Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Диагностика и развитие воображения, творческого мышления и творческой одаренности



 

В поисках ровесника-единомышленника третьеклассник Артем С. написал в еженедельник «Семья»: «Мне тоже 9 лет, за две четверти у меня по математике, русскому языку, чтению, природоведению нет ни одной тройки. Я веду записи по истории, географии, геологии, палеологии. Тройки есть только по физкультуре, рисованию. Не знаю, кто я, чудочадо или нет?

С 4 лет я научился читать, сейчас читаю книгу по геологии для 16-18-летнего возраста. Как только научился читать, потянулся к двум атласам, которые у нас имелись (сейчас у меня 15 атласов, более 30 карт). В 6-7 лет мог назвать столицу любого государства. В 1987 г. (мне тогда было 7 лет) из-за коктебельских (Коктебель – курорт около Феодосии) камушков – халцедонов и сердоликов - взялся за геологию... По воскресеньям читаю иногда более 6-7 ч., не отрываясь. За 2, 5 ч. один раз прочитал 170 стр. Написал я гипотезу о происхождении Земли. Сейчас пишу «трактат» об отношении человека к природе, потому что очень волнуюсь за экологическую судьбу нашей планеты...» Далее Артем обращается с просьбой к редакции дать ему адрес мальчика, о котором немного ранее рассказал еженедельник, так как у него «нет ни одного друга по интересам ни в школе, ни во дворе» *. В этом же номере «Семьи» утверждается, что «все дети талантливы» и чтобы узнать, в чем наиболее одарен ребенок, родителям предлагается построить «графический профиль» его интересов при помощи анкеты, созданной американскими учеными де Хааном и Кафом, – по восьми областям:

* См.: Еженедельник «Семья», 1989. № 13. С. 8-9; письмо Артема С. «Хочу дружить с чудочадом! »

 

I. Интеллектуальные способности.

II. Художественные способности.

III. Музыкальный талант.

IV. Способности к занятиям научной работой.

V. Литературное дарование.

VI. Артистический талант.

VII. Способности технические.

VIII. Способности к спорту.

Для диагностики и развития воображения и творческой одаренности детей можно использовать следующие специальные тесты **:

а) «Словесные ассоциации», в которых проверяется знание и применение слов-омонимов (напр. «коса», «мешать», «молния»). Оценка выставляется как по общему количеству правильно названных значений, так и по числу редко употребляемых;

б) «Применение предметов» – назвать как можно больше разных способов использования таких предметов, как кирпич, пустая консервная банка, газета и т. д.

в) «Завершение сказок» – придумать по три различных концовки к нескольким сказкам, фабула которых обрывается после кульминации;

** Подробнее об этом см.: Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. – М., 1991. № 9 (Сер. «Педагогика и психология»).

 

г) «Конструирование математических задач» – по каждому набору составить как можно больше вариантов из представленных исходных данных.

Среди методов диагностики творческой одаренности (креативности) наиболее известными и широко распространенными в мире являются тесты творческого мышления (ТТСТ), разработанные американским психологом П. Торренсом ***.

*** Описание методики дается по кн.: Шумакова Н. Б., Шебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991. № 1.С. 27-33.

 

ТТСТ предназначены для использования в разных целях: 1) в исследованиях интеллектуального развития человека; 2) в исследованиях, связанных с индивидуализацией обучения; 3) при разработке коррекционных и терапевтических программ; 4) при оценке эффективности различных экспериментальных обучающих программ, способов обучения, учебных пособий и материалов с точки зрения изменения самих творческих способностей, а не их достижений; 5) при выявлении детей со скрытым творческим потенциалом, что особенно важно для исследования их из семей с низким уровнем образования и не имеющих условий для развития своих способностей.

П. Торренс определяет креативность через характеристики процесса, в ходе которого ребенок становится чувствительным к проблемам, дефициту или пробелам в знаниях, к смешению разноплановой информации, к дисгармонии элементов окружающей среды, определяет эти проблемы, ищет их решение, выдвигает предположения о возможных решениях, проверяет и перепроверяет эти гипотезы, изменяет их, снова проверяет и окончательно обосновывает результаты.

При обнаружении отсутствия информации или дисгармонии ее элементов у человека возрастает чувство напряженности, которое заставляет искать пути его ослабления. Творческий путь решения проблемы состоит в том, что человек пытается избежать общепринятых и очевидных решений, исследует проблему, выдвигает множество гипотез, проверяя свои догадки, пока не найдет решение. Напряженность не спадает до тех пор, пока о решении не будет кому-либо сообщено. Поскольку нет общепринятого научного определения творческой одаренности, автор предпочитает данное определение, так как оно позволяет операционально определить те виды способностей и личностных характеристик, которые благоприятствуют процессу творчества или тормозят его, а также выявить условия, способствующие творческому развитию. Такое понимание творческой одаренности в ряде моментов согласуется с положениями А. М. Матюшкина ****, который рассматривает одаренность как общую психологическую предпосылку творческого развития и становления творческой личности. Компонентами одаренности являются:

а) доминирующая роль познавательной мотивации;

б) исследовательская творческая активность, выражающаяся в обнаружении нового, в постановке и решении проблем;

в) возможность достижения оригинальных решений;

г) возможность прогнозирования и предвосхищения;

д) способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки. Все они составляют единую интегративную структуру одаренности, проявляющуюся на всех уровнях индивидуального развития. Разработанные за рубежом диагностические методики, считает Матюшкин, в той или иной степени соответствуют этой структуре и позволяют выявлять самые значимые ее элементы.

**** См.: Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29-33.

 

Торренсом были сконструированы тестовые задания, которые представляют собой модели творческого процесса. ТТСТ включают четыре батареи заданий: вербальные и фигурные формы А и В и применяются для детей от 6 до 17 лет. Фигурные формы тестов, как показывает опыт, в наименьшей степени зависят от национальных, культурных, социальных и других различий, по сравнению с вербальными.

Оценка выполнения этих тестов включает следующие показатели:

1) скорость, или беглость – количество ответов в каждом субтесте;

2) пластичность, или гибкость – степень разнообразия ответов, оценивая по количеству категорий в ответах;

3) оригинальность – редкость, нетривиальность идей;

4) тщательность разработки идей – детализация ответов.

Фигурные тесты состоят из трех субтестов, или заданий: «Нарисуй картинку», «Незавершенные фигуры», «Повторяющиеся фигуры», – на выполнение которых отводится 30 мин. (по 10 мин. на каждый субтест).

Задание «Нарисуй картинку» – тест, в котором испытуемый должен придумать оригинальную картинку с использованием отдельного элемента. Этот элемент – контур, сделанный из цветной бумаги (в форме капли или боба) с клейким слоем, должен служить существенной деталью придуманной картины. В инструкции подчеркивается необходимость придумать такой рисунок, который никто больше не сможет придумать (оригинальность), и дополнить его так, чтобы он стал полным и интересным рассказом (тщательность разработки). Художественный уровень исполнения рисунков во всех заданиях фигурных тестов не оценивается.

Задание «Незавершенные фигуры» сконструировано автором из ряда других тестов. Как известно из гештальт - психологии, незаконченные игры вызывают стремление завершить их простейшим способом. Таким образом, чтобы создать оригинальный ответ, надо контролировать это стремление и тормозить его удовлетворение. Каждая законченная фигура (их всего 10) оценивается по оригинальности и тщательности разработки идей. Количество выполненных заданий определяет показатель беглости, а степень разнообразия ответов – гибкость мышления.

Задание «Повторяющиеся фигуры» сходно с предыдущим. Стимульным материалом являются 30 пар параллельных линий (форма А) или 40 кругов (форма В). Повторение одного и того же элемента позволяет проверить способность испытуемого к образованию множества разнообразных ассоциаций. В задании формы А параллельные линии – открытые фигуры, требующие завершения структуры; в задании формы В – круги, – напротив, замкнутые фигуры, требующие разрушения структуры. В задании «Повторяющиеся фигуры» характеристики мышления стимулируются следующим образом:

а) беглость – инструкцией придумать как можно больше предметов и картинок;

б) гибкость – сделать их как можно более разнообразными;

в) оригинальность – попытаться придумать такие рисунки, которые никто не смог бы придумать;

г) разработанность – дать как можно больше идей в каждой картинке, сделать из нее как можно более полную и интересную историю.

 

В отечественной педагогической психологии имеется интересная информация по использованию тестов П. Торренса (фигурных форм А и В) для оценки развития творческого мышления у младших школьников при обучении их по специальной программе для одаренных, разработанной в рамках международного сотрудничества с США. ТТСТ явились достаточно надежным средством для оценивания эффективности программы, для исследования индивидуальных различий в творческом мышлении и его развитии у детей разного возраста в зависимости от условий обучения *.

* См.: Шумакова Н. Б. Развитие одаренности детей в младшем школьном возрасте. // Новые исследования в психологии и педагогике. 1991. № 1; Шумакова Н. Б., Шебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991. № 1. С. 27-33.

 

Завершаем раздел материалами, использование которых может существенно помочь в развитии воображения младших школьников **.

** См.: Детский психолог. Выпуск 6. / Гл. ред. Е. И. Рогов. – Ростов-на-Дону, 1993. С. 60-63.

 

«Не может быть»

 

Любой из учеников называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, рассказывает случай. Выигрывает тот, кто придумает 5 таких сюжетов подряд, и никто ни разу ему не скажет: «Бывает! »

 

«Что было бы, если бы...»

 

Кто-нибудь из ребят придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти наиболее возможные решения. Например:

«Если каждый человек с рождения приобретет свойство читать мысли другого, как изменится жизнь на Земле? »

- «Если бы вдруг исчезла сипа притяжения на Земле, т. е. все предметы и существа полностью потеряли бы свой вес, то...»

«Если бы все люди вдруг потеряли дар речи, то...»

«Волшебный карандаш»

 

Для ознакомления участников с правилами этой игры потребуются бумага и карандаш. Ведущий объясняет игрокам, что карандашом можно управлять на расстоянии, подавая ему одну из четырех возможных команд: «Вверх! », «Вниз! », «Вправо! » - или «Влево! ». По команде карандаш перемещается в указанном направлении, оставляя на бумаге черту. Следует другая команда, и карандаш, не отрываясь от бумаги, перемещается вновь. Таким образом на листе вырисовывается ломаная линия. Все «ходы» карандаша должны быть равны друг другу по своей длине. На предварительном этапе игры участники подают по очереди свои команды, а карандашу выполнять свои обязанности «помогает» ведущий. Затем, убедившись в том, что все участники усвоили принцип игры, ведущий предлагает им чертить воображаемые фигуры на воображаемом листе, который каждый должен представлять перед собой. Черчение начинается с простейшей фигуры, образец которой ведущий предварительно демонстрирует игрокам (например, квадрат). Команды подаются по кругу. Ведущий должен объяснить игрокам, что они не имеют права договариваться о том, в какой точке и в каком направлении вести ломаную линию. Каждый должен внимательно следить за командами и, когда до него дойдет очередь, действовать сообразно обстановке. Если в ходе рисования участник не смог уследить за линией или ему показалось, что кто-либо из товарищей допустил ошибку, он останавливает игру командой: «Стоп! » По этой команде все, что нарисовано на воображаемых листах, автоматически стирается. Остановивший игру начинает ее сначала – делает первый ход. После того как фигура нарисована, ведущий предлагает следующую, более сложную.

«Термометр»

 

Участники разбиваются на пары. Один из пары закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой (по указанию ведущего) руке, представляя себе, что он держит в ней какой-то нагретый предмет. По истечении некоторого времени партнер внимательно ощупывает обе его руки и пытается определить, которая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнера.

«Антивремя»

 

Каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа. Например: «Театр», «Магазин», «Путешествие за город». Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события «задом наперед» – как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента.

 

«Чудеса техники»

 

Ведущий предлагает участникам вообразить, будто группа находится на выставке последних новинок техники. Здесь демонстрируются замечательные предметы быта - осязаемые, но почти невидимые. Ведущий демонстративно роется в карманах и «находит»» коробок спичек. Затем он делает несколько выразительных движений, перекладывая невидимый коробок из одной руки в другую, открывая и закрывая его. Ведущий зажигает несуществующую спичку, передает ее кому-нибудь из группы. Затем просит кого-нибудь, чтобы он зажег сверхсовременную спичку сам. Постепенно в игру вовлекаются все участники: кто-то пришивает несуществующую пуговицу к прозрачной рубашке, кто-то точит невидимый карандаш и т. д. Участники угадывают, кто что делает.

 

«Перевоплощения»

 

Участники удобно располагаются в креслах. Один из них получает задание от ведущего или от своего соседа превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу и т. д.

Игру желательно проводить в затемненном помещении - это обеспечит ее участникам большую раскованность и психологический комфорт. Постепенно «перевоплощения» становятся все более глубокими и участники переходят от поверхностных, чисто внешних описаний к выражению настроений, чувств и т. д.

«Групповая картина»

 

Все участники рассаживаются в круг. Один из них держит в руках черный лист бумаги и пытается вообразить себе нарисованную картину. Он начинает детально ее описывать, а все остальные пытаются «увидеть» на листе то, о чем он говорит. Затем лист передается следующему участнику, и он продолжает создание воображаемой картины, дополняя уже «написанное» новыми деталями. Лист передается дальше. Ведущий должен предупредить участников, что это должна быть именно картина, а не развивающийся сюжет. Описания же должны быть достаточно подробными для того, чтобы можно было однозначно установить по ним пространственное взаиморасположение деталей. Окончание работы объявляется участником, считающим, что картина уже излишне перегружена деталями.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1185; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь