Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗМЫШЛЕНИЯ НА СЛОВО ДВАДЦАТОЕ



ВОПРОСО-ОТВЕТЫ

Желаешь ли, о, монах, стяжать молитву сердечную, не превозносись деланием своим и стяжи смирение.

Желаешь ли, о, монах, узреть в себе зарю Духа, очисти сердце от превозношения и самомнения и почитай себя меньшим всех.

Желаешь ли ты, о, монах, вкусить нектар Небесный, не ищи вкушать его в этой жизни, но яко воду живую пей скорби и поношения.

Желаешь ли ты, о, монах, оплакать свои грехи и избавиться от них, не желай и не ищи увидеть красоту и благородство души своей.

Желаешь ли ты, о, монах, чтобы истинно просветились очи ума твоего, не желай видеть того, чего не видело око и не приходило на сердце человеку.

Желаешь ли ты, о, монах, елея уши да слышать спасительное и полезное, не желай слышать то, чего не слышало ухо.

Желаешь ли ты, о, монах, достигнуть незаблудно в Царство Небесное, не ищи в этой жизни предметов его и не желай их постигнуть.

Желаешь ли ты, о, монах, чтобы в душу твою истинно вселился Христос, не желай, чтобы Он показал тебе чего не ведает видимый мир.

Желаешь ли ты, о, монах, приять в себе чувство будущих благ, умертви в себе само это чувство, и воскреснет в тебе Страх Божественный, который есть начало премудрости.

Желаешь ли ты, о, монах, стать другом Христа, почитай себя рабом неключимым.

Желаешь ли ты, о, монах, избежать сетей прелести и самомнения не желай, чтобы сатана при виде тебя боялся тебя и трепетал пред тобою.

Желаешь ли ты, о, монах, достичь простоты и чистой молитвы, не желай и лукавого побеждать обманом, ибо зло злом не исцеляется.

Желаешь ли ты, о, монах, достичь незлобия младенческого, куколь которого мы призваны носить, не желай радоваться, видя отмщение своему врагу, ибо есть сказавший: Мне отмщение, Аз воздам.

Желаешь ли ты, о, монах, плакать о всей твари видимой и невидимой, не желай каждый час пронзать того, кто пронзает тебя.

Желаешь ли ты, о, монах, избавиться тщеславия и возношения, не желай атаковать сатанинские полчища и на вечное свое поминовение одержать преславные победы.

Желаешь ли ты, о, монах, победить и познать самого себя, не желай праздновать победу над боевыми порядками лукавых духов.

Желаешь ли ты, о, монах, вместе с Архангелом Михаилом сказать сатане да запретит тебе Господь, не желай казаться для диавола страшным и ужасным ни по наружности, ни на самом деле.

Желаешь ли ты, о, монах, сподобиться целомудрия и чистоты, не желай разрубить на куски демона блуда и ветхого своего человека плени в послушание нового человека во Христе и заповедям Его.

Желаешь ли ты, о, монах, чтобы очи твои не ослепило себялюбие и кичение, не желай, проходя между демонов ослеплять глаза их.

Желаешь ли ты, о, монах, возрадоваться по внутреннему человеку, не желай посмеиваться диаволу по внешнему человеку.

Желаешь ли ты, о, монах, бояться Бога подобно Иову Многострадальному, не желай, чтобы тебя боялись демоны как воробьи орла.

Желаешь ли ты, о, монах, увидеть Господа Иисуса Христа в будущей жизни, не желай увидеть в этой, ибо верой мы ходим, а не ведением.

Желаешь ли ты, о, монах, чтобы Отец небесный не отвратился от тебя как предерзостного, не желай ни увидеть Его, ни постичь, ибо человекам это невозможно.

Желаешь ли, ты о, монах, молиться чистым умом и трезвенною мыслью, не желай, чтобы ум твой закружился и мысль изумилась от откровений сомнительных, ибо от всякого не приносящего мира и тишины должно отвращаться.

Желаешь ли ты, о, монах, распяться миру и мир распялся тебе, не желай сражаться с миром, ни воевать с ним, но все, почитая за сор, следуй за Христом.

Желаешь ли ты, о, монах, проходить по среде сетей диавола и не попасть в них, стяжи смиренномудрие, ибо многие и из непрестанно молящихся, но не имевших Бога, попадали в оные.

Желаешь ли ты, о, монах, чтобы не одурманивались твои мозги и рассудок, не желай одурманивать мозги и рассудок демонов, их нет у них, они суть духи.

Желаешь ли ты, о, монах, не попасть в ров страстей душевных в купе и телесных, не желай сделать для невидимого врага страшную и неожиданную засаду, но бодрствуй и молись, да не внидешь в напасть.

Желаешь ли ты, о, монах, чтобы страсти твои были заколоты наподобие свиней, не желай, чтобы бичуемые молитвой твоей диаволы визжали подобно заколотым свиньям.

Желаешь ли ты, о, монах, не быть сопричтенным к Анне и Каиафе, не желай чтобы Христос распялся в твоем сердце.

Желаешь ли ты, о, монах, избегнуть исступления ума, что пострадали многие, не желай услышать слухом души небесные славословия.

Желаешь ли ты, о, монах, вместо Христа не приять велиара, вместо ангела светла ангела сатаны, не желай беседовать с невидимыми духами ни мысленно и в тайне, ни духовно явно.

Желаешь ли ты, о, монах, не ослепнуть от света прелестного, не желай увидеть умными очами благодать подобно молнии блеснувшей в твоей душе, ибо Царствие Божие приходит без соблюдения.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

И последнее, это видение автора о своей книге. Начинается оно с того, что исихаст упоминает о своих огромных трудах. Так он их сам видит и внимает. Дальше он описывает свой сон. Он описывает Господа как Архиерея, служащего Литургию. И вот во время служения исихаст подошел и обнял Его. Конечно, это сон. Во сне чего не бывает, но все-таки показывает настрой человека.

Он спрашивает «Господа» о том, при помощи Благодати написана его книга или нет. Не менее странный ответ. Признаком, что она написана от благодати, является умиление, которое было во время написания книжицы, (Фома Аквинский, например, когда писал свою «Сумму Богословия», не только находился в умилении, но и в исступлении ума, он диктовал трем секретарям одновременно и на разные темы, так что умиление - ненадежный признак). Про нашего писателя сказано тоже, что он не мог писать со свободою ума, но только под действием «умиления».

И последнее: Спаситель повелевает ему спрятать книжицу до времени, когда он пожелает ее выслать с Афона. Напомним, это сон и речь идет не о реальном Спасителе. И все же он как-то не похож на того господина, который осудил раба неверного и лукавого за то, что он скрыл данный ему талант в землю. А тут повелевает скрыть, причем не на год и даже не на десять - на целых сто лет. Для себя мы видим практические соображения, впрочем, не выдаем их за истинные.

Чтобы понять суть, нужно перенестись мыслью во времена неизвестного исихаста. Это было цветущее время Афона. О нем повествуется в книге «Афонские подвижники XIX века». В то время было много опытных отцов-исихастов: Арсений духовник, Хаджи Георгий, Григорий Дидаскал и многие другие. Если бы в их время была открыта эта книжица, она была бы уличена, и раскрыт дух, таящийся в ней. В начале ХХ века, во время Калинника Исихаста, Даниила Катумакского, Силуана Афонского, тоже не могла быть явлена. Старец Калинник - его богословский ум проник и распознал современное ему уклонение некоторых исихастов в Имя Божие. После них восходит высокая духовная звезда Иосифа Исихаста. И речи не могло быть, чтобы эта рукопись появилась.

Старец Иосиф имел дар рассуждения и мог различать все козни и уловки вражии. Она почил 1958 году. Но и тогда рукопись была явлена не сразу, дух, ее скрывавший, еще присматривается к ученикам старца Иосифа. И видимо, когда убеждается, что ничего подобного по высоте нет и не предвидится, рукопись находят и обнародуют.

Нам бы не хотелось умалять высоту или значение учеников Старца Иосифа. Да сохранит Господь и от мыслей таких. Вспомним, что говорит Апостол Павел: «Иному дается рассуждение духов (различение), иному дарования исцелений тем же Духом» (1Кор. гл.12). У Старца Иосифа дар различения духов был, как повествуют его ученики... его ученикам даны иные дары тем же Духом, иному вера, иному пророчество и т.д. Ведь человек получает дары не по своему желанию, какие захочет. Но какие Господь соблаговолит на пользу Церкви.

Впрочем, это наше скудное рассуждение, никакого значения не имеющее. Если кто скажет иное, более правильное, рассуждение и о рукописи, и о наших мыслях о ней, буди благословен.

И последнее. Мы не хотим кого-либо смутить своими мыслями и размышлениями по поводу книги «Трезвенное созерцание». Но, как сказал один известный старец Кавказский: «Не люблю ходить там, где опасно». Такова была и цель наших рассуждений. Ибо, где есть опасность для души, там нужно быть крайне осторожным. Так было раньше, так есть и сейчас, вероятно, так будет до скончания века.

_____________________

(…) Еще хочется сказать об одном странном совпадении. В «Афонских подвижниках благочестия XIX века», то есть современных по времени нашему автору, в главе о старце Авраамии, греке, есть рассказ о монахе Пахомии. Так вот, современные ему отцы считали его в тонкой прелести. Сам Пахомий (как и наш автор) считал себя рукоположенным свыше. Почти не было примеров равных ему в подвижничестве. Рассудок его чист, суждения здравы и взгляды верны. Но, если заговорить о духовнике, это приводит его в негодование. Пахомий считал себя равным патриарху и, если епископ бы сделал ему метание (земной поклон), то он бы его благословил. Сам он не причащается (у других, надо думать) потому, что не хочет никому из иеромонахов сделать метание. Жил на пути на Карулю. Прежде он жил в монастыре Симона-Петра, потом в пещерах в разных местах (наш автор тоже упоминает пещеры). Пахомий был жив еще в 1870 году, когда повествовал о нем Авраамий, живший недалеко от него. Вот такой уникальный случай, по многим параметрам сильно схожий с автором рукописи.

 

 

_____________________________________________________________________________


Поделиться:



Популярное:

  1. III. Выберите английское словосочетание, соответствующее русскому.
  2. IV Найдите в правой колонке русские эквиваленты английских слов и словосочетаний.
  3. VIII. ВРАЧ И СЛОВО ВРАТЬ – ОДНОГО КОРНЯ.
  4. А. П. Петрова. «Сценическая речь» - Общие основы работы над словом
  5. В каком Падеже Стоит Слово «Господеви»?
  6. Ведь слово есть знак всего того, что окружает человека, что познано им. С другой стороны, слово отражает результат речемыслительных способностей человека.
  7. Внутреннее смысловое единство
  8. Вот первое слово и первая речь,
  9. Вступительное слово классного руководителя.
  10. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки зависит от лексического значения.
  11. Глава 18. Что я подразумеваю под словом «духовность»
  12. Девятая Заповедь Божия (Не Вреди Словом). Виды Ложного Свидетельства. 10-Я Заповедь Божия (Не Вреди Желанием, Мыслию). Виды Греховных Желаний И Мыслей. Общее Положение Для Всех Заповедей К Ближним.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь