Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1.Семья как объект социальной работы.



Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

МЕТОДИЧЕСОКЕ ПОСОБИЕ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ЧАСТЬ 2»

 

 

по направлению подготовки 040400 «Социальная работа»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

 

 

Код дисциплины по учебному плану

Трудоемкость учебной дисциплины 2 зачетных единицы (кредита)

 

Санкт-Петербург

 

 

Содержание.

Аннотация 2

Методические указания для студентов 2

Глава 1. Семья как объект социальной работы 3

Глава 2. Социальная защита детства. 14

Глава 3. Социальная работа с пожилыми людьми 23

Глава 4. Социальная работа с молодежью 31

Глава 5. Девиантное поведение

Как проблема социальной работы 41

Глава 6. Социальная работа

В систем е здравоохранения 52

Глава 7. Социальная работа в сфере труда и занятости 59

Аннотация.

В учебно-методическом пособии охарактеризованы основные направления социальной работы как с различными группами населения, так и в разных сферах жизнедеятельности общества. Проанализированы различные, проблемы, с которыми сталкиваются клиенты социальной работы. Предпринята попытка дать объяснение источников этих проблем. Описаны формы и виды социальной работы, как способы решения трудной жизненной ситуации клиентов.

Методические указания для студентов

1. Студент должен изучить материал курса по главам, изложенный в учебном пособии «Теория социальной работы. Часть 2.»

2. После каждой главы учебное пособие содержит вопросы для самопроверки и литературу, которые следует внимательно проработать.

Глава 5. Девиантное поведение как проблема социальной работы.

Виды анормативного поведения

Девиантное поведение не причиняет слишком большого вреда окружающим. Оно направлено против самих субъектов девиации (бродяги, бомжи, профессиональные нищие).

Тяжелые формы девиации – алкоголизм, наркомания, проституция, суицид. Их особенность в том, что жертвами становятся не только сами субъекты, но и близкие люди.

Социальная опасность девиации заключается в ее способности создавать предпосылки для возникновения более серьезных форм асоциального поведения.

 

Деликвентное поведение предполагает нарушение норм позитивного права. Это всегда правонарушения причиняющие вред отдельным гражданам, обществу, государству. Разрушающий потенциал направлен на социокультурную среду, окружающую правонарушителя.

Криминальное поведение – наиболее опасное, представляет угрозу для общества и граждан.

Девиация может быть и положительная, легальная, имеющая сверхнормативный характер (самоотверженность, подвижничество, святость). Все это укрепляет социальную систему.

 

Деликвентное поведение опасно своей типичностью, массовостью. Если им не противодействовать, то они способны распространиться, обретать характер типовых поведенческих моделей, превращаться в широко практикуемые способы нарушений правовых норм.

 

Криминальное поведение. Между психологией законопослушного гражданина и психологией преступника нет принципиальных различий. Психика обоих функционирует по тем же самым законам. Различия начинаются на самых высоких уровнях – в мотивационных сферах, соприкасающихся с областями нравственных и экзистенциональных вопросов человеческого существования. Криминальное сознание противопоставляет общепринятой системе морально-правовых ценностей собственную иерархию ценностей и норм. Аргументация разворачивается в двух направлениях. С одной стороны – азартные нападки на традиционных ценности, а с другой – попытки теоретически и даже философски обосновать правомерность собственных притязаний.

 

 

Разрушительная природа преступления проявляется в том, что оно направлено не только против конкретных граждан, но и против самих субъектов преступлений, поскольку разрушают остатки того лучшего, социально ценного, что еще продолжает сохраняться в их личностях.

Основные философские аргументы, оправдывающие позицию криминального сознания:

1. Бессмыслица бытия и отсутствие в мире каких-либо объективных и общеобязательных нормативных начал.

2. Неустранимость мировых дисгармоний, где все изначально уродливо искажено и потому, нет разницы между добродетелью и пороком, подвигом и преступлением.

3. Принципиальное несовершенство человека, наличие неустранимых антропологических изъянов, с силой рока толкающих людей на преступления.

4. Трансгрессивность, не позволяющая человеку существовать только в пределах определенных социальных нормативов и постоянно провоцирующая на нарушения запретов.

5. Подверженность человека внешним воздействием естественных, социальных и метафизических причин, превращающих его в преступника.

6. Существование особого разряда людей с выдающимися интелектуально-волевыми качествами, возвышающимися над остальными и потому имеющими право нарушать общепринятые нормы морали и права.

 

Криминальное сознание может отличаться совершенной чуждостью каким-либо формам рефлексии, чрезвычайной узостью общего кругозора. Отсюда неумение видеть и учитывать альтернативы своим действиям. А также привычка ссылаться на неодолимую силу внешних обстоятельств.

Преступная среда культивирует нормы и ценности, которые были заимствованны из арсеналов древних войнов-варваров. Сюда входят:

1. Культ грубой физической силы.

2. Отношение к оружию как атрибуту настоящего мужчины и установка на искусное владение им.

3. Пренебрежительное отношение к боли, смерти, карам, которыми грозят власти.

4. Презрение к «типичным» представителям цивилизованного порядка, обычным честным труженикам.

5. Верность воровскому закону и непримиримое отношение к отступникам.

6. Гедонистический культ прожигания жизни, отсутствие развитой психологии накопителей-собственников.

 

Таким образом, преступный мир выглядит как своеобразный архипелаг неоварварства, состоящий из множества островов архаических нравов, сохраняющихся в пространстве современной цивилизации.

Современный преступник принадлежит одновременно двум мирам, варварскому и цивилизованному. Он предоставляет возможность властвовать над собой началам архаическим. Варварство способно сочетаться у него с достижением технической цивилизации.

Преступный мир – это особая форма социальности. Внутри нее недопустима вседозволенность, там господствует жесткая нормативность.

Санкт-Петербургский Государственный Институт

Психологии и Социальной Работы

 

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

МЕТОДИЧЕСОКЕ ПОСОБИЕ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ЧАСТЬ 2»

 

 

по направлению подготовки 040400 «Социальная работа»

(квалификация (степень) «бакалавр»)

 

 

Код дисциплины по учебному плану

Трудоемкость учебной дисциплины 2 зачетных единицы (кредита)

 

Санкт-Петербург

 

 

Содержание.

Аннотация 2

Методические указания для студентов 2

Глава 1. Семья как объект социальной работы 3

Глава 2. Социальная защита детства. 14

Глава 3. Социальная работа с пожилыми людьми 23

Глава 4. Социальная работа с молодежью 31

Глава 5. Девиантное поведение

Как проблема социальной работы 41

Глава 6. Социальная работа

В систем е здравоохранения 52

Глава 7. Социальная работа в сфере труда и занятости 59

Аннотация.

В учебно-методическом пособии охарактеризованы основные направления социальной работы как с различными группами населения, так и в разных сферах жизнедеятельности общества. Проанализированы различные, проблемы, с которыми сталкиваются клиенты социальной работы. Предпринята попытка дать объяснение источников этих проблем. Описаны формы и виды социальной работы, как способы решения трудной жизненной ситуации клиентов.

Методические указания для студентов

1. Студент должен изучить материал курса по главам, изложенный в учебном пособии «Теория социальной работы. Часть 2.»

2. После каждой главы учебное пособие содержит вопросы для самопроверки и литературу, которые следует внимательно проработать.

Глава 1.Семья как объект социальной работы.

Семья в трудной жизненной ситуации.

«Всякая семья составляет часть государства» Аристотель.

Положение семьи в обществе определяется дуальностью отношений. С одной стороны, для успешного функционирования общества необходима устойчивая, стабильная семья, с другой, для развития семьи нужны условия, которые обеспечивает государство.

Термин «трудная жизненная ситуация» отражает невозможность субъекта справиться с определенными нежелательными обстоятельствами жизни самостоятельно. Таковыми обстоятельствами являются:

1. Внешние, средовые, принуждающие семью к смене привычного места и образа жизни, сопровождающихся моральными и материальными потерями, например, вынужденная миграция.

2. Внутренние, ограничивающие возможности полноценной жизни в семье и в обществе ее членов, это – инвалидность, безработица.

3. Обстоятельства, связанные с проблемами воспроизведения личностного потенциал членов семей, например социальная некомпетентность, правовая, педагогическая неграмотность.

Все это в совокупности обусловливает появление категорий семей, которые характеризуются социальной уязвимостью и определяются как семьи группы риска.

Данное определение отражает их социальную неустойчивость, связанную с балансированием между положением как достаточным для нормального функционирования и положением, характеризующимся сдерживанием и(или) невозможностью выполнения своих прямых функций.

Преодоление трудной жизненной ситуации должно идти как со стороны общества через государственную социальную политику, так и со стороны самой семьи через полноценную реализацию своих функций.

 

 

Трансформация семьи как социального института.

Трансформация семьи как социального института, регулирующего сексуальные отношения происходит в четырех направлениях:

1. Рождаемость (число детей).

2. Отношение к вступлению в брак.

3. Отношение к расторжению брака.

4. Нуклеаризация (деление) семей и межпоколенные отношения.

Семья как социальный институт достаточно инертен и находится еще в индустриальном обществе, а не в информационном.

В современном обществе семья продолжает выполнять важные социальные функции, однако она более не является необходимым условием выживания человека (как когда-то род, община). Современный человек перестал быть социально, экономически и профессионально зависим от семьи. Он может жит, удовлетворять свои потребности, достигать поставленных целей независимо от наличия или отсутствия семьи.

Американский футуролог Д.Коатс дает такие характеристики современной семьи:

1. Пары живут без брака, смешанные семьи, приемные дети, суррогатные родители, возможно клонированные эмбрионы.

2. Люди нетрадиционной сексуальной ориентации создают семьи.

3. Альтернатива одиночеству – группы с половой близостью или без нее.

4. Семьи с одним родителем.

5. Женщины рожают ребенка в более позднем возрасте.

6. Родители ведут полноценную жизнь и после взросления детей.

7. Группы по интересам – новые формы несемейного общения.

8. Новые формы труда создают в семье конфликт интересов, которые проявляется чаще, чем поддержка.

9. Анонимность в городе исключает социальное давление на семью.

Семья как социальный институт отмирает и теряет свои позиции в обществе.

 

 

Отрицательные стороны семейной жизни:

1. Необходимость много работать для обеспечения материального благополучия семьи.

2. Необходимость вести домашнее хозяйство.

3. Ответственность за благополучие других членов семьи.

Все это препятствует законному оформлению отношений между мужчиной и женщиной и созданию семьи.

Между наличием детей в семье и удовлетворенностью браком имеется отрицательная связь:

1. После рождения ребенка супружеская пара переживает серьезный кризис, негативный эффект которого увеличивается с увеличением членов семьи.

2. Существуют проблемы принятия и исполнения родительской роли.

3. Уменьшается частота и качество межличностного взаимодействия между супругами из-за необходимости уделять больше времени детям.

4. Возникает конкуренция между родительской и профессиональной ролью особенно у женщин, ориентированных на карьеру.

5. Ребенок является узлом который связывает те семьи, которые бы без детей давно распались.

Данные причины можно считать существенными для большого количества пар при рассмотрении вопроса о деторождении.

Внешние социальные условия как источник внутренних проблем семьи.

Немецкий социолог Ульрих Бек в книге «На пути к новому модерну» пишет:

«Распределение ролей по признакам пола есть основа индустриального общества, а вовсе не какой-то традиционный пережиток, от которого ничего не стоит отказаться.»

«С одной стороны, работа по найму имеет предпосылкой работу по дому, а производство товарной продукции – формы и ролевые распределения малой семьи. Индустриальное общество в этом смысле зависимо от неравного положения мужчин и женщин. С другой стороны, это неравенство противоречит принципам модерна и в континууме процессов модернизации становится проблематичным и конфликтным.»

«С одной стороны, мужчины и женщины в поисках «собственной жизни» высвобождаются из традиционных форм и ролевых распределений. С другой стороны, истончившиеся социальные связи толкают людей к поискам партнера, к поискам счастья вдвоем. Потребность в разделенной задушевности, заявленная идеалом брака и партнерства, вовсе не изначальна. Она растет вместе с утратами, которые приносит индивидуализация, ибо утраты суть обратная сторона возможностей. В итоге прямой путь из брака и семьи – большей части рано, а не поздно – ведет опять туда же, и наоборот.»

«Во всех формах совместной жизни женщин и мужчин проступают конфликты эпохи, всегда являющие там свое приватное, частное лицо. Но семья – только место, а не причина происходящего.»

«Вместе с вопросом об ответственности за детей решается и вопрос о профессиональной карьере супругов, а значит, и об их теперешней будущей экономической зависимости и независимости со всеми вытекающими отсюда последствиями, опять-таки различными для мужчин и для женщин. Такие возможности решения имеют личную и институциональную сторону. Иными словами, отсутствие институциональных решений (например, отсутствие детских садов и скользящий рабочий график, недостаточное социальное обеспечение) во много раз усиливает частные конфликты, и наоборот, институциональные меры снимают частные трения между полами. Вот почему частные и политические стратегии разрешения конфликтов надлежит рассматривать в их взаимосвязи».

«Отцовство никогда не являлось настоящим препятствием для профессионального образования, напротив, принуждало к нему. Иными словами, все те компоненты, которые вырывают женщину из традиционной женской роли, у мужчин отсутствуют. Отцовство и профессия, экономическая самостоятельность и семейная жизнь в обстоятельствах мужской биографии не являются противоречиями, которые необходимо отвоевывать и удерживать вопреки условиям в семье и обществе, более того, в традиционной мужской роли их соединимость задана и обеспечена».

«Брак и семья держаться не столько на материальном фундаменте и на любви, сколько на страхе перед одиночеством. Именно одиночество, которое грозит и внушает страх за пределами, при всех кризисах и конфликтах, наверное, и составляет самый надежный фундамент брака».

«Оказавшись перед выбором из двух крайностей – семья или несемья, - все больше число людей теперь выбирает третий путь: противоречивую, плюралистическую суммарную биографию на переломе. Это биографический плюрализм жизненных форм, т.е. смена семей, соединенная и прерываемая другими формами совместной или одинокой жизни, становится (парадоксальной) нормой общности и противостояния мужчин и женщин в условиях индивидуализации».

«С одной стороны, рынок труда требует мобильности без учета личных обстоятельств. Брак и семья требуют прямо противоположного. Если до конца додумать рыночную модель современности, то в основе ее предполагается бессемейное и безбрачное общество. Чтобы обеспечить свое экономическое существование, каждый должен быть самостоятелен и свободен для требований рынка. Рыночный субъект в конечном счете – одинокий индивид, не «отягощенный» партнерством, браком и семьей. Соответственно, развитое рыночное общество – еще и общество бездетное, ну разве что дети растут подле мобильных одиночек».

«Все что бьет по семье извне – рынок труда, система занятости, право и т.д., - с необходимостью извращается и коверкается, принимая облик личного. В семье (и всех ее альтернативах) возникает поэтому системно обусловленное ложное представление, будто именно в ней самой заключены нити и рычаги, с помощью которых можно изменить нынешнее фатальное неравенство полов для конкретной пары».

«Психологи (и психотерапия), сводящая недуг, принявший ныне массовый характер, к индивидуальной истории социализации на стадии раннего детства, приходит к короткому замыканию. Когда люди сталкиваются с конфликтами, вытекающими из заданных жизненных форм, когда совместная их жизнь перестает быть примером для подражания, нельзя сводить их недуг к одним только упущениям и установкам в истории их индивидуального развития. Секс, брак, эротика, родительство в условиях освобождения из модернизованных сословно-половых статусов мужчин и женщин во многом связаны с социальным неравенством, профессией, рынком труда, политикой, семьей и укорененными в них бесперспективными формами жизни. Психологии еще предстоит осуществить такую историзацию и общественно-исторический пересмотр собственных форм мышления, если она не станет цепляться за кажимость выгодной ей индивидуализации, а увидит наконец, что причины проблем (таятся) не таятся в людях, которые имеют эти проблемы».

«Мнимой альтернативе «восстановления семьи» или «сквозного рынка» мы противопоставим третий путь – путь сдерживания и затормаживания рыночных отношений, связанный с целенаправленным осуществлением социальных форм жизни».

«Ведомству по вопросам труда и биржам труда не худо бы организовать для семей консультации по выбору профессии и обеспечению рабочих мест. Предпринимателям (государству) тоже следовало бы не только рассуждать на словах о «семейных ценностях», но и помогать их стабилизации посредством моделей супружеской занятости (возможно по целому комплексу мероприятий сразу)».

«Необходимо по-новому дать людям социальную возможность совместной жизни. Растерявшая свои социальные связи малая семья демонстрирует невероятную интенсификацию труда. Многое, что можно бы с большей легкостью разрешить сообща, в рамках нескольких семей, превращается в постоянную нагрузку, если человек противостоит этому в одиночку.

Желание нескольких семей съехаться и быть мобильным сообща, исключается уже в силу планировки квартир, домов, жилых кварталов».

«Конструкции самостоятельности становятся тюре мной решеткой одиночества».

Проблемы семьи как источник проблем в обществе.

С начала 70-х годов ХХ века семья стала рассматриваться в связи со многими значимыми криминологическими проблемами:

1. Внутрисемейные преступления.

2. Влияние семьи не преступления несовершеннолетних.

3. Влияние семьи на отдельные виды преступной деятельности (насильственная, корыстная, «беловоротничковая», организованная).

4. Институт семьи как комплекс причин массового воспроизводства преступлений.

5. Предупреждение преступлений посредством воздействия на семью.

Эти проблемы в их взаимосвязи образовали предмет новой криминологической отрасли, изучающей относящиеся к семейной сфере причины воспроизводства массового преступного поведения, внутрисемейные преступления, а также реакцию на то и другое со стороны общества в целях сдерживания преступности.

Развитие семейной криминологии в последнее время связано с изучением проблем жестокого обращения в семье с детьми, а также насилия против старших членов семьи, в частности, против пожилых.

Во всем мире дети подвергаются в семье насилию, которое попадает под признаки различных преступлений против личности.

Однако старшие, жестоко обращающиеся с детьми, в силу сложившихся стереотипов поведения и отсутствия соответствующей правоприменительной практики не всегда осознают что они нарушают уголовный закон. Многие из этих преступлений, особенно если они не влекут смерти или существенного вреда здоровью потерпевших, остаются неизвестными для окружающих и не влекут соответствующей реакции.

Значительная часть причин преступного поведения независимо от его вида лежит в социальной сфере семейных отношений на разных ее уровнях.

В американской криминологии семейная детерминация преступного поведения сводится к господству мужчин в обществе и семье (феминистская теория), к передающейся от родителей к детям склонности мужчин к насилию над женщиной (теория семейных систем), к неспособность некоторых субъектов жить в обществе вследствие алкоголизма и психических расстройств (психопатологическая теория).

У российских специалистов сформировалась своя теория противоречий института семьи. Согласно этой теории социальные противоречия в сфере семьи и отношения между полами имеют существенное значение для воспроизводства преступлений.

Могут быть названы следующие причины массового совершения преступлений:

1. Противоречия между мужчинами и женщинами, касающиеся притязаний на главенство.

2. Противоречия половой морали.

3. Различия в материальном положении семей.

4. Противоречия между профессиональной и семейной ролью женщины.

5. Несовпадение у мужчин и женщин ориентации материального порядка.

6. Значительное число имеющегося в обществе несемейного населения.

7. Массовый распад супружеских пар.

Парадокс семейных отношений заключается в том, что счастье и несчастье приходят из одного источника: агрессия оказывается проявлением заботы, унижение – необходимым компонентом любви. И в замкнутой системе, каковой является семья, жертве, связанной чувствами привязанности и вины, некуда деться.

Необходимо, чтобы российское общество осознало значимость негативной стороны института семьи. Тогда лучшей уголовной политикой станет социальная политика, которая должна противодействовать семейным причинам преступности. Это и помощь малообеспеченным семьям, и поддержка материнства и детства.

Специалистами ставится вопрос об учебных программах школьного и дошкольного воспитания детей, заблаговременной подготовки их к семейной жизни и общению с противоположным полом. Предполагается воспитание взаимного уважения и терпимости между полами а также освоение навыков контроля за своими эмоциями обучение мирному урегулированию конфликтов.

Работа с конкретными криминогенными семьями предполагает достаточно полный их учет, регистрацию в полиции и органах социальной защиты, оказания им психологической и иной помощи.

Обширный опыт накоплен в США. Наиболее эффективными средствами предупреждения насилия в семьях является не репрессивные меры (арест), а назначаемые судами в качестве альтернативы уголовному наказанию программы-тренинги для лиц, совершивших насильственные действия. Этими программами открывается перспектива «терапевтического» правосудия.

В нашей стране (в советское время) работали специальные добровольные дружины по профилактике преступлений, совершаемых на семейно-бытовой почве, существовали пункты охраны общественного порядка и товарищеские суды.

Известно, что во многих странах именно с коммунальной превенцией связываются большие надежды. Модель скоординированной деятельности в общине признается лучшей моделью противодействия семейным факторам преступности.

Проблемы семьи.

В самом общем смысле к основным проблема семьи можно свести следующие: Социально-экономические, социально-бытовые, социально-психологические, проблемы рождаемости и планирования семьи, проблемы стабильности современной семьи, проблема семейного воспитания, проблемы семей группы риска.

Семья может быть функциональной, которая справляется со своими функциями и дисфункциональной – не справляется. Например, подросток уходит за пределы семьи в поисках себя. Уходит – рискует – возвращается. Семья при этом является надежным тылом где его всегда ждут. В дисфункциональной семье ребенок играет роль медиатора. Родители его не отпускают, мотивируя это своей заботой. Отсюда конфликт.

Проблемы различных видов семей:

1. Многодетные семьи. Финансовые проблемы, проблема трудоустройства родителей, жилищная, психологические – старшие дети рано взрослеют (короткое детство), часто дети предпочитают общаться внутри семьи а не с другими детьми.

2. Неполные семьи. Проблема совмещения ролей отца и матери в одном лице, проблема воспитания и социализации детей, проблема создания новой семьи, дети часто имеют опыт негативных, трагических переживаний.

3. расширенная семья. Жилищная проблема, внутриролевые и межролевые конфликты в семье.

4. Молодые семьи. Родители слишком озабочены материальной стороной жизни и обеспечения ребенка, и недооценивают роли своей личности в воспитании ребенка.

5. Полная семья. Проблема может скрываться за видимой нормальностью, например, психологическое насилие над детьми.

6. Семьи с детьми инвалидами. Часто присоединяется проблема неполных семей, повторный брак маловероятен. Родители не верят в выздоровление ребенка и тем самым лишают его такой возможности.

Виды социальной помощи семье.

1. Телефон экстренной психологической помощи. В 1958 году английский священник Чад Вара основал службу, названную в последствии «телефон доверия». Он объявил свой номер телефона, с там, чтобы все отчаявшиеся могли ему позвонить. Вскоре возникло движение «Самаритяне», философия которых построена на уважении и терпимости по отношению друг к другу. В СССР первые службы телефонов экстренной психологической помощи были созданы в конце 70-х годов при Московском суицидологическом центре. В 1991 году была основана Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи, которая входит в состав Международной федерации телефонной экстренной помощи.

2. Семейное и индивидуальное консультирование. При этом обязательно учитывается тот момент, что семья - это единый организм и работать с ним нужно как с единицей.

3. Долговременная работа с семьей: супружеское консультирование и психотерапия, а так же консультирование по вопросам детско-родительских отношений. Часто работа с семьей начинается с обращения родителей по поводу проблем с ребенком.

4. Методики активной работы с пожилыми, инвалидами и их родственниками.

5. Индивидуальная и групповая работа с подростками из проблемных семей.

6. Возвращение человека в семью после курса реабилитации в детском или кризисном стационаре.

7. Социальный патронат семьи.

8. Профилактическая работа, основанная на активизации собственных ресурсов и возможностей семьи (семинары, спортивные праздники, фестивали творчества, дни подростка оздоровительные мероприятия)

9. Редко применяются методики выездной помощи семье как форма немедленного реагирования на кризисную ситуацию.

Основная проблема социальной работы с семьей состоит в том, чтобы социально адаптировать не только отдельных людей, но целые семьи и даже группы семей, для того чтобы семья стала выполнять свои социальные функции, прежде всего – первичной социализации. Рождение детей, жилье, образование и прочее – это важно, но это все конкретно-исторические детали и частности, которые в конкретно-исторической ситуации могут меняться в зависимости от региона, страны и т.д.

Жилищная, правовая, юридическая помощь – все это важно, и это нужно делать ежедневно и постоянно. Но, при этом социальным работникам необходимо понимать, что в работе с каждой конкретной семьей важно не просто обуть, или еще как-то материально помочь семье, но важно научить саму семью присвоить ценность «семья», понять, что они в ответе за свою жизнь и жизнь своих детей.

Ответственность за свою судьбу и судьбу своих близких есть главный показатель успешности процесса первичной социализации и социализации в целом. Семья все более и более уступает свое место институтам вторичной социализации, которые не могут заменить семью. Но если семья, не имеющая четких ценностных ориентаций в этом мире, осуществляет процесс первичной социализации, это приводит к росту девиантного поведения.

Поэтому главная цель социальной работы с семьей является восстановление семьи как института первичной социализации человека. Ибо полноценное восстановление этой важнейшей функции семьи сможет обеспечить в дальнейшем эффективную социализацию целых поколей, для которых вновь семья и дети станут ценностью, а не обузой, а выживание сменится радостью бытия и совместных переживаний, счастливых минут в родной семье.

Об эффективности социальной помощи семье можно будет судить по снижению уровня разводов, правонарушений, бездомности, алкоголизма, наркомании и других девиаций.

Вопросы и задания:

1. Охарактеризуйте семью. Попавшую в трудную жизненную ситуацию.

2. В чем заключается кризис современной семьи?

3. Как Вы считаете, институт семьи отмирает или трансформируется?

4. Каким образом внешняя социальная ситуация влияет на внутренние проблемы семьи?

5. Каким образом институт семье может негативно влиять на общество, при каких обстоятельствах и сценариях жизни семьи?

6. Перечислите проблемы различных видов семьи.

7. Какие существуют основные виды социальной помощи семье?

8. В чем главная цель социальной работы с семьей?

Литература:

1. Интеграция социально уязвимой семьи в современное российское общество Социологическое измерение. Ставрополь, 2011.

2. Крылов А.Н. Эволюция идентичностей. М., 2010.

3. Семейные узы: модели для сборки. Сборник статей. М.. 2003.

4. Социальная защита семьи и детства: учебно-методическое пособие. Составитель А.А.Воронов. СПб.. 2008.

5. У.Бек. На пути к новому модерну. М., 2003.

6. Шестаков Д.А. Криминология. СПб., 2006.

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1958; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.085 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь