Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗМЫШЛЕНИЯ НА СЛОВО СЕМНАДЦАТОЕ



В Слове семнадцатом повествуется, что душа входит в чертог Господа Славы не с робостью и стеснительностью, но смело и с дерзновением (по смыслу правильнее было бы - с самомнением), как подруга и знаемая Небесного Жениха.

Согласимся: странное ее (души) положение. Церковь, т.е. души верных, суть Невеста Христова. А здесь повествуется еще о каком-то чине или состоянии - подруге Жениха. Что это: неточность перевода или непонимание?

Далее идет речь о созерцании: «Когда ум и мысль человека очистятся посредством слез… тогда человек видит… ее (души) родство с Ангелами и другими невещественными творениями Божиими, но даже зрит в вышних Вышнего Бога, незримого… насколько ум очищается обильными слезами любви Божией, насколько зрит славу Божию». Нам предлагают нечто механическое и безотказное, очисти слезами ум и узришь Славу Божию.

Что же Святые отцы учат о сем важном предмете? Прп. Исаак Сирин: «Потому истинное созерцание естеств чувственных и сверхчувственных и Самой Святой Троицы приходит в откровении Христовом… тогда ум способен возродиться духовно, быть узренным в мире Духа и приять созерцание отечества своего» (Слово 55). То есть не своею силою и хотением, а тем более не своими трудами бывает истинное созерцание, а откровением Христовым.

Далее, правда, автором говорится о благодати и утешении Святаго Духа, но что под этим подразумевается, дальше говорится: «Это небесное и духовное знамение, которое являет и позволяет нам уразуметь те будущие блага, которые в Своем Царстве обещает дать нам Христос».

Т.е., благодать дает знание о будущих благах? Исихаст, любит, не насыщаясь, предметы того будущаго века и согревается безмерным желанием их, ожидая того часа, когда душа его разрешится от этого тела и пойдет к ожидаемому (т.е. к предметам будущаго века).

Желание сладости, благ, предметов, откровений – красная нить духовности неизвестного автора.

«Возжелах спасение Твое, Господи» (Пс. 118: 174) – исповедал о себе пророк Давид.

В учении неизвестного исихаста странным образом ускользает понятие о Господе Иисусе Христе как Спасителе, но как о подателе даров, откровений и т.п. Не менее странным кажется отсутствие у автора сознания своей погибели, своего недостоинства, но их заменяют желание восхождений, умилений, браней с сатаною лично и т.п. Может, это нам только кажется, пусть каждый сам рассудит об этом, но ничего подобного ни в учении святых отцов, ни в их житиях мы не встречали.

Наконец, чтобы закончить мысль о созерцаниях автора рукописи, что он, очистившись слезами, зрит Бога, приведем слова прп. Исаака Сирина: «Но сколько бы человек не употреблял усилия, чтобы духовное снизошло к нему, оно не покоряется. И, если дерзновенно возмечтает он и возведет взор к духовному и будет доходить до него разумением не вовремя, то скоро притупляется зрение его, и вместо действительного усматриваются им призраки и образы. Если же кажется тебе, что и теперь видишь созерцание, созерцание сие есть тень призрака» (Слово 55).

А то, что автор рукописи именно такого устроения и настроения, он и не старается скрывать: «Знамение, которое дал нам Христос, и посредством которого мы можем постигнуть и остальные ожидаемые блага, приготовленные для нас». И как уже следствие сего состояния: «Открой мне, мерзкому рабу Твоему и смиренному слуге, лик Твой Божественный, лик Твой прекрасный, лик Твой Благодатный». То есть человек сей почитает себя достойным и способным увидеть Лик Христов. О подобном случае повествует прп. Исаак Сирин, о некоем подвижнике по имени Малпа. Диавол увидал, что нет у него делания смирения, а только вожделеет созерцания, чтобы ощутить тайны, о которых слышал, явился ему в безмерном свете, говоря: «Я Утешитель, и послан к тебе от Отца, чтобы сподобить тебя увидеть созерцание, которое желаешь ты за дела свои… и тот, поскольку не ощутил брани лукавого, немедленно с радостью принял его и поклонился ему и тотчас же стал под властью его, и враг вместо Божественного созерцания наполнил его бесовскими мечтаниями (Слово 55).

Мы хотим избегнуть возможных уклонений, неясностей, вреда душевного и телесного. Непонятным образом подвижник с точностью описывает, что с ним произойдет, когда он «сподобится увидеть» Бог». Он точно и подробно описывает, что с ним произойдет: «Мне кажется, что плоть моя, как бы потеряет свою тяжесть и станет легкой и будто бесплотной» (так может говорить человек или уже имевший опыт подобных явлений, или мечтающий о том, что с ним должно произойти. Далее там же: «… и став такой, плоть моя будет радоваться чрезвычайно о Твоем божественном явлении (заранее от знает и способ этой радости) от своей великой радости некоторым таинственным образом пустится в пляс.

Никто нигде из преподобных Отцов-созерцателей не учит и не говорит о пляске плоти от действия «Твоего явления», как его называет автор. Зато нам хорошо известно, что когда Исаакию, затворнику Печерскому, явились бесы в виде «ангелов», а один в виде «Христа», и он ему поклонился, он стал бесноватым и пустился в пляс до изнеможения, до исступления ума, до болезни (Киево-Печерский патерик).

Итак, что же перед нами? и к чему нас или к кому нас призывают? Автор же начинает требовать и ставить условия Богу: «Если же Ты, Господи, сподобишь меня узреть Тебя, то тогда я узнаю и уверюсь в том, что Ты любишь меня» (а если не сподобит? ).

Далее говорит: «Впредь зная об этом, я готов работать Тебе со всем усердием» (там же). Кто и когда из святых так разговаривал с Богом? Какие пророки или Апостолы? Все слова о любви к Богу, об эросе, приобретают совсем иную окраску, более похожи на средства получения тамошних благ, о которых так неприкровенно пишет автор. Тут же он вспоминает некое недавнее «явление», вспоминая которое решает в себе хранить непоколебимо заповеди (там же) (а до этого как? )

Далее автор без сомнения и заранее говорит, что увидит: «Паче снега белейшую руку, благословляющую его». От уверяет, что с десницы благословение снизойдет на его душу и будет не холодным, и после этого он будет переходить от духовной силы к духовной силе, обещает удвоить свои дела и добродетели, которые прежде казались ему великими. Очень важное откровение о себе: оказывается, за словами о смирении и недостоинстве скрывалось нечто другое, скрывался дух самомнения, отсюда и все желание видений и почитания себя достойным оных. Далее исихаст с уверенностью предсказывает о себе, о втором явлении ему Господа, но на это раз он увидит Его уже очами после того, как он помолится Сиону. Хорошо, если это аллегория, а если нет?

Как в этом слове, так и в прочих словах неизвестного автора мы не выискивали специально и не ставили себе цель найти все неточности и неясности в учении нового исихаста. Мы выделили только ключевые моменты, помогающие увидеть направление или дух самого учения. А если бы кто поставил себе задачу разобрать все слова всей рукописи досконально, то мы уверены, обрел бы их много больше.

Мы не дерзаем говорить ничего укорительного на самого автора, и у нас есть неточности в понимании, неправости в рассуждении - человецы есмь мы. Поэтому пусть и наши рассуждения исправит тот, кто знает больше.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. III. Выберите английское словосочетание, соответствующее русскому.
  2. IV Найдите в правой колонке русские эквиваленты английских слов и словосочетаний.
  3. VIII. ВРАЧ И СЛОВО ВРАТЬ – ОДНОГО КОРНЯ.
  4. А. П. Петрова. «Сценическая речь» - Общие основы работы над словом
  5. В каком Падеже Стоит Слово «Господеви»?
  6. Ведь слово есть знак всего того, что окружает человека, что познано им. С другой стороны, слово отражает результат речемыслительных способностей человека.
  7. Внутреннее смысловое единство
  8. Вот первое слово и первая речь,
  9. Вступительное слово классного руководителя.
  10. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки зависит от лексического значения.
  11. Глава 18. Что я подразумеваю под словом «духовность»
  12. Девятая Заповедь Божия (Не Вреди Словом). Виды Ложного Свидетельства. 10-Я Заповедь Божия (Не Вреди Желанием, Мыслию). Виды Греховных Желаний И Мыслей. Общее Положение Для Всех Заповедей К Ближним.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь