Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальная регуляция поведения



Личности в обществе

Человек как социальное существо не существует вне активной деятельности. Вся его сознательная жизнь представляет собой процесс практической реализации интересов, отражающих его многообразные потребности. При этом наиболее значимые интересы реализуются в ходе собственно социальной деятельности, которая включает в себя не только функциональное участие человека в совокупном общественном производстве, но также и практическое отношение его к другим людям. Такое отношение обозначает понятием " социальное поведение".

Конечно, не всякое поведение индивида носит социальный характер, а только то, которое затрагивает существенные интересы других людей. При этом противоречия между отдельными социальными группами способны проявляться во взаимоотношениях между конкретными людьми в довольно острой форме. Общество, естественно, не может устранить подобные противоречия, поскольку последние порождены объективными причинами. Но оно не может допустить также и того, чтобы социальные конфликты на межличностном уровне протекали стихийно. Поэтому для общественной жизни характерно непрерывное регулирование социального поведения людей. Совокупность форм подобного регулирования объединяется понятием " социальный контроль".

Социальный контроль над поведением людей основан на системе социальных норм - требований, предъявляемых обществом к данному поведению. При этом, по характеру воздействия на индивида, указанные нормы делятся на две группы. Те нормативные требования, которые носят принудительный характер и опираются на силу государства (правовые и административные нормы), выступают в сознании индивидов как форма регулирования поведения последних, осуществляемая извне, со стороны стоящей над обществом публичной власти. Но государство осуществляет свой контроль лишь в определенных, заранее оговоренных случаях, охватывающих лишь относительно незначительную часть отношений между людьми. Социальное регулирование же повседневного поведения людей происходит, прежде всего, благодаря тому, что общество представляет собой естественным образом сложившуюся систему, которая обладает способностью саморегуляции, осуществляемой в рамках другой формы нормативных требований - норм морали. Именно этими нормами руководствуется в своих поступках обычный законопослушный человек.

Сама по себе, как совокупность требований, предписываемых поведению индивида, мораль, в отличие от права, не имеет никакой силы. Будучи специфическим способом регуляции поведения личности, моральные нормы, выступая лишь в форме проповеди, выглядят довольно абстрактно. Ведь мораль возникает и функционирует как способ преодоления противоречий между личностью и обществом. Сущность указанных противоречий состоит в том, что потребности общества, выступающие в качестве объективной основы морали, удовлетворяются в форме общественно полезной деятельности, тогда как потребности личности удовлетворяются, наоборот, в форме потребления продуктов такой деятельности. Поэтому требования общего порядка, предлагающие индивиду поступиться личными интересами ради интересов общества, малопродуктивны. Для того же, чтобы моральные нормы стали обязательными для человека, они должны превратиться в его внутренние нравственные убеждения, стать неотъемлемой частью его культуры.

Процесс превращения внешних для личности моральных норм в ее внутренние нравственные убеждения обозначается в социально-психологической науке термином " интериоризация". Механизм протекания данного процесса сложен и противоречив. Сущность его состоит в том, что человек подчиняется требованиям морали главным образом под влиянием определенной, внешней для него силы, способной связать его личные интересы с интересами общества. Такой силой, обеспечивающей коррекцию поступков личности, является социально-психологическое воздействие на эту личность. Но ни общество в целом, ни абстрактная социальная группа источником социально-психологического воздействия, естественно, быть не могут. В качестве такового выступает микросреда, то есть, преимущественно, контактные группы, в рамках которых индивид осуществляет свою жизнедеятельность, связанную с удовлетворением его существенных потребностей.

Естественно, что индивид, в тех случаях, когда удовлетворение указанных потребностей обусловлено его взаимоотношениями с контактной группой, всегда вынужден считаться с требованиями, предъявляемыми данной группой в виде определенных норм поведения. Микросреда, таким образом, служит связующим звеном между обществом и личностью с точки зрения формирования у последней нравственных убеждений, а значит, и соответствующих мотивов поведения. Взаимодействие контактной группы с обществом, с одной стороны, и с личностью - с другой - лежит в основе механизма интериоризации.

В качестве личности человек обычно входит в целый ряд контактных групп, служащих конкретной средой его жизнедеятельности. При этом роль подобных групп в формировании нравственных убеждений личности далеко не одинакова. Ведь связь любой контактной группы с обществом, являющаяся, в конечном счете, источником важнейших моральных норм, обусловлена, прежде всего, значением данной группы с точки зрения общественных интересов. Чем в большей степени общество заинтересовано в функционировании группы, тем сильнее стремится ее контролировать. Особенно следует выделить социальную роль объективно важнейшего типа контактной группы - трудового коллектива, сущность которого состоит в осуществлении людьми совместной общественно полезной деятельности.

Взаимодействие контактной группы и личности представляет собой сложный, диалектически противоречивый процесс. Личность включается в деятельность группы с целью удовлетворения своих индивидуальных потребностей. Но достигнуть указанной цели она может, как правило, при условии, что будет действовать в интересах группы. Естественно, что при этом между личностью и группой возникают противоречия, которые собственно и побуждают группу оказывать на личность социально-психологическое воздействие, подчас довольно жесткое, с целью сохранения группы как целого, предотвращения ее распада. Личность, тем самым, постоянно стоит перед выбором: либо принять интересы группы как свои собственные, идентифицировать себя с ней, либо уйти из этой группы. Осуществляется же такой выбор в зависимости от того, в какой степени группа позволяет личности удовлетворить свои существенные потребности.

В процессе интегрирования личности в группу происходит сближение индивидуальных и групповых интересов в сознании данной личности, формирование ее внутренней убежденности в единстве таких интересов. Личность тем самым переходит от вынужденного к добровольному, заинтересованному участию в деятельности группы. Оставаясь и дальше, в определенной степени, объектом группового воздействия, она все более становится, одновременно, также и субъектом указанного воздействия. При этом, в процессе деятельности группы, противоречия между последней и входящими в нее личностями постоянно воспроизводятся на новом уровне и так же постоянно разрешаются, выступая источником развития и данной группы как системной общности, и данных личностей.

Таким образом, превращение общественных моральных норм во внутренние нравственные убеждения личности обусловлено параллельным развитием двух взаимосвязанных процессов - процесса сближения интересов микросреды с интересами общества и процесса сближения интересов личности с интересами микросреды. В первом из названных процессов решающим фактором является степень соответствия деятельности микросреды (контактной группы) интересам общества в целом. При этом подобная деятельность санкционируется и регулируется нормами общественной морали. Во втором процессе на первый план выступает степень соответствия интересов личности интересам контактной группы. В тех случаях, когда оба указанных процесса действуют однонаправленно, можно говорить о наличии объективных условий для превращения моральных норм общества во внутренние нравственные убеждения личности.

Оценка контактной группы, а также характера деятельности, которую данная группа осуществляет, исходящая от общества в целом, выражается понятием " социальный статус". По уровню социального статуса контактной группы можно достаточно объективно судить о способности такой группы влиять на формирование нравственных устоев входящих в нее индивидов. Общеизвестно, например, что среди представителей интеллигенции, работающих в творческих коллективах, безнравственные поступки являются довольно редким явлением. И наоборот, такие социальные пороки, как пьянство, сквернословие, хулиганство и т. д. в наибольшей степени распространены в контактных группах с низким социальным статусом, например, в производствах, где преобладает тяжелый либо рутинный физический труд, не требующий особой квалификации.

Из сказанного можно сделать вывод, что основным определяющим фактором в процессах социальной регуляции поведения личности в обществе, в конечном счете, выступает общественное разделение труда, характер и особенности участия людей в совокупном общественном производстве. Указанная закономерность распространяется на любые контактные группы, способные влиять на формирование нравственных убеждений личности. В семье, например, нравственные качества детей, вырабатываемые в процессе домашнего воспитания, в значительной степени обусловлены присущими данной семье социальными ценностями и нравственными устоями, которые вытекают из характера и условий трудовой деятельности родителей.

Вместе с тем было бы ошибкой сводить формирование социального поведения личности только к фактору группового воздействия. Процесс этот чрезвычайно сложен. Помимо социального контроля на сознание личности воздействуют и усваиваемые ею элементы духовной культуры, выработанные человечеством, и общение, и характер внепроизводственной жизнедеятельности. Для верующих немаловажным фактором регуляции поведения становится религия, убежденность в существовании божественного контроля над действиями личности.

И, наконец, следует подчеркнуть решающее значение для социальной регуляции поведения людей общего состояния системы социальных связей, характерного для того или иного конкретного общества. Чем выше уровень общественной стабильности, тем прочнее социальные связи, а значит и социальный контроль над поведением личности.

Социализация личности

Социализацией называется совокупность социальных и психологических процессов, в ходе которых личность усваивает систему норм, ценностей, знаний, умений и навыков, позволяющих ей функционировать в качестве полноценного и полноправного члена общества. Сущность социализации состоит в том, что человек должен полностью включиться в совокупное общественное производство, заняв тем самым определенное место в социальной структуре общества, как в целом, так и в основных ее подструктурах. Тем самым происходит воспроизводство социальной структуры в процессе смены поколений, без чего общество просто не могло бы существовать.

В основе социализации лежит переход молодого человека от умозрительного к практическому освоению окружающей действительности посредством трудовой деятельности. Это сложный и противоречивый процесс, который зачастую растягивается на многие годы. Основное противоречие, лежащее в его основе, состоит в том, что, с одной стороны, молодые люди только вступают в практическую жизнь, сохраняя многие черты предыдущего этапа своего развития, то есть, детства. Поэтому они остаются объектом воспитательного воздействия со стороны общества. Но, с другой стороны, в отличие от детей, юноши и девушки уже являются реальными субъектами социальных отношений, включены в большинство сфер общественной жизни. Разрешение указанного противоречия происходит в процессе освоения молодой личностью социального и трудового опыта старших поколений.

Длительность процесса социализации связана со сложностью социальных и трудовых функций, которые предстоит осуществлять молодому человеку в его дальнейшей жизни. Чем более глубокой является предметная специализация трудовой деятельности, тем больше времени и усилий необходимо затратить на освоение такой деятельности. К примеру, в традиционном казахском обществе юноша становился полноправным членом своего рода в 15 - 16 лет. К этому времени он владел всеми основными навыками, необходимыми каждому представителю этого общества, а, следовательно, уже мог жениться, получить во владение скот, наравне с другими сородичами делить все тяготы кочевой жизни скотовода. Отныне он считался совершенно взрослым человеком, имел равный с другими мужчинами голос при обсуждении общих дел. Так происходило потому, что деятельность, к которой юноша был предназначен с детства, не требовала существенной специализации по сравнению с деятельностью, которой занимались его сородичи. Уже мальчиком он учился у старших седлать коня, ездить верхом, пасти скот и т. д.

Сходный характер носила социализация молодого человека в русской деревне вплоть до 30-х гг. ХХ в. Крестьянину не требовалось никакого образования для того, чтобы осуществлять традиционные виды сельскохозяйственной деятельности. Поэтому его переход из детского состояния во взрослое происходил также очень рано и почти незаметно. В 16 - 17 лет он зачастую уже считался “мужиком”, поскольку имел собственную семью, нес тягло (платил подати) в качестве члена общины, участвовал в деревенских сходах.

Иначе происходила социализация личности в дворянской среде. Ведь дворянин с детства готовился к государственной службе в качестве офицера либо чиновника. Следовательно, он должен был овладеть функциями, требовавшими довольно существенного образования в области математики, грамматики, иностранных языков и т. д. Соответственно усложнению служебных функций усложнялось и образование, а значит, удлинялись сроки социализации.

В настоящее время эти сроки также связаны со сложностью общественно значимой деятельности, которой предстоит заниматься в своей жизни молодому человеку. Для сельского механизатора, например, или заводского рабочего, избравшего одну из массовых профессий, достаточно иметь неполное среднее образование и окончить профессиональные курсы либо профтехучилище. Настройщик радиоаппаратуры, наладчик станков с числовым программным управлением, мастер участка, воспитатель детского дошкольного учреждения уже должны иметь специальное среднее образование, без которого они не смогут квалифицированно осуществлять свои трудовые функции. На инженера, учителя, журналиста, врача надо учиться 4 - 6 лет в высшем учебном заведении. Соответственно увеличению сроков профессионального обучения растягиваются и сроки социализации личности.

Сложность процесса социализации во многом обусловлена тем, что социальные нормы, социальные ценности, знания, профессиональные умения и навыки формируются у молодого человека в разные отрезки времени и в разных контактных группах (микросредах). Последние, представляющие собой те или иные социальные институты, выступают в данном случае как специфические институты социализации. К основным институтам социализации относятся семья, система образования, трудовой коллектив.

Важнейшей функцией семьи, присущей последней как институту социализации, является формирование у молодой личности системы социальных норм и ценностей. Родители преимущественно воспроизводят в своих детях те нормы и ценности, которые присущи им самим, одновременно передавая также, в определенной степени, знания и умения, которыми владеют.

Система учебных заведений (детсад, средняя школа, профессионально-техническое училище, среднее специальное учебное заведение, вуз), для которой функция института социализации является основной, участвует преимущественно в формировании у молодой личности общих и специальных знаний, духовной культуры. Одновременно, будучи выразителями интересов общества в целом, а не отдельных групп, учебные заведения стремятся также участвовать в процессе усвоения учащимися социальных норм и ценностей. Наконец, на завершающем этапе профессионального обучения учебные заведения обеспечивают формирование у молодых людей соответствующих умений.

Однако ни семья, ни учебное заведение в современном обществе не могут обеспечить завершение процесса социализации личности, поскольку последняя остается в рамках указанных институтов социализации преимущественно объектом социального воздействия. Действительное же освоение молодой личностью социальной действительности, становление ее в качестве полноценного члена общества возможно только в процессе перехода к самостоятельной практической деятельности в тех или иных видах совокупного общественного производства, где данная личность выступает уже как субъект социальных отношений. В качестве основного института социализации здесь выступает, прежде всего, коллектив. Именно в коллективе нормы, ценности, знания и умения, освоенные личностью, приобретают относительно завершенный характер, поскольку выходят здесь на уровень повседневной практической реализации. Коллектив же является и сферой формирования у личности навыков трудовой и иной социальной деятельности, благодаря которым данная личность прочно закрепляется в социальной структуре общества.

Рассмотренные выше специфические институты социализации способны осуществлять индивидуальный подход к формирующейся личности, основанный как на учете ее особенностей, так и на возможности обратной связи с ней. Этого нельзя сказать о таком существенном социальном институте, как средства массовой информации, которые оказывают значительное влияние на процесс социализации молодого поколения. Печать, радиовещание и, особенно, телевидение осуществляют воздействие на сознание людей в одностороннем порядке, рассматривая своих читателей, слушателей, зрителей преимущественно в качестве однородной массы.

Одной из важнейших особенностей средств массовой информации как факторов социализации является то, что они распространяют в массах знания, нормы и ценности, которые присущи социальной группе, определяющей содержание передаваемой информации, то есть, прежде всего, творческой интеллигенции. Это способствует, в определенной степени, уменьшению различий в уровне духовной культуры представителей разных социальных групп, общему подъему такого уровня в обществе. Но существует и противоположная тенденция в деятельности средств массовой информации, порожденная коммерциализацией информационной сферы. Все большее распространение получает в настоящее время печатная и видеопродукция, несущая в массы нормы и ценности, которые характерны для духовно неразвитых слоев и групп населения. То же можно сказать и о таком мощном факторе социализации, как художественная литература.

У представителей разных социальных групп, прежде всего профессиональных, процесс социализации завершается в разные сроки, в зависимости от сложности выполняемых функций. Например, молодой рабочий, крестьянин, чабан становятся взрослыми, совершенно самостоятельными людьми уже примерно к двадцати годам, тогда как инженер, учитель, врач - к двадцати пяти - тридцати годам. Однако такая взрослость ограничена преимущественно рамками профессиональной и социальной среды, к которой они принадлежат. Стоит рабочему поступить в вуз в качестве студента, либо учителю перейти в тот же вуз в качестве преподавателя, как они вновь как бы переходят из взрослого состояния в молодость. Так происходит потому, что опыт прежней деятельности недостаточен при переходе к новой деятельности, требующей иного, более высокого уровня знаний, умений и навыков. При этом, одновременно с изменением социального положения личности, происходит усвоение ею новых социальных норм, изменение ценностных ориентаций. Если, например, для рабочего привычным является обращение к окружающим на " ты", а его жизненные ценности связаны, прежде всего, с миром приобретаемых предметов потребления, то для людей, занятых в сфере умственного труда, более характерны уважительное обращение к людям в процессе общения и ориентация на ценности интеллектуального характера.

Таким образом, сроки социализации личности неизбежно удлиняются в соответствии с переходом этой личности с одной ступени социальной лестницы на другую. Опытный начальник цеха может стать молодым директором завода, дипломат с многолетним опытом - молодым министром иностранных дел. Даже работники науки, вплоть до достижения ими сорокалетнего возраста, зачастую считаются молодыми учеными. И наоборот, теряя прежний социальный статус, переходя к менее сложным видам трудовой деятельности, человек приспосабливается к новым условиям, изживает прежние нормы и ценности, неприемлемые в этих условиях. Процесс социализации, таким образом, находится в тесной взаимозависимости с процессом социальных перемещений, который может происходить на протяжении едва ли не всей жизни личности.

Незавершенность процесса социализации личности означает для такой личности серьезную опасность остаться на обочине социальной жизни общества. Ведь человек лишь тогда может претендовать на устойчивое положение в социальной среде, когда он соответствует всем основным требованиям, предъявляемой данной средой к его деятельности и поведению. Недостаток знаний и умений обрекает его на второстепенные роли в избранной сфере деятельности, несет в себе угрозу потери работы. Несовпадение личностных ценностных ориентаций с ценностными ориентациями, присущими окружающей социальной среде, почти неизбежно обрекает человека на положение изгоя. А неприятие индивидом выработанных обществом социальных норм вообще ставит этого индивида вне общества. Если проанализировать, например, уровень социального развития лиц, осужденных за уголовные преступления, то легко обнаружить, что они, достигнув зрелого возраста, фактически так и не стали по-настоящему взрослыми людьми.

Процесс социализации личности в каждом конкретном случае индивидуален. Однако он подчинен ряду объективных закономерностей, среди которых наиболее существенной является, как следует из изложенного выше, обусловленность основных факторов социализации характером и спецификой общественного разделения труда в той социальной среде, где протекает жизнедеятельность личности. Ведь формирующаяся личность осваивает преимущественно те нормы, ценности, знания, умения и навыки, которые вырабатываются в окружающей ее социальной среде в качестве необходимых условий участия людей в совокупном общественном производстве.

По мере углубления общественного разделения труда, усиления специализации трудовых функций людей происходит рост требований общества к деятельности этих людей. Поэтому каждое новое поколение застает более сложные условия социальной жизни, по сравнению с предыдущим поколением. Соответственно возрастает и сложность процесса социализации личности.

Г Л А В А III

СОЦИОЛОГИЯ КЛАССОВЫХ

ОТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ


Поделиться:



Популярное:

  1. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  2. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  3. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  4. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 781–799.
  11. Альтернативные формы поведения, чувства и жизни
  12. Антисоциальная (социопатическая) личность


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1037; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь