Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Я понимаю, что ты имеешь в виду, когда говоришь, что интеллект является барьером на пути к самореализации. Но, пожалуйста, объясни подробнее, что ты под этим подразумеваешь.



Мне очень интересно слушать твои лекции. Они совсем не лишены интеллектуальности, и их можно было бы назвать интеллектуальным мастерством. Более того, ученый не может отбросить свою долю знаний, на которых базируются его суждения: естественно, его суждения должны быть объективными. Я чувствую, что, должно быть, неправильно тебя понял.

Явыступал не против разума или интеллекта, а против интеллектуальности, – а это совершенно иное явление. Когда кто-то отождествляется со своим интеллектом, рождается интеллектуальность, когда кто-то остается хозяином, не отождествленным со своим интеллектом, рождается разум. Интеллект тот же самый. Все зависит от того, отождествляетесь ли вы с ним или же остаетесь по отношению к нему трансцендентным. Если вы идете по первому пути – это интеллектуальность, если по второму – это разум.

Разум чрезвычайно важен, но интеллектуальность – это барьер. Это барьер даже в мире науки. Интеллектуальность может в лучшем случае дать вам философов, мирских людей, которые продолжают прясть, ткать полотно мысли, не имеющей какой-либо практической ценности.

В научной работе разум должен быть сфокусирован на объективном мире, в религиозном исследовании разум двигается внутрь. Это тот же самый разум, меняется лишь направление. В науке объект, внешний объект является целью; в религии приключением становится ваша субъективность, ваш внутренний мир. Разум один и тот же.

Если вы станете интеллектуалом, то не будете ученым. Вы лишь будете писать историю науки или философию науки, но сами не будете ученым, исследователем, изобретателем, первооткрывателем. Вы будете просто накапливать информацию. Да, это тоже может быть полезно. В том, что касается внешнего мира, даже информация имеет определенную ограниченную пользу, но во внутреннем мире от нее нет никакого толка. Она – барьер, она отрицательно влияет на внутренний опыт.

Ты говоришь: «Я понимаю, что ты имеешь в виду, когда говоришь, что интеллект является барьером на пути самореализации».

Интеллект не является ни барьером, ни мостом – интеллект нейтрален. Отождествитесь с ним, и он станет барьером, останьтесь неотождествленными, и он станет мостом. А без медитации вы не можете познать свою трансцендентальную природу.

В науке достаточно одной концентрации. Самое большее, что нужно, – это размышление. В религии единственный путь – это медитация. Концентрация не нужна, она не поможет, она является положительной помехой. Размышление тоже не поможет, оно служит компенсацией отсутствия медитативности, это дешевый заменитель. Медитация – только медитация – может совершить внутреннюю революцию.

Медитация означает выход из ума, взгляд на ум снаружи. В этом заключается буквальное значение слова «экстаз»: стоять снаружи. Когда вы выходите за пределы ума, это приводит вас в состояние экстаза, дарит вам блаженство. И высвобождается великий разум. Когда вы отождествлены со своим умом, вы не можете быть очень разумными, потому что сливаетесь с инструментом, вы оказываетесь заключенными внутри инструмента со всеми его ограничениями. А вы безграничны – вы есть сознание.

Используйте ум, но не становитесь им. Используйте его так, как вы используете другие машины. Ум – это прекрасная машина. Если вы умеете ее использовать, она будет служить вам; если вы не умеете с ней обращаться, то она начинает использовать вас, она разрушительна, опасна. Ум неизбежно приведет вас к неприятностям, к какой-нибудь беде, страданию и несчастью, потому что машина слепа. У нее нет глаз, у нее нет понимания. Ум не способен видеть. Он может лишь повторять то, что было в него загружено. Он как компьютер – сначала нужно загрузить в него данные. Вот что означает ваше так называемое образование – вы продолжаете кормить ум. Тогда он превращается в огромную память внутри вас, и всякий раз, когда вам нужно что-то вспомнить, он может это предоставить. Но вы должны оставаться хозяином, чтобы использовать ум, в противном случае он начнет руководить вами.

Не позволяйте автомобилю управлять вами, оставайтесь водителем. Вы должны выбирать направление движения, вы должны выбирать цель. Вы принимаете решение о скорости, езде и остановках. Когда вы теряете контроль, когда машина берет над вами верх и начинает катиться сама по себе, вы обречены.

Но я не совсем против информации. Информация – это хорошо, если хранить ее в памяти и при необходимости иметь возможность легко найти необходимое. Она опасна только тогда, когда вам не нужна, но при этом сама по себе продолжает в вас жить, заставляет вас что-то делать, когда вы – просто жертва – тогда она опасна. В остальном информация прекрасна. Это прекрасное средство, но не цель.

* * *

Школьный учитель задавал ученикам вопросы. Он повернулся к Дженкинсу:

– Кто разрушил стены Иерихона?

– Это не я, сэр, – ответил Дженкинс.

Учителя это очень позабавило. Позже, увидев директора школы, он поделился с ним:

– Я только что спросил Дженкинса, кто разрушил стены Иерихона, и он сказал, что не делал этого. Как вам это?!

Директор ответил:

– Я знаю семью Дженкинсов долгие годы, и, если он говорит, что не делал этого, значит, и правда не делал.

Учитель не мог поверить своим ушам. Он начал задаваться вопросом, действительно ли директор так глуп, и решил позвонить министру образования:

– Я спросил одного мальчика в классе, кто разрушил стены Иерихона, и он ответил, что не делал этого. Когда я передал эту историю директору, он сказал, что знает их семью уже много лет, и, если мальчик сказал, что это не он, значит, это не он. Что вы думаете по этому поводу?

Министр немного помолчал и потом ответил:

– Послушайте, мне уже до смерти надоели жалобы из вашей школы. Отремонтируйте уже, наконец, эти стены, и, если жалобы появятся снова, я закрою школу!

* * *

В информации как таковой, нет ничего плохого – вы должны знать, кто разрушил стены Иерихона! Но если информация в вашем уме становится настолько сильна, что берет власть в свои руки, и вы не можете сделать свой ум достаточно расслабленным даже для того, чтобы посмеяться, тогда ум утомляется, скучает, истощается. В таком состоянии – как вы можете оставаться разумными? Ваши энергии растрачены.

Разуму необходимо быть переполненным энергиями. Разуму необходимо здоровье, цельность.

Медитирующий будет разумнее кого-либо другого, медитирующий сможет использовать свой ум как объективно, так и субъективно. Он сможет двигаться вовне с той же легкостью, с какой он движется внутрь. Он будет более гибким. Он будет хозяином. Он может повести машину вперед, он может повести машину назад.

Когда Форд сделал свой первый автомобиль, в нем не было заднего хода. Возвращение домой было трудной задачей. Приходилось делать круг, выбирая длинный маршрут. Даже если вы проехали несколько ярдов дальше вашего гаража, то не могли вернуться в гараж – в машине не было заднего хода. Его добавили позже.

Медитация дает вам возможность заднего хода. Обычно у вас его нет, и вам приходится снова и снова кружить по миру – и все равно вы не можете найти свой дом, вы не можете вернуться. Вы не можете войти, вы только знаете, как выйти. Медитирующий становится более текучим, более гибким. Он становится богаче.

Я не поддерживаю тех людей, которые живут в прошлом, – во имя религии они зацикливаются на своей интроверсии, это другая крайность. Некоторые люди сосредотачиваются на экстраверсии, но и те, и другие становятся мертвыми. Жизнь принадлежит гибкому человеку, который может переходить от экстраверсии к интроверсии и от интроверсии к экстраверсии так же легко, как вы выходите и входите в свой дом. Когда внутри слишком холодно, вы выходите на солнце, когда становится слишком жарко, вы возвращаетесь назад, в укрытие, в прохладу дома – и нет никаких проблем. Все так просто.

Медитация не означает движение против внешнего мира. Так было в прошлом. Вот почему религия потерпела неудачу и не смогла добиться успеха. Она бы в любом случае его не добилась. Жизнь принадлежит подвижным, текучим. Как только вы зацикливаетесь, вы превращаетесь в вещь. Ваши монахи были интровертами, они закрывали глаза на внешний мир.

Вот почему на Востоке мы не смогли развить науку, хотя первые шаги были сделаны именно здесь. Математика развивалась в Индии, колыбелью технологий считается Китай. Но все остановилось по той простой причине, что величайшие люди Востока стали фокусироваться на интроверсии, они потеряли интерес к объективному миру, они полностью отгородились от него. А это лишь половина вашего общего потенциала.

Теперь Запад занят противоположным: он стал законченным экстравертом, он не знает, как двигаться внутрь. Он не верит, что есть какое-то «внутрь», не верит в душу. Он верит в поведение, но не во внутреннее существование человека. Он изучает поведение и говорит, что внутри никого нет, что все механично.

Человек превратился в робота. Если вы не знаете о душе, человек становится роботом. Он воспринимается просто как прекрасный механизм, развивавшийся на протяжении миллионов лет – долгий, долгий путь эволюции, – но он всего лишь сложный робот.

Адольфу Гитлеру было нетрудно убивать столько людей, потому что если человек – это механизм, то какой вред в убийстве? Если вы разломаете свои наручные часы, то не будете чувствовать вины – как бы сложно они не были устроены, это всего лишь часы. Если вы решили их сломать, вы имеете на это право, никто не может против этого возражать. Вас не приведут в суд за убийство. Сталин смог с легкостью убивать миллионы людей без каких-либо угрызений совести, потому что марксизм утверждает, что души нет. Человек – не что иное, как материя, сознание – лишь ее побочный продукт. Это одна крайность.

На Западе развивалась наука, но исчезла религия. На Востоке развивалась религия, но исчезла наука. В обоих случаях человек остается бедным, он существует только наполовину.

Мои усилия здесь направлены на создание цельного человека, который сможет быть одновременно и научным, и религиозным.

* * *

Большой страшный пес атаковал маму-кошку и ее маленьких котят. Он зажал их в углу сарая, когда внезапно кошка поднялась на задние лапы и начала громко лаять и рычать. В шоке и замешательстве пес повернулся и выбежал вон, поджав хвост.

Мама-кошка повернулась к котятам и сказала:

– Теперь вы понимаете преимущество владения двумя языками?

* * *

Я хочу, чтобы человек владел двумя языками. Он должен знать науку и ум так же хорошо, так же глубоко, как медитацию. Он должен владеть языком объективного мира – это наука, – и он также должен владеть языком субъективного мира – это религия. Только тот, кто может построить мост между объективным и субъективным, тот, кто может построить мост между Востоком и Западом, тот, кто может построить мост между материализмом и духовностью, – только он станет цельным человеком. Мир ждет цельного человека. Если в ближайшее время он не появится, тогда у человечества нет будущего. А цельный человек может прийти только через глубокий, сильный разум.

Я не против интеллекта и не против разума, я против интеллектуальности. Не отождествляйтесь со своим умом. Всегда оставайтесь наблюдателем на холме – свидетелем тела, ума, внешнего и внутреннего, чтобы вы смогли трансцендировать и внешнее, и внутреннее и знали, что вы – ни то, ни другое, вы – за пределами и того, и другого. Это запредельное и есть Бог.

Бог не является ни объектом, ни субъектом. Бог это ни внешнее, ни внутреннее. Бог – и то, и другое, и ни одно из них.

Ты говоришь: «Мне очень интересно слушать твои лекции. Они совсем не лишены интеллектуальности, и их можно было бы описать как интеллектуальное мастерство».

Когда я говорю с вами, даже если я говорю о чем-то сверхинтеллектуальном, в речи я использую интеллектуальный метод, потому что иначе вы не сможете понять суть. Это единственно возможное общение на данный момент. Пока вы не освоите язык полного безмолвия, я буду вынужден продолжать говорить на вашем языке. Вы понимаете логику, я прибегаю к логике – для очень странных целей: чтобы помочь вам выйти за ее пределы. Я использую все возможные способы, чтобы помочь вам трансцендировать дуальность.

Я не являюсь ни неинтеллектуальным, ни анти-интеллектуальным, но мои усилия здесь направлены на то, чтобы помочь вам подняться над интеллектом и анти-интеллектом, выйти за грань как логичного, так и нелогичного. Это возможно. Когда вы абсолютно безмолвны, вы ни логичны, ни нелогичны, но это безмолвие невозможно выразить напрямую, это безмолвие должно быть переведено на ваш язык. Вот чем я здесь занимаюсь. Это тяжелый труд, потому что при переводе теряется значительная часть великолепия и величия. Это переживание безмолвия так огромно, что его нельзя уместить в словах, но его приходится выражать словами. Только так вы сможете его услышать. Но даже тогда очень немногие люди услышат его, потому что люди не присутствуют, они отсутствуют, они спят.

Я должен объяснять по-вашему, и постепенно вы начнете объясняться по-моему. Я говорю на двух языках, и вас я тоже сделаю двуязычными. Есть два языка: язык слов и язык безмолвия. В данный момент я вынужден использовать первый, чтобы перевести поэзию безмолвия, музыку безмолвия. В дальнейшем, когда вы разовьете в себе медитативность, вы сможете понимать поэзию безмолвия, музыку безмолвия напрямую – просто сидя возле меня. Мне не нужно будет говорить совсем ничего.

Я жду этого дня и стараюсь его приблизить, потому что мне становится все труднее и труднее говорить. Вам кажется, что я могу продолжать говорить вечно, но для меня это становится все сложнее, потому что я вижу невозможность выразить словами непознаваемое. Это похоже на убийство – теряется вся красота. Что-то достигает вас, но и это также зависит от вас: если вы доступны для меня, то оно вас находит; в противном случае, оно не найдет вас. Вы будете продолжать слышать то, что хотите слышать, вы будете продолжать видеть то, что способны видеть.

* * *

Доннелли решил отправиться в отпуск в Швейцарию, чтобы осуществить мечту всей своей жизни – взойти на вершину Маттерхорн. Он нанял проводника и начал восхождение. Когда они уже приближались к вершине, путников накрыло снежной лавиной.

Спустя три часа их откопал сенбернар, на шее у которого висел бочонок с бренди.

– Ура! – закричал гид. – Вот он – лучший друг человека!

– Да, – сказал Доннелли, – и посмотри, какая огромная собака его принесла!

* * *

Вы слышите то, что можете услышать, вы видите то, что можете увидеть. Я усиленно борюсь за то, чтобы привести вас к той точке, из которой вы сможете видеть что-то из того, что вижу я.

Как только мне удастся привлечь необходимое количество людей для создания Поля Будды, я погружусь в молчание. То, как вы движетесь в медитацию, внушает мне надежду, что это произойдет скоро, это не займет много времени. Скоро будет доступно достаточное количество энергии. Тогда я смогу просто безмолвно сидеть с вами, вы можете танцевать, или петь вокруг меня, или сидеть в молчании. При этом будет общение – больше даже единение, нежели общение. И тогда обязательно что-то произойдет. Но прежде, чем это свершится, я должен продолжать убеждать вас при помощи слов, при помощи логики. Это как соблазнение. Я должен соблазнить вас на что-то, что вы совершенно забыли.

Глава 5

Старые привычки умирают с трудом

* * *

Будьте. И постепенно вы начнете ощущать вспышки осознанности, золотые проблески осознанности – как будто дуновение свежего ветерка в комнате, которая стала душной и лишенной жизни. Словно луч света осветил темную ночь вашей души. Точно внезапно жизнь позвала вас назад.

* * *

В последнее время я не чувствую себя в безопасности и вижу, как сильно мне это не нравится. Тогда я пытаюсь делать всевозможные глупости, чтобы держать ситуацию под контролем. Это кажется мне похожим на заточение, но в то же время внутри меня есть глубокое чувство, которое знает, что такова жизнь и что мне нужно это принять. Мне трудно наблюдать за собой, и это ощущение тревоги становится еще сильнее. Не мог бы ты, пожалуйста, прокомментировать?

Нас неправильно воспитывают, в противном случае, безопасность была бы тем, чего следует бояться, а небезопасность – тем, чему нужно радоваться. Что в действительности означает небезопасность? Она означает, что завтра не будет таким же, как сегодня. Что завтра вас может даже не быть в живых. Что человек должен проживать каждый момент так, как будто этот момент последний.

Жизнь в безопасности будет просто скучна. Как будто бы вы снова, и снова, и снова смотрите один и тот же фильм – зная в деталях все, что произойдет. Вы можете получить удовольствие от фильма лишь один раз. Если вы идиот – тогда это другой вопрос…

Небезопасность – это сама ткань жизни. Если вы не понимаете небезопасность, то никогда не сможете понять жизнь. Сменяются времена года, меняется климат, наступает осень, приходит весна. Все будет продолжать меняться, ничто нельзя принимать как само собой разумеющееся, это и есть небезопасность. Вы хотите, чтобы все было определенно, неизменно. Но задумывались ли вы когда-нибудь о том, каков будет итог такого постоянства? Каждый день вы едите одну и ту же еду, каждый день вы говорите одни и те же слова, каждый день вы слушаете одно и то же. И нет даже смерти, чтобы прервать эту трагическую жизнь – вы живете в кошмаре.

Небезопасность поддерживает в людях свежесть, жизнь, тягу к приключениям – так как они знают, что все может измениться. Даже если не прилагать усилий для этого, все будет меняться. Поэтому существуют такие огромные возможности для трансформации.

Старая поговорка гласит: «Подлинный человек – это тот, которого восход никогда не застает на том месте, где его покинул закат». Или там, где его оставляет восход, его никогда не находит закат. Он все время пребывает в движении, он – поток, а не грязный пруд со стоячей водой.

Но воспитание наших умов приводит к тому, что нас заставляют бояться небезопасности и всю свою жизнь мы стремимся к стабильности. Финансовой, политической, религиозной – мы хотим стабильности в каждом измерении. Но безопасность означает смерть, смерть при жизни. Она означает, что завтра будет просто повторением сегодняшнего дня, а сегодня – повторением вчерашнего.

Вы живете? В вашей жизни есть танец? Вы движетесь, растете, рискуете, идете навстречу вызовам по опасным тропам? В принятии опасности, в принятии всего, что может произойти в любой момент, жизнь приходит к своему расцвету, к реализации всего своего потенциала.

Твой вопрос: «В последнее время я чувствую себя небезопасно и вижу, как сильно мне это не нравится». Ты перевернута с ног на голову, тебе придется сменить положение. Небезопасность – не то пространство, которое должно не нравиться, это то пространство, которое нужно любить и лелеять, праздновать… Потому что завтра принесет хорошие известия.

Из-за страха небезопасности ты также боишься и неизвестности, а неизвестность – это высочайший пик сознания. Конечно, тебя должны пугать вершины, потому что с них можно упасть, ты предпочитаешь равнину, асфальтированную дорогу – здесь нет угрозы. Тебе хотелось бы находиться на низшем уровне сознания, потому что с него невозможно упасть.

Миллионы людей приняли решение жить на минимуме из простого страха, что с максимума можно упасть. Безопаснее жить на минимуме, а еще безопаснее не жить вообще. Никто никогда не слышал, чтобы мертвым людям что-то угрожало, кладбища – это самые безобидные места. Как только вы оказываетесь в могиле, страха нет: даже смерть ничего не может вам сделать – человек не умирает дважды.

Человек все время пытается придумать фальшивые подпорки для безопасности, прекрасно зная, что все они упадут, но, тем не менее, он продолжает их изобретать. Времени нет дела до ваших подпорок, как и жизни нет дела до ваших подпорок. По сути, это есть проявление сострадания со стороны природы – что бы вы ни делали, вы остаетесь в небезопасности. У вас может быть счет в банке, у вас может быть большая страховка – но все это лишь стратегии для самоодурачивания. Какая страховка защитит от смерти? Какая страховка поможет при постоянно меняющемся течении жизни? Вы не в состоянии этому помешать: это быстрая горная река, водопадами льющаяся с гор, бегущая к долинам по направлению к океану, где она полностью исчезнет.

Идея безопасности породила идею накопления знаний – ничто не должно остаться неизвестным, потому что неизвестное приводит к угрозам. Если что-то известно, вы чувствуете себя под защитой.

Даже мелочи – вы постоянно пытаетесь быть в курсе всего… Даже если вы оказываетесь в поезде с попутчиком, вы тут же пытаетесь выяснить его имя, куда он едет, к какой религии принадлежит, чем занимается. Вам не приходило в голову, что это – способ почувствовать себя безопасно рядом с этим человеком, иначе – кто его знает? Вдруг вы путешествуете с сумасшедшим, и посреди ночи он может оказаться сидящим у вас на груди?

Вот почему люди всегда боятся незнакомцев. Их настораживает ваше желание жить по-своему, не следуя за толпой. Это означает, что вы становитесь аутсайдером, незнакомцем. Поэтому люди продолжают забивать свои головы всевозможными знаниями, б'oльшая часть которых – просто вздор и бред, люди превращаются в ходячие энциклопедии.

В моей деревне был один брамин. Он был немного не в себе – я никогда не встречал подобного человека. Он выучил весь Оксфордский словарь, это было его великим достижением. Можно было спросить его значение любого слова из этого словаря, и он, почти как компьютер, тут же выдавал толкования, написанные в нем. Он жил с ложной верой в то, что знает английский язык.

Зазубрив Оксфордский словарь, человек не может выучить английский язык. Язык – это живое явление: он приходит через диалог, он приходит через контакт с людьми. Оксфордский словарь может быть в незначительной степени полезным, но просто Оксфордский словарь?.. Этот брамин не мог построить даже обычное предложение, потому что в Оксфордском словаре есть только слова. Он знал весь язык, и, тем не менее, не мог составить простую фразу.

Такова ситуация с учеными-философами: они боятся своего незнания и продолжают нагромождать поверх него писания, маскируют его под толстыми слоями информации. Но под этой маской они так же невежественны, как и раньше.

Невежество нужно не маскировать, а трансформировать в невинность. Невежество не должно превратиться во всезнайство, невежество должно превратиться в ощущение того таинственного и чудесного, что есть в существовании. Это путь религиозного человека. Ученый-философ никогда не религиозен – не может быть таким.

Весь твой подход категорически неверен – не частично, но абсолютно. Тебе необходимо понять, что небезопасность – это сама природа жизни, ее невозможно избежать. А когда нет способа избежать чего-то, единственным мудрым решением будет наслаждаться этим. Когда невозможно уклониться, зачем продолжать биться головой об стену? Лучше трансформировать небезопасность в прекрасный опыт. На самом деле, это так и есть.

Человек никогда не сможет разгадать загадку существования, он никогда не сможет стать всезнающим. Желание стать всезнающим опасно. Возможно, в этом стремлении вы соберете много информации ради чувства собственной безопасности, И, собирая информацию, забудете об одной простой вещи: что вам необходимо пройти через трансформацию. Информация ничем вам не поможет – вам нужна трансформация сознания. При помощи трансформации вы не станете знающими, вы будете все больше и больше становиться мистиком.

Все и вся в жизни, от маленькой травинки и до звезды – все полно тайн. Ни у священных писаний нет на них ответов, ни у науки нет никаких ответов, хотя все они продолжают строить теории. Религия пытается выдвинуть гипотезу о Боге, что Бог сотворил мир. Это на самом деле вызывает чувство жалости, это не имеет никакого отношения к подлинной религиозности, это детская попытка забыть свое невежество. Никто никогда не видел, как Бог сотворил мир. По самой природе этого факта, никто не может быть его свидетелем. Ведь, если есть свидетель, значит, и мир уже есть.

Человеческая глупость не имеет границ. Христиане верят в то, что Бог сотворил мир, но этого недостаточно: им нужно знать конкретный год, дату, день – во всех подробностях. И они высчитали – никто не знает, как они пришли к такому результату, потому что они не раскрыли процесс своих вычислений, – что Бог сотворил мир за четыре тысячи и четыре года до рождения Иисуса. Конечно, это должен был быть понедельник, первое января, потому что он не мог начать в середине года. На самом деле, где бы и когда бы он ни начал, это было первое января. Как в отсутствии мира может существовать календарь?

Это порождает тысячу и один вопрос, на которые христианские теологи не могут ответить – даже на один из них. Чем Бог занимался целую вечность? Почему он сотворил мир именно за четыре тысячи и четыре года до рождения Иисуса? В чем секрет? А где этот товарищ был раньше? И более насущный вопрос: откуда появился Бог? Кто его породил? Он сирота, без отца и без матери? Кто его создал? Если миру нужен создатель, тогда Богу тоже нужен создатель.

Эта гипотеза может удовлетворить лишь очень детские умы, может дать им ощущение безопасности. Но в этом пространстве находятся миллионы людей. В храмах, в синагогах, в мечетях, – они молятся Богу, который является всего лишь гипотезой.

Однажды, когда человек повзрослеет, станет зрелым, он будет над нами смеяться: «Что за идиоты наполняют всю историю? Они создают гипотезу, они поклоняются гипотезе». Дважды два равно четыре: это гипотеза, но вы никогда ей не поклоняетесь – или поклоняетесь? Просто напишите «дважды два равно четыре», потом поднесите цветы и пойте религиозные песни. Ваш Бог ничуть не лучше, чем «дважды два – четыре».

Ученые тоже находятся не в лучшем положении. Они говорят, что в определенный момент, примерно четыре миллиарда лет назад… Их вычисления так же фальшивы, как и религиозные вычисления: четыре тысячи и четыре года, или четыре миллиона лет, или четыре миллиарда лет. Как можно прийти к такому выводу? Это просто поразительно. Они утверждают, что мир начался со взрыва. Взрыва чего? Они убрали Бога, теперь вместо Бога – взрыв энергии. Но это означает, что энергия уже была. А если была энергия, значит, было и существование.

Гаутама Будда кажется более последовательным, Махавира кажется более последовательным – они вообще не верят в сотворение. Они просто отрицают, что мир был когда-то создан: он всегда существовал, и всегда будет существовать, меняя форму.

Невозможно представить себе момент, когда мира не было – и вдруг он появился. Это не логика, это магия: моментом раньше не существовало ничего, моментом позже родилось все. Кажется, что Бог – уличный фокусник! Но уличный фокусник знает только фокусы. Из пустой кепки он достает птиц – но они уже спрятаны в этой пустой кепке. Он создает иллюзию, что кепка пуста, но она не пуста.

Гаутама Будда прав, сказав: «Сама мысль о сотворении мира глупа. Она приведет к более глупым ответам и вопросам». Но почему люди хотят знать подобные вещи? Должна быть универсальная психологическая потребность. Вот эта потребность: безопасность. Зная, что Бог сотворил мир, вы чувствуете себя комфортно.

Странно, я никогда не испытывал беспокойства по поводу того, сотворил Бог мир или нет. Кому какое дело? Какое я имею отношение к этому творению? Оно никак на меня не влияет. Я готов принять тайну жизни. Я против всех этих людей – будь они религиозные философы или научные исследователи – они будут удовлетворять ваш страх небезопасности, предлагая гипотезы.

Даже наука не может удержаться от соблазна и принять таинственность существования. Ни один ученый не проявил довольно мужества, чтобы сказать: «Мы не знаем». На самом деле, весь замысел науки таков, что медленно, медленно область наших знаний растет, а область нашего неведения уменьшается. Логически можно сделать вывод, что однажды в будущем – это может занять миллионы лет – наступит момент, когда все будет известно, не останется ничего, что нужно было бы познать.

Я не могу с этим согласиться. Да, наука пытается познать вещи, но это не делает их менее таинственными. Это просто немного отодвигает тайну. Вы расщепляете атом, скоро вы сможете расщепить сперматозоид. Вы говорите, что атом состоит из электронов, протонов и нейтронов, и думаете, что теперь знаете больше. Но остается вопрос: почему атом состоит из электронов, протонов и нейтронов? Тайна не разгадана, она стала более тонкой.

Человек понимания примет то, что небезопасность – это сама ткань жизни, и что незнание – обратная сторона чудесного и таинственного существования. Мы ничего не знаем. Все, что мы знаем, очень поверхностно. Все, что мы знаем, продолжает меняться. То, что кажется определенным сегодня, становится неопределенным завтра.

Вы не заметили, что за последние почти тридцать лет не было написано ни одной большой научной книги? Только периодические издания, ежемесячные публикации. Люди не создают больших трудов по той простой причине, что к тому времени, когда работа над ними будет завершена, она уже устареет – так стремительно это бурное развитие. Все старые теории оказываются неверны, на их место приходят новые. И они прекрасно знают, что и им тоже предстоит пасть.

Если вы пытаетесь написать полную историю чего-то научного, вы попусту теряете время. Поэтому ученые публикуют только газетные статьи, не книги. Они читают газеты, потому что газету можно прочитать в университете или на конференции. По крайней мере, это нечто реальное, верное для настоящего момента, но никто не знает, что будет завтра. Раньше люди думали, что гипотезы Альберта Эйнштейна никогда не опровергнут. Их опровергли, он больше не тот гигант, которым был раньше. Сантиметр за сантиметром вся его теория относительности была раскритикована, и на свет появились более верные предположения.

Но теперь одно можно сказать точно: трехсотлетний опыт науки доказывает, что ни одна теория не станет подлинным знанием, это лишь временная гипотеза. Кто-то более разумный, с более проницательной логикой, с более совершенным оборудованием разрушит ее.

Чарльза Дарвина больше не принимают. Сама идея, что человек произошел от обезьян, очень привлекательна: если посмотреть на человека, то она не нуждается в доказательстве! Но на протяжении миллионов лет обезьяны остаются обезьянами, а человек остается человеком. Мы не видим случаев того, чтобы люди вновь становились обезьянами – лазали по деревьям, отращивали хвосты, прыгали. Также мы не видим ни одной обезьяны, которая спустилась бы с дерева, встала на две ноги и заявила: «Теперь я человек».

Не было ни одной научной теории, которая оставалась бы верной. Все меняется, и меняется так быстро, что, возможно, в будущем нельзя станет читать даже газеты.

* * *

Один великий ученый – вероятно, величайший математик, Гедель, – писал книгу. Работа всей его жизни (он потратил на нее сорок лет) заключалась в том, чтобы подарить миру всеобъемлющий труд по математике, чтобы не было необходимости как-то ее улучшать. Он был великим гением. Но, когда он приблизился к завершению своей книги, Бертран Рассел обесценил всю его работу, на которую ушло сорок лет, при помощи маленькой загадки.

Бертран Рассел тоже был математиком и тоже написал выдающуюся книгу Принципы математики, которую, как мне кажется, не читал никто, кроме нескольких сумасшедших людей вроде меня! Он узнал об одной проблеме: правительство Британии приказало библиотекам создать каталог всех книг, которые были у них в наличии. Один экземпляр каталога оставался в местной библиотеке, а второй нужно было отправить в центральную правительственную библиотеку, чтобы там могли знать количество книг во всей стране.

Библиотекари справились с заданием, но несколько умных людей начали сильно беспокоиться: что делать с тем каталогом, который остается в библиотеке? Ведь он сам становился книгой. Нужно ли включать его в перечень? Если нет, тогда будет нарушен приказ, который гласит: «Все книги в библиотеке должны быть включены в каталог». То есть, согласно приказу, каталог тоже должен войти. Но это кажется очень глупым, чтобы каталог включал сам себя.

Но это были всего лишь маленькие городские библиотеки. Они подумали: «Нам незачем переживать, мы просто отправим каталоги в центральную библиотеку». Центральная библиотека получила тот же приказ: составить каталог из всех каталогов, одну копию оставить у себя, а вторую отправить в правительство.

Человек в центральной библиотеке был гораздо более образован, гораздо разумнее, но даже он не мог понять, что делать: нужно ли включать в каталог сам каталог? Это выглядит смешно, но не включить его будет означать невыполнение приказа. Тогда он сказал Бертрану Расселу:

– Вы великий математик, вы должны решить эту проблему.

Бертран Рассел думал над ней, но так и не смог найти решения. Все было не так: если включить составленный перечень в каталог, то кажется неправильным, чтобы каталог каталогизировал сам себя. Если не включать его в каталог, получается, что остается одна книга, не внесенная в него, так как один экземпляр должен храниться в библиотеке.

Вспомнив Геделя, старика, который был всемирно известным математиком и который завершал всеобъемлющий труд, над которым работал сорок лет, Бертран Рассел отправил эту задачку ему. Гедель как раз дописывал последнюю главу. Суть его гипотезы заключалась в том, что математики могут решить все задачи. Но и он не смог определить: должен ли каталог включать сам себя или нет.

Он пришел в такой шок от того, что даже такая мелочь не может быть решена при помощи всего его математического опыта, что не стал издавать свою книгу. Он был так расстроен, что отправил задачу обратно Бертрану Расселу и сказал ему:

– Я не буду завершать работу над книгой и не буду ее издавать, хоть я и потратил на нее всю свою жизнь. Какой смысл? Она не может решить простой задачи.

* * *

Наука – это попытка разгадать все тайны существования. И это то, чем до науки занималась теология. Бог сотворил мир – это дает вам ощущение безопасности. Бог есть отец – это дает вам ощущение безопасности, ведь Бог позаботится о вас. На все воля Бога – конечно, он не может быть против вас. Бог сострадателен… Вот что говорят мусульмане: «Рахман Рахим» – он есть доброта, он – само сострадание. Поэтому ни о чем не беспокойтесь. Даже все ваши грехи будут прощены, потому что его любовь гораздо больше, чем ваша способность грешить.

Сколько грехов вы можете совершить за короткую жизнь в семьдесят лет? Если вы будете продолжать грешить и днем, и ночью, без перерывов на еду, сон и умывание – только грехи, грехи и грехи – от колыбели до могилы – даже тогда вы не сможете совершить столько грехов, чтобы они оказались больше сострадания Бога. Вы будете прощены. Это дарит ощущение безопасности, огромное утешение – просто верьте в Бога.

Теология пыталась создать чувство защищенности, утешения, безопасности. А теперь наука пытается перенять эстафету у теологии на более прагматичной основе и делает то же самое: просто дает вам ложное представление о том, что не нужно беспокоиться, ведь ученые знают все.

Само слово «наука» означает знание.

Но я снова и снова настаиваю: ни теология, ни наука, ни философия – никакие усилия человека не могут разгадать тайну существования.

Вы должны быть достаточно смелыми, чтобы принять небезопасность – не просто принять, но и радоваться ей. Вы должны радоваться тайнам существования: деревьям, океану, горам, звездам… Все таинственно. От крохотного камешка на пляже до всей вселенной, все так загадочно, что нет никакой возможности это познать.

Незнание это путь мистика. Небезопасность это путь мистика. А быть саньясином означает быть на пути мистика.

Если ты изменишь свою базовую установку – которая не верна, в корне не верна – тогда вся твоя проблема исчезнет. И ты сможешь танцевать в небезопасности, ты можешь любить и смеяться в незнании.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.065 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь