Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Р. Декарт. «Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках»
Будучи моложе, я изучал немного из области философии – логику, а из математики – анализ геометров и алгебру – эти три искусства, или науки, как мне казалось, должны были служить намеченной мною цели. Но, изучив их, я заметил, что в логике ее силлогизмы и большинство других правил служат больше для объяснения другим того, что нам известно, или, как искусство Луллия, учат тому, чтобы говорить, не задумываясь о том, чего не знаешь, вместо того, чтобы познавать это. Хотя логика в самом деле содержит немало очень верных и хороших правил, однако к ним примешано столько вредных и излишних, что отделить их от этих последних почти также трудно, как извлечь Диану или Минерву из куска необработанного мрамора. Что касается анализа древних и алгебры современников, то, кроме того, что они относятся к предметам весьма отвлеченным и кажущимся бесполезными, первый всегда так ограничен рассмотрением фигур, что не может упражнять рассудок (entendement), не утомляя сильно воображение; вторая же настолько подчинилась разным правилам и знакам, что превратилась в темное и запутанное искусство, затрудняющее наш ум, а не в науку, развивающую его. По этой причине я и решил, что следует искать другой метод, который совмещал бы достоинства этих трех и был бы свободен от их недостатков. И подобно тому как обилие законов нередко дает повод к оправданию пороков и государство лучше управляется, если законов немного, но они строго соблюдаются, так и вместо большого числа правил, составляющих логику, я заключил, что было бы достаточно четырех следующих, лишь бы только я принял твердое решение постоянно соблюдать их без единого отступления. Первое - никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т.е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению. Второе - делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить. Третье – располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, восходить моло-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу. И последнее – делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено. Те длинные цепи выводов, сплошь простых и легких, каковыми геометры обычно пользуются, чтобы дойти до своих наиболее трудных доказательств, дали мне возможность представить себе, что и все вещи, которые могут стать для людей предметом знания, находятся между собой в такой же последовательности. Таким образом, если воздерживаться от того, чтобы принимать за истинное что-либо, что таковым не является, и всегда соблюдать порядок, в каком следует выводить одно из другого, то не может существовать истин ни столь отдаленных, чтобы они были недостижимы, ни столь сокровенных, чтобы нельзя было их раскрыть. Мне не составило большого труда отыскать то, с чего следовало начать, так как я уже знал, что начинать надо с простейшего и легко познаваемого. Приняв во внимание, что среди всех искавших истину в науках только математикам удалось найти некоторые доказательства, т.е. некоторые точные и очевидные соображения, я не сомневался, что и мне надлежало начать с того, что было ими исследовано, хотя и не ожидал от этого другой пользы, кроме той, что они приучат мой ум питаться истиной и никак не довольствоваться ложными доводами. Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т.1. М.: Мысль. 1989. С. 259-261. Вопросы для анализа 1. Декарт выдвигает четыре правила как необходимые условия логического мышления. Назовите эти правила и раскройте их смысл. 2. Какое место в этих правилах занимает принцип сомнения и очевидности? Поясните его значение в философии и методологии Декарта. 3. Связаны ли названные четыре правила с рационализмом и дедукцией Декарта? Если «да», то каким образом? 4. Какое значение для философии Нового времени имело логико-гносеологическое учение Декарта?
Философия эпохи Просвещения XVIII век получил название века Просвещения. Это эпоха распространения научных знаний, веры в неограниченные возможности человеческого разума, веры в прогресс и торжество гуманистических идеалов.
Просвещение, как широкое культурно-идеологическое течение общественной мысли, зарождается в Англии и затем охватывает многие европейские страны – Францию, Германию, Россию. Идеология Просвещения, в целом, носила антифеодальный характер, была направлена на критику религиозных предрассудков и церковного диктата в жизни индивида и общества. Для этой эпохи характерен девиз: «Все должно предстать перед судом разума! ». Исходные идеи эпохи Просвещения, связанные с культом науки и разума возникли еще в конце XVII века. Они ясно выражены в философии Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка, Р. Декарта. Эти мыслители выступали за свободу науки и философии от теологических ограничений. Просветители защищали право человека на автономию по отношению к государству, утверждали принцип свободного вероисповедания. Наиболее ярко Просвещение развернулось во Франции. Представители французской философии эпохи Просвещения – Вольтер (1694-1778 гг.), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778 гг.), Д. Дидро (1713-1784 гг.), П. Гольбах (1723-1789 гг.), К. Г ельвеций (1715-1771 гг.), Ш. Монтескье (1689-1755 гг.), Ж.О.Ламетри (1709-1751 гг.) и др. Их всех объединяет: -дух вольномыслия в отношении к феодальным принципам общественного устройства и католической церкви; -гуманистическая направленность и идеи социального равенства; -вера в прогресс – лучшее будущее человечества; -стремление практически способствовать прогрессу, искореняя предрассудки в умах людей и распространяя научные идеи. В целом, французское Просвещение отразило целый спектр актуальных проблем, выразившихся в различных концепциях: «естественная религия» (Вольтер, Дидро); механистический материализм (Гольбах, Ламетри, Гельвеций); теория общественного договора (Руссо, Кондорсе); философская антропология (Гольбах, Ламетри); философия истории (Вольтер, Монтескье) и др. Просвещение вселяло веру в прогресс и возможность переустройства общества в соответствии с идеалами разума. Просвещение подготовило духовно Великую французскую революцию 1789-1794 гг.
Тексты для анализа Ламетри. «Человек-машина» Человеческое тело — это заводящая сама себя машина, живое олицетворение беспрерывного движения. Пища восстанавливает в нем то, что пожирается лихорадкой. Без пищи душа изнемогает, впадает в неистовство и наконец, изнуренная, умирает. Она напоминает тогда свечу, которая на минуту вспыхивает, прежде чем окончательно потухнуть. Но если питать тело и наполнять его сосуды живительными соками и подкрепляющими напитками, то душа становится бодрой, наполняется гордой отвагой и уподобляется солдату, которого ранее обращала в бегство вода, но который вдруг, оживая под звуки барабанного боя, бодро идет навстречу смерти. Точно таким же образом горячая вода волнует кровь, а холодная — успокаивает. Как велика власть пищи! Она рождает радость в опечаленном сердце; эта радость проникает в душу собеседников, выражающих ее веселыми песнями, на которые особенные мастера французы. Только меланхолики остаются неизменно в подавленном состоянии, да и люди науки мало склонны к веселью. Сырое мясо развивает у животных свирепость, у людей при подобной же пище развивалось бы это же качество; насколько это верно, можно судить по тому, что английская нация, которая ест мясо не столь прожаренным, как мы, но полусырым и кровавым, по-видимому, отличается в большей или меньшей степени жестокостью, проистекающей от пищи такого рода наряду с другими причинами, влияние которых может быть парализовано только воспитанием. Эта жестокость вызывает в душе надменность, ненависть и презрение к другим нациям, упрямство и другие чувства, портящие характер, подобно тому как грубая пища создает тяжелый и неповоротливый ум, характерными свойствами которого являются леность и бесстрастность… В Швейцарии я знал одного судью, по имени Штейгер де Виттихгофен; натощак это был самый справедливый и даже самый снисходительный судья; но горе несчастному, оказывавшемуся на скамье подсудимых после сытного обеда судьи: последний способен бывал тогда повесить самого невинного человека. Мы мыслим и вообще бываем порядочными людьми только тогда, когда веселы или бодры: все зависит от того, как заведена наша машина. Иногда можно подумать, что душа имеет местопребывание в желудке… К каким только крайностям не приводит жестокий голод! Нет пощады плоти, которой мы обязаны жизнью или которой мы даем жизнь; мы раздираем ее зубами, справляем ужасный пир, и в этом исступлении слабый всегда является добычей более сильного… Надо быть слепым, чтобы не видеть неизбежного влияния возраста на разум. Душа развивается вместе с телом и прогрессирует вместе с воспитанием. У прекрасного пола на душу оказывает влияние также утонченность его темперамента; отсюда вытекают женская нежность, чувствительность, пылкость чувства, основанные в большей степени на страсти, чем на разуме; отсюда же женские предрассудки и суеверие, отпечаток которых изглаживается с большим трудом, и т. д. Напротив, мужчина, у которого мозг и нервы отличаются большей устойчивостью, обладает более подвижным умом, как и более подвижными чертами лица; образование, которого лишена женщина, увеличивает сверх того его душевную силу. Благодаря такому совместному действию природы и искусства он оказывается более способным к благодарности, более великодушным, более постоянным в дружбе и твердым в несчастье… История дает нам один замечательный пример могущественного влияния погоды. Знаменитый герцог Гиз1 был настолько убежден, что Генрих III2, во власти которого он находился много раз, никогда не решится убить его, что отправился в Блуа. Узнав об его отъезде, канцлер Шиверни воскликнул: " Погибший человек! " После того как роковое предсказание оправдалось, его спросили, на каком основании он его сделал. " Я знаю короля, — отвечал он, — уже двадцать лет; он от природы добрый и даже слабый человек; но я наблюдал, что в холодную погоду малейший пустяк приводит его в нетерпение и бешенство". У одного народа ум тяжеловесен и неповоротлив, у другого — жив, подвижен и проницателен. Это может быть объяснено отчасти различием пищи, которой они питаются, различием семени их предков3, а также хаосом различных элементов, плавающих в бесконечном воздушном пространстве. Подобно телу, дух знает свои эпидемические болезни и свою цингу. Влияние климата настолько велико, что человек, переменяющий его, невольно чувствует эту перемену. Такого человека можно сравнить со странствующим растением, самого себя как бы пересадившим на другую почву; если климат в новом месте будет другим, то оно или выродится, или улучшит свою породу. Мы всегда невольно заимствуем от тех, с кем живем, их жесты и их выговор, подобно тому как невольно опускаем веки под угрозой ожидаемого нами удара; причина этого та же, по которой тело зрителя машинально и против своей воли подражает всем движениям хорошего мима. Только что сказанное доказывает, что для человека, наделенного умом, лучшим обществом является собственное общество, если он не может найти общества себе подобных. Ум притупляется в обществе тех, кто его лишен, вследствие отсутствия упражнения: во время игры в мяч плохо отбивается тот мяч, который плохо подается. Я предпочитаю умного человека, лишенного всякого воспитания, лишь бы он был достаточно молод, тому, который получил дурное. Плохо воспитанный ум подобен актеру, которого испортила провинция. Итак, различные состояния души всегда соответствуют аналогичным состояниям тела… Ламетри Ж.О. Сочинения. – М.: Мысль, 1983. – С.183-186. Вопросы для анализа 1. Выделите основную мысль данного отрывка из сочинения Ламетри. Укажите, какие аргументы приводит автор для доказательства своего тезиса. Пояснения к тексту: 1 Гиз Генрих (1550-1588) – герцог Лотарингский, вождь Католической лиги, один из организаторов Варфоломеевской ночи. 2 Генрих III (1551-1589) – король Франции с 1574 г. 3 История животных и людей доказывает влияние семени отцов на ум и тело детей.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 1834; Нарушение авторского права страницы