Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗМЫШЛЕНИЯ НА СЛОВО ВОСЬМОЕ.



В Слове Восьмом начинается речь о чувственной сладости: «…если ты желаешь вкусить когда-нибудь этой чудной сладости, которая усладит неизреченно кончик твоего язык… ты чувствуешь сладость в передней его части…». Исихаст называет сладость Божественным наслаждением, которая пропадает от сказанного случайно слова. Но сомкнутые уста опять её возвращают. Слюну, приходящую от сладости, нужно не выплёвывать, а проглатывать как нечто драгоценное и т.д.

Чему же учат об этом святые отцы? Прп. Григорий Синаит, предупреждает: «Враг внутрь чресл покушается призрачно представлять духовное, одно предлагая вместо другого, вместо теплоты наводя жжение нестройное, вместо веселия радость, возбуждая бессловесную и сласть мокротную" (Доброт. т. 5). Далее, чтобы вызвать веру к своим словам, неизвестный исихаст приводит в пример некоего преподобного, который никогда не плевался на протяжении всей своей жизни. Но где же говорится, что преподобный не плевался по причине сладкой слюны на языке? Здесь мы видим явное искажение и смысла, и жизни преподобного.

Дальше начинаются вопиющие вещи: «Во время чтения Священного Писания будь внимателен к духовной сладости на языке, чтобы знать, сохраняется ли она или нет, течёт с языка или отсутствует в нём». Итак, во время чтения Священного Писания нам предлагается внимать не самому Священному Писанию и постигать его смысл по Слову псаломскому: «И поучахся в заповедех Твоих, яже возлюбих зело» (Пс. 118), но вместо этого наблюдать за сладостью на языке. Чтобы развеять наши сомнения исихаст учит, что это Благодать Божия «непостижимо ударяет по языку и услаждает его».

Что касается вопроса о сладости на языке, неизвестный автор не только продолжает настаивать на её благодатном происхождении, но идет дальше. Он учит, что она не только ударяет по языку, но и проходит через него неизреченно. Оказывается, благодати, чтобы пройти в человека, необходимо пройти чрез язык, а заодно и его усладить. А чтобы мы что-нибудь не заподозрили, дальше он научает: «Что вдаваться в глубокие исследования этого вопроса, нет совершенно никакой необходимости? » (там же).

Слава Богу, что у нас есть слово Апостольское: «Всё испытывайте, доброго держитесь» (1 Фес. 5: 21). Мы же пока доброго в книге исихаста не находим, напротив, нас учат, что такая же сладость в устах есть пища Ангелов и, как можно догадываться, слюна небесная – небесная манна.

Об этой «благодати» нужно сказать особо. Святитель Игнатий (Брянчанинов) повествует о некоем подвижнике, находившемся в сильной прелести, который постоянно видел свет от икон, чувствовал во рту необыкновенную сладость, причём он был очень способным к усиленному посту и бдению. Благоухание и сладость, которые он ощущал, были чувственными, и у него было желание убить себя, причём называл и считал это явной благодатью. У одного монаха этот прельщенный спросил: «Когда от обильной сладости во рту умножится слюна, то она начинает капать на пол, не грешно ли это? » (неизвестный исихаст советует глотать её).

Об том человеке Святитель Игнатий говорит, что он был в плену лукавого, отверженнаго духа (Аскетические опыты. Слово о Прелести. Беседа старца с учеником). Причём особенностью этого состояния является то, что ни плена своего, ни странности поведения прельщённые не понимают, сколько бы ни был очевиден этот плен (там же). Святитель Игнатий пишет и о причинах сего состояния или, говоря проще, почему впадают в прелесть: «Исполнены такой же гордости и безрассудства желание и стремление сердца насладиться ощущениям святыми, духовными, Божественными… сердце, усиливаясь вкусить Божественную сладость и другие Божественные ощущения, и не находя их в себе, сочиняет их из себя, ими льстит себе, обольщает, обманывает, губит себя, входя в область лжи, в общение с бесами, подчиняясь их влиянию, порабощаясь их власти».

Вспомним, что именно сладость сердечную неизвестный автор и учит нас искать, причём не различая новоначальных, страстных, неготовых вообще всех. И сласть уже сразу - только посильнее бей сердце. Он не разделяет людей на сильных и слабых, новоначальных и преуспевающих, каждому предлагая свойственное ему по возрасту духовному. Но только делит людей на истинных «достойных» подвижников, которые харкают кровью, режут грудь молитвой до боли и т.п. и недостойных, погибающих, которые не делают этого.

Вот что дальше пишет об этом состоянии Святитель Игнатий в Беседе старца с учеником: «Бедствию подвергаются подвижники молитвы, извергшие из своего подвига покаяние, усиливающиеся возбуждать в сердце любовь к Богу, усиливающиеся ощущать наслаждение, восторг; они развивают своё падение, соделывают себя чуждыми Бога, вступают в общение с сатаною, заражаются ненавистию к Святому Духу, этот род прелести ужасен…». Этот вид прелести назван святыми отцами «мнением». В той же главе Святитель Игнатий подробно его разбирает, но там есть одна важная для нас подробность: «мечтательность… постоянно сочиняет мнимодуховные состояния, тесное дружество с Иисусом, внутреннюю беседу с Ним, таинственные откровения, гласы, наслаждения, зиждет на них ложное понятие о себе и о христианском подвиге, зиждет вообще ложный образ мыслей и ложное настроение сердца, приводит то в упоение собою, то в разгорячение и восторженность… обольстительные движения, представляющиеся благодатным наслаждением…».

Слово Восьмое заканчивается молитвой, в которой исихаст просит Господа послать ему сладость на язык, и уверяет Господа, что тогда у него воссияет «свет боговедения» и пр. То есть духовное должно пройти чрез органы телесные?

Вот что говорят святые отцы, предупреждая нас о ложном утешении, бываемом от врага. Преподобные Игнатий и Каллист Ксанфопулы: «Ведать надлежит, что утешение это - от прельстителя, и есть только призрак радости. Радость такая совне навевается и является не как качество и постоянное расположение души; видимо что тут враг хочет опрелюбодействовать душу… он своими некими утешениями, кажущимися благими, подступает утешать душу в ожидании, что она будучи развлекаема этою блаженною мокротною сластью, не распознает своего смешения с обольстителем» (Доброт. т. 5).

 


Поделиться:



Популярное:

  1. III. Выберите английское словосочетание, соответствующее русскому.
  2. IV Найдите в правой колонке русские эквиваленты английских слов и словосочетаний.
  3. VIII. ВРАЧ И СЛОВО ВРАТЬ – ОДНОГО КОРНЯ.
  4. А. П. Петрова. «Сценическая речь» - Общие основы работы над словом
  5. В каком Падеже Стоит Слово «Господеви»?
  6. Ведь слово есть знак всего того, что окружает человека, что познано им. С другой стороны, слово отражает результат речемыслительных способностей человека.
  7. Внутреннее смысловое единство
  8. Вот первое слово и первая речь,
  9. Вступительное слово классного руководителя.
  10. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки зависит от лексического значения.
  11. Глава 18. Что я подразумеваю под словом «духовность»
  12. Девятая Заповедь Божия (Не Вреди Словом). Виды Ложного Свидетельства. 10-Я Заповедь Божия (Не Вреди Желанием, Мыслию). Виды Греховных Желаний И Мыслей. Общее Положение Для Всех Заповедей К Ближним.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь