Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Использование программы «doub2»



Программа «doub2» предназначена для решения задач линейного программирования.

Рассмотрим применение программы «doub2» на нашем примере.

Целевая функция для первого игрока выглядит следующим образом:

.

Ограничения для первого игрока:

Для решения имеющейся задачи ее необходимо привести к каноническому виду путем введения дополнительных переменных. Работа с данной программой подразумевает, что эти переменные должны быть неотрицательными, поэтому все неравенства сначала необходимо умножить на (-1):

Теперь введем дополнительные переменные (при этом неравенства превращаются в равенства):

После запуска программы необходимо ввести на ее запрос через запятую число ограничений m и число переменных n (в нашем примере m=3, n=6). Далее через «Enter» (по строкам) вводятся коэффициенты ограничений. На последней строке вводят коэффициенты целевой функции (с обратным знаком при решении задачи на отыскание максимума целевой функции).

Наш пример при вводе в программу выглядит следующим образом:

 

3, 6 «Enter»

-100 «Enter» -119 «Enter» -88 «Enter» 1 «Enter» 0 «Enter» 0 «Enter» -1 «Enter»

-81 «Enter» -100 «Enter» -119 «Enter» 0 «Enter» 1 «Enter» 0 «Enter» -1 «Enter»

-112 «Enter» -81 «Enter» -100 «Enter» 0 «Enter» 0 «Enter» 1 «Enter» -1 «Enter»

1 «Enter» 1 «Enter» 1 «Enter» 0 «Enter» 0 «Enter» 0 «Enter» 0 «Enter»

 

После этого на экране появятся результаты вычислений:

Z1 = 3, 7E-003 Z2 = 2, 3E-003 Z3 = 3, 8E-003 Z4 = 0 Z5 = 0 Z6 = 0

L = 9, 9E-003

Y1 = 3, 7E-003 Y2 = 2, 3E-003 Y3 = 3, 8E-003.

Здесь Yi - двойственные оценки для второго игрока.

 

Библиографический список

 

1. Теория прогнозирования и принятия решений. Учеб. Пособие / Под ред. С.А. Саркисяна. М.: Высш. Школа, 1977.

2. Терехин В.И., Федотов Н.И. Модели оптимального планирования и управления РЭП. Рязань: РРТИ, 1979.

3. ЭММ и деловые игры в экономике и планировании промышленности: Методические указания к выполнению лабораторных работ по экономическому циклу / Под ред. В.И. Терехина. Рязань: РРТИ, 1987.

Лабораторная работа № 7

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ СТОХАСТИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Цель работы

1.1. Изучить основные элементы теории статистических решений.

1.2. Изучить методику принятия решений в условиях стохастической неопределенности в случае когда проведение экспериментов невозможно и с использованием экспериментов.

 

 

Общие положения

При решении задач принятия решения часто неопределенность бывает обусловлена нашей недостаточной осведомленностью об условиях, в которых будет проводиться операция, и свойствах объектов, участвующих в ней. Например, могут быть заранее неизвестны: погода в некотором районе, покупательский спрос на некоторый вид продукции, объем перевозок на железной дороге и т.д.

Во всех такого рода случаях неопределенность зависит не от сознательного противодействующего нам противника, а от неизвестной нам объективной действительности, которую в теории принятия решений принято называть природой.

“Природные” неопределенные факторы относятся к неопределенным факторам стохастической природы. Вопросами принятия решений в условиях неопределенных факторов стохастической природы занимается прикладная математическая дисциплина, называемая теорией статистических решений. Оперирующую сторону называют статистиком, а сами ситуации - играми статистика с природой, или статистическими играми.

Общая постановка задачи принятия решений в условиях неопределенности, обусловленной незнанием “природы”, такова. Пусть имеет место некая операция, в которой активно действующая сторона может реализовать одну из m возможных стратегий: x1, x2,.., xm. Операция протекает в условиях природы, относительно состояния которой можно сделать n предположений. Возможные состояния природы П1, П2,..., Пn будем рассматривать как стратегии природы. Выигрыш статистика aij (проигрыш природы) при каждой паре стратегий (xi, Пj) известен и задан в виде матрицы выигрышей А= :

xi \ Пj П1 П2 …. Пn
x1 а11 а12 …. a1n
x2 а21 а22 …. a2n
…... …. ….. …. …..
xm am1 аm2 …. amn .

 

Кроме матрицы выигрышей исследователь может располагать некоторой априорной информацией о вероятностях возможных состояний природы, заданной в виде вектора Q=(qj), , где qj - вероятность состояния Пj. Эти вероятности могут быть известны исследователю с различной точностью в зависимости от степени изученности ситуации. В отдельных случаях исследователь может располагать возможностью проводить специальные эксперименты с целью уточнения вероятностей возможных состояний природы.

Задача состоит в том, чтобы выбрать такую стратегию оперирующей стороны, которая является оптимальной.

Прежде чем приступать к решению игры с природой, целесообразно постараться ее упростить, уменьшив ее размерность за счет отбрасывания дублирующих и явно невыгодных стратегий. Отличие от стратегических игр в том, что отбрасывать явно невыгодные стратегии следует только за статистика.

После предварительного анализа матрицы во многих случаях бывает целесообразно перейти от матрицы выигрышей к так называемой матрице рисков, поскольку матрица выигрышей может вносить некоторые искажения в наши представления об относительной выгодности той или иной стратегии.

Риском rij игрока при пользовании стратегией xi в условиях Пj называется разность между максимальным выигрышем, который он мог получить, если бы достоверно знал, что имеет место состояние Пj, и выигрышем при использовании стратегии xi в условиях Пj:

, (1)

где - максимально возможный выигрыш игрока при состоянии природы Пj, т.е.

. (2)

Величина служит мерой благоприятности для игрока j-го состояния природы.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 628; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь