Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социальная сущность классовых



Отношений

Среди всех потребностей человека важнейшими, как известно, являются витальные (биологические) потребности, без удовлетворения которых невозможно его существование как живого существа, а также материальные потребности, то есть потребности в вещах и услугах, опосредствующих удовлетворение витальных потребностей. Средства к существованию, представляющие собой совокупный объект витальных и материальных потребностей, на протяжении всей истории человечества выступали в качестве основной цели деятельности людей. Вполне естественно, поэтому, что среди всех социальных качеств личности важнейшим для самой личности, в большинстве случаев, является то качество, которое отражает ее возможности по удовлетворению указанных потребностей. Само же подобное удовлетворение, то есть потребление человеком материальных благ, предполагает участие этого человека, в той или иной форме, также в процессе производства, распределения и обмена этих благ. Таково объективное следствие процесса общественного разделения труда, лежащего в основе любых социальных связей в обществе.

Именно из данного факта Маркс вывел тезис о том, что среди всех социальных отношений важнейшими, базисными являются производственные отношения, то есть отношения производства, обмена, распределения и потребления материальных благ. Именно они, в первую очередь, определяют сознание и поведение людей. В основе же указанных отношений лежат различия в источниках существования людей. Эти различия всегда порождали острые социальные противоречия, проявляющиеся в форме войн, революций, восстаний, забастовок, преступлений и т. д. Каждый шаг человечества по пути экономического прогресса сопровождался усилением таких противоречий.

Марксу принадлежит и заслуга научного обоснования причин, порождающих социальные конфликты. В " Немецкой идеологии", а также в " Экономическо-философских рукописях 1844 года" он сделал ряд важнейших теоретических выводов, которые подтверждаются всем ходом исторического развития общества. Что же это за выводы?

Во-первых, развитие материальных производительных сил, происходящее в форме разделения труда, осуществляется стихийно, поскольку стихийно, естественноисторическим путем складывается и само общество. Так происходит в силу разрыва между интересами отдельных людей и интересами общества в целом. Каждый человек стремится удовлетворить свои жизненные потребности, что является условием его существования. Формой же такого удовлетворения выступает потребление тех или иных благ. Но интересы общества в целом состоят как раз в обратном - в том, чтобы люди создавали эти блага. Пока жизнедеятельность людей протекала в рамках первобытных общин, противоречия между производством и потреблением отсутствовали, либо подавлялись общинной психологией, поскольку в условиях крайней скудости средств к существованию они могли привести к разрушению и гибели таких общин. Когда же, в результате начавшегося процесса общественного разделения труда, стали появляться излишки производимых продуктов, последовал распад общинных связей и взаимоотношения между людьми стали приобретать все более противоречивый характер.

Во-вторых, в силу стихийности процесса общественного разделения труда, за каждым человеком во все большей степени закреплялся определенный круг деятельности. Поэтому большую часть необходимых для существования продуктов человек был вынужден получать в обмен на продукт, производимый им самим. Следовательно, само существование человека стало зависеть от множества других людей, каждый из которых тем или иным образом участвовал в производстве совокупного общественного богатства. В итоге человек перестал быть полным хозяином своей жизни. Отношения производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, связавшие общество в единую экономическую систему, стали сильнее отдельного индивида, подчинили его себе. Отныне, как заметил Маркс, " собственное деяние человека становится для него чуждой, противостоящей ему силой, которая угнетает его, вместо того, чтобы он господствовал над ней" 40. Продукт труда, прежде покорный воле человека, превратился в " какую-то вещную силу, господствующую над нами, вышедшую из-под нашего контроля, идущую вразрез с нашими ожиданиями и сводящую на нет наши расчеты" 41.

Так произошло потому, что продукт труда человека, прежде служивший удовлетворению его собственных потребностей, стал отныне служить другим людям. Чем большее количество труда вкладывал человек в этот продукт, тем большей ценностью последний становился для общества. Данный продукт, произведенный уже не для непосредственного потребления, а для обмена на другие продукты, как бы аккумулирует живой труд, превращается в овеществленный труд, имеющий теперь общественную ценность. Но сам человек при этом теряет такую ценность, все более превращается всего лишь в средство осуществления материального производства. Общество он интересует лишь постольку, поскольку производит тот или иной продукт.

Данное явление, порожденное стихийным характером процесса общественного разделения труда, Маркс назвал отчуждением труда. Впервые понятие " отчуждение" употребил Г. Гегель. Однако последний видел отчуждении лишь отчуждение духа, сознания от человеческого бытия. Маркс же в работе " Экономическо-философские рукописи 1844 года" показал, что отчуждение есть социальный процесс, для которого характерно превращение деятельности человека и результатов такой деятельности в самостоятельную силу, господствующую над человеком и враждебную ему. Сущность отчуждения труда состоит в том, что овеществленный труд, то есть продукт труда, становится для человека важнее, чем живой труд, а, следовательно, важнее и носителя этого труда, то есть другого человека. Продукты как бы " вклиниваются" в отношения между людьми, опосредствуют данные отношения. Соответственно отчуждение человека от собственного труда означает его отчуждение от другого человека, от общества в целом.

Объективно отчуждение труда является неизбежным результатом процесса разделения труда в сфере материального производства. Средневековый ремесленник, например, сам изготовлял тот или иной продукт и обменивал его на другие продукты, нужные ему. Мануфактурный рабочий в раннебуржуазную эпоху, посредством осуществления живого труда, участвовал в изготовлении продукта совместной деятельности многих рабочих, получая в качестве вознаграждения лишь минимум средств к существованию. А на современном механизированном промышленном предприятии рабочий является всего лишь придатком машины, простым агентом производственного процесса. В каждый продукт теперь вложен труд огромного числа людей. Однако эти люди нужны обществу преимущественно лишь в подобном качестве. Трудовая деятельность теряет для них человеческий, то есть общественный смысл, превращается исключительно в условие поддержания их физического существования.

Здесь отчуждение труда доходит до своего естественного предела, означая уже полное отчуждение частичного работника от общественных целей и ценностей. "...Рабочий, - писал по этому поводу Маркс, - относится к продукту своего труда как к чужому предмету. Ибо при такой предпосылке ясно: чем больше рабочий выматывает себя на работе, тем могущественнее становится чужой для него предметный мир, создаваемый им против самого себя, тем беднее становится он сам, его внутренний мир, тем меньшее имущество ему принадлежит. Рабочий вкладывает в предмет свою жизнь, но отныне эта жизнь принадлежит уже не ему, а предмету" 42 .

Таким образом, отчуждение труда означает, в конечном счете, отчуждение человека от его собственной человеческой сущности, которая проявляется, прежде всего, в созидательной деятельности. Главное место в сознании и поведении человека все более занимает потребительская деятельность, отражающая его биологическую, то есть, фактически, животную сущность. Рабочий, по меткому выражению Маркса, " только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает, а когда он работает, он уже не у себя”43.

Конечно, не всякое разделение труда порождает отчуждение. Развивая рассматриваемую концепцию Маркса, российский философ Г. С. Батищев выделяет в процессе разделения труда разделение деятельности и предметную специализацию деятельности. При этом данный автор указывает, что разделение деятельности “есть не что иное, как разделение самого человека, превращение человеческих индивидов в “частичных индивидов”. При таком “раздроблении” конкретность человека для своей теоретической реконструкции требует собирания и критического синтеза многих и многих изуродованных, искалеченных индивидов, ставших “обломками” человека”44. Специализация же, как пишет тот же автор, “сама по себе вовсе не “делит”, не “расщепляет” человеческую деятельность, а лишь означает ее сосредоточение как целостной и обладающей всей полнотой своих имманентных определений на особенных предметах. Обогащение спектра специализированной деятельности есть всеисторическое выражение прогресса природного и культурного предметного богатства человека. Специализация, а не унификация — путь этого прогресса“45.

Разделение деятельности и предметная специализация деятельности, таким образом, фактически представляют собой две сущностные стороны совокупного процесса общественного разделения труда, выступая тем самым, как уже отмечалось, в качестве важнейших законов социальной жизни общества. Совершенно очевидно, что именно разделение деятельности обусловливает, в конечном счете, отчуждение труда. Предметная специализация деятельности также находит отражение в социальных различиях между людьми, которые, однако, опосредствованы не распределением материальных благ, а самим процессом труда. Здесь на первый план выступают различия в характере и особенностях удовлетворения общественных потребностей личности, среди которых важнейшей является потребность в деятельностной самореализации.

Отчуждение труда, таким образом, характерно для тех видов общественно полезной деятельности, которые связаны с закреплением за разными людьми операций, направленных на совместное изготовление какого-либо продукта. Здесь оно выступает в качестве одного из важнейших общесоциологических законов, который, как будет показано ниже, лежит в основе социально-классовых отношений между людьми. Те же виды трудовой деятельности, которые носят целостный, а не частичный характер, объективно не порождают отчуждения их носителей от результатов данной деятельности. Они несут в себе потенциальную возможность самостоятельного творчества, осуществляемого в интересах общества. Эта деятельность направлена не на предмет, а на человека. Таков труд педагога, ученого, врача, артиста, художника, конструктора и т. д. Даже такие сферы деятельности, как торговля и бытовое обслуживание населения, при определенных условиях создают возможность творчества, а значит, сами по себе не порождают отчуждения. Вместе с тем нельзя забывать, что в обществе, где большинство самодеятельного населения так или иначе участвует в совокупном процессе товарного производства, отчуждение неизбежно распространяется, в той или иной степени, на сознание и поведение всех людей.

Отчуждение людей от продуктов трудовой деятельности, порожденное разделением такой деятельности, отнюдь не является абсолютным. Сам факт отчуждения уже предполагает, что производимый работниками продукт переходит к другим людям, тем, кто его не производит, но имеет возможность присвоить благодаря своему особому положению в системе общественного разделения труда.

Пока люди могли обеспечить себя лишь минимальным количеством материальных благ, никто, кроме них самих, не мог присваивать эти блага. Но уже появление у первобытных людей излишков производимых продуктов сверх физиологически допустимого минимума потребления создало возможность перераспределения этих излишков. Ведь чем больше человек ограничивался кругом специализированной деятельности, тем меньше возможностей у него оставалось для других занятий, тем сильнее была его зависимость от окружающих его общественных отношений. В силу стихийности процесса общественного разделения труда всегда находились люди, стремившиеся присвоить себе излишки продуктов чужой трудовой деятельности посредством вооруженного насилия, хитрости, использования суеверий и предрассудков. Пользуясь своим превосходством, они постепенно заняли в системе общественного разделения труда место, прямо противоположное тем, кто непосредственно производил материальные блага. Закрепление этими людьми за собой особого, привилегированного положения произошло потому, что в обществе возникло особое отношение между людьми, подчинившее себе все остальные отношения.

Сущность этого отношения К. Маркс охарактеризовал следующим образом: "...Посредством отчужденного труда человек порождает не только свое отношение к предмету и акту производства как чуждым и враждебным ему силам, - он порождает также и то отношение, в котором другие люди находятся к его производству и его продукту... Подобно тому, как он свою собственную производственную деятельность превращает в свое выключение из действительности, в кару для себя, а его собственный продукт им утрачивается, становится продуктом, ему не принадлежащим, точно так же он порождает власть того, кто не производит, над производством и над продуктом. Отчуждая от себя свою собственную деятельность, он позволяет другому человеку присваивать деятельность, ему не присущую" 46.

Таким образом, общественное отношение, позволяющее людям, не производящим продукты, присваивать себе эти продукты, отнимая их у тех, кто данные продукты производит, объективно обусловлено процессом общественного разделения труда в сфере материального производства. Оно представляет собой, наряду с отчуждением труда, сущностную сторону разделения совокупной деятельности людей. Это есть основное экономическое отношение, присущее обществу на всем протяжении развития цивилизации - отношение частной собственности.

Содержание данного отношения состоит в том, что каждый человек имеет собственный источник (либо несколько источников) получения материальных благ, без чего он не смог бы существовать. При этом одни люди имеют самостоятельные источники существования - средства производства, другие же ничего не имеют и вынуждены продавать свою рабочую силу собственникам, получая взамен средства к жизни. Таким образом, частная собственность представляет собой отношение между участниками процесса совокупного общественного производства, обусловленное их отношением к средствам производства.

Отношение частной собственности - специфическая форма общественного разделения труда, роль которого в развитии человеческого общества носила определяющий характер. Ведь если бы люди, производившие материальные блага, присваивали себе эти блага целиком, человечество до сих пор оставалось бы на уровне первобытнообщинного строя. Закрепление за работниками специализированных функций в рамках системы общественного разделения труда, усложнение связей между ними с необходимостью предполагали все более существенное регулирование как производственных, так и социальных процессов.

Сами непосредственные производители материальных благ в таком регулировании принимать участие не могли в силу жесткого закрепления за ними специфических трудовых функций. Поэтому функцию управления брали на себя собственники средств производства, не участвовавшие непосредственно в трудовом процессе. Конечно, делали это они всегда в собственных интересах. Но, будучи заинтересованы в увеличении количества присваиваемых ими материальных благ, собственники способствовали совершенствованию принадлежавших им средств производства, а значит, и развитию производительных сил общества. Ведь для такого развития всегда требовалась концентрация в руках немногих людей значительных материальных средств, которая реально возможна только в форме присвоения большого количества продуктов чужого труда.


Поделиться:



Популярное:

  1. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 111–130.
  2. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 130–140, 260–263.
  3. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 16, 17, 33–34, 35.
  4. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 314–332.
  5. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 332–354.
  6. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 40–44, 47, 51, 53–54, 56, 81–82, 85, 92, 95–96.
  7. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 588–663.
  8. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 666–692.
  9. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 728–779.
  10. Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 781–799.
  11. Антисоциальная (социопатическая) личность
  12. Б.Л. Губман // Практикум по философии: Социальная философия. – Минск, 2007. – С. 706–709.


Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 582; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь