Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятия «бытие», «реальность», «мир», «субстанция», «материя». Эвол-я представ-й о материи в естествозн-и и фил-и. Соврем. учение о видах и формах материи.



Бытие – (самое широк. понятие) означает существ-е. Это все то, что окруж. чел-ка, синонимично реальности.

В свете сказанного понятна несостоят-ть двух распространен. возраж-й против введ-я в фил-ю категории бытия. Первое возраж-е: т. к. категория бытия не говорит о конкретн. признаках вещей, ее надо отбросить. Это возраж-е несостоят-но, ибо филос. категории как раз и призваны фиксир-ть именно всеобщ.связи мира, а не конкретн.признаки вещей. Второе возраж-е: раз бытие первоначально опред-ся через понятие " существ-я" (т. е. наличия чего-либо), то категория бытия не нужна, ибо не дает ничего нового по сравн--ю с категорией существ-я. Однако в том-то и дело, что филос.категория бытия не только включает в себя указание на существ-е, но фиксирует более сложное и комплексн. содерж-е.

Идеи в понятии бытие:

1) мир есть, сущ-ет как беспредельная и непреходящая целостность.

2) природное и духовное, индивиды и общ-во равно сущ-ют, хотя в различн. формах, а их существ-е – выраж-е единства мира

3) в силу объективн. логики существ-я и развития мир образует совокупн. реальность, действит-ть, предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений.

Реальность (это опред. этап понятия бытие) – это то, что было, то, что есть на данный момент, то, что будет осуществлено в будущем. Это всё существующее.

Одинаковым родом существ-я обладают 2 рода явл-й:

- физические (объект. реальность)

- психические (субъект. реальность)

Бытие и реальность как всеохватывающие понятия это синонимы. Бытие – это матер. вещи, все процессы, их св-ва, связи, отнош-я. Бытие – ничто. Они не могут сущ-ть друг без друга. Если их разделить, то все исчезнет.

Мир – упорядочен. бытие (системное, целостное). В мире сущ-ет порядок, законосообразность. Мир – это единая матер. субстанция. Матер. единство заключ-ся в единстве мирового процесса развития, в едином закономерн. мировом процессе. Субстанциональн. единство мира проявл-ся в его процессуальн. единстве.

Субстанция – (П: мир) первооснова, причина самой себя. Ни в чем внешнем нет оснований. Носитель своих свойств. Носитель свойств – субстрат, кот. дает о себе знать из свойств субстанции.

Материя – центральн. основное понятие научн. фил-и. вся фил-я была неразрывно связана с проблемой материи.

Необх-ть понятия материи вызвана потреб-тью в знании сущ-ти мира. И практич. деят-ть, и познание приводит чел-ка к вопросу о сущ-ти мира!

В мире, кот. постоянно меняется, чел-ку жить невозм-но.

Основн. этапы в развитии понятия материи:

1) естеств.-античный матер-зм:

Понятие материи служило для обознач-я первоначала. Древнегреч. матер-сты под ним поним. то, из чего сост. все вещи.

Сегодня – это наивное предст-е о материи. Матер-ты говорили о единой первооснове вещей, и => они приходят к идеи единства мира (т. е. монистич. взгляд).

Различн. сочетания первоосновы дают нам многообразие вещей.

(атомисты) Первооснова не уничтожима и не сотворима, она меняет только форму. Первооснова – это причина самой себя. Здесь: идея сохран-я материи, она приводит к гениальн. мысли: идея взаимн. превращ-я одних форм материи в другие. Это идея бескон-ти материи, она вечна.

2) матер-зм Нов. врем.

На первый план проблема материи и её свойств. Отказ от сознания как атомов. Сознание – это не материя, а св-во материи.

Склад-ся представ-е о материи как субстанции. Субстанция – это начало, кот. само себя обуслав-ет. Материя – причина самой себя. Субстанция – носительница всех своих св-в (Спиноза: субстанция – природа).

В 17в. – движ-е и покой – равноправные св-ва материи.

В 18в. – Толанд в кач-ве неотъемлев. св-ва материи выделил движ-е.

Матер-зм Нов. врем. под материей поним. природу или бесконеч. совокуп-ть вещей. Это имеет ряд недостатков:

- под природой поним. физич., химич. и биологич. мир (нет интегральн. признака); общее – механистич. св-ва.

- такое понятие материи как природы не может распростр-ся на чел-ка (т. к. чел-к – надприродное сущ-во, соц-ое).

- предст-е о неизменной сущ-ти мира, о неизмен-ти матер. субстанции, тогда как соверш-ся переход к движ-ю от неподвижной субстанции?

Матер-сты Нов. врем.: материя несотворима, в ней есть уже всё! (у Спинозы: материя всесовершенна. Если бы не так, то она была бы зависимой и сотворенной).

Появл-е нового – появ-е из ничего.

Матер-зм Нов. врем. не дает научного поним-я материи, но в таком понятии материи есть зерна научн-ти, рациональн. зерна.

Материя не нужд-ся в другой духовн. субстанции. Путь созд-я понятия материи – путь обобщения всех понятий. Уже в понятии атом сделано обобщение о предшествующ. понятиях.

3 ) научн. матер-зм.

Треб-я научного понятия материи:

- обобщ-е должно охватить все вещи и явл-я окруж. мира.

- //-//- все свойства

- это обобщ-е м. б. распростр-но на понятия, кот. мы еще не знаем.

Маркс и Энгельс опред-ли материю как объект. рельность, сформулировав ОВФ.

Однако Ленин дал научн. опред-е материи («Матер-зм и эмпирикокрит.»).

!! Материя – фил. категория для обознач-я объект. реальности, кот. дана чел-ку в ощущ-ях его, кот. копируется, фотограф-ся, отображ-ся нашими ощущ- ми, существуя не зависимо от них.

Материя – это объект. реал-ть, данная нам в ощущ-ях. Материя – это именно кач-во.

Анализ этого понятия:

1) такое опред-е может дать только фил-я (т. к. это «фил. категория».

2) «материя – это объект. реал-ть».

Реал-ть – то, что сущ-ет на вымышлено, на самом деле. Это понятие шире понятия материи.

Реал-ть – то, что сущ-ет => существ-е – нирок. понятие. Однако оно менее содержат-но и ограничено.

Понятие существ-я содерж. неявную ссылку на созн-е (т. к. сущ-ет то, что зафиксир-но созн-ем).

Реш-е вопроса о существ-и упир-ся в реш-е вопр. об отнош-й созн-я к внеш. миру.

Более содержат. понятие – это объект. реал-ть. Означ. то, что сущ-ет «до» (т. е. материя предшествует сознанию), «вне» (т. е. материя не принадлеж. сознанию) и «независимо» (вкл. в себя до и вне, т. е материя для своего существ-я не нужд-ся ни в чьем созн-и; она облад. своим собствен. существ-ем и водерж-ем) от сознания.

Объективное – все то, что не зависит от сознания.

Признак объектив. реальн. существ-я – это самый общий признак. Такой признак м. б. распростр-н на общ-во!!

Понятие материи как природы НЕ м. б. распростр-но на общ-во.

Признак объект-ти относят иногда и к сознанию (использ-ся в ослаблен. смысле).

Особ-ти опред-я: то, что Ленин дает это опред-е через реш-е ОВФ. Оно сост. из 2 частей:

1) главн. признак объект. реал-ти (связ-. с реш-ем первой стор. ОВФ).

2) данность нам в ощущ-и (связ. с реш-ем оборотн. стор. ОВФ).

Ленин показ., что материю можно опред-ть только через противопостав-е материи и созн-я!

Что значит дать опред-я предельно широк. понятиям? Какие есть способы дать эти опред-я?

1) подвести их под более широк. понятие (но ничего более широкого, чем материя, нет! => способ не подходит! )

2) отличить от другого (но он тоже не подходит для опред-я материи).

3) если мы не можеи отличить материю от чего-то другого, то мы должны отличить её от чего-то. что наход-ся в универсальн. отнош-и к материи, а не в случайном. В таком универс. отнош-и к материи наход-ся только сознание, т. к. оно способно в идеальн. форме отражать все предметы, все их св-ва, сущ-ть.

Милюхин: попыт. дать другое опред-е материи. У материи есть более фундамент. св-во, чем быть объект. реал-тью. Признак объект-ти появл. только с появл. чел-ка. Но в этом нет смысла!! т. к. тогда до появл. чел-ка какая она была? субъект-ая?

Св-во объект. реал-ти – это интегральн. признак (он распростр. на материю в целом и все ее св-ва, а не на одно из свойств).

Опред-е материи – позитивное или негативное?

Негативное: что материя – это не сознание, ничего о материи не говорит (П: стол – это не стул, поймем ли мы, что такое стол? )

Позитивное: материя облад. своим собствен. существ-ем, собствен. содерж-ем, свой-ми и не нужд-ся ни в чьем сознании.

Она сущ-ет самост-но. В этом понятии выражено собствен. бытие и собствен. сущ-ть.

Как только дали опред-е объект. реал-ти, задача– углуб-тя нащи представ-я о том, что такое объект. реал-ть.

Итог:

1) понятие материи явл. научным.

2) понятие явл. универс-ым: оно охват. и природу, и чел. общ-во, т. е. все формы материи.

3) такое понятие не может устареть, оно может бесконечно углуб-ся, обогащ-ся с дальнейш. развитием.

Далее переход к понятию субстанции – это развертывание понятия материи как объект. реал-ти.

Понятие субстанции:

1) материя как субстанция – причина самой себя, т. е. материя есть самост-ое, ни от чего не зависящее бытие.

2) материя как суб-ция – явл. носит-цей всех своих атрибутов – неотъемлем. св-ва материи. Кроме материи, нет ничего, но она на может сущ-ть иначе как в движ-и => атрибуты – это внутрен. бытия материи.

3) материя как суб-ция – это активная основа и действующ. начало. Она основа всех своих измен-й.

Дальнейш. конкретиз-я понятия приводит к рассмотр- ю форм материи.

Формы материи – конкретн. ступень развития материи. Кажд. форма материи облад. опред. содерж-ем, опред. строением, опред. признаками и способом существ-я движ-я.

Форма материи – это вид материи, «опред. материя» (Энгельс) или, иначе, материя на опред. ступени развития. Форм бесконечное множ-во. Они делятся на:

* основные ф. материи образуют бесконечн. ряд, из кот. мы знаем в наст. время четыре формы материи: физ., хим., био, соц-ая (возрастает сложность)

* в реальн. действит-ти основн. ф. материи не сущ-ют в чистом виде, они образуют комплексы, имеющие свою структуру и законы. В пределах известной нам части мира можно различить следующий ряд комплексных форм материи: * астрономическ. ф. – это един-во физ., хим., био., соф. форм; * геологич. ф. – сочетание физ. и хим. форм в пределах Земли; * географач. ф. – един-во 4 форм в пределах Земли (лито-, гидро-, атмо- и биосферы).

Комплексн. ф. материи отлич-ся более слабым, чем основные, единством. Определяющ. роль в них играет низшая ф. материи – физическая. Основные, наиболее сильные связи, объединяющие, например, геологич.ф. материи, - это физич. взаимодействия: тяготение, теплота и т.д. По мере развития чел. общ-ва непрерывно растет его влияние на нижележащие формы материи.

Кажд. новая ф. материи появ., т. к. на предыдущ. этапе сущ-ют огранич-я. Чел-к преобразует природу, он может универсально преобраз-ть природу. Соц. ф. будет развив-ся бесконечно, развивая при этом другие ф.материи.

Физич. ф.: это масс-энергитич. мир, т. е. масса и энергия – основн. св-ва всех физич. реал-тей. Они наход-ся во взаимосвязи, кот. зафиксир. в формуле Е=mc2.

Для всех физич. явл-й характерен единый закон – закон сохран-я энергии.

В структ. плане: сост. из поля и вещ-ва.

Понятием вещ-во можно воспольз-ся только на атомарн. ур-не. Поле и вещ-во имеют похожие св-ва, но и отлич-ся друг от друга.

Поле – непрерывно, вещ-во – дискретно.

Квантов. механика (Бор и др.) устан., что вещ-во облад. св-вом непрерыв-ти, а поле дискретн. св-вом, т. к. поле сост. из квантов. Поле превращ-ся в частицы и наоборот. Сама элемент. част. облад. лишь родственным, волновым, корпускулярн. св-вом.

Химич. ф.: возник. из физич.

Низш. ур-нь – атом, высш. ур-нь – молекула и молекул. комплексы.

Химия изуч. качествен. взаимопревращ-я вещ-в.

Химич. явл-я (реакции) – это явл-я, при кот. из одних вещ-в образ-ся другие вещ-ва. Между всеми хим. элем-ми сущ-ет закономерн. связь, объединяющ. их в единое целое. Эта связь выраж-ся в периодическ. законе. Св-ва хим. элем-ов наход-ся в периодичн. завис-ти от величины атомн. масс элем-ов.

Биологич. ф.: возник. в результ. физ. формы и элем-ов химич.

Биология – наука о жизни, изуч. сущ-ть живого.

Что отличает живое от неживого?

Субстрактный подход: изуч. вещ-во живого (чем оно явл-ся? )

Функциональн. подход: (каков способ жизни? )

Витализм – идеалистич. теч-е, все процессы жизни объясняет на основе нематер. фактора – энтелехия – некая жизнен. сила, управляющ. жизнен. процессами. (Дриш).

Анри Бергсон: не допуск. существ-я отдельн. энтелехий, кот. принадлеж. кажд. организму. Сущ-ет жизнен. порыв, он проходит через души людей.

Энгельс: жизнь – способ существ-я белковых тел (это субстракт. сторона), кот. заключ. в постоян. самообновлении.

Научн. опред-е жизни: жизнь – это способ существ-я опред-ым образом организованной материи особого матер. субстрата, кот. сост. в постоянг. самообнов-и.

Неживое не может самообнов-ся. Осн. признаки живого: обмен вещ-в, дыхание, рост и развитие, наслед-ть и измен-ть, размнож-е.

Структур. план: био. ф. сост. из одноклеточн. орган-мов, растений и жив-ных, все это объед-ся в биоценозы, кот. сост. мир.

Соц-ая ф.: высш. ступень – чел-к (общ-во).

Осн. признаки:

- труд. деят-ть

- обществ. произв-во (способ существ-я чел-ка)

- позн-е

- общение.

Мир включает 3 подсистемы:

- живая природа

- неживая природа

- соц. организованная природа (чел-к, соц. группы).

Виды материи:

1) В виде вещ-ва (вещ-во имеет массу покоя и различные агрегатные состояния).

2) Поле.

Конец XIX в. – Револ-я и кризис физики. Открытия физики:

Старая метафизическ. теория физики не способна объяснить новые открытия. Кризис философ. основ физики. Часть физиков разуверились в матер-зме (материя исчезла) и перешли на позицию идеализма. Многие физики и фил-фы перешли на позиции агностицизма. Возникает Махизм (позитивизм II этапа). Махисты пытались создать фил-ю на новых открытиях физики.

Причины кризиса:

1) Метафизический способ мышления.

2) Неправильное понимание математизации физики.

3) Принцип соответ-я Бора. Кажд. новая теория вкл. в себя предыдущую теорию как частн. случай.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь