Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


II.3.1. Именной библиографический указатель



БАЛАШ(Balá zs) БЕЛА (1884 – 1949) – венгерский писатель, сценарист, теоретик кино (сочинения: «Дух фильмы: достижения немого и звукового кино и перспективы развития: Кинодраматургия…», «Искусство кино», «Кино: становление и сущность нового искусства», «Культура кино», «Как мы работаем над киносценарием» и др.).

Ø музыка в кино: «Рядом с этой красноречивой фразой (мнение Л. Муссинака – Е.Ш.) интересно привести слова Белы Балаша, склонного к совсем иному решению этого вопроса: ‚‚Характерно, что мы сразу замечаем отсутствие музыки, но не обращаем никакого внимания на её присутствие. Любая музыка оказывается годной к любой сцене… Ибо музыка пробуждает совсем другие видения, которые только мешают видениям на экране, когда слишком близко соприкасаются с ними‘‘. Более серьёзные надежды возлагает Балаш на обратное сочетание – на создание фильм, сопровождающих музыкальные произведения. Замечание Балаша очень тонко и правильно» – С.;

Ø пространство и время в кино: «Это (временная и пространственная непрерывности – Е.Ш.) – та особенность кино, которую Балаш удачно называет «visuelles Kontnuitä t» (зрительная непрерывность). Говоря о фильмах, переделанных из литературных произведений, Балашотмечает, что в них всегда есть что-то безжизненное, отрывочное: «Задуманный в словесной форме рассказ перескакивает через многие именно такие моменты, через которые в фильме нельзя перескакивать. Слово, понятие, мысль существуют вне времени. Картина имеет конкретную силу настоящего и живёт только в нём… Поэтому фильма, особенно при изображении душевных движений, требует полной непрерывности отдельных моментов» – С.;

Ø пространство и время в кино: «Время в кино неразрывно связано с пространством (Балаш употребляет особый слитный термин – Zeitraum)» – С.

Балаш, Бела. Видимый человек. Очерки драматургии фильма [Текст] / Б. Балаш; [Пер. с нем. К.И. Шутко под ред. и с предисл. В.М. Блюменфельда]. – М.: Всеросс. пролеткульт, тип. «Красной газеты» им. Володарского в Лгр, 1925. – 88 с.;

Балаш, Бела. Дух фильмы [Достижения немого и звукового кино и перспективы развития. Кинодраматургия и др.] [Текст] / Б. Балаш; [Автор. пер. с нем. Надежды Фридланд. Ред. и с предисл. Н.А. Лебедева]. – М.: Гослитиздат, 17 фабрика нац. книги треста «Полиграфкнига», 1935. – 198 с.;

Балаш, Бела. Искусство кино [Текст] / Б. Балаш. – М.: Госкониздат, тип. «Красный воин», 1945. – 203 с.;

Балаш, Бела. Как мы работаем над киносценарием [Текст] / Б. Балаш; [Предисл. И.Ф. Попов]. – М.: Кинофотоиздат, 8 тип. Мособлполиграф, 1936. – 146 с.;

Балаш, Бела. Кино. Становление и сущность нового искусства [Текст] / Б. Балаш; [Пер. с нем. Предисл. Р. Юренева, с. 5 – 29]. – М.: Прогресс, 1968. – 328 с.;

Балаш, Бела. Культура кино [Текст] / Б. Балаш. – Л.-М.: Гос. изд-во, тип. «Печатный двор» в Лгр, 1925. – 96 с.

ГРИФФИТ(Griffith)ДЭВИД УОРК (1875 – 1948)– американский кинорежиссёр, мастер крупного плана и параллельного монтажа (фильмы: 1908 – «Спасение из орлиного гнезда», «Старый ростовщик Исаак», «Приключения Долли», «Из любви к золоту», «Много лет спустя», «Неблагодарная», «Путь женщины», «Дьявол», «Отец входит в игру»; 1909 – «Спекуляция пшеницей», «Авантюра леди Хелен», «Скрипичный мастер из Кремоны», «Одинокая вилла», «Эдгар Аллан По», «Нить судьбы», «В маленькой Италии», «Ловушка для Санта-Клауса», «Испытание», «Открытые ворота», «Полночное приключение», «Сладкая месть», «Две женщины и мужчина», «Реставрация», «Маленький учитель», «Пробуждение», «Разыскивается ребёнок», «Кожаные чулки», «Детский друг», «Мельница богов», «Ах, дядя! », «Седьмой день», «Друг семьи», «Заговор кардинала», «Послание», «Ожерелье.», «Воскресенье», «Путь человека», «Новая штучка», «Клуб самоубийц», «Удачливый Джим», «Путь к сердцу», «Джонс и его новые соседи», «Обман», «Голос скрипки», «Деревянная нога», «Мать его жены», «На алтаре», «Жертвоприношение», «Мама»; 1910 – «Рамона», «Серьёзные шестнадцатилетние», «Белые розы», «Урок», «Официант № 5», «Трагичное лето», «Маленькие ангелы удачи», «Дело о яйце», «Неожиданная помощь», «Лицо в окне», «Жертва ревности», «Ребёнок из гетто», «Два брата», «Его последний доллар», «Курильщик», «Человек», «Всё из-за молока»; 1911 – «Телеграфистка из Лоундэйла», «Битва»; 1912 – «Мушкетёры аллеи Пиг», «Нью-йоркская шляпка»; «Рождение нации», 1914; «Нетерпимость», 1916; «Величайшая вещь в жизни», 1918; 1919 – «Верное сердце Сюзи», «Сломанные побеги»; «Цветок любви», 1920; «Улица грёз», 1921; «Америка», 1924; «Битва полов», 1928; «Авраам Линкольн», 1930; «Борьба», 1931 др.).

Ø время в кино: «Известны эффекты гриффитсовских 16 финалов («Интолеранс»; «Две сиротки») – темп действия замедляется почти до неподвижности, а темп монтажа ускоряется и доходи до бешеной быстроты» – С.

Аташева, Пера Моисеевна, Ахушков, Шамиль. Д.У. Гриффит: [Сборник материалов, посвящённых американскому кинорежиссёру] [Текст] / П.М. Аташева, Ш. Ахушков. – М., 1944;

Гиш, Лилиан. Кино, Гриффит и я. Написано при участии Э. Пипчот [Текст] / Л. Гиш; [Пер. с англ. Предисл. М. Блеймана]. – М.: Искусство, 1974. – 183 с. – (Мемуары кинематографистов);

Трауберг, Леонид Захарьевич. Дэвид Уорк Гриффит [Текст] / Л. Трауберг // Трауберг Л.З. Избранные произведения: В 2 т. / [Коммент. И. Чанышева]. – М.: Искусство, 1988. – Т. 2. – 543 с.;

Эйзенштейн, Сергей Михайлович. Диккенс, Гриффит и мы / С.М. Эйзенштейн // Эйзенштейн С.М. Избранные произведения. В 6-ти т. [Текст] / С.М. Эйзенштейн; [Вступ. ст. Р. Юренева, с. 25 – 68. Глав. ред. С.И. Юткевич]. [Сост. П.М. Аташева, Ю.А. Красовский, В.П. Михайлов]. – М.: Искусство, 1964 – 1971. – Т. 5, 1968. – 599 с.

ДЕЛЛЮК(Delluc) ЛУИ (1890 – 1924) – французский кинорежиссёр, сценарист, критик, предложивший понятие «фотогения» (фильмы: «Испанский праздник», 1919; 1920 – «Американец, или Дорога в Эрноа», «Молчание», «Чёрный дым», «Гром»; «Лихорадка», 1921; «Женщина ниоткуда», 1922; «Наводнение», 1924; «Поезд без глаз», 1926; основные теоретические сочинения: «Фотогения = Photogé nie», 1920; «В дебрях кинематографа = La jungle du ciné ma», 1921 и др.).

Ø роль техники в развитии киноискусства: «Киноаппарат дал возможность открыть и использовать такие эффекты, которые простая фотография не могла бы и не стала утилизировать. Явилась проблема «фотогеничности» (Луи Деллюк), главное значение которой в том, что она внесла в область кинематографии принцип выбора материала по специфическим признакам» – С.;

Ø фотогения в кино: «Мы наблюдаем её (фотогению – Е.Ш.) на экране вне всякой связи с сюжетом – в лицах, в предметах, в пейзаже. Деллюк замечает: ‚‚Локомотив, океанский пароход, аэроплан, железная дорога, по самому характеру своей структуры, фотогеничны. Всякий раз, когда на экране бегут кадры «киноправды», показывающие нам движение флота или корабля, – зритель вскрикивает от восторга‘‘» – С.

Деллюк, Луи. … В дебрях кинематографа [Текст] / Л. Деллюк; Пер. Е. Тараховской. Ред. [и предисл.] А. Эфроса. – М.-Л.: Гос. издательство, 1924. – 158 с. – (Всемирная литература);

Деллюк, Луи. «Фотогения» кино [Текст] / Л. Деллюк; С предисл. Ю. Потехина. Пер. Т.И. Сорокина. – М.: Новые вехи, 1924. – 164 с.

ЕВРЕИНОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1879 – 1953) – русский, французский мыслитель, драматург, режиссёр, исследователь теории и истории театра (теоретические сочинения: 1909 – «Старинный театр. Об актёре средних веков», «Режиссёр и декоратор», «Испанский актёр XVI – XVII вв.», «Грядущий лицедей», «Введение в монодраму»; «Ропс», 1910; 1911 – «Сценическая ценность наготы», «Язык тела»; 1912 – «Художники театра В.Ф. Комиссаржевской», «Испанский театр», «Крепостные актёры»; «Оригинал в портретистах», 1912 – «Театр как таковой (Обоснование театральности в смысле положительного начала сценического искусства и жизни)», «Далькроз и его школа», «К вопросу о пределах театральной иллюзии. Беседа», «Бёрдслей»; «К постановке «Хильперика»», 1913; «О ‚‚Весёлой смерти‘‘», 1917; «Театр для себя», 1915 – 1916; «Происхождение драмы. Первобытная трагедия и роль козла в истории её возникновения», 1921; 1922 – «Театральные инвенции», «Первобытная драма германцев. Из истории германо-скандинавских народов», «Оригинал о портретистах (К проблеме субъективизма в искусстве)»; 1923 – «О новой маске (авто-био-реконструктивной)»; 1924 – «Театр у животных (О смысле театральности с биологической точки зрения)», «Азазел и Дионис. О происхождении сцены в связи с зачатками драмы у семитов»; «Что такое театр? Книжка для детей», 1924 и др.).

Ø рост популярности кино: «В жизни театра чувствовалось какое-то оскудение, которое пытались преодолеть опытами утончённого возрождения «старинного театра», comediadel’arte и проч. Рядом с идеей «соборности» является как изысканный парадокс, свидетельствующий о кризисе театрального искусства, идея «театра для себя» (Н. Евреинов)…» – С.

Евреинов, Николай Николаевич. Бёрдслей [Текст]: Очерк Н. Евреинова. – СПб.: Н.И. Бутковская, 1912. – 48 с. – (Современное искусство. Серия иллюстрированных монографий Вып. 5);

Евреинов, Николай Николаевич. Введение в монодраму [Текст]: Реф., прочит. в Москве в Лит.-худож. кружке 16 дек. 1908 г., в С.-Петербурге в Театр. клубе 21 февр. и в Драм. театре В.Ф. Комиссаржевской, 4 марта 1909 г. / Н. Евреинов. – СПб.: изд. авт., 1913. – 30 с.;

Евреинов, Николай Николаевич. Драматические сочинения: Т. 1-3 / Н. Евреинов. Пьесы из репертуара «Кривого зеркала». – Петроград: Academia, 1923. – 129 с.;

Евреинов, Николай Николаевич. В школе остроумия: Воспоминания о театре «Кривое зеркало» [Текст] / Н. Евреинов. – М.: Искусство, 1998. – 365 с. – ISBN 5-210-01340-5;

Евреинов, Николай Николаевич. История русского театра [Текст]: С древнейших времен до 1917 г. / Н.Н. Евреинов. – Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1955. – 411 с.;

Евреинов, Николай Николаевич. К постановке «Хильперика» [Текст]: Реф. Н.Н. Евреинова, (прочит. труппе «Палас-театра» 1 авг. 1913 г.). – [Санкт-Петербург]: Дирекция «Палас-театра», 1913. – 56 с.;

Евреинов, Николай Николаевич. Красивый деспот [Текст]: Послед. акт. драмы / Н. Евреинов. – СПб.: А.С. Суворин, 1907. – 60 с.;

Евреинов, Николай Николаевич. Крепостные актеры [Текст]: Ист. очерк / Н. Евреинов. – СПб.: Дирекция Имп. театров, 1911. – 80 с.;

Евреинов, Николай Николаевич. Нестеров [Текст]: очерк Н.Н. Евреинова. – М.: Новый хронограф, 2013. – 82, XXX с.;

Евреинов, Николай Николаевич. Откровение искусства [Текст] / Н.Н. Евреинов; изд. подгот. Клаудиа Пьералли; Российский гос. архив литературы и искусства. – СПб.: Мiръ, 2012. – 773с. – ISBN 978-5-98846-081-7;

Евреинов, Николай Николаевич. О шести красавицах, не похожих друг на друга [Текст]: Сказка Магоммада-Эль-Бассри в инсценир. Н. Эвреинова. –СПб.: Театр. новинки, 1911. – 10 с.;

Евреинов, Николай Николаевич. Представление о любви: Монодрама в 3 д. / [Соч.] Н. Евреинова; Ил. монодрамы – Е. Ващенко, Н. Кульбина и Л. Шмидт-Рыжовой. – СПб.: Н.И. Бутковская, 1916. – С. 51 – 127;

Евреинов, Николай Николаевич. Ропс [Текст]: Крит. очерк Н. Евреинова. – СПб.: Н.И. Бутковская, 1910. – 61 с. – («Современное искусство», серия иллюстрированных монографий. Вып. 4);

Евреинов, Николай Николаевич. «Самое главное»: для кого комедия, а для кого и драма, в 4 действиях [Текст] / Н. Евреинов. – [Repr.] – Mich.: Ardis, [197-]. – 138 с.;

Евреинов, Николай Николаевич. Стёпик и Манюрочка [Текст]: Комедия в 1 д. / Н. Евреинова. – 2-е изд. – СПб.: журн. «Театр и искусство», 1907. – 8 с.;

Евреинов, Николай Николаевич. Счастливый гробовщик [Текст]: Пьеса в 1 д. / [Соч.] Н.Н. Евреинова. – СПб.: Театр. новинки, 1912. – 38 с.;

Евреинов, Николай Николаевич. Тайна Распутина / Н.Н. Евреинов. – [Репринт. воспроизведение изд. 1924 г.]. – Киев: Киевкнига, Б. г., 1990. – 79 с.;

Евреинов, Николай Николаевич. Театр для себя [Текст] / Н. Евреинов; Рис. Н.И. Кульбина. Ч. 1 – 3. (Практическая) / Рис. Н.И. Кульбина, 1917. – 233 с.;

Евреинов, Николай Николаевич. Театр как таковой [Текст]: (Обоснование театральности в смысле положит. начала сцен. искусства и жизни) / Н.Н. Евреинов; Рис. обл., театр. портр. и украшения кн. работы Н.И. Кульбина. – СПб.: тип. Н.И. Бутковской, [1912]. – 118 с.;

Евреинов, Николай Николаевич. Чему нет имени [Текст]: Бедной девочке снилось: Пьеса / Н.Н. Евреинов. – Париж: [б. и.], 1965. – 78 с.;

Евреинов, Николай Николаевич. Шаги Немезиды: («Я другой такой страны не знаю»...) [Текст]: Драматическая хроника в 6-ти картинах из партийной жизни в СССР (1936 – 1938) / Предисл. А.А. Кашиной-Евреиновой; портр. авт. Ю.П. Анненкова. – П.: [Возрождение], 1956. – 80 с.;

Евреинов, Николай Николаевич. Школа этуалей: Эпизод из жизни Анушки [! ], горничной [Театр]: (Из репертуара «Кривого зеркала») / Н.Н. Евреинов. – Петроград: журн. «Театр и искусство», [1911]. – 11 с.;

Евреинов, Николай Николаевич. Pro scena sua: Режиссура. Лицедеи. Послед. пробл. театра / Н.Н. Евреинов. – Петроград: «Прометей» Н.Н. Михайлова, [1915]. – 181 с.;

Алконост [Текст]: [Сб. ст. и воспоминаний]: [Памяти Веры Федоровны Комиссаржевской]. Кн. 1, 1911. – 194 с. – Авторы: Ф. Сологуб, М.Н. Комиссаржевская, П.П. Гайдебуров, Е. Колтоновская, А. Зонов, В. Тизенгаузен, В. Чернявский, Г. Питоев, Я. Годин, Н.Н. Евреинов, М. Вейконе, В. Каратыгин, Л. Гуревич;

Букет для Тамары Карсавиной [Текст]: [Сборник / Сост. и макет В. Киселева]. – М.: Композитор, Б. г., 1996. – 53 с. – В кн. включ. посвящ. Т. Карсавиной эссе Н. Евреинова, Э. Старка, В. Светлова, стихи А. Ахматовой, Н. Гумилева, М. Лозинского, М. Кузмина, П. Потемкина, Г. Иванова, Ж.-Л. Водуайе, а также портр. балерины и эскизы ее театр. костюмов работы В.А. Серова, Дж. Сарджента, С.Ю. Судейкина, А.Н. Бенуа, П. Пикассо и др.. – ISBN 5-85285-166-3:

Бабенко, Владимир Гаврилович. Арлекин и Пьеро: Н. Евреинов, А. Вертинский [Текст]: Материалы к биогр. Размышления / В.Г. Бабенко. –Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1992. – 350 с. – ISBN 5-7525-0309-4;

Джурова, Татьяна Сергеевна. Концепция театральности в творчестве Н.Н. Евреинова [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Режиссура театра», «Театроведение» и по направлению подготовки «Театральное искусство» / Т. Джурова; Санкт-Петербургская гос. акад. театрального искусства. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской гос. акад. театрального искусства, 2010. – 157 с. – ISBN 978-5-88689-052-5;

Каменский, Василий Васильевич. Книга о Евреинове [Текст] / В. Каменский; Силуэт на обл. и фронт. работы кн. А.К. Шервашидзе. –Петроград: «Соврем. искусство» Н.И. Бутковской, 1917. – 101 с.;

Николай Евреинов: к 130-летию со дня рождения [Текст]: (по материалам научной конференции, состоявшейся 16 февраля 2009 года) / М-во культуры Российской Федерации, Российский ин-т истории искусств; [сост.: Т.С. Джурова]. – СПб.: Рос. ин-т истории искусств, 2012. – 158 с. –ISBN 978-5-86845-168-3;

Н.Н. Евреинов в мировом театре XX века [Текст] // Анна Кашина-Евреинова. – Париж: Les É d. ré unis, 1964. – 107 с.;

Памятник мимолетному [Текст]: (Из истории эмигрантского театра в Париже): Ряд характеристик, беглые зарисовки и ретуши выцветающих «снимков» / Н. Евреинов. – Париж: [б. и.], 1953. – 86 с.
 
 

КИТОН(Keaton) БАСТЕР (1895 – 1966) – американский киноактёр, режиссёр (фильмы: 1917 –«Помощник мясника», «Недоделанный дом», «Его брачная ночь», «О, доктор! », «Кони-Айленд», «Деревенский герой»; 1918 – «Наш Дикий Запад», «Коридорный», «Лунный свет», «Спокойной ночи, сестричка! », «Повар»; 1919 – «Герой пустыни», «За кулисами», «Деревенщина»; 1920 – «Гараж», «Сводка новостей», «Балда»; «Пародии», 1925; «Кинооператор», 1928; «Голливудское ревю 1929 года», 1929 и др.).

Ø история стилей и школ кино: «‚‚Наше гостеприимство‘‘с Бестером Китоном, заново ставящее проблему комического в кино (трагические ситуации при комическом поведении героя), оказалось просто слишком умной, слишком сложной по замыслу фильмой, чтобы вызвать полный восторг среди зрителей...» – С.;

Ø мимика в кино: «Мимическая манера… Китона имеет семантический эффект только в кино – в связи с крупными планами и другими монтажными особенностями» – С.

Китон, Бастер. Мой удивительный мир фарса / Б. Китон, Ч. Самуэлс; Пер. с англ. Н. Букановой. – М.: Радуга, 2002. – 364 с. – (Сквозь призму времени. Биографии). – ISBN 5-05-005129-0;

Китон, Бестер. [Очерк жизни и деятельности] [Текст] / Б. Китон. – Рига, 1971 – 15 с.;

Бастер Китон и его картина «Наше гостеприимство» [Текст]. – Л.: Academia, 1926;

Гехт, Семён Григорьевич. Бестер Китон [Текст] [Очерк] / С.Г. Гехт. – М.: Кинопечать, 1926.

КРАУС(Krauß ) ВЕРНЕР (1884 – 1959) – немецкий актёр кино (фильмы: «Прекрасная принцесса Китая», 1917; «Мазепа», 1919; «Кабинет доктора Калигари», 1920; 1921 – «Братья Карамазовы», «Дантон», «Леди Гамильтон»; «Отелло», 1922; 1923 – «Король Фридрих I», «Венецианский купец», «Иисус Назаретянин»; «Тартюф», 1925; «Пражский студент», 1926; «Наполеон на острове Св. Елены», 1929 и др.).

Ø монтаж в кино: «Некоторые перемонтированные картины до такой степени искажаются, что монтаж превращается в какое-то дерганье, так что у зрителя не образуется никакой внутренней речи и он ничего не понимает (пример из репертуара последней осени – «Цирковые близнецы» с Вернером Краусом…).» – С.

МУССИНАК(Moussinac) ЛЕОН (1890 – 1964) – французский писатель, кинокритик (теоретические сочинения: «Рождение кино», 1925; «Советское кино», 1928 и др.).

Ø музыка в кино: «Во Франции очень популярна мысль о «музыкальной фильме»; о ней с большим пафосом, хотя и без достаточной определённости, говорит, например, Л. Муссинак: ‚‚Световые фразы должны слиться с мелодическими; ритмы должны сочетаться, проникать и взаимно дополнять друг друга с величайшей точностью и одновременностью‘‘» – С.

Муссинак, Леон. Избранное [Текст]: [Перевод] / Л. Муссинак; [Предисл. В.Е. Баскакова; Коммент. Н.П. Абрамова, А.Н. Дорошевича]. – М.: Искусство, 1981. – 278 с.;

Муссинак, Леон. Запрещённая демонстрация [Текст]: [Роман] / Л. Муссинак; Пер. с фр. Н. Соболевского; С предисл. И.К. Луппола. – М.: Гослитиздат, 1935. – 202 с.;

Муссинак, Леон. Очертя голову [Текст] [Роман] / Л. Муссинак; Пер. с франц. Марии Левберг. – Л.: «Время», тип. им. Володарского, 1934. – 242 с.;

Муссинак, Леон. Рождение кино [Текст] / Л. Муссинак; Пер. [с фр.] С.С. Мокульского и Т.И. Сорокина, с предисл. С.С. Мокульского. – Л.: Academia, 1926. – 195 с.;

Муссинак, Леон. Суббота 15 апреля [Текст]: [Новелла] / Л. Муссинак; Пер. с фр. Л. Местон; [Предисл.: Ал. Дейч]. – М.: изд-во и тип. Журн.-газ. объединения, 1935. – 47 с. – (Библиотека «Огонек» № 46 (889));

Французская новелла XX века, 1940 – 1970 [Текст]: Пер. с фр. / [Сост. и авт. предисл. В. Балашов, Т. Балашова]; [Статьи об авт. В. Балашова и др.]. –М.: Худож. лит., 1976. – 574 с. – (Библиографическая серия). – Авт.: Г. Монмуссо, А. Моруа, Л. Муссинак, М. Женевуа, Г. Шевалье, Э. Триоле, Л. Арагон, Ж. Фревиль, И. Фарж, А. Вюрмсер и др.;

Выборы Племарека [Текст]: (По роману франц. писателя Л. Муссинака «Очертя голову»): [На правах рукописи] / Н.М. Зусманович. – М.: [б. и.], 1938. – 17 с. – (Микрофонные материалы Всесоюзного радиокомитета. Исключительно для радиовещания / Глав. ред. ВРК. Ред. лит.-худ. № 24).

НИЛЬСЕН(Nielsen) АСТА (1881 – 1972) – датская, немецкая актриса немого кино (фильмы: «Чужая птица», 1911; «Бедная Дженни», 1912; «Ангелочек», 1914; «Гамлет», 1920; «Иисус Назаретянин или царь Иудейский», 1923; «Безрадостный переулок», 1925; «Утопленники», 1926; «Трагедия улицы», 1927 и др.).

Ø монтаж в кино: «Некоторые перемонтированные картины до такой степени искажаются, что монтаж превращается в какое-то дерганье, так что у зрителя не образуется никакой внутренней речи и он ничего не понимает (пример … – «Безрадостная улица» с Астой Нильсени Хмарой).» – С.

Нильсен, Аста. Безмолвная муза [Текст]: [Пер. с дат.] / [Вступ. статья А.Л. Сокольской, с. 3 – 18]. – Л.: Искусство, Ленингр. отд-ние, 1971. – 288 с.

ТИМОШЕНКО СЕМЁН АЛЕКСЕЕВИЧ (1899 – 1958) – советский актёр, сценарист, режиссёр (фильмы: 1925 –«Наполеон-Газ», «Радиодетектив»; 1927 – «Орден на жизнь», «Трибуна № 3»; «Броневик», 1928; «Мятеж», 1929; теоретические работы: «Искусство кино и монтаж фильма», 1926; «Ленсовет», 1927; «Два броневика», 1928; 1929 – «Что должен знать кинорежиссёр», «Мятеж» и др.).

Ø монтаж в кино: «С. Тимошенко попробовал «перечислить» основные приёмы монтажа и дать их «описание». Но прежде чем перечислять и описывать (если это даже возможно в общей форме), надо построить теорию монтажа, а её-то в книге и нет» – С.;

Ø монтаж в кино: «Обходя вопросы о принципах монтажа, С. Тимошенко тем самым лишает себя возможности распределить самые приёмы так, чтобы они не скрещивались и не смешивались» – С.;

 

Тимошенко, Семён Алексеевич. Искусство кино и монтаж фильма. Опыт введения в теорию и эстетику кино [Текст] / С.А. Тимошенко; С предисл. А.И. Пиотровского. – Л.: Academia, 1926. – 75 с.;

Тимошенко, Семён Алексеевич. Что должен знать кинорежиссёр – [инженер фильмы] [Текст] / С.А. Тимошенко. – М.-Л.: Теа – кино – печать, гос. тип. изд. «Ленинградская правда» в Лгр, 1929. – 85 с.

ТЫНЫНОВ ЮРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1894 – 1943) – русский советский писатель, литературовед, исследователь поэтики литературы и кино (научные статьи о кинематографе: «Кино – слово – музыка», 1924; «О сценарии», 1926; «О сюжете и фабуле в кино», 1926; «Об основах кино», 1927; «О фэсках», 1929).

Ø слово, жест, мимика в кино: «Отдельно взятый жест или выражение лица, как и отдельно взятое «словарное» слово, многозначны, неопределённы. Сюда вполне приложима та теория основных и второстепенных (колеблющихся) признаков значения, которую развил, анализируя стиховую семантику, Ю. Тынянов» – С.

Тынянов, Юрий Николаевич. Собрание сочинений [Текст] / Ю.Н. Тынянов. – Л.-М.: [Огиз] – Гос. изд. худож. лит-ры, тип. Печатный двор в Лгр, 1931;

Тынянов, Юрий Николаевич. Сочинения [Текст] / Ю.Н. Тынянов. – Л.: Гослитиздат, 1941. – 574 с.;

Тынянов, Юрий Николаевич. Сочинения [Текст]: В 3 т. / Ю.Н. Тынянов; [Вступит. ст., с. V – LX, и примеч. Б. Кастелянца]. – М.-Л.: Гослитиздат, [Ленинградское отд-ние], 1959. – Т. 1 (Кюхля. Подпорудчик Киже. Восковая персона. Малолетний Витушишников). – 554 с. – Т. 2 (Смерть Вазир-Мухтара. Четырнадцатое декабря). – 554 с. – T. 3 (Пушкин). – 590 c.;

Тынянов, Юрий Николаевич. Сочинения [Текст]: В 2 т. / Ю.Н. Тынянов; [Вступит. ст., с. 5 – 30, и примеч. Б. Кастелянца]. – Л.: Художественная литература. Ленинградское отд-ние, 1985. – Т. 1 (Кюхля. Подпорудчик Киже. Восковая персона. Малолетний Витушишников). – 541 с. – Т. 2 (Смерть Вазир-Мухтара). – 437 с.;

Тынянов, Юрий Николаевич. Сочинения [Текст]: В 3 т. / Ю.Н. Тынянов; [Вступит. ст., с. V – LX, и примеч. Б. Кастелянца]. – М.: Изд. центр «Терра», 1994. – ISBN 5-85255-495-2. – Т. 1 (Кюхля. Подпорудчик Киже. Восковая персона. Малолетний Витушишников). – 552 с. – ISBN 5-85255-496-0. – Т. 2 (Смерть Вазир-Мухтара. Четырнадцатое декабря: Пьеса). – 542 с. – ISBN 5-85255-497-9. – T. 3 (Пушкин). – 588 c. – ISBN 5-85255-498-7;

Тынянов, Юрий Николаевич. Избранное [Текст] / Ю.Н. Тынянов; [Вступит. ст. и примеч. Б. Кастелянца, Худож. Л. Студеникова]. – Кишинёв: Картя Молдевиняскэ, 1978. – 735 с.;

Тынянов, Юрий Николаевич. Избранные произведения [Текст] / Ю.Н. Тынянов; Вступит. ст. Н. Маслина [с. V – XXXII. Подготовка текста и примеч. Б. Кастелянца]. – М., Гослитиздат: [Ленинградское отд-ние], 1956. – 808 с.;

Тынянов, Юрий Николаевич. Литературная эволюция: Избранные труды [Текст] / Ю.Н. Тынянов; сост., вступит. ст., коммент. В.И. Новикова. – М.: Аграф, 2002. – 494 с. – (Литературная мастерская). – ISBN 5-7784-0171-Х;

Тынянов, Юрий Николаевич. Литературный факт [Текст]: [Сборник] / Ю.Н. Тынянов; [Автор вступит. ст. и коммент. В.И. Новиков]. – М.: Высшая школа, 1993. – 318 с. – (КЛН Классика литературной науки). – ISBN 5-06-001851-2: Б. ц.;

Тынянов, Юрий Николаевич. История литературы. Критика. [Текст] / Ю.Н. Тынянов. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – 512 с. – ISBN 5-352-00047-8;

Тынянов, Юрий Николаевич. Кино – слово – музыка [Текст] / Ю.Н. Тынянов; // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / [Предисловие В. Каверина; АН СССР, Отделение литературы и яз., Комиссия по истории филол. наук, Научный совет по истории мировой культуры]. – М.: Наука, 1977. – 574 с. – С. 320-322;

Тынянов, Юрий Николаевич. О сценарии [Текст] / Ю.Н. Тынянов; // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / [Предисловие В. Каверина; АН СССР, Отделение литературы и яз., Комиссия по истории филол. наук, Научный совет по истории мировой культуры]. – М.: Наука, 1977. – 574 с. – С. 323-324;

Тынянов, Юрий Николаевич. О сюжете и фабуле в кино [Текст] / Ю.Н. Тынянов; // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / [Предисловие В. Каверина; АН СССР, Отделение литературы и яз., Комиссия по истории филол. наук, Научный совет по истории мировой культуры]. – М.: Наука, 1977. – 574 с. – С. 324 – 325;

Тынянов, Юрий Николаевич. О фэксах [Текст] / Ю.Н. Тынянов; // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / [Предисловие В. Каверина; АН СССР, Отделение литературы и яз., Комиссия по истории филол. наук, Научный совет по истории мировой культуры]. – М.: Наука, 1977. – 574 с. – С. 346 – 348;

Тынянов, Юрий Николаевич. Об основах кино [Текст] / Ю.Н. Тынянов; // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / [Предисловие В. Каверина; АН СССР, Отделение литературы и яз., Комиссия по истории филол. наук, Научный совет по истории мировой культуры]. – М.: Наука, 1977. – 574 с. – С. 326 – 345;

Тынянов, Юрий Николаевич. Поэтика. История литературы. Кино [Текст] / Ю.Н. Тынянов; [Предисловие В. Каверина; АН СССР, Отделение литературы и яз., Комиссия по истории филол. наук, Научный совет по истории мировой культуры]. – М.: Наука, 1977. – 574 с.;

Тынянов, Юрий Николаевич. Проблема стихотворного языка [Текст] / Ю.Н. Тынянов; Изд. 4-е, стер. – М.: URSS, 2007. – 176 с.;

Белинков, Аркадий Викторович. Юрий Тынянов [1894 – 1943] [Текст] [Текст] / А.В. Белинков. – М.: Советский писатель, 1965. – 636 с.;

Воспоминания о Тынянове: Портреты и встречи. [Текст]. – М., 1983;

Каверин, Вениамин Александрович, Новиков, Владимир Иванович. Новое зрение: Книги о Юрии Тынянове [Текст] / В.А. Каверин, В.И. Новиков; [Вступ. ст. А. Туркова]. – М.: Книга, 1988. – 319 с. – ISBN 5-212-00061-0;

Новиков, Владимир Иванович. Научно-теоретическое наследие Ю.Н. Тынянова. Проблема пародии и пародийности в литературе: Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора филол. наук (10.01.08) / МГУ им. М.В. Ломоносова. – М., 1992;

Тынянов Юрий Николаевич. 1894 – 1943. Учёные записки. [Текст]. – Вып. 236. – Тарту: Тартуский университет, 1969;

Тыняновский сборник / Первые Тыняновские чтения (г. Резекне, 28 – 30 мая 1982 г.); [Редкол.: М.О. Чудакова (отв. ред.) и др.]. – Рига: Зинатне. 1984. – 131 с.;

Цырлин, Лев Вениаминович. Тынянов – беллетрист [Текст] / Л.В. Цырлин. – [Ленинград]: Издательство писателей в Ленинграде, 1935: тип. им. Володарского. – 112 с. – (Критическая серия);

Четвёртые Тыняновские чтения [Резекне – Даугавпилс, 4 – 6 июня 1988] [Текст]: Тезисы докладов и материалы для обсуждения. – Рига: Зинатне, 1988. – 210 с. – ISBN 5-7966-0137-7;

Юрий Тынянов. Писатель и учёный. Воспоминания. Размышления. Встречи. [Текст] / Сост. В. Каверин. – М.: Молодая гвардия, 1966. – 221 с. – (Жизнь замечательных людей. Серия биографий. – Вып. 11 (426);

Юрий Тынянов. Биобиблиографическая хроника (1894 – 1943) / Сост. В.Ф. Шубин; Научн. ред. И.Н. Сухих. – СПб.: АО «Арсис», 1994. – 78 с. – ISBN 5-85789-010-1: Б. ц.

