ты внушила себе, будто ванна вредна для тебя, то это внушение передается всем нервным клеткам тела. Нервы управляют кровообращением, поэтому кровь, вследствие ложных умственных внушений, застывает в кровеносных сосудах, и ванна не дает желаемого результата. И все это происходит из-за того, что разум и воля сковывают свободное движение крови, она не достигает внешней поверхности тканей, следовательно, кровообращение не стимулируется.

Например, ты внушаешь себе, что после ванны ты можешь переохладиться. Мозг посылает эту информацию нервным окончаниям тела, и кровеносные сосуды, повинуясь твоему приказу, не могут должным образом выполнять свою работу и стимулировать кровообращение после ванны (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 69, 70 [1872]).

Плод вялого, дремлющего ума (совет молодой женщине). - У тебя болезненное воображение. Ты решила, что тяжело больна. Но это было скорее плодом твоего воображения, чем реальностью. Ты не честна с собой…. Ты вела себя не так, как должно, не как человек, имеющий твердые моральные устои. Ты позволяла себе слегка облокачиваться на мужчин, но эта поза неприлична для женщины, особенно в присутствии других людей. Если бы только ты убедила себя в этом, то могла бы ходить так же хорошо, как и все остальные, и сидеть так же прямо, как сидят многие женщины.

Но состояние твоего рассудка приводит тебя к праздности, к страху перед физическими упражнениями, тогда как эти упражнения были бы для тебя самым лучшим лекарством. Ты никогда не выздоровеешь, если не сбросишь вялость и мечтательность и не начнешь что-то делать и трудиться, пока еще день. Планируй и делай что-нибудь, а не предавайся одним лишь мечтаниям. Выброси из головы свои романтические прожекты. Ты примешиваешь к своей религиозности бесполезную, романтическую сентиментальность, которая не облагораживает, а, наоборот, развращает тебя. Своим влиянием и примером ты причиняешь вред не себе только, но и ближним (Свидетельства для Церкви, т. 2, с. 248, 249 [1869]).

Здоровье, принесенное в жертву чувствам (совет женщине с сильной волей). – Дорогая сестра ________, у тебя больное воображение, и ты бесчестишь Бога, позволяя своим чувствам полностью овладеть твоим разумом и суждением. У тебя твердая, непреклонная воля, и твое внутреннее состояние сказывается на телесном здоровье: у тебя нарушается кровообращение, и в некоторых органах наступает застой. Таким образом, ты приносишь здоровье в жертву своим чувствам (Свидетельства для Церкви, т. 5, с. 310 [1873]).

Душевная болезнь, вызванная неосвященными языками (высказывание относительно смерти жены руководящего работника). – Сестра______ была настолько обременена печалью, что потеряла рассудок. Кто, спрашиваю я, ответит в судный день за то, что лишил душу света, который бы сиял еще сегодня? Кто ответит в день Божий за действие, которое вызвало стресс, навлекший эту болезнь? Она страдали месяцами, и муж страдал вместе с ней. А сейчас бедная женщина почила, оставив без матери двух детей. И все это результат работы, проделанной неосвященными языками (Рукопись 54, 1904).

Переутомленный разум ослабляет здоровье. – Братья вкладывают деньги в покупку разных патентов и другие предприятия и вовлекают в это людей, которым не по плечу такой нелегкий бизнес. Умственные перегрузки и постоянное беспокойство ослабляют их и без того слабый организм, и они впадают в уныние, переходящее отчаяние. Они теряют веру в себя и думают, что Бог оставил их. Они не осмеливаются поверить в то, что Бог будет милостив к ним (Свидетельства для Церкви, т. 1, с. 304-305 [1862]).

Умственная активность способствует здоровью. – Бог хочет, чтобы посланные Им слуги были хорошим проповедниками, а чтобы быть таковыми, они должны прилежно учиться…. Привычка прилежно заниматься, твердая поддержка свыше приготовит их к положению служителей Евангелия Христова. Умственная активность будет способствовать здоровью, а это лучше, чем иметь вялый, неорганизованный ум. С годами многие становятся бесполезными как служители…. Если бы их мозг трудился, они были бы плодотворны и в старости (Письмо 33, 1866).

Электрическая сила мозга сопротивляется болезни. – Люди, занятые интеллектуальной деятельностью, слишком перегружают свой ум; часто они нерационально расточают свои умственные силы, в то время как у других вышей целью в жизни является физический труд. Последние не упражняют свой мозг; их мышцы все время работают, а ум не натренирован, точно также как у людей умственного труда мозг все время работает, а тело не заряжается бодростью и энергией, поскольку они не нагружают свои мышцы….

Их доброе влияние в этом мире минимально, хотя они могли бы приносить намного больше пользы, если бы упражняли не только мышцы, но и ум. Эти люди хуже сопротивляются различным заболеваниям, потому что их организм не получает живительной энергии от электрических импульсов мозга, повышающих сопротивление болезни (Свидетельства для Церкви, т. 3, с. 157 [1872]).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.049 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь