Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ощущение суставов и мускулов Кинестетическое восприятие



Кинестетическое чувство называется также чувством суставов и мускулов, как глубинное чувство, так как чувствительные клетки локализованы глубоко внутри тканей по контрасту с чувствительными клетками, дающими сигналы осязанию.

" Кинестезия" - слово греческого происхождения, означающее " чувство движения".

 

Человек может чувствовать, например, согнута или выпрям­лена у него рука или же нога, не глядя на нее. Если бы у нас не было кинестетического чувства, то мы бы двигались мед­ленно и неуклюже, постоянно должны были бы проверять правильность наших движений.

Когда ребенок обучается чему-то новому, например держать теннисную ракетку или карабкаться на дерево, взрослые либо говорят ему, что делать, либо демонстрируют с помощью сво­их собственных движений.

Пока ребенок тренируется, все его движения и позы являют­ся осознанными, так как он вынужден думать о том, что он делает. Движения становятся автоматическими при их по­вторении и ребенку больше не нужно думать о том, как ез­дить на велосипеде, плавать или бить по мячу. У кинестети­ческого чувства хорошая " память" и после того, как какие-то навыки приобретены, ощущение движений продолжает оста­ваться.

Наше кинестетическое чувство может также " помнить", на­сколько тяжелым является какой-то предмет и в связи с этим соответственно адаптировать мускульную силу. Для многих людей легче запоминать вещи кинестетически, чем интеллектуально, например коды открывания дверей, коды автоматических банкоматов, комбинации замков, игру на пианино, печатание на машинке и т.п. Такие навыки нахо­дятся на " кончиках пальцев" людей, а не в их интеллекту­альной памяти.

Кинестетическое мускульное чувство и чувство суставов ста­ли очень существенными для школьной работы благодаря Рудольфу Лабану (родился в 1879г.) - учителю движения и хореографу в Германии и Англии. По Лабану, ребенок с за­медленным моторным развитием должен научиться вначале узнавать свое тело, чтобы быть в состоянии хорошо им управлять. Финальной стадией для ребенка является обуче­ние тому, как двигаться ритмично, не думая о том, как ему это нужно делать. Эти принципы основываются на обучении ребенка следующему:

• что именно движется, какие части тела;

• где в пространстве и на какой высоте происходит движе­ние;

• как выполняется движение, с какой силой, с какой скоростью.

Можно сказать, что Рудольф Лабан разработал " педагогическую гимнастику", в которой осознание своего тела является самым главным требованием. Эти идеи при­несли пользу многим преподавателям гимнастики. Сегодня важность развития деятельности для обучения другим навы­кам понимается более широко, и дети с различными затруд­нениями развития часто занимаются в школах специальными гимнастическими упражнениями.

Чувство суставов и мускулов связано также с:

• знанием человеком того, как выглядит и ощущается его тело;

• знанием того, как называются различные части тела;

• осознанием разницы между напряжением и расслабление (релаксацией);

• способностью чувствовать различный вес разнообразных предметов;

• ощущением того, как может двигаться тело;

• пониманием и осознанием различных направлений;

• пониманием времени;

• ориентировкой в пространстве;

• ощущением того, что у тела две половины;

• наличием доминирующей половины тела.

Восприятие тела.

Развитие кинестетического восприятия ребенка должно оснг вываться на восприятии им своего тела. Для того чтобы по больше узнать о том, как ребенок воспринимает тело, нужно попросить его нарисовать человека. Ребенок рисует только то, что он знает, и такие рисунки показывают, приобрел л г ребенок знание о какой-то конкретной части тела. Кто-то из детей, возможно, нарисует огромные, явно диспропорциональные, уши в то время, как другой ребенок нарисует огромные зубы и т.д. Дети рисуют для того, чтобы показан свой собственный опыт, как положительный, так и отрицательный. Поэтому взрослые должны позволить им с самог раннего детства пользоваться цветными карандашами и бумагой.

Начиная с 18-месячного возраста, ребенок видит, что он мо­жет нарисовать линию. Это порождает в нем желание пы­таться рисовать каракули на всем, что ему подворачивается под руку. От простого рисования линий ребенок переходит к рисованию окружностей. Постепенно окружности становятся рисунками, возможно, человека. Ребенок рисует руки и ноги, как палочки. Такую фигуру называют " цефалоподом". К 5 -летнему возрасту большинство детей рисуют более подробно и с помощью своих рисунков рассказывают истории. Рисунок может, таким образом, дать представление об уровне языко­вого развития ребенка.

Восприятие направления

Перед тем, как ребенок научится читать или писать, его нужно выучить направлению чтения. Ему также необходимо обладать некоторым восприятием направления, чтобы быть в состоянии различать буквы А и Б и ориентироваться в по­мещении, на улице или при движении.

Восприятие пространства

Такое восприятие необходимо для того, чтобы уметь ориен­тироваться.

Дети часто пытаются самостоятельно исправлять свои недос­татки. Если мы будем к ним внимательны, то нам удастся выяснить, в какой именно помощи они нуждаются, и предос­тавить им эффективные средства. У трехлетнего Толи, на­пример, было плохое восприятие тела и плохое чувство рав­новесия. Он постоянно хотел носить тяжести и все время пе­реносил все тяжелые вещи, которые только мог найти. Мы дали ему тележку, которую он не мог перевернуть и которую он мог наполнить тяжелыми предметами и толкать. Ему также разрешили " строить", используя тяжелые материалы, и, так как он жил возле леса, ему разрешили подолгу нахо­диться на улице и играть " сражаясь" с природой.

Оптимальная возможность для занятий по улучшению вос­приятия тела ребенком - это игры, позволяющие ребенку уз­нать свое тело, например бросать друг другу мяч, указывать на какую-либо часть тела и спрашивать, как она называется. Ребенок ощущает часть своего тела, когда до нее дотрагива­ются. Когда ощущение мускулов и суставов не срабатывает, ребенок испытывает затруднения с ощущением напряжения

и релаксации. Такому ребенку также может быть трудно хлопать в ладоши и шагать.

В средней группе раз в неделю мы проводили специальные занятия по пению и движению. Пятилетняя Лиза очень сильно огорчалась, когда мы пели песни, в которых надо было одновременно хлопать в ладоши. Ее движения были чересчур резкими, отрывистыми и нескоординированными, и мы видели, что она страдает от того, что не может вовремя хлопать в ладоши. Мы начали учить ее, как нужно делать это сознательно. Рядом с ней садился взрослый, полуобняв ее, взяв ее руки в свои так, что они могли выполнять движения вместе. Хотя она вначале делала это неохотно, но затем, когда она заметила, что может справиться с хлопаньем в ладоши, то решила принимать участие во всех наших занятиях по пению и движению.

Давая возможность ребенку ощутить конкретное движение через движение взрослого, мы помогаем ему почувствовав каким должно быть это движение.

Детей можно научить в очень раннем возрасте, помогая им хлопать в ладоши, петь песни с движениями, позволяя им сидеть у кого-нибудь на коленях и ощущать, как мы отбиваем ритм или хлопаем в ладоши. Детям может также принести пользу игра в " переноску" нетяжелых предметов, так как это помогает развивать чувство мускулов и суставов.

Ребенку нужно использовать подражание, чтобы он мог нау­читься чему-либо. " Подражать" - означает делать движения, принимать позы и воспроизводить звуки, аналогичные тем, которые делает другой человек. Копирование звуков является началом языкового развития. Ребенок узнает, как выглядит и функционирует его тело. Он узнает, как понимать различ­ные положения в пространстве и различные направления. Он учится узнавать чувства и других людей.

Когда ребенок учится подражать, он учится копировать: де­лать какие-то вещи, подобные тому, что он видит, рисовать, строить что-то из кубиков особым способом, поворачивать свои руки так же, как кто-то другой. Используя чувство мус­кулов и суставов, ребенок может учиться движениям. Он " чувствует", как это должно происходить с его телом. Ребен­ку нужно вначале научиться копировать что-то с помощью своего тела перед тем, как он сможет копировать в школе цифры и буквы.

Способность к подражанию зависит от того, как функциони­рует чувство мускулов и суставов. Способность к подража­нию, в свою очередь, важна для способности копировать, ко­торая в конечном счете необходима для обучения. Трудные движения не могут хорошо выполняться, если не функцио­нируют кинестетическое восприятие, чувство мускулов и сус­тавов. Можно сказать, что чувство мускулов и суставов явля­ется базисом для моторного/перцептуального развития.

Можно ли комментировать плохую кинестетику? Да, при по­мощи зрения и интеллекта человек может понять, как функ­ционирует какой-либо объект и как следует пользоваться ру­ками, чтобы сделать то, что он намеревается сделать. Однако при этом движения никогда не становятся такими простыми и очевидными, как в том случае, когда чувство мускулов и суставов предоставляет мозгу правильную информацию.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь