Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


II. Практика (критика фил-и со стороны С.И.).



Их позиция: что фил-я не д. б. умозрительной, она должна изучать отдельн. предметы, причём, описание единичн. предметов.

Наука должна не объяснять, а описывать!!

Такая крайность фил-и – это позитивизм.

Позитивизм: Конт, (30-е гг. 19 в.) Считает, что наука прошла религиозн. и философск. этап и подошла к этапу позитивного знания, отныне Ф не имеет права на сущест-е, она излишна, должна уступить место позитив. наукам.

«Теперь кажд. наука – сама себе фил-я». Конт говорит: философ. предполож-я не м. б. проверены эксперимент-но.

Какой вопр.можно назвать научным? Только такой, кот. реш-ся с помощью эксперимента. ОВФ не реш-ся с помощью эксперимента, значит он не научный.

Зачем нужна фил-я, если кажд. наука теперь самост-ая. Мир изуч-ся к-либо частной наукой. Если соед-ть все знания. Фил-я - система, а система больше, чем совокуп-ть элементов этой системы. => не одна наука не может полностью изучить мир. Фил-я не изучает отдельн. часть, как физики, биологи и т.д.

Этапы позитивизма: классический, махизм, неопозитивизм и постпозитивизм.

1. Классич. позитивизм: Конт, Милль, Спенсер.

2. Махизм и эмпирикокритицизм: Мах (австрийский физик), Авенариус, Пуанкаре.

Эмпирикокрит-зм. Возник на рубеже 19-20 вв. – эпоха кризис в физике (обусловлен переосмысл-ем фундаментальн. понятий в связи с открытиями в физике): рентгеновские лучи (материя проницаема), самопроизвольное излучение урана (сложный состав атома), электрон в атоме (Томпсон), наличие электромагнитн. массы, теория кварков, СТО.

3. Неопозит-зм ( Шлик, Венгенштейн, Поппер)и постпозит-зм (Лакатас, Кун).

Логич. позитивизм, лингвистич. фил-я, критич. рационализм вели к появл-ю в 20 в. постпозит-зма.

Предмет фил-и – теория познания. Ф должна изучать «язык науки».

Использ-ся принц. конвенционализма и когерентности, а также принципы:

- верификации (проверка на опыте): знания сводятся к простым высказываниям (протокольн. предлож-ям), кот. кажд. чел-к может проверить на опыте. А опят этот чувствен., а это приводит к С.И. наиболее сложн. теоретич. разделы науки к протокольн. предлож-ям свести нельзя! Сам принцип не верифицирован!

- фальсификации (Поппер, критич. рационализм). Этот принц. противоположен. Он предполаг. проверку знаний на ложность, а не на истинность. Знания, до настоящего момента не опровергнутые, следует считать истинными (до тех пор, пока не нашли контрпример). Но всегда есть вариант встретить контрпример (юбое знание гипотетично).

Индивидуальн. чувствен. опыт субъективен, поэтому люди по-разному воспринимают явл-я. Чел-к имеет собствен.науку. + Наиболее абстрактные, сложные разделы науки нельзя свести к простым предлож-ям => появл-е фальсификации, дополн-я верификации.

В 20веке ряд уточнений: один пример должен вести не к отбрасыванию теории, а к ее доказуемости.

Лакатос (начало постпозит-зма): 1 контр-пример не может убить теорию. Только ряд теорий м.б. истинным, как и 1 теория. Опровергнута только тогда, когда будет построена новая, более точная и полная теория.

Т. Кун, «Структура научных революций»

Централ. место – понятие парадигмы – совокуп-ти убеждений, ценностей, технич. ср-в, принятых научных сообщ-ом и обеспечивающим сохран-е научных традиций. Стиль мышления опред. эпохи, выражающ. в классич.трудах: геоцентрич. система Птолемея, механика Ньютона, эйнштейновская теория относит-ти…(самостоят. парадигмы). Чередование развития: нормальн. наука (ученые работают в рамках сложившихся парадигм) и научн. револ-я (процесс смены парадигм). Прогресса развития науки нет, т.к. мы не можем сказать, какая более правильна.

Предмет научной Ф – мир как сист., в единстве всех его частей, наиболее общие законы. Сумма отдельных наук меньше Ф.

Структура, функции научной Ф.

НФ – целая система филос. наук. Ядро – диалектический и историч. материализм.

ДМ – наиболее общая филос. наука, в равной степени относящаяся к природе, общ-ву и человеч. мышл-ю (мир как целое).

Историч.М – менее общая наука, изучает общ-во (т.к. есть сознание, кот. его развивает и опред-ет существ-е; есть свои законы, указывающие направ-е, а не обязательные) (изуч. особен. часть мира, высш. форму материи – чел-ка).

Поэтому их соотнош-е – это соотнош-е общего и особенного. 4 формы материи.

Соц. форма – это особен. часть мира, наделен. сознанием. Чел-к ничего не делает, если в его голове не появ. к-либо идея. Эта форма развив. по объектив. законам, но оин особенные и отличаются от законов природы.

Законы тенденции – указыв. Общее направ-е жизни общ-ва, но они не заств-ют их соблюдать (их можно нарушать).

Законы- истории – (с одной стор., законы тенденции, с другой – законы ограничители). Если общ-во будет нарушать эти объектив. законы, то общ-во придет к разруш-ю.

Структура:

- ядро

- Ф природы или философ. вопросы естествознания.

- этика (наука), предмет – мораль;

- эстетика – филос. наука о прекрасном (означ. освоение чел-ом мира по законам красоты, отраж. дейст-ть чувствен. образом);

- логика – наука о законах и формах правильного мышления;

- история фил-и (процесс становления фил. мысли)

- научный атеизм (система взглядов, отрицающ. веру в бога с т.з. научн. мира)

ДМ, структура:

- диалектика (отвеч. на вопрос, как мир развивается? )

- материализм (отвечает на вопрос, какова природа, сущ-ть мира? )

Они развивались раздельно. Наиболее развитый домарксовский матер-зм (нов.врем.) – матер-зм без диалектики, и это не случайно! Однако, последоват. Научн. матер-зм не м. б. без диалектики, т. к. ответить на ОВФ нельзя без диалектики. Метафизически нельзя обосновать ОВФ => научн. матер-зм д. б. диалектическим.

Вопрос: какая из этих частей определяющая: диалектика или матер-зм? Ответ: матер-зм, т.к. он отвеч. На ОВФ (но при помощи диалектики).

Части: онтологическая (учение о бытии), гносеологическая (познание), диалектика (развитие).

Функции:

1.Онтологическая: разработка мировоззр-я, соответствующ. ур-ню развития науки и историч. практики. – общ. Картина мира, систематизирован. Совокуп-ть представ-й и понятий о мире и полож-е чел-ка в мире. Вопросы:

Какова природа мира? (М/И)

Из чего склад-ся мир? (Монизм/ дуализм/ плюрализм/ нейтрализм)

Каков способ бытия мира? (Д/М/ф)

Какова причина мира? (атеист./религ.)

Функц. заключ. в разраб-ке универсальн. целостн. картины мира.

2. Гносеологическая: док-во возм-ти адекватного позн-я мира, разраб-ка всеобщих принципов и методов позн-я. Познаваем ли мир? Сущ-ет ли объектив. истина? Что есть критерий истины? Может ли чел-к познать сущ-ть и закономер-ти мира? (ответы: утвердительный, отрицат-ый (агностицизм).

3. Аксеологическая (наука о ценностях)

Ценность – явл-е матер-го и духовн. мира, обладающее положит. значимостью для чел-ка. Люди оценивают с т.з. полезности. Добро и зло, справед-ть и т.д. Где нет чел-ка, нет смысла говорить о ценностях. Ценности: природные, эконом-ие, соц.-полит-ие, этические, эстетич-ие, науки. Зависят от классов, вкусов чел-ка. Материалистич. представ-е о ценностях (ценности зависят от матер. факторов, от отнош-й в произв-ве) отлич-ся от идеалистич. (в О.И.: ценности сущ-ют в отрыве от чел-ка, в С.И.: у кажд. чел-ка свои ценности, разн. представ-я о них).

4. Практическая: (её выдел. материалистич. фил-я (Маркс) фил-я должна не только объясн. мир и общ-во, она еще должна созд-ть теорию, кот. поможет преобраз-ть общ-во.

5. Методологическая: разраб-ка основн. методов познания окруж. дейст-ти.

6. Критическая: расшир-е границ позн-я, разруш-е догм, критич.взгляд на реальность.

7. Гуманистич.: фил-я помогает чел-ку понять свое место в природе и общ-ве. Функц. связ. с обоснованием ценности ли-ти, ее прав и свобод, ее достоинства.

 

Фил-я и частные науки.

Частные науки имеют предметом какую-либо частную, особен. область действит-ти и делятся обычно на три группы: естеств-ые, обществ-ые и технич-ие науки. Различают также фундамен-ые науки, к кот. обычно относят матем-ку, физику, химию, биологию, важнейш. соц. науки.

Взаимосвязь фил-и и частных наук – одна из важнейш. закономер-тей развития науки. В основе этой взаимосвязи лежит взаимосвязь всеобщего, являющегося предметом философ. наук, и особенного, служащего предметом частных наук.

Поним-е взаимосвязи фил-и и частных наук основыв-ся, так. обр., на диалектике категорий всеобщего и особенного. С т. з. научн. диалектики всеобщее сущ-ет только через особенное и на его основе (общ-во – через индивидов), во всей массе особенных, а особенное – только в связи с всеобщим(нет чел-ка, если он формир-ся вне общ-ва). Эта диалектика опред-ет глубокую завис-ть фил-и от частнонаучного знания и, в свою очередь, не менее важную завис-ть частных наук от филос. знаний.

Смысл этой завис-ти заключ-ся в том, что фил-я не имеет никакого другого первичного материала, из обобщения кот. она могла бы выводить свою теорию, кроме совокупного фактического и теоретич. материала естеств-ых, обществ-ых и технич-их наук, прежде всего – фундаментальных наук. Частнонаучное мышление, выполняя свои собствен. функции в познании частных областей действит-ти, вместе с тем подготавливает появл-е филос. абстракций. Фил-я идет дальше, формулируя понятие о всеобщих чертах, свойствах, законах реального мира.

Чтобы сделать более глубокие обобщения, фил-я не может прямолинейно и некритически воспольз-ся уже готовыми заключ-ями частных наук: философ должен понять как факты, на кот. опираются частнонаучные теории, так и содержание этих теорий, способ их выведения из фактов. Фил-я, следов-но, должна в некоторой степени уподобляться частным наукам, философ должен обладать своего рода проф. подготовкой частных областях науки. Фил-я исходит не из всего детализированного массива фактов и теории частных наук, а из основного и обобщенного совокупного фактического и теоретич. материала науки.

Философ. теория создается, так. обр., благодаря глубокому и квалифицирован. вторжению фил-и в содерж-е частнонаучного знания, на основе глубокого философ. анализа материала науки. Такой анализ должен иметь критич. хар-р, фил-я не должна принимать полностью на веру ни факты, ни заключ-я частных наук.

Частные науки находятся в глубокой завис-ти от фил-и, даже если ученый этого не осознает. Смысл этой завис-ти заключ-ся в том, что особенное, как предмет частных наук, сущ-ет только в связи со всеобщим и поэтому не м.б. понято вне связи со всеобщим. Иначе говоря, частнонаучное описание и объясн-е всегда принципиально неполно и должно дополн-ся философ. объясн-ем. Прежде всего, выделяя предмет науки, ученый, так или иначе, исходит из представ-я о целостном внеш. мире, существующем вне челов. сознания.

По мере развития фундаментальн. наук, роста их теоретич. уровня, по мере их фундаментализации знач-е философ. подходов будет резко возрастать. Подлинный расцвет философ. культуры мышления ученых еще впереди.

Роль фил-и в частнонаучном знании: решение некоторых их проблем.

1) физика, химия, биология – вычленение соответствующей реальности;

2) процесс развития обладает одинаковыми всеобщ. чертами, а в кажд. материи приобретает особые черты;

3) проблема, связанная с чел-ом. Он наход-ся во взаимосвязи с миром, явл-ся вершиной мира. Кажд. наука выходит на проблему чел-ка. Науки не могут решить проблему чел-ка, нужна филос. концепция.

Антропный принцип физики (Картер): Вселенная и фундаментальн. параметры, от кот. она зависит, д.б. такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допус-сь существ-е наблюдателей. Чел-к м.б. не появиться, но раз мы сущ-ем, можно сделать вывод: Вселенная в прошлом не могла быть какой угодно. Появл-е чел-ка подготовлено всем развитием мира (глубинное единство чел-ка и мира).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь