Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
РАЗДЕЛ 4. КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО
Человек – существо общественное. Человек – существо культурное. Оба этих утверждения принимаются как аксиомы и описывают уникальность, внеприродность нашего положения в мире. Однако как соотносятся между собой две сферы, к которым мы в равной степени принадлежим? Переживается ли эта двойственность как конфликт? Несмотря на то, что дефиниция общества представляет для социологии примерно такую же проблему, как определение культуры для культурологии, сформулируем рабочее определение данного понятия. Под обществом мы будем понимать совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, определенную форму социальных отношений[155]. Однако совместная деятельность и тем более социальные отношения невозможны без общих целей и ценностей. Следовательно, общество возникает из хаотичной толпы там и тогда, где и когда появляются нормы и регулятивы. Любое общество можно описать и понять только лишь через призму присущей ему системы значений, норм, ценностей. Однако значения, нормы и ценности суть компоненты культуры, которая получает реализацию только в социальных взаимодействиях людей. Поэтому общество и культура связаны отношениями взаимообусловленности. Культура необходима обществу. Среди функций культуры особое место принадлежит двум функциям, которые направлены не столько на отдельного человека, сколько на социум в целом. Это функции интеграции и самоидентификации. Интегрирующая функция связана с тем, что культура формирует основания устойчивого коллективного существования. В качестве такого основания может выступать язык, религия, а также более частные феномены культуры. Например, в Средние века в Европе интегрирующую функцию выполнял этикет. «Назначение этикета ограничивалось узким кругом людей, принадлежавших к высшему сословию феодального общества, и за пределы этого сословия не выходило»[156]. Этикет был по существу замкнутой субкультурой высшего сословия и, в этом смысле, элитарной культурой. Этикет задавал стандарты и каноны не только поведения, но и всего образа жизни дворянства, приводя его к «общему знаменателю»: надо было «вести себя как все», и «жить как все», и чтобы «все было как у всех» < …> Даже мотивация выполнения этикетных норм связывалась уже не с разумностью и полезностью, как это было в античности, а, прежде всего, с корпоративностью: «так должен поступать настоящий рыцарь, дворянин»[157]. Дополняет интегративную функцию функция самоидентификации людей в коллективе. Эта функция зеркальна по отношению к предыдущей, только если в первом случае она направлена от человека к коллективу, то функция самоидентификации – от коллектива к человеку. Это принятие и реализация тех норм, ценностей и моделей поведения, которые свойственны определенной социальной общности. Человек воспринимает себя как русского, как дворянина, как образованного человека в той степени, в какой он соответствует общим представлениям о русском, о дворянине, об образованности. При этом уровень, на котором происходит выработка этих общих ценностей и моделей поведения, может быть самым разным. С одной стороны, самоидентификация может происходить на уровне разделяемых ценностей. Осознание себя как русского человека может быть связано с принятием ценностей и норм поведения православия, с эмоциональным переживанием ключевых моментов истории страны. Однако не менее устойчивыми основаниями порой оказываются повседневные привычки. Так, канадские молокане[158], которые давно утратили все признаки связи с этносом вплоть до языка, продолжают считать себя русскими по одной причине – они пьют чай с вареньем, а так, по их мнению, только русские делают. Нормативная сфера культуры Одной из центральных задач, постоянно стоящих перед обществом, является сохранение его целостности и стабильности. Для поддержания стабильности и устойчивости обществу необходимы ориентиры. Единство той или иной общности обеспечивается наличием норм. Культурная норма – это стандарт культурной деятельности, регулирующий поведение людей, свидетельствующий об их принадлежности к конкретным социокультурным группам и выражающий их представление о желательном, должном. Иными словами, культурные нормы определяют правила поведения, принятые в данном обществе, а также утверждают идеалы и эталоны культуры. В норме всегда содержится информация об эталонах красоты, нравственности, храбрости, и пр., бытующие в данном обществе. Представления об идеальном человеке по данным норм существенно разнятся в различных обществах. У древних майя новорожденной девочке на несколько дней ко лбу и затылку привязывали две плоские дощечки: лоб ребенка становился плоским, отступающим назад. А к ее волосам на уровне глаз подвешивался шарик из каучука, и она вырастала косоглазой. Таковы были здесь стандарты красоты. Подобным образом различались моральные ценности в Афинах и Спарте. Афиняне осуждали любое насильственное присвоение чужой собственности, в то время как в спартанцах воспитывалось умение добывать хлеб насущный любыми способами вплоть до кражи, но считалось позорным самому заниматься производительным трудом. В статусе идеала или эталона культурные нормы становятся ценностями – особо уважаемыми и почитаемыми представлениями о том, как должен быть устроен мир и каким должен быть человек. Некоторые эталоны в виде требований фиксируются письменно и составляют своды кодексов чести дворянина, самурая, рыцаря и т. д. Другие закрепляются в устном предании народа и передаются из поколения в поколение через рассказы и обучение. Нормы, с одной стороны, требуют следования социально одобряемым образцам, а с другой – выступают в качестве запретов. Это не значит, что каждая культурная норма обладает двумя сторонами. Одни нормы выступают только как призывы, советы или пожелания, а другие, напротив, лишь как запрещение. Культурные нормы указывают меру необходимости в человеческих поступках; служат ожиданиями в отношении будущего поступка; контролируют отклоняющееся поведение; служат образцами, эталонами поведения. Они формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства. Таким образом, нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют: как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Нормативная сфера культуры представляет собой сложное многосоставное образование. Нормы различаются по сфере их применения. Некоторые из них распространяются на все общество, другие же имеют хождение лишь в определенных социальных группах. Различна и строгость их соблюдения. Ряд норм создается, утверждается и поддерживается специальными институтами. Это так называемые институциональные нормы. Примером такого рода норм служат нормы права. Они разрабатываются органами законодательной власти государства, утверждаются ими, издаются в виде разнообразных кодексов (Трудового, Административного, Уголовного). Их соблюдение контролируется специальными органами (полицией). Наконец, нарушение правовых норм вызывает санкции со стороны разветвленной системы институций, за их невыполнение предусмотрены определенные санкции (арест, конфискация имущества, тюремное заключение). Как правило, институциональные (в частности правовые) нормы регулируют то, что наиболее опасно для жизни человека в обществе. Другие нормы формируются в самом процессе совместной жизнедеятельности людей и массового общения и закрепляются в повседневной практике и обыденном сознании общества. Эти нормы получили название неинституциональных. К ним относятся в первую очередь моральные нормы и нормы этикета. Нормы бытового общения, нормы этикета в современном обществе не имеют столь серьезных санкций за их невыполнение. Например, нарушение этикетной субординации грозит человеку разве что порицанием со стороны окружающих[159]. При этом, чем мягче наказание за нарушение культурной нормы, тем шире область ее применения, и наоборот. Строго говоря, сами по себе институциональные нормы (в частности, нормы права) имеют лишь косвенное отношение к культуре. Однако можно говорить о культурном измерении этих норм, связанном с особенностями отношения к ним и их соблюдения в том или ином обществе. Это культурное измерение социальных норм фиксируется понятиями правовой и политической культуры. Правовая культура связана с реализацией норм права в конкретном обществе. Поскольку нормы права навязываются обществу государством, а не возникают в результате социальных и культурных конвенций, возможен конфликт между культурными нормами и правовыми установлениями. В результате возможен так называемый правовой нигилизм, наиболее точно отраженный в народной пословице «Закон что дышло: куда повернул, туда и вышло». Так, в России веками формировалось пренебрежительное отношение к закону, который воспринимался как противоречащий культурным традициям, моральным нормам и просто соображениям здравого смысла. Противоположным образом складываются отношения между «обычным правом» и законодательно установленными нормами в Соединенных Штатах Америки, где следование норме права укоренилось в системе ценностей. Аналогичная ситуация складывается и в сфере политики, где степень реализации культурных норм в политическом процессе определяется понятием «политическая культура». Нужно заметить, что проявления собственно культуры в политике всегда проблематичны. Проблематичность эта не означает того, что культура никогда не может воплощаться в политической жизни. На данный момент считается, что о высоком уровне политической культуры можно говорить там и тогда, где и когда в обществе существует высокая степень цивилизованности политической деятельности и политических отношений, в политической деятельности и политических отношениях реализуются ценности культуры и происходит реальная демократизация в сфере политики[160]. Культура располагает несколькими нормативными подсистемами, каждая из которых отличается как по сфере действия, так и по строгости норм и контроля над ними. Наиболее репрезентативны здесь этикет и мораль. Регулирование повседневных взаимодействий осуществляется при помощи норм этикета. Эти нормы действуют в сфере социально-коммуникативных взаимодействий людей, обеспечивая возможность совместного существования, взаимодействия и общения. Этикет регулирует не просто отношения индивида и общества, а взаимодействия людей разного статуса, занимаемого ими в той или иной социальной группе. Принято считать, что этикет призван гармонизировать отношения в обществе. Стала уже хрестоматийной фраза Д.С. Лихачева: «В основе всех хороших манер лежит одна забота – забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо»[161]. Безусловно, соблюдение норм этикета способствует предотвращению конфликтов. Однако его назначение этим не исчерпывается. Этикет, с одной стороны, позволяет осуществить интеграцию людей, а с другой – подчеркивает их социально-статусные и коммуникативные различия (пол, возраст, общественное положение, степень знакомства или родства). Нормы этикета носят обязательный и всеобщий характер, поскольку в них содержится императив, требующий соблюдения всеми членами определенного общества или социальной группы. При этом нормы этикета внедряются анонимно, от лица всего общества[162]. Ключевым звеном нормативной системы культуры выступает мораль – совокупность норм, ценностей, идеалов, установок и др., которые регулируют человеческое поведение с целью сохранить общество как целостность. Специфика морали как нормативной подсистемы культуры заключается в том, что она представляет собой сугубо духовный способ регуляции человеческих отношений. Если право использует физические и экономические санкции, то мораль – только силу личного примера, апелляцию к разуму и совести. Можно сказать, что это идеальный способ регуляции человеческих отношений, поскольку апеллирует не к внешним силам, а к человеческому в человеке. Мораль, начиная с греческой античности, понималась как мера господства человека над самим собой, показатель того, насколько человек ответствен за себя, за то, что он делает. Но в реальной жизни это часто самая неэффективная форма. Она неэффективна при недостаточно развитых чувствах и разуме людей и если сами моральные нормы и ценности консервативны. Другая особенность морали как социального регулятора состоит в том, что это безынституциональный способ регуляции. В силу этого мораль вездесуща. Она проникает в такие отношения, которые недоступны другим системам регуляции. Нет ничего в человеческих отношениях, чего нельзя было бы оценить с точки зрения морали, в категориях добра и зла, справедливости, чести и пр. Моральные нормы каждого общества специфичны. Однако все их многообразие на протяжении всей истории человечества можно свести к так называемому «золотому правилу» нравственности, которое по-разному формулируется в разных культурах, но смысл сохраняется неизменным: относись к другим людям так, как ты хочешь, чтобы они поступали по отношению к тебе. Согласно классификации культурных норм, разработанной американским социологом У.Г. Самнером, основу нормативной системы культуры составляют обычаи, нравы и законы. Нетрудно заметить, что в этой триаде институциональные нормы представлены только законами, в то время как обычаи и нравы принадлежат неинституциональной нормативной системе. Одной из форм проявления культурных норм является обычай. Обычай – это исходный, наиболее простой тип культурной регуляции на основе целостных привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенном месте и в определенное время. Такого поведения придерживаются все члены данного общества при данных обстоятельствах. Обычай выступает в качестве основного способа регуляции в примитивных обществах и устойчивой бытовой среде. Однако он сохраняется и в более развитых обществах. К обычаям можно отнести традиционные трудовые приемы, формы поведения, жизненного уклада, воспитания. Обычаи регулируют часы и условия приема пищи, сна, правила гигиены, пищевые предпочтения. Они большей частью не получают объяснения и могут не осознаваться членами коллектива. Так, в русской культуре существует обычай дарить на праздник нечетное число цветов. В традиционной культуре индийцев принято есть с ладони, в то время как для европейской и русской культур закрепился обычай есть с помощью приборов (первоначально пальцев, но не ладони). Обычай играет важную роль в воспитании, способствуя приобщению к культуре ребенка или взрослого в иной культурной среде. При этом суть поведения не объясняют, а просто знакомят с обычаем, который выполняет функцию обязательного для исполнения образца поведения. Термин «нравы» обозначает сложившиеся формы регуляции массового поведения. Нравы – стабильные, привычные, повседневные формы реализации должного в социально-культурных взаимодействиях, одобряемые общественным мнением той или иной группы людей, закрепленные и постоянно воспроизводимые в их социальной практике в различных сферах жизнедеятельности. Иными словами, нравы указывают, как принято поступать в данной социальной общности. Они могут иметь кодифицированные аналоги, а могут быть единственным образцом, задающим модель поведения, влияющим на наш выбор. Так, существует кодифицированная норма не переходить дорогу на красный свет. За нарушение этой нормы законом предусмотрены соответствующие санкции. Однако наряду с ней в российском обществе имеется и социально одобряемый вариант поведения, согласно которому если в обозримом пространстве нет ни автомашин, ни полицейских, то можно (и даже нужно) переходить улицу, а не стоять в ожидании зеленого сигнала. Однако регулятивные механизмы культуры не сводятся к вышеупомянутым формам. В истории культуры постоянно возникают другие культурные регулятивы: табу, ритуалы, обряды, мода, вкус и увлечения, верования и знания и др. Исторически первой формой нормативной регуляции было табу, то есть запрет или система запретов на совершение определенных действий (также на употребление некоторых слов, имен), нарушение которых карается «запредельными» силами. По строгости соблюдения табу имело характер закона, поскольку считалось, что его нарушение наносит вред всему сообществу. К числу первых и наиболее значимых для первобытного общества табу относились запреты на убийство соплеменника и на поедание мяса тотемного животного. Не менее значим в качестве культурного регулятора и ритуал – исторически сложившаяся форма неинстинктивного предсказуемого, социально санкционированного упорядоченного символического поведения, в которой способ и порядок действий строго канонизированы и не поддаются рациональному объяснению в терминах средств и целей. Большинство исследователей рассматривали ритуал как категорию религиозного поведения. С этой точки зрения ритуал отличается от обычая сферами действия. Если обычай регулирует поведение индивидов в повседневной жизни, то ритуал принадлежит сфере сакрального. Однако существует и иной подход, согласно которому между ритуальными актами и привычными действиями невозможно провести четкую границу, поскольку каждое действие имеет технический и ритуальный аспект. Эта идея была подхвачена социологом Э. Гоффманом, который рассмотрел повседневные действия как ритуалы и назвал их «ритуалы взаимодействия» (приветствие, прощание, разговорное взаимодействие). Эти ритуалы он связывал с развитием в современном обществе особого, религиозного по своей природе, культа, центральным священным объектом которого является человеческая личность. Поэтому о ритуале можно говорить в двух различных значениях. В первом случае к ритуалу относятся ритуалы погребения, существовавшие в Древнем Египте. При широком понимании ритуала можно говорить, например, о ритуале прощания (посидеть на дорожку, проводить до вокзала, поцеловаться на прощание, не мыть пол до прибытия) или о ритуале знакомства (представление, улыбка, рукопожатие, обмен соответствующими репликами). По мнению ряда ученых, ритуал выполняет 3 функции: запрета борьбы между членами группы, удержания их в замкнутом сообществе и отграничения данного сообщества от других групп. Ритуал сдерживает агрессию и сплачивает группу. Вместе с тем, он выполняет и функции, характерные для всех форм социальной регуляции, – сохранение и передачу культурного опыта. Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В них выражаются религиозные представления или бытовые традиции. Обряды относятся ко всем слоям населения. Обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением (крещение, наречение именем), свадьбой (сватовство, выкуп невесты, помолвка), вступлением в новую сферу деятельности (воинская присяга, посвящение в пионеры, в студенты, в рабочие) или переходом в другой возраст (инициация), смертью (погребение, отпевание, поминки). Обряд связан с действием. Все множество рассмотренных выше видов культурных норм составляет нормативную систему культуры. Норма, как правило, консервативна. Любая норма всегда хранит память о прошлом культуры, недавнем или относящимся к давно ушедшим временам. Динамика норм характеризуется постепенным ускорением. Нормативные системы великих культур прошлого и настоящего сохраняли свою устойчивость на протяжении очень долгого времени. Благодаря им сохранялось духовное единство нации, этническое самосознание и способность народа к постоянному творческому поиску. Однако действие любой нормы не абсолютно. Норма переживает период зарождения, утверждения, потом теряет стабильность и начинает разрушаться. Разрушение одних норм всегда сопровождается созданием новых. Особой подвижностью отличаются нормы права, призванные реагировать на актуальные опасности нарушения стабильности в обществе. Нормы же морали и этикета более традиционны, и изменения в них происходят значительно медленнее. Не случайно в современном этикете существует немалое количество правил, которые невозможно объяснить с точки зрения современной культуры. Например, считается неприличным при разговоре размахивать руками; болтать ногами, сидя за столом; крутиться по сторонам или вертеть головой; кривляться, громко смеяться. Эти запреты восходят к архаичной культуре, в которой существовали строгие правила, предписывавшие особо строгие правила поведения людям с наиболее высоким статусом – вождям, верховным жрецам, позднее царям. Универсальными чертами поведения такого человека считались замедленность движений (вплоть до полной неподвижности, статичности), тихий голос, сдержанность в проявлении эмоций, прямой, неподвижный взгляд, сведенная к минимуму жестикуляция. На сохранение этой нормы и направлены приведенные правила. Показательно, что с точки зрения современного общества динамичность, способность быстро переключаться с одного дела на другое, быть одновременно в нескольких местах – безусловно одобряемые качества, которые указывают на успешность человека. Однако в сфере этикета мы все равно ориентируемся на требования малоподвижности. Сейчас нормативная сфера культуры представляет собой мозаику, составленную из норм различных социальных групп. Поскольку современное общество в культурном плане представляет собой образование скорее гетерогенное, нежели гомогенное, в нем постоянно возникает напряжение и конфликты между различными системами норм и ценностей. Эти системы могут относиться к субкультурам, и тогда мы говорим о культурном конфликте между разными этническим группами (русскими и кавказцами, американцами и индейцами), разными поколениями (конфликт отцов и детей), между законопослушными гражданами и преступниками (ценности криминальной культуры и нормы доминирующей). Конфликт может возникнуть между не успевшим сойти с исторической сцены старым и активно выдвигающимся новым. Такого рода противоречие присуще быстро изменяющимся обществам. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 763; Нарушение авторского права страницы