Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социальная сущность личности
Хотя объектом социологической науки являются социальные отношения во всей их совокупности, однако в реальном мире эти отношения не существуют сами по себе, в качестве самостоятельного материального субстрата. В обществе взаимодействуют конкретные живые люди, каждый из которых живет своей собственной жизнью, стремится к удовлетворению своих личных потребностей и осуществляет с этой целью самые разнообразные действия. Именно они, а не абстрактные социальные группы, практически взаимодействуют друг с другом. Отсюда вытекает чрезвычайная сложность социальной жизни общества. Ведь человек так же бесконечно многогранен, как многогранен окружающий его мир общественных и природных явлений. Человеческое сознание отражает этот мир (макрокосм) во всем его многообразии, воспринимаемом посредством органов чувств, представляя собой, тем самым, " микрокосм", его идеальное отражение. Вместе с тем конкретный человек - это отнюдь не только индивидуальное сознание. Сознание вообще не существует вне мозга. Оно носит идеальный характер, тогда как живой человек вполне материален. Последний представляет собой неразрывное единство двух противоположностей - телесной оболочки и духовного мира, которые связаны между собой посредством многообразных потребностей. Именно потребности, как известно, побуждают человека к любым формам жизнедеятельности, а, следовательно, и к взаимодействию с другими людьми. При этом, чем существеннее потребности человека, чем большее значение он придает их удовлетворению, тем важнее для него и обусловленные этими потребностями взаимоотношения с себе подобными. Отсюда вытекает особая, ведущая роль социальных отношений в обществе по сравнению со всеми другими отношениями между людьми. Соответственно и все многообразие социальной жизни общества вытекает из многообразия потребностей отдельных людей. Диалектика же этой жизни такова, что отдельный человек воздействует на общество в процессе своей деятельности, а общество, представляющее собой системную совокупность людей, в свою очередь воздействует на этого человека, творит его. Поэтому изучение социальных отношений необходимо начинать с изучения человека как участника данных отношений, как основной, нерасчлененной " клеточки" общества. Если рассматривать общество во всем его многообразии, не конкретизируя те или иные аспекты общественной жизни, то входящие в него люди представляют некую безликую массу, каждый представитель которой обладает лишь внешними отличиями от себе подобных. Именно в данной ипостаси он и обозначается понятием " человек". Но, будучи сложнейшей системой, носящей естественный, органический характер, общество состоит не из абстрактных, а из вполне конкретных людей, неповторимых в своей индивидуальности. В качестве единичного представителя какой-либо социальной общности человек обозначается понятием " индивид". Специфические особенности реальной жизни и деятельности данного конкретного человека в содержание этого понятия не входят 36 . Но когда такой человек рассматривается как система социальных качеств, определяющих характер его участия в социальной жизни общества, он обозначается понятием " личность". Иначе говоря, личность - это социальный " микрокосм", конкретное выражение сущности человека, определенным образом реализованная интеграция в индивиде социально значимых черт и социальных отношений данного общества37. Как личность человек обладает двумя основными свойствами, в совокупности составляющими его сущность, но находящимися в диалектическом противоречии друг с другом. С одной стороны, он выделяет себя в обществе, осознает свое отличие от других людей, свое " Я". С другой - теснейшим образом связан с другими людьми в процессе своей жизнедеятельности, поскольку не может вне социальных связей удовлетворить свои существенные потребности. Уже отсюда видно, что не каждый человек является личностью. Нельзя, например, назвать личностью малолетнего ребенка, равно как и психически неполноценного человека. А анализ отношений между людьми, существовавших в первобытном обществе, показывает, что эти люди также первоначально не были личностями. Как свидетельствуют этнографические исследования родоплеменных общностей, сохранившихся до настоящего времени в некоторых районах земного шара, члены таких общностей называют себя и своих собеседников исключительно в третьем лице, а, следовательно, еще не имеют своего " Я", не выделяют себя из общности в качестве самостоятельных субъектов. Не вызывает сомнений, что личностью человек становился лишь по мере того, как он выделялся из родовой общности в процессе разделения труда. Чем больше он специализировался в том или ином виде предметной деятельности в рамках совокупного общественного производства, тем более отличался от других людей своими индивидуальными качествами. Ведь первобытный родовой коллектив подавлял в человеке всякую индивидуальность, требовал, чтобы последний вел себя " как все". Совокупное же общественное производство, развивающееся в форме разделения труда, наоборот, требует от человека функциональной специализации в тех или иных видах деятельности, отличающей его от других участников этого производства. Что же касается связей между людьми в процессе их жизнедеятельности, то в первобытном обществе подобные связи носили нерасчлененный характер. Каждый человек занимался в основном теми же видами трудовой деятельности, что и его сородичи (различия здесь существовали, но лишь по половозрастным признакам), обычно целиком изготовлял тот или иной продукт в процессе такой деятельности. Благодаря же общественному разделению труда любой продукт является результатом деятельности чрезвычайно большого числа людей, каждый из которых участвует одновременно в производстве многих других продуктов. Но при этом люди удовлетворяют свои потребности, получая продукты, созданные другими людьми в процессе совокупного общественного производства, в обмен на свое участие в данном производстве. И чем глубже предметная специализация человека в том или ином виде социально значимой деятельности, тем сильнее его зависимость от общества, тем прочнее его связи с другими людьми. Соответственно, тем в большей степени подобный человек является личностью. Диалектическая противоречивость указанных свойств личности обусловлена тем, что личность стремится одновременно и идентифицироваться с социальной общностью (без чего он не может удовлетворить свои социальные потребности), и обособиться от нее, проявить свою индивидуальность. В первом случае личность выступает в качестве продукта, а следовательно, объекта социальных отношений, во втором - в качестве субъекта этих отношений, активного преобразователя как своей собственной жизни, так и жизни общества в целом. Указанное противоречие, внутренне присущее личности, является условием ее развития. Чем больше человек совершенствуется в своей предметной деятельности, чем полнее он удовлетворяет потребности общества в продуктах своей деятельности, тем теснее его функции связаны с функциями других людей в совокупном общественном производстве, тем сильнее проявляется индивидуальность такого человека, его неповторимость и общественная ценность. В тех же видах деятельности, где функции человека мало чем отличаются от функций других людей, связанных с ним в процессе совместного труда, где отсутствует или слабо выражена возможность творческой индивидуализации, соответственно не происходит и заметного развития личности. В результате, преобладающей тенденцией в процессе взаимодействия человека с окружающей социальной средой становится идентификация. Тем самым социально-групповые черты берут верх над социально-индивидуальными, происходит обезличивание этого человека. Примером тому может служить труд конвейерных рабочих, целиком подчиненных заданному извне ритму. Не имея практической возможности проявить индивидуальность в конечном продукте собственного труда, такие рабочие, в большинстве случаев, отличаются относительно более низким уровнем развития личности по сравнению с представителями творческих видов труда. Обусловленность развития личности характером и уровнем ее предметной специализации, выступающей в качестве сущностной стороны процесса общественного разделения труда, является важным законом социологической науки, носящим всеобщий характер. Более подробно действие указанного закона будет рассмотрено в последующих главах. Социальная сущность личности, таким образом, состоит в том, что личность как в социогенетическом, так и в онтогенетическом отношении является продуктом процесса общественного разделения труда. Тем самым и социальные качества личности формируются соответственно месту, которое она занимает в системе общественного разделения труда. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 859; Нарушение авторского права страницы