Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятийный аппарат социологической науки
Каждое социологическое понятие, обозначая тот или иной класс социальных явлений, находится в тесной связи с другими понятиями, отражающей системную взаимосвязь самих этих явлений. В то же время любое понятие отграничивается от других понятий спецификой обозначаемого им социального явления. При этом каждое из понятий полностью либо частично входит в более широкое понятие, соответственно тому, как соотносятся между собой обозначенные ими социальные явления. Наиболее общие и фундаментальные понятия, выражающие характеристики социальных явлений, относятся к категориям социологии. Категории и другие понятия, обозначающие существенные связи в рамках социальной жизни общества, образуют понятийный аппарат социологической науки - " скелет" любого теоретического исследования в области социальных отношений. Как явствует из сказанного выше, важнейшей, основополагающей категорией социологии является категория " социальные отношения". Она обозначает весь совокупный объект рассматриваемой науки. Но в силу своей всеобщности эта категория ничего не говорит о сущности конкретных социальных явлений, со всех сторон окружающих людей и непосредственно влияющих на их повседневную жизнь. Поэтому в социологии выделяется ряд категорий, конкретизирующих социальные отношения, показывающих влияние последних на те или иные стороны жизнедеятельности людей. В тех случаях, когда социальные отношения рассматриваются как нерасчлененная целостная совокупность связей между людьми и группами людей во всех их многообразных проявлениях, наиболее приемлемым для их обозначения представляется понятие " социальная жизнь общества". Представляя собой категорию социологической науки, данное понятие входит в категорию " общественная жизнь", относящуюся к области социальной философии. Но оно выражает преимущественно динамику социальных отношений. Устойчивость же последних указанная категория отражает недостаточно. Между тем, с точки зрения изучения общества как системы, социальные отношения выступают в качестве совокупности устойчивых связей между социальными группами. Такая совокупность связей, обеспечивающая противоречивое динамическое единство социальных групп в общественной системе, называется социальной структурой общества. Категория “социальная структура общества” придает социальным отношениям качественную определенность, позволяет выявить в этих отношениях причинно-следственную зависимость. В качестве специфического объекта научного исследования социальная структура общества стала выступать сравнительно недавно. При этом в западной социологии взаимодействие социальных групп и слоев рассматривается преимущественно в форме стратификации, то есть вне их противоречивого диалектического единства. Характерное для большинства социологических школ США и Западной Европы игнорирование диалектического метода применительно к социальным процессам объективно препятствовало овладению представителями данных школ системным подходом к изучению развития современного общества. П. Сорокин, например, считал, что социальная стратификация - " это дифференциация некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества" 23. Уже из такого подхода к социальным отношениям видно непонимание сущности социальных отношений как системы функциональных и причинно-следственных связей, находящейся в процессе непрерывного развития. Конечно, нельзя утверждать, что системный подход игнорируется представителями американских и западноевропейских социологических школ. Однако социальная структура общества рассматривается ими в отрыве от динамики социальных противоречий. Э. Гидденс, например, дает следующее определение указанной категории: " Социальная структура показывает, что общество не состоит из случайных действий, а имеет стабильный, организованный характер. Структура общества подчеркивает основной порядок или образцы социальных отношений, в которые вступают люди. Общества лишь имеют отличительные образцы организации настолько, насколько люди постоянно воспроизводят деятельность в различных контекстах социальной жизни" 24. В подобном определении, явно носящем характер умозрительной конструкции, хорошо заметен едва ли не основной порок западной социологии - отсутствие у последней цельной методологической основы, позволяющей создать стройную и последовательную систему научных взглядов на социальную жизнь общества. Для советской социологической науки была характерна другая крайность - упор на общетеоретические построения, под которые искусственно подгонялись данные разрозненных социологических исследований. При этом изучению социальной структуры общества посвящено достаточно большое число работ, среди авторов которых можно выделить Н. А. Аитова, М. Н. Руткевича, В. С. Семенова, О. И. Шкаратана25. Однако в понимании сущности социальной структуры общества, в подходах к изучению данного феномена указанные авторы, вплоть до начала 90-х годов, не имели возможности выйти в своих исследованиях за пределы тех жестких идеологических ограничений, которые предписывались им со стороны партийно-государственного руководства бывшего СССР. Отсюда вытекал односторонний подход исследователей к социальной структуре, которая рассматривалась ими преимущественно как классовая. К тому же, хотя в большинстве указанных исследований предпринимались попытки осуществления системного подхода к изучению взаимодействия социальных групп и слоев общества, однако недостаточная разработанность в СССР общесоциологической научной теории, как, впрочем, и сам искусственный характер социальной системы данного общества, не позволили отечественным социологам подойти к пониманию глубинных основ протекания реальных социальных процессов, предложить эффективные пути воздействия на социальную структуру в интересах основной массы людей. Научное понимание сущности социальной структуры общества, системной совокупности социальных отношений невозможно, как было показано выше, без выявления актуального и генетического аспектов функционирования социальных связей. При этом актуальный аспект подобных связей отражается в таких категориях, как " социальные потребности", " социальные интересы", " социальные ценности", " социальные мотивы поведения", " социальное поведение", " социальная деятельность". Генетический же аспект социальных отношений выражается, прежде всего, категорией " общественное разделение труда". Данная категория, безусловно, должна являться одной из центральных в понятийном аппарате социологической науки, поскольку, как уже отмечалось выше, общественное разделение труда является изначальным условием дифференциации общества на социальные группы, лежит в основе развития всех сторон социальной жизни общества. Следует, однако, признать, что не только западные социологи, но и представители советского обществоведения, называвшие себя марксистами, прошли мимо этой идеи, высказанной Марксом в " Немецкой идеологии", не взяли на вооружение понятие " общественное разделение труда" в качестве основополагающей социологической категории. Связано это, по-видимому, с тем, что ранние рукописные работы Маркса и Энгельса, в том числе " Немецкая идеология" и " Экономическо-философские рукописи 1844 года" были впервые опубликованы уже в те годы, когда окончательно сложилась советская официальная социально-идеологическая доктрина, именовавшаяся " марксистско-ленинской теорией" и основанная исключительно на большевистской интерпретации марксизма. Поэтому, когда указанные работы стали доступны исследователям, поступили в научный оборот, оказалось, что высказанные в них идеи отнюдь не во всем совпадают с указанной доктриной. Как следствие, они остались на периферии социальной философии, разрабатывавшейся советскими обществоведами - исторического материализма. Тем самым последний, объявленный в ряде философских работ, " марксистско-ленинской социологией", так и не получил выхода на изучение реальных социальных процессов в обществе, был обречен на бесплодность. Не меньшую важность для социологии представляет категория " система общественного разделения труда". Сам данный термин лишь однажды был употреблен в одной из работ В. С. Семенова26, но так и не получил дальнейшей разработки. Между тем его методологическое значение для развития социологической науки невозможно переоценить. Ведь если общественное разделение труда, как процесс, порождает дифференциацию общества на социальные группы, то сами эти группы находятся в системном взаимодействии между собой, прежде всего в силу различий в характере и видах общественно полезной деятельности. Последняя же представляет собой участие индивидов, входящих в указанные группы, в процессе, который обозначается не менее важной категорией — " совокупное общественное производство”. Поэтому, хотя внутри общества существуют самые разнообразные системные связи, но, с точки зрения функционирования и развития социальных отношений, само общество необходимо рассматривать, прежде всего, как систему общественного разделения труда, распределения между многообразными социальными группами специфических деятельностных функций. Изучение социальных групп с точки зрения их положения в системе общественного разделения труда является тем важнейшим методологическим принципом, с помощью которого можно не только выявить особенности социального поведения представителей этих групп, причины такого поведения, но и дать рекомендации по изменению последнего в нужном обществу направлении. Среди понятий, обозначающих элементы общества как социальной системы, в социологии используются такие, как " социальная группа", " социальная общность", " социальный слой", а также ряд других, отражающих специфику подструктур социальной структуры общества (" класс", " профессиональная группа", " нация", " народность", " этническая группа", и др.). Выявление же принадлежности того или иного конкретного человека к подобным общностям и к обществу в целом предполагает использование понятий " индивид", " личность", " социальные качества личности", " социальный тип личности", " социальная структура личности". Динамика социальной жизни общества выражается в таких понятиях социологии, как " социальные явления" и " социальные процессы". Социальные явления представляют собой общественно значимые факты действительности, в которых проявляются противоречия между социальными группами. В каждом конкретном случае социальное явление выступает в форме поведения отдельных индивидов и их контактных групп, реагирующих на изменение условий своей жизнедеятельности способами, типичными для социальной общности, в которую они входят. Под социальными процессами принято понимать динамику социальных изменений, последовательную смену состояний или движения элементов социальной системы27. Говоря более конкретно, социальные процессы означают изменения в положении тех или иных социальных общностей по отношению к другим общностям в рамках социальной системы в целом. В качестве побудительной причины подобных изменений выступает, в первую очередь, стремление представителей таких общностей сохранить либо улучшить условия удовлетворения своих важнейших потребностей, приобретающее массовый характер. Вся история человеческого общества есть, в конечном счете, результат непрерывного возникновения и протекания многообразных социальных процессов. Вместе с тем развитие социальных процессов не может быть объяснено только стремлением социальных групп изменить условия своего существования в лучшую сторону. Ведь в каждом конкретном случае подобное изменение зачастую сопровождается соответствующим ухудшением условий существования других групп, тогда как общее развитие социальной системы как бы остается в тени. Поступательный характер социальным процессам придают не сами различия в условиях удовлетворения потребностей представителей социальных групп, а те объективные причины, которые способствуют изменению указанных условий в ходе естественноисторического процесса. Важнейшей же, доминирующей среди этих причин является, в конечном счете, общественное разделение труда. Каждый шаг в специализации индивидов в совокупном общественном производстве, в закреплении за ними новых функций в рамках данного производства не может не повлечь за собой изменений в социальных отношениях, а, следовательно, и активизации социальных процессов, перемещения отдельных групп относительно друг друга внутри социальной системы. Изменения же в условиях удовлетворения потребностей представителей подобных групп преимущественно являются лишь следствием изменения их положения в системе общественного разделения труда. Наконец, важнейшей категорией социологии является понятие " социальный институт", обозначающее большую группу важнейших элементов системы социальных отношений в обществе. Данная категория уже давно вошла в научный оборот, однако и до настоящего времени в социологической литературе имеется очень мало серьезных работ, в которых бы давался обоснованный научный анализ ее содержания. Определения же социального института существенно различаются между собой. Так, в " Кратком словаре по социологии" социальный институт определяется как " исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей" 28. В “Словаре иностранных слов” под ним понимается " определенная организация общественной деятельности и социальных отношений, воплощающая в себе нормы экономической, политической, правовой, нравственной и т. п. жизни общества, а также социальные правила жизнедеятельности и поведения людей" 29. В монографии же " Социология" (авт. - Г. В. Осипов и др.) под социальными институтами понимается определенный тип социальных систем, который " складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены объединениями организаций". Подобные социальные связи авторы указанной работы называют институциональными, а также нормативными. Социальные же институты, с точки зрения тех же авторов, " выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля" 30. Приведенные выше определения отражают те или иные существенные стороны содержания понятия " социальный институт". Однако указанные определения относятся главным образом к функциональному аспекту социальных институтов, фактически игнорируя аспект генетический, то есть процесс формирования и развития этих институтов, обозначаемый понятием " институционализация". Между тем не вызывает сомнения тот факт, что без выяснения сущности институционализации невозможно выяснить и подлинную сущность социальных институтов, их роль в развитии и функционировании общества как социальной системы. Совершенно очевидно, что социальные институты возникли как продукт общественного разделения труда. Какой бы из подобных институтов мы ни стали рассматривать, сразу выясняется, что он осуществляет специфические функции, необходимые обществу и отличающие его от других институтов. Следовательно, социальный институт возникает тогда, когда у общества появляется потребность в его функциях, обусловленная усложнением отношений между социальными группами и слоями. В этом, прежде всего и состоит сущность институционализации. Социальные институты, таким образом, возникают в ходе естественноисторического процесса как результат действия объективных общественных закономерностей. И чем глубже общественное разделение труда, тем сложнее функции социальных институтов, будь то семья, производственный коллектив, государственное учреждение и т. д. Сущность же функциональной стороны социальных институтов состоит, прежде всего, в том, что указанные институты придают социальным связям относительно организованный характер, обеспечивающий стабильность общества как системы. Одновременно социальные институты взаимодействуют как с гражданским обществом (населением), так и между собой в качестве системных, то есть внутренне структурированных общностей, специализированных для выполнения определенных социальных функций. Таким образом, социологическая категория " социальный институт" обозначает сложившиеся в процессе общественного разделения труда внутренне организованные системные общности, обеспечивающие относительную стабильность социальных отношений в обществе. Понятийный аппарат социологической науки находится в постоянном развитии, обогащается все новыми терминами, поскольку непрерывно развивается и сама социальная сфера общественной жизни, изучаемая социологией. Оперируя категориями и другими понятиями, выработанными этой дисциплиной, ее представители изучают конкретную социальную реальность, выходя на уровень обобщения социальных фактов, выявления наиболее значимых, повторяющихся связей, присущих обществу как системе. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1335; Нарушение авторского права страницы