Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие обществен. прогресса, его критерии.



А. Сен-Симон: последовательн. продвиж-е обществ по восходящ. ур-ням прогресса, которое опред-ся приростом знания.

О. Конт: степень продвиж-я к высшей в его концепции, научной (позитивной) стадии развития.

Г. Спенсер: измерять соц. прогресс достигнутой степенью сложности обществ. Соц. эволюция аналогична биолог-ой и приводит постепенно к тому, что мир становится лучше.

В теории К. Маркса вопрос соц. прогресса решался практически однозначно. Достиж-е высшей ступени чел. развития — построения бесклассов. коммунистич. общ-ва, где будет властвовать свободн. труд свободн. людей, — неизбежно, хотя и отдалено во времени.

Соврем. НТР осущ-ся в рамках НТП, кот. в свою очередь выступает стороной обществ. прогресса.

Обществ. прогресс — это объектив. тенденция восходящего развития челов-ва, выражающаяся в совершенств-и форм чел. жизни, способ-тей и потреб-тей, в развитии науки, техники, технологии и т.д.

Вопр. о критериях обществ. прогресса явл. дискуссионным. Одни исслед-тели в кач-ве критерия обществ. прогресса называют ур-нь развития способа произв-ва, другие в этом кач-ве выделяют ур-нь развития производит.сил общ-ва, третьи сводят его к производит-ти труда.

В философск. объясн-и обществ. процесса издавна боролись две т. з. — эволюционная и революционная.

Протекание последнего не исключ. сочетания революцион. и эволюцион. преобраз-й обществ. жизни. При проведении прогрессивн. преобраз-й и реформ следует ориентир-ся на то, чтобы их осуществ-е оборачивалось не упадком экон-ки, снижением ур-ня развития производит. сил и сокращ-ем производит-ти труда, а, наоборот, увелич-ем эконом. богатства общ-ва на основе повышения ур-ня развития производит. сил и производит-ти труда.

Соц. прогресс – соц. форма развития и движ-я общ-ва от низших ступеней к высшим.
Причина соц. прогресса – диалектика способ-тей и потреб-тей чел-ка (произв-ва и потребл-я).
Чел-к должен производить условия своего существ-я. Потреб-ти чел-ка имеют тенденцию к усложнению. Потреб-ти носят сложный хар-р - закон.
Маркс: закон неуклонного возвыш-я потреб-тей.
Критерий соц. прогресса.
Идеализм искал причину в духовном начале. Матер-зм считал, что критерий нужно искать в производствен. сфере. Критерий – ур-нь развития производит. сил.
Конечный критерий соц. прогресса – ур-нь развития самого чел-ка, его сущностн. сил. Самый глубокий критерий соц. прогресса – сам чел-к. Выделяют два ур-ня сущностн. сил чел-ка:
1. Интеллектуальный: труд, мышление, речь;
2. Потенциальный: способности и потребности.

 

Понятие обществ.-экономич. формации и цивилизации. Структура обществ.- экономич. Формации: базис и надстройка.

Формации делятся по производств. отнош-ям.

С Маркса, отбросили пустые разговоры об общ-ве. Общ-во всегда стоит на опред. ступени развития – формации. Не просто совокуп-ть людей, а связанные отнош-ми. Нашел то общее у народов одной ступени, различающихся по другим критериям (Греция, Египет, Вавилон).

Ф – цельная соц. система, развивающаяся по своим специфич. законам, основывающаяся на опред. способе произв-ва. Надстройка – идеология, духовное, религиозное и т.п. Единство матер. и духовной сторон.

Выделяют пять ступеней. Каждому соответ-ет способ произв-ва: ручной (личная зависимость), машинный (вещная), автоматизированный (исключена).

Другая классифик-я – предыстория (до Ком.) и собственно история (нет условий для всестороннего развития, все живут засчет других).

В обществ. произв-ве своей жизни люди вступают в объект. отнош-я, от их воли не зависящие – ПО, кот. соответ-ют опред. ур-ню развития ПС и образуют реальный базис общ-ва, над кот. надстраив-ся полит. и юридич. надстройка и все формы ОС.

Базис – совокуп-ть ПО. Господствующие в общ-ве – ПО, оставшиеся и зарождающиеся – уклады. Базис+уклады – соц.-эконом. структура общ-ва. ПО – форма ПС.

Надстройка: 1) идеи, нравст., полит…. ПО – основа для других отнош-й в общ-ве.

2) учрежд-я: гос-во, церковь, партии, организ-и

3) отнош-я по поводу идей.

ПС меняются быстро, а ПО – это рамки их измен-я. ПС – матер.-технич. базис, ПО – эконом. базис.

Взаимосвязь базиса и надстройки:

1) базис порождает надстройку, надстройка отражает свой базис. Измен-я, смена в рамках формации.

2) надстройка активна, влияет, помогает укрепиться и всеми силами сохраняет.

3) надстройка относительно самостоятельна, может порождать свои измен-я (полит. режим). Есть разрушительн. силы базиса. Неравномерное развитие форм ОС: что ближе к базису, то быстрее реагирует на изменения: соц. структура и политика.

 

Общ-во вообще сущ-ет в конкретн. историч. формах. Форма общ-ва — это общ-во на опред.ступени развития, или обществ.-эконом. формация.

Понятия " общество вообще" и " обществ.-эконом. формация" соотносятся как род и вид. Первое выражает качествен. опред-ть соц. формы материи, ее отличие от других форм, второе — качествен. опред-ть историч. ступеней ее развития.

ОЭФ – особый тип общ-ва, цельная, соц. система, функционирующая и развивающаяся по своим спец. законам, кот.обусловлены данным способом произв-ва. В каждой формации оно имеет свою форму, и потому формации характер-ся различной степенью идентичности (соответ-я) чел. индивидов своей сущ-ти. Иными словами, каждой историч. ступени развития челов-ва свойственно противоречие между универсальной, потенциально бесконечной чел. сущ-тью и ее исторически ограничен. формой, осуществ-ем.

Критерий выдел-я той или иной ОЭФ - способ произв-ва.

-Первобытно – общинный

-Рабовладельческий

-Феодальный

-Капиталистический (Буржуазный)

-Социалистический

Эконом. эпохи различ-ся не тем что произв-ся, а тем как произв-ся.

Структура ОЭФ

Т. к. ОЭФ есть общ-во на опред. ступени развития, основу каждой ОЭФ образует способ произв-ва. Он предст-ет собой единство производит. сил и производств. отнош-й. В этом единстве ведущими явл. производит. силы, кот. и опред-ют производств. отнош-я.

Базис – совокуп-ть производств. отнош-й, существующ. в общ-ве.

Надстройка – совокуп-ть опред. обществ. идей, взглядов, теорий, складывающаяся в соответ-и с ними система идеологич.отнош-й и организ-и закрепляющих их.

Отнош-е базиса и надстройки есть отнош-е первичности-вторичности. Идеологиче. отнош-я как духовные (субъект-ые) имеют объекти.содерж-е и матер. средства реализации, или матер. часть надстройки. Последняя " изъята" из матер. произв-ва для осуществ-я духов. жизни и, будучи объект-ной, предст-ет собой специфич. компонент обществ. бытия. Эта объект. часть надстройки есть связующее звено объективно-реального и субъективно-реального существ-я общ-ва, средство их взаимного влияния.

Ненадстроечные элем-ты – это различн. соц. группы, классы, страты, особые семейные отнош-я.

Диалектика базиса и надстройки.

Исторически опред. эконом. базис опред-ет тип обществ. надстройки: природу гос-ва и права, нравственные, философские, худож-ые, религиозные и т. д. взгляды и отнош-я, а также соответствующие им учрежд-я.

Переворот в эконом. строе (базисе) данного общ-ва вызывает измен-я во всей общест. надстройке. Каждая исторически опред. обществ. надстройка имеет в кач-ве своей основы исторически опред. эконом. базис, кот. она не может опережать. Надстройка опережает не базис в целом, а наличный базис, его реализован. часть, но не заключенные в базисе глубин. тенденции развития. Если правовая, политич. и т. д. надстройка опережает наличный эконом. базис, то это означ., что она выражает, фиксирует в своих НА и законах в общем виде тенденцию его дальнейш. развития. Тем самым она не отрывается от действит-ти, а приближ-ся к ней, ибо это предвидение не из самого сознания, а на реальной матер. основе, на базе тех элементов будущего, кот. заключены в настоящем и отражены созн-ем. Само бытие, эконом. базис, а не созн-е опред-ют глубину предвидения, ограничивают его пределом времени и степенью точности.

№ 5. Античный материализм.

Основ. проблемы, характер. черты античной Ф.

( картина мира – космоцентризм )

Основ. проблемы античной Ф.:

Проблема бытия и небытия, материи и ее форм. Выдвиг-сь идеи о принципиальн. противополож-ти формы и «материи», о главн.элементах, стихиях космоса; тождестве и противополож-ти бытия и небытия; структур-ти бытия; текучести бытия и его противоречивости. Глав.проблема здесь - Как возник космос? Какова его структура? (Фалес, Анаксимен, Зенон, Анаксимандр, Демокрит);

Пробл. чел, его познания, его отнош. с др. людьми. В чем сущность челов.морали, есть ли независящие от обстоят-в нормы морали? Что такое политика и гос-во по отнош. к чел-ку? Как соотносятся рациональн. и иррациональн. в челов. сознании? Есть ли абсолют.истина и достижима ли она челов. разумом? На эти вопросы давались разные, часто противоположные, ответы. (Сократ, Эпикур...);

Проблема воли и свободы человека. Выдвиг-сь идеи ничтожности чел-ка перед силами природы и обществ. катаклизмами и, одновременно, его могущества и силы его духа в стремлении к свободе, благородн. мысли, к познанию, в кот. видели счастье чел-ка (Аврелий, Эпикур...);

Проблема отнош. человека и Бога, божествен.воли. Выдвиг-сь идеи конструктивн. космоса и бытия, строения материи души, общ-ва как взаимообусловливающие друг друга.

Проблема синтеза чувств-го и сверхчувственного; проблема поиска рациональн. метода познания мира идей и мира вещей. (Платон, Аристотель и их последователи...).

Характерные черты античной философии.

1) Античная Ф. возникает и в значит. мере развив-ся как результ. непосредствен. чувствен.созерцания мира. Именно на основе непосредствен. чувствен.данных строилась и аргументация мира. С этим связана и опред. наивность древне – греч. представ-я о мире.

2) Синкретичность античной Ф.- это изначальная нерасчлен-ть знаний. Включала все многообразия элементов зарождающихся знаний (геометрических, эстетических, музыки, ремесел). Это в значит. мере объясн-ся и тем, что древнегреч. мыслители были разносторонне развиты, заним-сь различной познават. деят-ью.

3) Античная Ф. возник. как учение о природе, космосе (натуралистическа. Ф.). Позднее с середины 5-го века (Сократ) возник. учение о чел-ке с этого момента две тесно связанные линии: 1. Постижение природы, 2. Постижение человека.

4) В античной Ф. формир-ся особый подход в постиж-и природы и чел-ка (мировоззренческая установка). Космоцентризм, суть заключ. в том, что исходной отправн. точкой в разработке философ. проблем было опред-е поним-е космоса природы как единого соразмерн. целого обладающего некотор. духов. началом (душа, мировой разум). Закон развития космоса как источник развития. Поним-е космоса наход. в центре поним-я мира.

В соответ. с поним-ем космоса поним-ся и природа чел-ка. Чел-к - микрокосмос, в соответ. с этим поним-ся взаимоотнош. чел-ка и окруж. мира (гармония чел-ка, мира, разум чел-ка, мышление).

В кач-ве важн. вида челов. деят-ти призн-сь мыслительн., познават. деят-ть, связан. с постиж-ем и космоса, и чел-ка, направлен. на достиж-е внутрен. гармонии чел-ка, соц. гармонии, гармонии между чел-ом и космосом.

С этим связана такая характер. черта Ф. и античной культ. как рационализм познават-ый и этический: Добро –результ. знаний, Зло – результ. не знаний.

Именно поэтому идеалом чел-ка в античной Ф. явл. мудрец, кот. созерцает окруж. мир, размышляет об окруж.мире.

Периодизация.

следующие этапы:

1)период станов-я Ф., кот. имел исключит-но космологич. хар-р (VI—V вв. до н. э.);

2)период античного просвещ-я, в кот. преобладает Ф. гуманистич. хар-ра (V в. до н. э.);

3)период античн. философ. систем (IV в. до н. э.), кот. наступил сразу же после античн. просвещ-я и был тесно связан с ним, содержал наиболее разнообразн. философ. взгляды, кот. выходили за пределы высшей формы античной Ф.;

4)период античн. философ. школ, в кот. привилегирован. полож-е заняли проблемы этики (ill— I вв. до н. э.);

5)синкретический период религиозн. хар-ра (I в. до н. э. — V в. н. э.).

Милетская школа – древнейш. натурфилософ. шк. Для нее хар-но еще отсут-е поляризации на матер-м и идеализм, наличие многих образов мифологии, значит.элементов антропоморфизма, пантеизма, отсут-е собственно философ.терминологии, предст-е физич. процессов в контексте моральн. Проблем-ки». Но милетская Ф. уже Ф. в основн. смысле этого слова, т.к. уже ее первые творцы - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен – стрем-сь понять, то или иное начало как субстанцию (вода, воздух, огонь). Их первоначало всегда одно (в этом смысле милетск. философы - монисты), оно вещественно, но также разумно, даже божественно. Каждый из философов в кач-ве этого начала опред-л одну из стихий. Фалес - основатель милетской шк, - первой философ. школы. Он был одним из родоначальников Ф. и матем-ки, первым сформу-л геометрич. теоремы, изучал астрономию и геометрию у египетск.жрецов. Фалес стал основателем натурфил-и и сформ-л две ее основн. проблемы: начала и всеобщего. Началом он полагал воду, в кот. покоится земля, а мир считал наполненным богами, одушевленным. Также Фалес разделил год на 365 дней. Анаксимандр (610 - ок. 540 годы до н.э.) считал началом всего бесконечн. природу - нечто средн.между четырьмя элементами. Он говорил, что возник-е и уничт-е миров предст-ет вечный циклич. процесс. Анаксимен (ум. 525 до н.э.), ученик Анаксимандра, считал первоначалом воздух. Разрежаясь, воздух стан-ся огнем, сгущаясь - ветром, водой и землей. Анаксагор, ученик Анаксимена, ввел понятие Нуса (Ума), организующего космос из смеси беспорядоч.стихий. С милетск. Шк. связывают зарожд-е основ астрономии, матем-ки, географии, физики, биологии и др. наук.

Одним из наиболее крупных философ.учений раннегреч. Ф. явл. учение Гераклита Эфесского. Глав. произв-е Гераклита - " О природе". Гераклит в кач-ве субстанционально-генетич. начала Вселенной рассматр-ет огонь. Мир по Гераклиту – упорядочен. Космос. Он вечен и бесконечен. Он не созд. ни богом, ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. На основе превращ-я Огня строится космология Гераклита. Все измен-я мироздания у Гераклита происх-ят в известн. закономер-ти, подчиняясь судьбе, кот.тождественна необх-и. Необх-ть - это всеобщий закон - Логос. " Логос" в переводе с греч. языка означ." слово", но одновременно " Логос" означ. разум, закон. В самом общ.плане Логос Гераклита есть выраж-е логич. структуры Космоса, логич. структуры образа мира, непосредственно данного живому созерцанию.

Гераклит был первым диалектиком античности, основателем диалектики в её первонач. форме. Ему принадлеж. известн.афоризм, выражающ. Особую идею материалистич.диелектики – «все течет, все измен-ся». Гераклит утвержд., что «в одну и ту же реку нельзя войти дважды», т.к вода непрерывно течет, в другой раз мы входим в иную реку.

Разумеется, огонь Гераклита также не был буквально огнем. Диалектика Гераклита, первая блестящая форма античн.материалистич.диалектики имела истор-ки огранич.хар-р. это была скорее диалектика движ-я, а не диалектика развития. Это диалектика круговорота, «беличьего колеса».( это наивная диалектика).

Так.образ., в раннегреч. Ф. налицо совмещение филос-го и естественно-научн. подхода в объяс-и субстанции мира. С одной стор., они довольно четко осущ-ют субстанциональн. подход, с другой, субстанция бытия, как правило, отожд-ся с конкретн. стихией, явлением природы. Эта стихия в какой-то мере приобрела знач-е метафоры, в образн.форме давала предст-е о первоначале всесущего.

Гилозоизм – одушевленность всей природы.

Атомисты.

Крупн. шагом по пути развития онтологич.подхода в решении философ.проблем явл. атомизм Демокрита (460-370 до н.э.). Демокрит стрем-ся к созд-ю стройного, ясного и логически обоснован. учения. Исходн.мысль этого учения: " в мире нет ничего, кроме атомов и пустоты, все существующее разреш-ся в бесконечн. множ-во первоначальн. неделим. вечных и неизмен.частиц, кот. вечно движ-ся в бесконечн. простран-ве, то сцепляясь, то разлучаясь друг с другом". Демокрит хар-ет атомы так же, как Парменид бытие. Атомы вечны, неизменны, нераздельны, непроницаемы, не возник. и не уничт-я. Все тела сост. из атомов, реальные подлин. св-ва вещей суть те, кот. присущи атомам. Все остальн.чувственно воспринимаем. св-ва: вкус, запах, темп-ра и т.д. сущ-ют не в вещах, а только в чувствен.восприятии чел-ка. Суть онтологии Демокрита свод-сь к двум основ. полож-ям:

1.Все вещи образ-ся из сочетания атомов: все многообразие мира проистек. из их соединения и раздел-я. А потому вещи различ-ся лишь по кол-ву атомов, по их форме, порядку и полож-ю.

2.Атомы вечно движ-ся в окружающей их пустоте: по отнош. к атому место, занимаемое им, совершенно случайно.

Теория Демокрита носит умозрит. Хар-р, и сам Демокрит признавал умозрит. хар-р своего атомизма, поскольку в чувствен.восприятии мы никогда не находим атомов.

Вселенная бесконечна и бесконечно в ней кол-во миров. Организмы возникли под влиянием механич. причин. Чел-к - скопление атомов и отлич-ся от др.существ наличием души. Демокрит связ. душу с дыханием.

Атомистич. теория Демокрита распростр-ся и на истолк-е познания. Демокрит объясняет познание мира на основе принципа " истечения", согласно кот. процесс познания состоит в восприятии чел-ом воздействия на него тел через соответствующ. органы чувств. В марксистско-ленинской Ф. атомизм Демокрита квалиф-ся как вершина античн. " стихийн. матер-зма».

Ключ. понятия демокритовск. учения - это умозрит. конструкции. А идеального мира у Демокрита не сущ-ет. Теория познания как теория истеч-я не приводит даже к образ-ю идей. Поэтому исторически первым форм-ся не стихийн. материал, а идеализм.

Суть атомов - одна и та же (они материальны). Мир един, т.к он материален, но атомы отлич-ся друг от друга своими свойствами. Понятие атома господ-ло до Нов.времени (вплоть до 18 века).

Телеология – зачем? Для чего? (ищет цели).

Причинность – почему? (ищет причины).

«+» Он отвергал телеологию и искал причинность.

« - » но он отрицал случайность, у него была жесткая предопред-ть, за счет движ-я атомов ( жесткий детерминизм).

№ 39. Экзистенциализм.

В отличие от позитивизма, считавшего себя философией современной науки, экзистенциализм выступает как философия человеческого существования (экзистенции).

Предшественник - датский философ С. Кьеркегор. Его Ф – своеобразная антирационалистическая реакцией на Ф Гегеля. Кьеркегор считал, что эта философия страдает чрезмерным «объективизмом», подчинением человека господствующему над ним объективному духу.

Формируется после 1 мировой: Ясперс, Сартр, Камю и т.д. Есть атеистическая и религиозная ветвь Э.

Центральная категория экзистенциализма – категория человеческого существования. Человеческое существование - это поток переживаний, не имеющий никакой рациональной организации, законов и смысла. Экзистенциализм, таким образом, психологизирует человека, сводит человека – реальное материальное существо, обладающее сознанием, к духовной жизни, понятой как чисто иррациональный поток переживаний. Важнейший фактор человеческого существования – смерть. Человеческое существование определено к смерти, движение к которой придает смысл человеческому существованию.

Из предопределенности человеческого существования к смерти выводится, далее, феномен свободы: человек абсолютно свободен перед лицом смерти.

Истинная экзистенция обнаруживается человеком в критических ситуациях, прежде всего ставящих человека перед перспективой смерти.

Экзистенциализм представляет собой гуманистическое направление в неклассической философии Запада, которое во многом правильно подметило действительное отчуждение человека в современной цивилизации, подавление личности стихийными силами общества. Экзистенциализм оказался неспособным дать оптимистическую, жизнеутверждающую трактовку человека и его будущего, найти пути выхода из действительно наличествующей «трагедии существования».

Экзистенциализм — это иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. Основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы: объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, как «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия с точки зрения экзистенциализма должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.

Истина – это нравствен. соц.категория(а не гносеологич). Полная относит-ть истины. Наука – не мож.решать проблемы мировоззренческие, гуманистич. Сравнение религиозного и атеистич-го (регизиозн: выраж. трактовку истории как линейного историч.процесса).

№ 6. Античный идеализм.

Пифагорейская шк. положила начало математич. наукам. Числа поним-сь как суть всего существ-го, им придавался мистич. смысл.

Основу пифагорейск. матем-ки сост-ет учение о декаде: 1+2+3+4=10.

Эти четыре числа описывают все процессы, происходящ. в мире. Им миров. порядок представлялся в виде господства чисел; и в этом смысле они переносят на мир, «как целое, понятие космос, первоначально означавш.порядок, украшение». Если задать себе вопрос «философ. направл-ти Пифагора, то, кажется, можно с полной уверен-тью сказать, что это была, прежде всего, Ф. числа, этим оно резко отлич-сь от милетск.натурфил-и, стремившейся свести все существ-ее к той или иной матер. стихии с подчерк-ем ее качествен. своеобразия (вода, воздух, огонь, земля)».

Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музык.звукоряде, отражающем гармонию Солнеч. системы, где каждой планете соотв-ет опред.нота, а все вместе они создают интервалы музык.гаммы. Ими же положено и начало музык. психологии: музыка использ-ь как средство воспитания и исцеления души и тела. В пифагорейской шк. начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множ-во аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греч.языка. Так. обр., пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естеств-ой, точной и систематич. наук.

Элейской школой – древнегреч. философ. шк., учения кот. развивались, начиная с конца VIb. вплоть до начала втор.половины V в.до н.э.с темя крупн.философами - Парменидом, Зеноном и Мелиссом. Два первых - Парменид и Зенон -жили в небольш.италийском городе Элея, а третий - Мелисс - был уроженец далекого от Элей Самоса.

Но т.к. основн. учения школы были выработаны Парменидом и Зеноном, гражданами из города Элей, то школа в целом и получ. название элейской. И если пифагорейцы рассматр. миров. порядок исключит-но с его количествен. стор., то в противополож-ть им в VI веке выступают направ-я, кот. подобно древн.ионийским мыслителям, понимают идею миров. единства качественно, однако, видят при этом миров. единство не в едином мировом вещ-ве, а в едином правящем миров. принципе, в едином понятии, господствующем над сменой всех явлений. Для элеатов таким понятием служит бытие, кот. остается постоянным при всяком изменении вещей.

Философские учения софистов и Сократа .

В период своего стан-я челов. познание направлено " вовне", на объектив. мир. И впервые греч. философы стремятся сконстр-ть картину мира, выявить всеобщие основ-я бытия этого мира. Происходит переход от преимущественного изуч-я природы к рассмотр-ю чел-ка, его жизни во всех многообразн. проявлениях, возникает субъективистско-антропологич. тенденция в Ф. Родоначальниками этой тенденции явл. софисты и Сократ.

Начало в исслед-и проблемы чел-ка полож. софисты Протагор, Горгий и др. Слово " софист", первоначально означавшее " мудрец", " искусственник", " изобретатель", со втор. половины IV века до н.э. стан-ся кличкой, означавшей особый тип философа, философа-профессионала, учителя фил-и. Новый тип философа появ-ся в период расцвета рабовладельч. демократии, благодаря потреб-ти в общем и полит. образ-и, порожденной развитием полит. и судебных учрежд-й, научной, филос-ой и худож-ой культуры. Софисты способ-ли развитию логич. мышления, гибкости понятий, позволяющих соединить и даже отожд-ть как будто бы несовместимые вещи. Логич. доказуемость счит-сь у них основн. св-ом истины. Доказать - значило убедить, уговорить. Софисты считали, что доказать можно все, что угодно. " Познай самого себя" - этот призыв, помещенный у входа в храм Аполлона в Дельфах, стан-ся у софистов и Сократа ведущим содерж-ем всех их философ. размышлений.

В Ф. софистов и Сократа чел-к стан-ся единствен. бытием. Чел-к только в себе самом может найти истину. Со времени софистов и Сократа проблема чел-ка, челов. личности стан-ся одной из важнейших проблем Ф.

Начиная с софистов и Сократа, Ф. впервые формул-ет основн. мировоззренч.вопрос как вопр. об отнош. субъекта к объекту, духа к природе, мышления к бытию. Для Ф. специфическим явл. не раздельное рассмотр-е чел-ка и мира, а постоянное их соотнес-е. Философ. восприятие мира всегда субъективно.

Прогрессивное знач-е софистики заключ-ся в том, что она выдвинула на передний план субъективн. момент в отноше. чел-ка к миру, выразившийся в требов-и: все, что ценное для личности, долж. б. оправдано перед ее сознанием. Однако, это оправдание в софистике было поставлено в завис-ть от случайн. хотения и мнения отдельного индивида. Сократ же выступил против.

Сократ.

Учеником софистов в начальн.период своего творч-ва, а затем непримиримым оппонентом был Сократ. Мерилом всех вещей для Сократа явл. не субъективно -произвольн. единичн. чел-к, а чел-к как разумное, мыслящее сущ-во. Сократ выступил с требов-ем выработать такие истины, кот.имели бы общее и объектив. знач-е.

Сократ учил, что фил-я - любовь к мудрости, любовь к знанию - может рассматр-ся как нравствен. Деят-ть в том случае, если знание само по себе есть добро. И это полож-е явл. движущей пружиной всей его деят-ти. Сократ верил, что, если чел-к знает что именно хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Сократ называл три основн. челов. добродетели:

1.умеренность (знание как обуздывать страсть)

2. храбрость (знание как преодолевать опасности)

3.справедливость (знание как соблюдать законы божественные и человеческие)

Сократ пытался найти в сознании, мышлении чел-ка такую прочную и твердую опору, на кот.могло бы стоять здание нравств-ти и всей обществ.жизни, в т.ч. и гос-ва. Но Сократа не поняли и не приняли его сограждане. Он был обвинен в том, что развращает своими рассуждениями молодежь, не признает богов и священных обычаев => был арестован. По приговору суда Сократ выпил смертельн.яд цикуту. Этим он хотел док-ть, что истинный философ должен жить и умереть в согласии со своим учением.

Главное у Сократа – проблемы чел-ка (соц.фил-я).

Метод его – майевтика. Суть: исходное начало – ирония. Благодаря иронич.отнош. к окруж-ему, сократ пробужд. у людей сомнения в общепринятых истинах.

Сократ хотел от людей услышать опред-е того, о чем он спрадивал, именно сущ-ть. Вводит «понятие».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь