Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет и структура диалектики. Принцип всеобщей связи. Понятие закона. Детерминизм.



Диал-ка – это наиболее полное и глубокое учение о развитии. Ее нередко опред-ют также как науку о наиболее общих законах развития природы, общ-ва и мышл-я.

Предмет диал-ки как науки — всеобщие, объективн. принципы и законы развития матер. мира.

Структура диалектики:

1) принципы Д (всеобщей связи и развития)

2) законы Д (переход, борьба, отрицание)

3) категории Д.

Основ. принципы – наиболее широкие и фундаментальные полож-я науки, определяющие ее содерж-е и структуру.

Диалектика связана с решением второго ОВФ – о развитии.

Диалектика имеет всеобщий, универсальн. хар-р, т.е. присуща бесконечн. миру.

Развитие мира по диалектич. законам никогда не начин-сь и никогда не прекратится, т.е. бесконечно.

Диалектика – это наука о всеобщи.связях.

Связь – взаимообусловлен-ть явл-й, разделенных пространством и временем.

Диал-ка, как и филос. наука в целом, выступ. в кач-ве теории, т.е. объясн-я развития в природе, общ-ве и мышл-и, и метода, т.е. способа, подхода к позн-ю и измен-ю мира.

Диалектич. теория лежит в основе диалектич. метода, т. к. подход к позн-ю и действию опред-ся теоретическ. поним-ем мира.

Диалектич. метод – метод позн-я, мышления. Причина может стать следствием. Все предметы рассматр-ся как взаимосвязанные.

Софистика – метод опред-я предмета путем перечисл-я нескольких признаков

Эклектика – метод опред-я предмета путем перечисл-я множ-ва признаков без выдел-я главного.

Субъект. и объект. диал-ка. Диал-ка выступ. в 2 формах: объект-ой и субъект-ой.

Объект. диал-ка – диал-ка развития объект. мира, т.е. природы и матер. основы обществ. жизни. Субъект. диал-ка – диал-ка развития субъект. мира, прежде всего – чел. мышл-я.

Субъект. диал-ка – отображ-е объективной, причем всегда неполное.

Абсолют. совпад-е субъект. диал-ки с объективной возможно только при абсолютн. позн-и мира, т.е. в бесконечном развитии мысли.

Субъект. диал-ку можно предст-ть более расчленено, различив в ней диалектику логич. мышл-я и диалектику позн-я в целом. В этом плане диал-ка выступает в трех формах: объект. диал-ки, логики и теории позн-я.

Принцип всеобщей связи.

С позиций диал-ки мир предст-ет собой единое целое, пронизанное всеобщей связью.

Понятие всеобщ. связи имеет многоплановый хар-р. Всеобщ. связь предст-ет собой связь каждого единичного с каждым другим единичным. Но в то же время она своеобразно поляризована: она есть связь каждого единичного, конечного, частного со всеобщим, бесконечным, целым.

Понятие всеобщие связи вкл. понятие бескон-ти, относится к бесконечн. миру.

Различают множ-во форм всеобщ. связи:

1) Непосредствен. связи – прямые связи между вещами, явл-ми, процессами, связи без посредующих звеньев.

2) Опосредован. связи вещей имеют бесконечн. хар-р: опосредованно кажд. вещь связана с каждой. В процессе позн-я чел-к обнаруж-ет все более сложные, глубинные и неожидан. связи вещей.

3) Внутрен. связи – связи между внутрен. элем-ми вещей, явл-й, процессов.

4) Внешние – связи между вещами, явл-ми и т.д. Внутрен. связи явл. ведущими, определяющими.

В состав принципа всеобщ. связи входит ряд элементов, именуемых нередко также принципами, выражающими какую-либо существен. сторону общего принципа диалектики.

К ним относится прежде всего принцип детерминизма. В широк. смысле детерминизм означ. всеобщ. обусловл-ть вещей, явл-й, процессов: т. к. все взаимосвязано, каждый предмет, явл-е, процесс зависит от условий. В узком смысле детерминизм означ. причинную обусловл-ть. Признание причинной обусловл-ти кажд. предмета, явл-я, процесса – необходимый элемент научн. мышл-я, матер-зма и диал-ки.

Детерминизм – всеобщая закономерн. связь вещей и явл-й.

Индетерминизм – отриц-е связи закономерной, случайная связь.

Детерминизм – философы Др. Греции.

Нет ничего случайного, все имеет свою причину. Религия, астрология и т.п. – идеализм. Матер-зм.

Метафизики (Нов. вр.) – механистич. детерминизм: всеобщ.связь, однозначная детерминация причины и следствия (если есть причина, то она закономерна).

Закон и закономерность. Одной из наиболее важн. форм связей явл. закон. Закон – связь явл-й и предметов или их внутрен. структуры. Это не всякая связь. Это форма всеобщей связи: не единичная, присущая 1 явл-ю, а всем данного класса (закон стоимости для систем с товарным оборотом).

Закон выраж. внутрен. необходимую, существенную, повторяющуюся, объективн. связь предметов и дейст-ти.

Закон опред-ет хар-р функционир-я и развития предм.

Важнейш. признаки закона:

1) закон есть повторяющаяся связь,

2) закон предст-ет собой внутреннюю, существ. связь, момент или сторону сущ-ти,

3) будучи стороной сущ-ти, закон предст-ет собой необходим. связь, действует в опред. круге явл-й с необх-тью.

Наиболее важной чертой закона явл. то, что он опред-яет соответствующий ему круг явл-й.

Различают объект. законы, т.е. законы объект. мира и законы духовного, субъект. мира.

Различают законы природы и общ-ва. Глав. особ-ть законов общ-ва сост. в том, что они суть законы деят-ти людей, обладающих созн-ем и осуществляющих свою деят-ть при большем или меньшем участии созн-я.

В соврем. естествозн-и больш. знач-е приобрело различение динамических и вероятностн. законов. Для динамич. законов характерна строгая послед-ть событий, в кот.предыдущее однозначно опред-ет последующее.

В науке 20в. преобладает интерес к вероятностн. законам. Мир, с этой т. з., по своей фундаментальной природе – вероятностн. мир.

Понятие закономер-ти имеет несколько знач-й. Прежде всего оно выражает тот факт, что явл-я подчинены опред.законам, т.е. протекают закономерно, осущ-ся по мерам законов. Закономер-ми назыв. также регулярн. связи, по своей роли приближающиеся к законам, но не имеющие столь широкий и фундаментальн. хар-р.

Принцип всеобщ. связи, являясь принципом теории, выступает в кач-ве одного из важнейш. требов-й диалектико-материалистич. метода.

Коренным усл-ем успеха позн-я и практич. деят-ти служит учет требов-я рассматр-ть мир в его всеобщих связях.

Методологич. принцип всеобщ. связи выраж-ся в двух более конкретных методологич. принципах: конкретно-историч. подхода и основного звена в цени событий.

Сущ-ть конкретно-историч. подхода заключ-ся в учете всех связей и опосредований явл-я.

Принцип основного звена исходит из того, что в процессе развития в каждый данный момент какое-либо одно звено играет решающую роль.

Классификация законов:

1) частные законы (физика, химия): узкий круг явл-й (сложения скоростей – только в механике)

2) общие законы (законы общества) (закон сохран-я и превращ-я энерг. – все природн. явл-я, закон всемирн. тяготения)

3) всеобщие законы в природе, в общ-ве, в чел. мышл-и (законы диалектики): всем явл-ям действ-ти: природы, чел. общ-ва, мышления.

На основе законов чел-к способен изменять природу.

Принцип развития. Низшее и высшее, прогресс и регресс.

II ур-нь – Конкретн. всеобщ. диал-ка: в отлич. от абстрактной описыв. развитие общего и в сжатом обобщен. виде все многообразие особенного. Эта диалектич. теория имеет стыковый хар-р (на стыке фил-и и частн. наук). Сквозная идея - идея единого закономер. миров. процесса, т.е. идея последоват. закономер. смены основн. форм материи. Наметки данной концепции у Гегеля, затем у Энгельса. При анализе данных ф. материи можно выделить ряд диалектич. закономер-ей.

Закономер-ти развития:

1) разв-е есть возникн-е высшего из низшего (разв-е выступ. как послед-ть осн. ступеней (ф, х, б, с.).

2) разв-е есть не только смена одного другим. Возникая на основе низшего, высшее не устран. низшего полностью (оно было бы тогда лишено своей опоры и разв-е означ. бы утрату ранее накоплен. содерж-я), а включ. в себя низшее и сохраняет его в измен. виде, в кач-ве своей основы, фундамента.

3) в состав высшей ф. материи вкл-ся только часть, причем ничтожно малая, низшей ф. материи. Преобладающ. масса предшествующ. ф. материи сохран-ся, образуя природн. среду, в кот. сущ-ет новая, высшая ф. материи.

4) включен. в состав высшей ф. материи низшая ф. материи подчинена высшей, не имеет полностью самост-го знач-я, хотя и сохраняет свою общую природу и законы (П: для удовлет-я био. потреб-тей чел-к соверш. деят-ть)..

5) кажд. ф. материи вкл. в себя предшествующие ф. материи, образующие в составе высшего целого систему ур-ней. Однако высшее не сводится к включенным в его состав низшим ур-ням и вкл. также собственно высшее, т. е. специфич. высш. ур-нь. Кажд. ф. материи имеет интегратив. структ. Кажд. ур-нь в сист. какой-либо ф. материи играет интегрирующ. роль.

Разв-е предст. в виде конуса, т. к. самая малая часть низшего вкл. в высшее, а оставш. невключен. низшее (среда) мож. развив-ся только с помощьючел-ка.

Движ-е – это развитие вообще, безотносительно к его направ-ю и результату. Развитие поним-ся как возникн-е качественно нового. При первоначальном подходе возник. впечатл-е, что развитие есть одна из частных форм движ-я. При этом развитие обычно опред-ют как высшую форму движ-я (это 1 т. з. – разв. входит в движ-е; движ-е шире (на бытовом ур-не).

Но если разв-е – это частн. форма наивысшего (т. е. движ-я), то тогда откуда берется наивысшее без разв-я (противоречие)!!

Движ-е – более простое св-во материи, кот. обнаруж-ся в любых актах измен-й. Развит. –более сложный и фундаментальн.процесс, проявляющийся лишь в крупных интервалах измен-й. Развит. вкл. движ-е, движ-е – наиболее абстрактн.сторона развития.

Существует несколько трактовок развития:

1. трактовка развития как бескон. движ-я от низшего к высшему, от простого к сложному, более богатому по содерж-ю. В =Н + h, где h - сложность

Парадокс разв-я: откуда взялась сложность, если в низшем ее нет, а в высшем уже есть? Попытки ответить на этот вопр. проходят через всю историю фил. мысли, челов. знан-я вообще. В результ. был получен ответ: доп. слож-ть не приходит ниоткуда: она рожд-ся в процессе развития.

2. трактовка разв-я как миров. круговорота. Согласно ей, разв-е материи есть круговорот, состоящ. из 2 равноправн. процессов, или ветвей: прогрессивного (восходящ.) и регрессивного (нисходящ.) разв-я.

Центр. моментом концепции миров.круговорота явл. постулат равносильности прогресса и регресса в миров. развитии. Ближайш.следствием из концепции круговорота явл. заключ-е, что соц. прогресс неминуемо исчерп-ся и в силу самой природы разв-я, природы чел-ка, приводит к деградации последнего. Более далеким, но логически неизбежным, явл. вывод о конечном качественном и количественном многообразии материи, ибо круговорот имеет начальный, низший и конечный, предельный, высший ур-ни разв-я. С этих позиций материя имеет наипростейший и наисложнейший ур-ни, а это противоречит полож-ям диалектич. матер-зма. И возникает вопр.: что происходит в низшей точке развития, что заставляет снова ее развив-ся? Прогресс=регресс. Развитие невозможно, т.к. они гасят друг друга.

«+» : круговорот, «–»: не одно последующ. событ. не повтор-ся с точностью.

3. концепция разв-я как необратимых качествен. измен-й сохраняет ряд основн. полож-й концепции круговорота, но стремится исправить последнюю, рассматривая круговорот как момент необратимого движ-я. Но эта концепция содержит глав. постулат предыдущей – о равносильности и равнознач-ти прогресса и регресса.

«–»: концепция не указыв. напрв-ть, только небратимость, «+»: если бы не было необрат-ти, то результ. был бы нулевой.

4. спиралевидная конц. (в основе лежит закон отриц-я отриц-я): включ. в себя самые положит. стороны всех предыдущ. конц-й => разв-е – необратим. процесс.

Антропн. признак показыв., что чел-к произошел закономерно => развитие – атрибут материи, а не движ-е. Это опред. движ-е с усложн-ем, от низшего к высшему. Отриц-е высшей ступени низшей ступенью, появл-е нового кач-ва, скачки, саморазв-е (ДМ).

Диал-ка раскрыв. природу самодвиж-я путем обнаруж-я ее внутрен.противоречий как источника развития. Сохран-е всего накопленного, что было на прежних ступенях.

Прогресс – интегральн. процесс: вкл. в себя свою противопол-ть – регресс и круговороты.

Возможно, наука фиксирует восходящую ветвь развития, а дальше деградация (экология).

Проблема сущ-ти чел-ка. Сторонники круговоротов должны док-ть, что чел-к должен деградировать, найти пороки, заставить вернуться. Сторонники движ-я от низшего к высш. должны док-ть обратное.

Признаки различия низшего и высшего:

- сложность: высшее более сложное, совершенно по структуре и связям, больше элементов, эффект-ть и эконом-ть связей.

- содерж-е – вся его совокуп-ть признаков. Рост богатства содерж-я = развитие. Больше элементов, больше эффект-ти + новые св-ва.

Линии развития :

1) магистральная: послед-ть основ. форм материи (ф – х – б – с)

2) подчиненное направ-е: разв-е низшего, не включенного в состав высшего, составляющ. природн. среду последующ. развития.

3) направ-е невключен. низшего: формир-е комплексн. ф. материи.

Соц. форма – конечная ли? Развитие опосредовано через чел-ка, без него развитие невозм-но, чел-к может отражать, познавать…

Конец соц. прогресса, будет что-то сложное, что нам не понять.

Д. б.противоречие: если у био-го. это противоречие между самосохран-ем и возм-тью, то у соц. -? Способ существ-я чел-ка– в освоении низших (субфиз. и ниже).

После соц-го. – сущства с более развитой технологией и другим внеш.видом – (инопланетяне). Нет возм-ти появл-я надсоц-го, т.к. чел-к изменяет среду под себя, а не адаптир-ся, развив-ся вглубь. Измен-я не ведут к образ-ю вида.

Деизм (Н.В.) – есть развитие из начальной точки.

*** Бесконечное сущ-ет через и только на основе конечного. А конечное сущ-ет только во взаимосвязи с бескон-ым.

Кажд. конечное не завершено. Одно вонечное перерастает в друг. конечное. Конечное облад. принципиальн. незаверш-тью. Если бы оно было завершено, то развитие было бы невозможно.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 1470; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь