Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сознание – продукт развития материи. Отражение как всеобщее св-во материи. Формы отраж-я. Созн-е как высшая форма отраж-я.
Проблема в том, как и почему материя приобрела способ-ть универсальн. отображ-я самой себя? ДМ: созн-е – это закономерн. продукт бесконечного развития материи. Энгельс («Диалектика природы»): «с железной необх-тью» появился чел-к и его созн-е, «высший цвет материи», и критикует матер-тов Нов. вр. за непоним-е. ММ: чел-к случаен, материя приходит к развитию мыслящих существ в силу самой своей природы. Если созн. – св-во материи, то нужно выявить их связь. В готовом виде в материи нет сознания. Но нет ли между ними какого-то родствен. св-ва? Дидро: созн. – высшая форма чувствит-ти.Вся материя облад. св-вом чувствит-ти. Различие между одушев. и неодушев. природой не так уж различно. Материя облад. всеобщ. чувствит-тью, кот. в нежив. материи выступ. в пассивн. форме, а в живой – в активной. Ленин: ставит вопрос о предыстории ощущ-я. В ярко выраженной форме ощущ-я связаны только с высш. формами. Ощущ-я присущи только высш. ф. материи.Можно только предполагать о способ-тях, сходных с ощущ-ем, «в фундаменте здания материи». Вся материя облад. св-вом отраж-я. ДМ отвергает позиции гилозоизм и панпсихизм. Гилозоизм – всеобщ. одушев-ть природы. Панпсихизм – учение о всеобщей одушев-ти, согласно кот. все вещи одушевлены, обладают жизнью и психикой. Св-во отраж-я родственно ощущ-ю. Созн. – высшая форма отраж-я (Ленин). Отраж-е – способ-ть матер. тел воспроизв-ть в своей собствен. структуре хар-р внешн. воздействия. Этим св-вом обладает вся материя. Отраж-е – атрибут материи (неотъем. св-во на всех ур-нях), созн. – высшая форма отраж-я. Это способ-ть взаимодействующих тел воспроизв-ть особ-сти друг друга: при в/д каждое испытывает измен-е под влиянием другого. В результ. этого взаимодейств. в следе выраж-ся хар-р воздействующ. тела. Закономер-ти отраж-я: 1) предмет может отразить только кач-ва предмета одного ур-ня с ним сложности; может отразить только те кач-ва, кот. есть в нем самом (бильярдные шары в механике). 2) способ-ть тел адекватно отображать особ-ти предметов, кот. относятся к предшествующим формам материи. Хим. тело может адекватно отразить физич. св-ва. Чел-к может всех форм. Чем выше на иерархии стоит предмет, тем больше может отобразить. На ур-не физич. ф. материи. Пр: Отпечаток перстня в воске, мел по доске, заморозка воды в сосуде. Характер-ки отраж-я: носит матер. хар-р (гистерезисный хар-р, результативный). Физич. объекты не обладают индивид-тью, при отраж-и не перед-ся индивид-ть. На ур-не химич. ф. объекты воспроизводят особ-ти других в завис-ти от места их в сист. хим. элем-тов. Особ-ти хим.: избир-ть. Отраж-е на хим. ур-не сост. во взаимном измен-и хим. св-в с возник-ем нового хим. кач-ва. На ур-не живого (био.): 1-ой формой отраж-я жив. материи явл. раздражит-ть – способ-ть живой ткани отвечать на внеш. реакции. На ур-не раздражит-ти живые организмы делят внеш. воздействия на полезные и вредные. Появ-е психич. идеального. Идеальное возник. тогда, когда в отражен. сост-и начин. отображ-ся кач-во предмета, кот. воздействует. Отображ-е кач-в возм-но только в идеальн. форме. Различают 2 ступени: 1. животн. психика (идеальн. ф). У животн. есть ощущ-я, восприятия. Жив-ое отраж. только внеш. стороны предмета (П: обезьяна и ящики). 2. психика чел-ка (есть сознание). На ур-не чел-ка важно знать внутрен. св-ва предмета. Чел-к подним-ся на ступень логич. позн-я (понятия, суждения, умозаключ-я). Пройдя ряд этапов своего развития, животн. психика стан-ся предпосылкой становления челов. психики. Каковы причины появ-я чел-ка и его созн-я? Впервые причина появ-я чел-ка поставлена в работах Дарвина – естеств. путем. Энгельс: действие природных биологич. законов не ведет автомат-ки к появ-ю чел-ка. В результ. природа только подготовила появ-е чел-ка. Чел-к - закономерн. продукт развития природы. Энгельс: необх-мо найти постепенное появ-е и развитие соц. фактора, кот. сыграл решающую роль в выдел-и чел-ка из природы. Такой фактор – челов. труд; он создал чел-ка. Био. факторы: прямохождение, наличие свободн. верхних конеч-тей, наличие усл-й, кот. привели к увелич-ю головн. мозга. Труд – прежде всего изготовление орудий труда. Изготов-е предполаг. одновременное воздействие одного объекта на другого. => уста-ся причинно-следствен. связи между предметами. Чем сложнее действия с орудиями труда, тем больше причинно-следств. связей он фиксировал, тем больше развивался его мозг. Это и легло в основу развития психики Сущ-ет прямая завис-ть между развитием руки, кисти, пальцев и др. с развитием головн. мозга. Отраж-е как всеобщее свойство материи. Отраж-е – св-во материи, объектов и систем, которые проявл-ся в специфич. воспроизв-и признаков воздействия объекта путем измен-я собствен. св-в, структуры и функций. Отраж-е – способ-ть тел воспроизв-ть особ-ти других тел. Сознание как высшая форма отраж-я. Сознание – св-во высоко организован. материи, заключающееся в идеальн. отраж-и действ-ти. Созн. носит отраженный хар-р – явл. высшей формой отраж-я действ-ти. Сознание имеет относит. хар-р, т.к. созн. – отраж-е предмета, следоват-но, у них есть общее содерж-е. Отраж-е созн-ем окруж. мира носит творческ. хар-р, (зависит от потреб-тей) именно на это созн-е направляет свое вним-е. Отраж-е носит избирательн. хар-р (смотрит на мир глазами, а видит мозгами.). От опыта и знания зависит то, как чел-к отражает среду. Психофизич. парадокс. Восприятие мира происходит через рецепторы, но импульсы качественно однородны, след-но, в голове возникают качественно разнообразные образы? Св-во опережающего отраж-я, т. е. возм-ть продумывать, предвидеть будущее. Продукт сознания – идеальные образы. Противопостав-е сознания и материи В антологическом аспекте: В гносеологическом аспекте: Абсолютн. образ предмета идеален и вторичен по отнош-ю к материи. Созн. отражает все св-ва и признаки предмета, кот. значимы для чел-ка. Сущность (природа) сознания. Созн. – идеально. Потому что чувственно не воспринимаемо, не обладает самостоятельным существ-ем и развитием. Продукт сознания – нематер. образы, они лишены своего субстрата. Созн. способно к бесконечному воспроизвед-ю бесконечного многообразия мира. Д. б. субстрат, кот. мыслит. Созн. индивид-но, носит субъективн. хар-р. Созн. отражает те признаки предмета, кот. важны человеку. Направлен. хар-р сознания. Созн. зависит от окруж. предметов. Мысль всегда содержательна, предметна. Мы не можем мыслить ни о чем. Созн. закрыто от других, но открыв-ся через речь. Сознание – св-во высокоорганизован. материи. Созн-е и мозг. мышление и язык. Сознание – св-во высокоорганизован. материи, чел-ка. Сознание – высш. форма отраж-я, всеобщ. атрибута. Изучается многими науками. Сознание – предмет изуч-я многих наук (психология, кибернетика и др.). Сознание – высш. форма психич. деят-ти. Состоит из двух уровней: 1) собственно человеч. психика – высш. уровень психич. деят-ти; - бессознательн. психика – такая психич. деят-ть, кот. не контролир-ся созн-ем, за порогом осознания (установки и интуиция). На ур-не созн-я чел-к конструир. к-либо действия, когда он их усвоил, то оин уходят на бессознат. ур-нь.; - сознательн. психика: един-во трех компонентов: разум!, чел. чувства, воля. Недоразвитие к-либо из них делает психику ущербной. 2) животная очеловечен. психика – низший ур-нь, кот. не выходит за рамки живот. психики. Основа – физиологич. деят-ть. Животные охватывают только внеш. стороны предмета, а чел-к умеет мыслить абстрактно. - элементарные, но очеловечен. чувства и эмоции, кот. роднят нас с животн.; - инстинкты – врожден. ф. психич. деят-ти, тип поведения. Человеч. инстинкты: самосохран-я, деят-ти (двигат-ый), половой, исследовательский. - физиологич. деят-ть. Сознание – высш. форма отраж-я объект. мира, присущая высокоорганизован. материи, чел-ку, кот. возникает в результ. бесконечного развития мира. Сознание – это идеальное. Это концентрир. выдел-е сущ-ти созн-я. Идеальность образа: 1) образ тождественен предмету, т. к. в образе есть все то, что есть в предм. 2) но они различ-ся, т. к. реальн. предмет облад. весом. Сознание – единство объект. содерж-я и субъект. формы. Оно отражает верно действит-ть, но принадлежит чел-ку. Сознание и мозг. Созн. опред-ся как св-во мозга, но это не так. Мозг – это биологич. орган, биологич. ур-ня, а созн-е соц. явл-е. У животных нет созн-я, но есть мозг. Сознание не м. б. св-вом биологич. органа. Созн. – это св-во высокоорганизован. материи – чел-ка. Мыслит чел-к при помощи мозга, это непосредствен. носитель мысли. Связь мозга и созн-я – проблема психофизиологии. 1. Концепция тождества. Античность, материал-ть души + вульгарн. матер-изм (сводит созн-е к материи, электромагнит. колеб-я мозга). 2. Концепция протвипостав-я (не зависимы, не связаны). Идеализм, религия. 17-18 вв. Психофизиологический параллелизм. Использ-сь материалистами: если мозг поврежден, то психика наруш-ся. Дуализм, параллельность. Сеченов, Павлов: проблема связи на научную основу. Учение о физиологич. основе психики и созн-я. Центр. нервн. сист. - в основе психич. процессов. Физиология – фундамент психического. Есть два вида деят-ти ЦНС – низшая и высшая, находятся во взаимосвязи. Психика – идеальн. образ, физиология – матер. процессы мозга. Психофизиологич. парадокс: Сущ-ют две качественно различные картины деят-ти матер. мозга – психологическая и физиологическая. Восприятие мира происход. через рецепторы, но импульсы качественно однородны, следов-но, в голове возникают качественно разнообразные образы. На психологич. ур-не деят-ть мозга выступает как система качественно различных субъективных образов предметов и явл-й, на физиологическом – как сист.качественно тождественных процессов возбужд-я Физ. процесс однороден (все сигналы преобраз-ся в однородный нервный поток, не несущий кач-ва вещей). Как созд-ся образы вещей? Мозг способен выражать бесконечное многообразие мира (универсальн. содерж-е), это матер. обобщение мира. Он преображает нервный процесс в идеальн. образ. Законы мышления не сводятся к ф/х/физиолог. закономер-тям, кот. сост-ют только матер. основу мышления. Закономер-ти соотнош-я физического и психического: 1) возникая и существуя засчет – глубокая завис-ть 2) психическое – качественно-своеобразная функ-я мозга и подчин-ся собствен. законам 3) психическое, будучи высшим по отнош-ю к физ., оказывает обратное влияние на его процессы. Орлов: каждое псих. явл-е имеет свой физ. эквивалент и наход-ся в структурн. взаимосвязи с ним. Психика имеет теневую сист. и находится в структурн. соответ-и с ней. В мозге д. б. особые структуры клеточного или надклеточ. ур-ня, кот. обслуживают психич. деят-ть. Для объясн-я этих структур недостаточно физ. процессов. Мышление и язык. Труд оказал влияние и на язвк. Т. к. всё происходит в общ-ве, то появ. потреб-ть в общение. Труд. деят-ть, созн-е и язык формир-сь вместе. У животных есть способ-ти к звуковой сигнализации (ориентир-ся на основе звук. сигналов и на основе чувств. образов), но они не связаны (предметы не обознач-ся звуками). А в процессе труд. деят-ти они взаимосвязаны. Чел-к придает знач-е звуков. сигналу – рефлекс и реакция. Необх-мо стало в процессе труд. деят-ти. Звук. сигнал приобретает функцию знака, кот. имеет знач-е. Животное реагирует на звучание, а чел-к на знач-е звука. На базе языковых знаков возник. переход от чувств. ступени отраж-я на ур-нь логич. отраж-я, т. е. к понятийн. мышлению. Оно позволяет чел-ку вычленить св-ва предм., их признаки, взаимосвязи. Можно иметь образ предмета, но образно св-ва их получ. невозможно. Возник. понятийн. мышление – это язык. Передача инфо-и в коллективе. Язык – звуков. матер. оболочка мысли, слова явл-ся единицами языка; они выступ. в виде движущ. матер. слоев воздуха, т. е. язык материален. Мышление же идеально.Мысль м. б. заменена матер. знаком (искусствен. языки). Слова – знаки, кот. замещают предметы, их св-ва, отнош-я между предм. Этот знак – носитель знач-я. Предмет, знак и знач-е: Знак (слово) - матер. заменитель предмета, кот. выражает знач-е. Знач-е – идеальн. отраж-е предмета, выражен. в знаке в матер. форме - знаке. Знак, знач-е и предм. – НЕравноценны; определяющее – предмет. Знач-е отраж. предмет, Ю а знак замещает предм. => знач-е обладет сходством с предм., а знак не облад. сходством (слово стол не похоже на реальн. стол). Связь между знаком и знач-ем явл. естественно-исторической. Мысль м. б. заменена матер. знаком. Связь знака с предметом условна (договор), она явл. результ. нашего соглаш-я. Если мы берем сист. знаков, то она не условна, т. к. эти знаки формир-ся с учетом знач-я, кот. они несут. Мышление и язык наход-ся в диалектич. единстве. Т. е. они возникают, сущ-ют и развив-ся на единой матер. основе (основе практич. деят-ти людей). Язык – матре. сторона, мышление – идеальная. Мышление без языка НЕ может сущ-ть, оно может развив-ся только на базе языка. Всякая попытка оторвать мышление от языка ведет к идеальному. А попытка их отождест-ть ведет к вульгарн. матер-зму. Любой язык меняется в процессе истории (знач-е, ударение). Язык служит как формой выраж-я мысли, так и ср-вом общения людей. Поэтому язык всегда есть явл-е соц-ое, он несет четкий конкретно-историч. отпечаток и порожден предметно-практич. деят-тью людей, их обществ. отнош-ми, культурн. традициями и обычаями. Язык фиксирует, закрепляет и сохраняет накопленные людьми знания, нормы и ценности общ-ва и передает их из поколения в поколение. С помощью языка осущ-ся планир-е будущих действий, т. е, реализуется прогностич. функ-я мышления, что отличает чел-ка от животных. Мысль человеческая всегда оформлена языком. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы