Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
I.4. Кино и «старшие» искусства
Проблемы: Итак, кино определилось как искусство «фотогении», пользующееся языком движений (выражений лица, жестов, поз и проч.). На этой почве оно вступило в соперничество с театром – и одержало победу. Значительную роль в этой победе сыграло то обстоятельство, что кинозритель получил возможность видеть детали (выражений лица, вещей и т.д.) и с лёгкостью, равносильной воображению, переноситься из одного места в другое, видеть перед собой людей и предметы в разных планах, ракурсах, освещении и пр. Кинодинамика, развивающаяся на экране, победила театр, переведя его на положение какой-то «милой старины». Театру приходится заново осознавать себя – уже не как синкретическую форму, а как обособленное искусство, в котором слово и тело актёра должны быть освобождены от всего другого. Одним из существенных недостатков театра, поскольку он являлся искусством синкретическим, – недостатком, преодоление которого в условиях театрального спектакля возможно только до некоторой степени, – была неподвижность сценической площадки и связанная с этим неподвижность точки зрения и планов. Зрительные эффекты театрального представления (мимика, жест, декорации, вещи) неизбежно сталкиваются с проблемой расстояния между неподвижной площадкой и зрителем. Игра зрительными деталями в театре оказывается почти невозможной; тем самым мимика и жест скованы в своём развитии и актёр, обладающий именно мимическим дарованием, не может развернуть его в театре. Неподвижность же площадки приводит к тому, что актёру приходится играть на фоне стоящих в одном положении декораций; это связывает драматурга и вносит в словесную динамику театрального искусства нечто чуждое, лишнее, статическое. Вещь в театре играет совершенно пассивную роль, являясь посторонним свидетелем или соглядатаем актёра и надоедая зрителю своим присутствием. Деление театрального пространства на части (включением и выключением света), применение вертящихся сцен и проч. – всё это не меняет сущности и воспринимается как жалкое подражание кинематографу. То, что для кино является его сущностью и природой, в театре выглядит грубо, тяжело – как потуги на Если сверх сказанного, принять во внимание связь, существующую между кино и изобразительными искусствами (тема, требующая особого рассмотрения), то характеристика современного кино как синкретической формы кажется оправданной. Кино, действительно, так или иначе коснулось всей системы старших, обособленных искусств и, отталкиваясь от них, оказывает в то же время решительное воздействие на их дальнейшую эволюцию. Перед нами новый факт: фотогения и монтаж создали возможность такой динамики зрительных образов, которая недоступна ни для какого другого искусства. Эта динамика, перспективы которой ещё далеко не исчерпаны, заставила пока другие искусства собраться около нового центра и обслуживать его. Начали определяться разные стили форм – в зависимости от того или иного метода переработки материала, от того или иного «уклона». Собственные киностили ещё только намечаются, и теория ещё почти не касалась этого вопроса. Итак, натурализм в кино не менее условен, чем натурализм литературный или театральный. Правда, кино может вводить в фильму действительную натуру, чего не может, например, сделать театр. У кинорежиссёра может быть своего рода «записная книжка», в которой он хранит заснятые мимоходом бытовые сценки – для того, чтобы использовать их при монтаже какой-нибудь фильмы (например, в фильме «физиологического» типа), но он может сделать это, как и писатель, только при условии подчинения этого материала общему стилевому знаку фильмы и её жанровому замыслу. Вопросы и задания: 1. В чём Б.М. Эйхенбаум видит причину соперничества кино и театра? Проанализируйте тезис о театре как «искусстве старины». Выскажите собственное мнение по данному вопросу 2. Заполните таблицу «Театр и кино: природа соперничества»
3. В чём автор видит существенный недостаток театра? Выскажите собственную позицию по данному вопросу применительно к современному театру, приведите примеры 4. Заполните таблицу «Существенные характеристики – «недостатки» театра»
5. Как автор видит перспективы развития театра? Какими аргументами он пользуется, обосновывая необходимость возвращения к принципам шекспировского театра? 6. Заполните таблицу «Кино и театр: проблема динамики»
7. Как автор характеризует взаимоотношение кино и литературы? Какими он видит перспективы развития литературы? Выскажите собственное мнение по данному вопросу, приведите примеры 8. Заполните таблицу «Кино и литература: природа соперничества»
9. Как Б.М. Эйхенбаум характеризует взаимоотношения кино и «старших» искусств? В чём он усматривает особую роль фотогении и монтажа в отношении «старых» искусств? 10. Как автор характеризует состояние киностилистики? 11. Раскройте содержание тезиса о «натуралистичности» кино. Выскажите собственное мнение по данному вопросу 12. В чём автор видит основную сущность кино? Какую роль в её определении играет принцип фотогении? 13. Что, по мнению Б.М. Эйхенбаума, привело к постановке проблемы актёра в кино? 14. В чём автор видит специфику натурализма кино по сравнению с подобными явлениями в литературе и театре? Выскажите собственное мнение по данному вопросу, приведите примеры Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 967; Нарушение авторского права страницы