ХМАРА ГРИГОРИЙ МИХАЙЛОВИЧ (1878 – 1970) – русский актёр, работавший в Германии, Франции (фильмы: 1915 –«Великий Магараз», «Мара Крамская», «Сверчок на печи», «Три встречи», «Шведская спичка»; 1924 – «Мысль», «Богема», «Королева экрана», «Лунный свет», «Невеста студента Певцова», «Слава сильным… гибель слабым»; 1917 – «Божеское и человеческое», «За правду», «За что? », «Наше сердце», «Не строй счастья своего на жене и ребёнке»; 1918 – «Бурей жизни смятые», «Симфония горя», «Подполье»; «Падение», 1922; 1923 – «Раскольников», «Живые Будды», «Иисус Назаретянин, Царь Иудейский»; 1924 – «Дом на море», «Гедда Габлер», «Битва бабочек», «Женщина в огне»; 1925 – «Атлеты», «Безрадостный переулок»; 1928 – «Похищение женщины в Марокко», «Распутин», «Дело прокурора», «Тернистый путь княгини» и др.).

Ø монтаж в кино: «Некоторые перемонтированные картины до такой степени искажаются, что монтаж превращается в какое-то дерганье, так что у зрителя не образуется никакой внутренней речи и он ничего не понимает (пример … – «Безрадостная улица» с Астой Нильсен и Хмарой).» – С.

ЧАПЛИН(Chaplin)ЧАРЛЬЗ СПЕНСЕР (1889 – 1977 ) – английский, американский режиссёр, актер, сценарист, композитор (фильмы: «Прерванный роман Тилли», 1914; «Малыш», 1921; «Парижанка», 1923; «Золотая лихорадка», 1925; «Цирк», 1928; «Огни большого города», 1931; «Новые времена», 1936; «Великий диктатор», 1940; «Месье Верду», 1947; «Огни рампы», 1952; «Король в Нью-Йорке», 1957; «Графиня из Гонконга», 1967 и др.).

Ø мимика в кино: «Мимическая манера Чаплина... имеет семантический эффект только в кино – в связи с крупными планами и другими монтажными особенностями» – С.

Чаплин, Чарьз Спенсер. Моё путешествие в Европу [Текст] / Ч.С. Чаплин; Пер. с англ. П. Охрименко. – М.: акц. изд. о-во «Огонёк», «Мосполиграф» – типо-цинкография «Мысль печатника», 1926 (1927). – 69 с. – (Б-ка «Огонёк»);

Чаплин, Чарьз Спенсер. Моя биография [Текст] / Ч.С. Чаплин. – М.: Вагриус, 2000. – 508 с. – (Мой ХХ век). – ISBN 5-264-00127-8;

Чаплин, Чарьз Спенсер. Новые времена… [Кино-либретто] [Текст] / Ч.С. Чаплин. – [Л.]: Ленингр. отд. Всесоюзного объединения гос. издательства «Искусство», тип. «Новая жизнь», 1936;

Чаплин, Чарьз Спенсер. О себе и о своём творчестве [Текст] / [Пер. с англ.] / Ч.С. Чаплин; [Сост., предисл. и коммент. А. Кукаркина]. – М.: Искусство, 1990-1991. – ISBN 5-210-00454-6/ – Т. 1: Автобиография. Моя жизнь в фильмах…, 1990. – 350 с. – ISBN 5-210-00455-4 (След в истории). – ISBN 5-85880-608-2. – Т. 2: Работы разных лет, 1991. – 348 c. – ISBN 5-210-00456-2;

Чарли Чаплин о себе [Текст] // Чарли Чаплин. Сборник под ред. В. Шкловского. – Л.: «Атеней», 1925;

Чарли Чаплин о себе [Текст] // Чарли Чаплин. Сборник под ред. В. Шкловского. – Л.: «Атеней», 1925;

Авенариус, Георгий Александрович. Чарльз Спенсер Чаплин [Текст]: Очерк раннего периода творчества / Г.А. Авенариус; [Предисл.Р. Юренева]; Академия наук СССР. Ин-т истории искусств. – М.: Издательство АН СССР, 1960. – 264 с.;

Аташева, Пера Моисеевна. Чарльз Спенсер Чаплин [Текст]: [Сборник материалов, посвященных американскому актёру] / Сост. П. Аташева, Ш. Ахушков. – М.: Госкониздат, 1945, тип. «Красный пролетарий». – 207 с. – (Материалы по истории мирового киноискусства. Американская кинематография / Под ред. д-ра искусств. наук С.М. Эйзенштейна и д-ра искусств. наук, проф. С.И. Юткевича. Т. 2);

Богатырёв, П. Чаплин и «Kid» [Текст] / П. Богатырёв; // Чарли Чаплин. Сборник под ред. В. Шкловского. – Л.: «Атеней», 1925;

Богатырёв, П. Чаплин – мнимый граф [Текст] / П. Богатырёв; // Чарли Чаплин. Сборник под ред. В. Шкловского. – Л.: «Атеней», 1925;

Божович, Виктор Ильич. Чарли Чаплин [Текст] / В.И. Божович; [АН СССР. Институт истории искусств М-ва культуры СССР]. – М.: Наука, 1972. – 223 с.;

Кин, Эдмунд, Сальвини, Томмазо, Коклен-старший, Бенау Констанстинович, Моисси, Александр. Чаплин [Текст] / Э. Кин, Т. Сальвини, Б.К. Коклен-старший, А. Моисси; [Сборник статей]. – М.: Советская Россия, 1959. – 92 с.;

Кукаркин, Александр Викторович Чарльз Чаплин и его фильмы [Текст] / А.В. Кукаркин. – М.: Наука, 1966. – 246 с.;

Макс Линдер. Чаплин. – Как работает Чаплин? [Текст] / Макс Линдер; // Чарли Чаплин. Сборник под ред. В. Шкловского. – Л.: «Атеней», 1925;

Робинсон, Дэвид. Чарли Чаплин: Жизнь и творчество [Текст] / Д. Робинсон; [Пер. с англ.] / [Предисл.Э. Рязанова]. – М.: Радуга, 1990. – 669 с. – ISBN 5-05-002424-2;

Садуль, Жорж. Жизнь Чарли. Чарльз Спенсер Чаплин, его фильмы и его время [Текст] / Ж. Садуль; Пер. с фр. [Под ред. и с предисл.С.В. Комарова]. – Изд. 2-е, доп. – М.: Прогресс, 1965. – 319 с.;

Садуль, Жорж. Чарли Чаплин [Текст] / Ж. Садуль; [Пер. с фр.]. – М.: Искусство, 1981. – 209 с. – (Серия «Жизнь в искусстве»);

Сепиашвили, Отар Исаакович. Чарли – маленький человек? Нет, герой!: [О Ч. Чаплине] [Текст] / И.И. Сепиашвили. – Тбилиси: Грузинформкино, 1991. – 218 с.;

Соколов, Ипполит Васильевич. Чарли Чаплин [Текст]: Жизнь и творчество: Очерк по истории американского кино / И.В. Соколов; Под ред. Н.П. Абрамова. – М.: Госкониздат, 1938. – 120 с.;

Терешкович, К. Новое в фильмах Чаплина [Текст] / К. Терешкович; // Чарли Чаплин. Сборник под ред. В. Шкловского. – Л.: «Атеней», 1925;

Фильмы Чаплина. Сценарии и записи по фильмам [Текст] / [Сост. и вступит. ст. А. Кукаркина]. – М.: Искусство, 1972. – 767 с.;

Чарли Чаплин. Сборник фельетонов о человеке и творчестве. Чаплин, каким его видели: Робер-де-Боплан, Луи Деллюк, Жан Лемюр, Поль Маран, Анри Пулайль, Робер Флорей, и как о нём слушал: Уэйтинг [Текст]. – [Одесса], «БИП», тип. «Известия», 1928. – 136 с.;

Шкловский, Виктор Борисович. Чаплин – полицейский [Текст] / В.Б. Шкловский; // Чарли Чаплин. Сборник под ред. В. Шкловского. – Л.: «Атеней», 1925.

ШКЛОВСКИЙ ВИКТОР БОРИСОВИЧ (1893 – 1984) – русский советский писатель, критик, литературовед (сочинения: «Воскрешение слова», 1914; «Искусство как приём», 1917; «Развёртывание сюжета», 1921; «Литература и кинематограф», 1923; «О теории поэзии», 1925; «Памятник научной ошибке», 1930; «Художественная проза. Размышления и разборы», 1959; «За сорок лет. Статьи о кино», 1965; «Повести о прозе», 1966; «Тетива. О несходстве сходного», 1970; «Эйзенштейн», 1973; «За 60 лет. Работы о кино», 1924-1983; киносценарии: «По закону», 1926; «Третья Мещанская», 1927; «Дом на Трубной», 1928; «Овод», 1928; «Молодёжь работает», 1928; «Мёртвый дом», 1932; «Горизонт», 1932; «Три медведя», 1937; «Минин и Пожарский», 1939; «Алишер Навои», 1947; «Далёкая невеста», 1948; «Чук и Гек», 1953; «Овод», 1955; «Казаки», 1961; «Три толстяка», 1963; «Сказка о золотом петушке», 1967; «Баллада о Беринге и его друзьях», 1970 и др.).

Ø роль техники в развитии киноискусства: «Искусство живёт тем, что вычитается из обихода как не имеющее практического приложения. Обиходный автоматизм словоупотребления составляет неиспользованные массы звуковых, семантических и синтаксических оттенков – они находят себе место в словесном искусстве (Виктор Шкловский)» – С.

Шкловский, Виктор Борисович. Собрание сочинений: В 3 т. [Текст] / В.Б. Шкловский; [Вступит. ст. И. Андроникова]; [Примечания Л. Опульской]. – М.: Художественная литература, 1973 – 1974. – Т. 1 (Повести. Рассказы), 1973. – 471 с. – Т. 2 (Лев Толстой), 1974. – 749 с. – Т. 3 (О Маяковском. За и против. Достоевский. Из повестей о прозе. Тетива), 1974. – 814 с.;

Шкловский, Виктор Борисович. Избранное: В 2 т. [Текст] / В.Б. Шкловский. – М.: Художественная литература, 1983. – Т. 1 (Повести о прозе. Размышления и разборы), 1983. – 639 с. – Т. 2 (Тетива. О несходстве сходного. Энергия заблуждения. Книга о сюжете), 1983. – 640 с.;

Шкловский, Виктор Борисович. Гамбургский счёт: статьи – воспоминания – эссе (1914 – 1933) [Текст] / В.Б. Шкловский; / [Предисл. А.П. Чудакова, с. 3 – 32; Коммент. и подгот. текста А.Ю. Галушкина]. – М.: Советский писатель, 1990. – 544 с. – ISBN 5-265-00951-5;

Шкловский, Виктор Борисович. Ж


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2017-03-11; Просмотров: 901; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.101 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь