Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


I.1. Кинематограф: от «механического примитива» к искусству



Имена: Л. Деллюк, Л.Ж. Люмьер, О.Л.М.Н. Люмьер, В.Б. Шкловский.

Кинофильмы:

Ø «Выход рабочих из завода Люмьер» (1895, Л.Ж. Люмьер, О.Л.М.Н. Люмьер).

Проблемы:

Искусств самих по себе как явлений природы нет – существует свойственная человеку потребность в искусстве. Эта потребность удовлетворяется по-разному – в разные эпохи, у разных национальностей, в разных культурах. Отдельные элементы природы, входящие в построение человеческого быта, изолируются и, подвергнутые специальной культуре, становятся основой того или другого искусства. Как материал искусства эти элементы должны обладать некоторыми качествами или «способностями» и быть в некоторых, особых отношениях к быту. Эти отношения меняются – меняются и самые формы искусства, и самая их группировка.

Кино стало искусством не сразу. В его истории надо различать два момента: изобретение аппарата, при помощи которого оказалось возможным воспроизводить на экране движение, и использование это аппарата для превращения фотографической ленты в кинофильму. В первой стадии кинематограф был только аппаратом, механизмом; во второй – он стал своего рода инструментом в руках оператора и режиссёра. И то и другое явилось, конечно, не случайно. Первое явилось естественным результатом технических усовершенствований в области фотографии, второе – естественным и необходимым результатом новых художественных требований. Первое относится к области изобретений, развивающихся по законам своей логики; второе – можно отнести скорее к числу открытий: оказалось, что киноаппарат может быть использован для организации нового искусства – и именно такого искусства, потребность в котором давно назрела.

Изобретатели киноаппарата вряд ли думали, что они создают условия для организации нового искусства. Характерно, что прошло около 20 лет, прежде чем кинотехника была осознана как техника киноискусства. В первые годы интерес был сосредоточен на самой иллюзии движения. Кино воспринималось как технический фокус и не шло дальше принципа движущейся фотографии. Ни о сценариях, ни о монтаже не было речи. До 1897 г. не думали даже о склеивании кусков. Техническое усовершенствование аппарата как такового стояло в центре внимания.
Кинолента, не превосходившая 17 метров, воспроизводила какую-нибудь одну сценку – вроде «Выхода рабочих из завода Люмьер». Долгое время основное место в кинорепертуаре занимали «видовые» картины – своего рода движущиеся открытки. Это была примитивная стадия бытовых сценок и ландшафтов (определилась, между прочим, «фотогеничность» воды). К этим первоначальным жанрам скоро присоединились комические картины, сыгравшие большую роль в деле осознания кино как искусства: обходясь, благодаря самому существу комического, без сложных мотивировок и фабульных сплетений и оперируя обыкновенным бытовым материалом, они вместе с тем создали первичную основу для будущих кинотрюков и выработали ряд типичных шаблонов, необходимых для кинограмоты. Но принцип движущейся фотографии всё же был главным и единственным.

Изобретение киноаппарата, собственно говоря, вдохнуло новую жизнь в самую область фотографирования, до тех пор очень ограниченную. Обыкновенная фотография, при всех своих тенденциях стать «художественной», не могла занять самостоятельного положения среди искусств, поскольку она была статична и потому только «изобразительна». Рядом с графикой, предоставляющей художнику достаточно свободы для осуществления разнообразных замыслов, фотография, естественно, оказывалась чем-то подсобным, чисто техническим, не обладающим качествами «стиля». Поэтому она крепко вошла в обиход, в быт и не имела перед собой никаких других перспектив. Киноаппарат динамизировал фотографический снимок, превратив его из замкнутой, статической единицы в кадр – в бесконечно малую долю движущегося потока. Тем самым, впервые в истории, «изобразительное» по своей природе искусство получило возможность развёртываться во времени и оказалось вне конкуренции, вне классификации, вне аналогий. Ассоциируясь разными своими элементами и с театром, и с графикой, и с музыкой, и с литературой, оно вместе с тем явилось как нечто совершенно новое. Механические средства фотографии (светотень, съёмка вне фокуса, размеры снимка и проч.) получили новое значение, став средствами особой киноречи. Вместе с развитием кинотехники и осознанием разнообразных возможностей монтажа определилось необходимое и характерное для каждого искусства различение материала и конструкции. Иначе говоря – явилась проблема формы.
На фоне кино область простой фотографии окончательно определилась как элементарная, обиходная, прикладная. Отношения между фото и кино – нечто вроде отношения между практическим и поэтическим языком. Киноаппарат дал возможность открыть и использовать такие эффекты, которые простая фотография не могла бы и не стала утилизировать. Явилась проблема «фотогеничности» (Луи Деллюк), главное значение которой в том, что она внесла в область кинематографии принцип выбора материала по специфическим признакам.

Искусство живёт тем, что вычитается из обихода как не имеющее практического приложения. Обиходный автоматизм словоупотребления составляет неиспользованные массы звуковых, семантических и синтаксических оттенков – они находят себе место в словесном искусстве (Виктор Шкловский). Танец строится на движениях, не участвующих в обыкновенной походке. Если искусство и пользуется обиходом, то как материалом, – с тем, чтобы дать его в неожиданной интерпретации или в смещении, в подчёркнуто деформированном виде (гротеск). Отсюда – неизменная «условность» искусства, которой не могут преодолеть даже самые крайние и последовательные «натуралисты», поскольку они остаются художниками.

Первичная природа искусства – это потребность в разряде тех энергий человеческого организма, которые исключаются из обихода или действуют в нём частично. Это и есть его биологическая основа, сообщающая ему силу жизненной потребности, ищущей удовлетворения. Основа эта, по существу игровая и не связанная с определённо выраженным «смыслом», воплощается в тех «заумных», «самоцельных» тенденциях, которые просвечивают в каждом искусстве и являются его органическим ферментом. Использованием этого фермента для превращения его в «выразительность» организуется искусство как социальное явление, как особого рода «язык». Эти «самоцельные» тенденции часто обнажаются и становятся революционным лозунгом – тогда начинают говорить о «заумной поэзии», об «абсолютной музыке» и пр. Постоянное несовпадение между «заумностью» и «языком» – такова внутренняя антиномия искусства, управляющая его эволюцией.

Кино стало искусством, когда в нём определилось значение этих двух моментов. Фотогения – это и есть «заумная» сущность кино, аналогичная в этом смысле музыкальной, словесной, живописной, моторной и прочей «зауми». Мы наблюдаем её на экране вне всякой связи с сюжетом – в лицах, в предметах, в пейзаже. Деллюк замечает: «Локомотив, океанский пароход, аэроплан, железная дорога, по самому характеру своей структуры, фотогеничны. Всякий раз, когда на экране бегут кадры «киноправды», показывающие нам движение флота или корабля, – зритель вскрикивает от восторга». Дело, конечно, не в самой «структуре» предмета, а в его подаче на экране. Фотогеничным может быть любой предмет – это вопрос года и стиля. Художник фотогении – оператор. Использованная как «выразительность», фотогения превращается в «язык» мимики, жестов, вещей, ракурсов, планов и пр., являющихся основой киностилистики.

Вопросы и задания:

1. Выявите и проанализируйте взаимоотношение явлений природы и искусства. Приведите собственные примеры

2. Выявите и охарактеризуйте стадии превращения кино в искусство

3. Заполните таблицу «Этапы становления кино как искусства: компаративный анализ»

критерий сравнения первая стадия вторая стадия
суть кинематографа    
условие, фактор развития    
перспективы использования      

4. Как Б.М. Эйхенбаум хронологически определяет превращение кино в искусство?

5. Заполните таблицу «Первая («примитивная») стадия развития кино: существенные характеристики»

аспект характеристики кино существенная характеристика «примитивного» кино
интерпретация сущности кино  
центральное направление развития кино  
роль сценария    
роль монтажа    
кинорепертуар    
киножанры    

6. Дайте характеристику комической кинокартины как примера фильмы первой стадии развития кино. Приведите примеры

7. Выявите и проанализируйте отношение автора к художественным возможностям фотографии приведите собственную точку зрения. Определите роль изобретения киноаппарата в эволюции техники фотографии

8. Заполните таблицу «Фотография и графика: компаративный анализ»

критерий сравнения фотография Графика
свобода художника    
перспективы «художественности»    

9. Заполните таблицу «Киноаппарат и перспективы развития фотографии»

аспект развития существенная характеристика фотографии перспектива развития фотографии
пространственная характеристика      
повествовательная характеристика    
временная характеристика    
роль фотографических средств    
отношение материала и конструкции    
проблема формы    
проблема фотогеничности    

10. В какой связи автор обращает внимание читателей на мнения Л. Деллюка? Раскройте содержание позиции французского исследователя

11. В какой связи автор обращает внимание читателей на мнение В.Б. Шкловского? Какова роль «обиходного автоматизма» в развитии искусства слова? Приведите примеры

12. Раскройте содержание тезиса: «Искусство живёт тем, что вычитается из обихода как не имеющее практического приложения»

13. Проанализируйте положение о «неизменной «условности» искусства». Раскройте его содержание, приведите примеры

14. Кого Б.М. Эйхенбаум называет «самыми крайними и последовательными ‚‚натуралистами‘‘»?

15. В чём автор видит «первичную природу искусства»? Проанализируйте его точку зрения, выскажите собственное мнение, приведите примеры

16. Как автор определяет «биологическую основу» и «органические ферменты» искусства? Каково их назначение по отношению к искусству?

17. В чём Б.М. Эйхенбаум видит социальную природу искусства?

18. Определите понятие «язык культуры»

19. В чём автор видит «самоцельные тенденции» развития искусства? Выскажите собственное мнение по данному вопросу, приведите примеры

20. Выявите и проанализируйте авторскую интерпретацию «внутренней антиномии» искусства. В чём он видит её роль в процессе эволюции искусства? Выскажите собственное мнение по данному вопросу, приведите примеры

21. Определите факторы превращения кино в искусство. Какова роль фотогении в этом процессе?

22. Определите направление влияния фотогении на совокупность киноприёмов (мимика, жест, план, ракурс и т.д.). Приведите примеры

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 866; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь