Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Матер. произв-во, его структура и роль в жизни общ-ва.
МП (в узк. см.) – процесс взаимод-я чел-ка с вещ-ом природы, в кот. чел-к придает вещ-ву форму, в кот. он может его потребить. МП (в шир. см.) – единство в 4 компонентах: собственно произв-во (произв-во в узк. см.); распред-е, обмен, потреб-е). Распред-е – процесс распред-я произведен. продукта между участниками произв-ва. Обмен – перераспред-е в соответ. с индивид. потреб-ми. Потреб-е – конечн. момент МП (в широк. см. слова), где продукт потреб-ся или уничтож-ся. продукт явл. им только когда он потреб-ся. Произв-во опред-ет рапсред-е, обмен, потреб-е, т. к. только то, что произведено, то и может распред-ся, обмен-ся, потреб-ся. Если поставить?, что явл. определяющ., то спор идет: либо произв-во, либо потреб-е. Они наход-ся в отнош-ях диалектич. тождества. Они тождественны в 3 смыслах: 1) кажд. из них есть непосредственно другое. 2) кажд. из них опосредствует другое. 3) кажд. из них, совершаясь, созд. себя как другое. Т. е. (разъясн-я): 1) произв-во – непосред-но потреб-е и наоборот, т. е. потреб-е – сторона произв-ва, оно вл-кл-ся в произ-во. Потреб-е – непосред-но произ-во, т. е. в потреб-и что-либо произв-ся (сам чел-к и новые потреб-ти). 2) т. е. кажд. из них созд. сред-ва для другого. Произ-во созд. продукты (ср-ва) для потреб-я (оно созд. предмет и способ для потреб-я). Потреб-е созд. ср-ва для произ-ва (стимулы нового произ-ва, новые потреб-ти). 3) т. е. произ-ва, задействуя способ-ти, созд. предм., кот. доводится до потреб-ля. Потреб-ти /, => нужно больше спос-тей (нужно развив. произ-во) => опять потреб-ти /. НО: диалект. тождество подразумев. развитие (отриц. равенство). К-либо из сторон д. б. более сильной, опред-ть свое собств. развитие и толкать другую сторону. В науке нет однознач. ответа: какая здесь стор. сильнее (многие счит., что потреб-е). Что же опред-щее: произ-во и способ-ти или потреб-е и потр-ти?? Роль МП огромна, она неприходящая, т. к. чел-ку всегда нужно будет что-то делать, создавать. В процессе МП происх. развитие чел-ка. Структура собственно МП. МП имеет историч. хар-р, т.е. оно развив-ся, усложняется. Сущ-ют этапы развития, формы или способы МП. Выделяют: 1.Производит. силы (источник произв-ва). 2 элем-та: *Личный (чел-к или чел. труд) *Вещественный (ср-ва произв-ва). Выделяют: - предмет труда - сред-во труда: орудия труда и сред-ва хранения - продукт труда 2.Производств. отнош-я (отнош-я, кот. склад-ся в процессе произв-ва). Производит. силы, их структура и источники развития. ПС – те силы, кот. чел-к задейств. в процессепревращ-я вещ-ва природы в продукт, кот. удовл-ит потреб-ти чел-ка. Структура: 1) личный элемент (сам труд, рабо. сила чел-к4а). 2) веществ. элем. (или ср-ва произ-ва). - предмет труда (то вещ-во прирды, кот. чел-к преобразует - земля). - сред-во труда: оруд. труда (то, что мы помещ. между собой и предметом, т. е. ручн. оридие, машину) и вспомогат. ср-ва (не явл. проводниками нашего непосред. воздействия на предмет – здания). С момента машин. типа труда наука – тоже элем-т структуры ПС (она стан-ся непосредств. произв. силой). До машинного наука не участв. в матер. произ-ве. О превращ-и науки в непосред. ПС впервые пишет Маркс в «Капитале». Источники развития ПС. ПС выражают единство двух сторон: личной (чел-к и чел.труд) и вещественной (ср-ва произв-ва). Труд - всегда опосредован. процесс, сам по себе не реализ-ся, а реализ-ся в диалоге с техникой. В завис-ти от того, в каком из двух осн. элементов в структ. ищут источники, сложились 2 подхода: 1)технократич. (ищут в технике). Появл-ся, т.к.: ·Труд не имеет предметн. формы выраж-я. Возник. иллюзия, что движ-е и развитие происх. только в технике. · Труд зависит от техники (орудий труда). Но эта завис-ть не абсолютна: чел-к, кот. произвёл машину от неё не зависит, а наоборот. По мере развития труда чел-к передает технике те функц., кот он выполнял сам: - энергитич. (передает) - рабочая (передает – самое главн.) - ф. управ-я (эту Ч остав.за собой). Передача рабоч. функ. – это граница между ручн. орудием и машиной. Чем сложнее машины, тем больше необх-ть передачи функ. управ-я. Когда чел-к передает эти ф-ии машине, то он стан-ся соц. сущ-вом, сохраняя управ-е за собой. Но не уходит из произ-ва, т. к. он остав. за собой ф-ию – принятие реш-й в экстрем. ситуациях. Снач. появ. новая техника, а затем происх. массовая переквалифик-я рабочих. 2) гумманистич. (ищут в личном элем-те). Ищут в самом чел-ке, в его способ-ти ставить под контроль силы природы и управ-ть ею. Способ-ти не имебт иного веществ. выраж-я, кроме как через развитие техники (через появ-е нов. техники). Техника сама не производит, а производит чел-к и её, и блага. Она не имеет источника саморазвития. Стоит уделять вним-е развитию раб. силы, а не техники. Можно ли технократич. подход опред-ть как материалистич., а гуманист., как идеалист.?? НЕТ, т. к. в гуманистич. подходе мы берем способ-ти как материалист. проявл-я. В ПС наиболее подвижным, динамичным явл. общ-во, люди, ибо техника – преобразован. природн. элемент общ-ва, ср-во существ-я. Измен-е техники осущ-ся людьми, созд-ся в результ. целесообразн. деят-ти чел-ка, это значит, что чел-к должен меняться раньше, чем техника. Однако измен-е чел-ка происходит в диалоге с техникой.
Диалектика способ-тей и потреб-тей. Способ-ти и потреб-ти – самое глубинное. Задействуя способ-ти, Ч создает предмет, удовлет-ет потреб-ть. При потреб-и предмета у Ч растет потреб-ть. Всегда хочется лучшего, более удобного и т.д. Поэтому нужно развить способ-ть. Развитие способ-тей связано с новой стороной. Это пружина, не дающая остановиться. П – это нужда в чем либо, обусловленная противоречием между наличным и необходимым сост-ем чел-ка. С – это готовность к различн. видам деят-ти, преобраз-ю среды и самого себя. С и П опосредствуют друг друга. С: -формируют потреб-ти; - создают предмет для П. П: - стимулируют развитие С. С опред-ют потреб-ть → возникн-е новых П → П обуславливают усложн-е С. Двойственность характеристик: 1) произв-во всегда отстает от порожденных им потреб-тей 2) произв-во опережает только еще зарождающиеся потреб-ти. Реализ-я и развитие потреб-тей зависит от ур-ня развития способ-тей, выраженных в кол-ве и кач-ве труда. Неравным способ-тям и вкладу в обществен. развитие должны соответ-ть и неравные условия, неравное удовлетв-е потреб-тей, как простых, так и сложных. Направл-ть системы потреб-тей на опережающее развитие способ-тей, в первую очередь способ-тей к труду. Также структура потреб-тей имеет ярко выраженную направ-ть на развитие способ-тей высококвалифицированному труду. Сущ-ть труда. Сегодня эта проблема особо актуальна (в связи с автоматиризован. типом труда). В нем особ-ть: доля физич. труда падает, а доля уиствен. – возраст. Этот тип труда привел к кризису материалистич. поним-я. => вывод о дематериализации труда (т. е. автоматизир. труд => в духовн.). => жухов. деят-ть опред-ет соц-экон. строй (а это уже идеалистич. подход). В больш-ве сущ-ть труда свели к содерж-ю труда. Содерж-е тр. – это технико-организацтон. процессы – техника, технологии, мастер-во работника, организ-я произ-ва. => труд свели к труд. операции (но тогда мы не сможем док-ть, что труд – объект. процесс). Будет утеряна субстанция труда, кот. будет опред-ть соц.-экон. строй общ-ва. Маркс: разработал сущ-ть труда (при опоре на Гегеля). Гегель: сущ-ть труда – в развертывании чел. сущ-ти (т. е. в процессе преобраз-я природы в перв. очередь происх. развитие чел-ка). Труд – дух. деят-ть. Маркс: следуя за Гегелем, чел-ка и труд опред. как матер-ое. Труд – процесс формообраз-я. Чел-к придает предмету форму, в кот. он может его потребить. Причем, действ. так, как действ. бы сама природа (чел-к исход. из объект. св-в). Труд – объект. деят-ть (а созн-е – вспомогат. деят-ть). Тут субстанция матер труда (кот. утеряна в наше время) – действующ. сущностн. силы чел-ка (ставить под контроль силы природы и управ-ть ими – это объект. способ-ть). Те, кто встали на путь дематериализ-и труда, совершили 1 ошибку: они отождест-ли физич. и матер. труд. Сущ-ть (субъект) труда ставит под контроль силы природы и управ-ет ими. В автоматизир. типе труда эта субстанция никуда не исчезает. Физич. труд в автоматизир. произ-ве стан-ся качественно иным (но не исчезает). Он уже не связан с мышечными усилиями чел-ка. Переход от макродвиж-й к микродвиж-ям (движ-я руки, кисти, пальцев и огромн. нервные нагрузки). Физич. труд в автоматизир. произ-ве связан именно с нервн. нагрузками. Маркс: всенаучн. труд – он сродни экспериментальн. труду. Орудием соврем. чел-ка стан-ся направлен. природн. процесс => автоматизир. труд – это сложн. матер. труд (физически и духовно). Труд – важнейш. проявл-е чел. сущ-ти, непрерывно производит, порождает чел-ка из окружающих его природн. усл-й. Труд – един-во всеобщего, особенного и единичного. 1) Во всеобщем плане – наивысш. форма матер. актив-ти, высш. способ движ-я и развития высш. формы материи – чел-ка. Он вкл. в себя все формы матер. актив-ти, т.е. в нём предст-ны и хим., и физ., и био. актив-ть. Труд выступ. как универс. процесс, т.к. в труде чел-к относится ко всему многообразию матер. мира, т.е. в труде преобраз-ся всё. Труд выступ. как способ существ-я и развития чел-ка. 2) В особенном плане труд есть конкретн. процесс преобраз-я природы и чел-ка. Т.к. этот процесс осущ-ся индивидом, труд всегда индивидуален. Труд предстаёт как конкретн. истор. процесс, явл-е, т.к. он развив-ся. Он не склад-ся на пустом месте, он сущ-ет на базе уже сложившихся производств. навыков. Труд выступ. как способ преобраз-я жизни не только отдельн. индивида, но и общ-ва в целом. 3) Единичный. Труд как элементарн. процесс. Процесс превращ-я некоего исходного предмета в конечн. продукт. Он опосред-ся средствами произв-ва, труда. Конечн. продукт служит для потреб-я (удовлетв-я потреб-тей и реализ-и способ-тей). Видна направ-ть от простого к сложн., от предм. к продукту, от природы к чел-ку. Труд развив-ся, имеет истор. хар-р, развитие направлено движ-ем от природы к чел-ку. Труд имеет избыточн. хар-р, т.к. всегда превышает затраченные издержки для поддерж-я раб. силы. Это самовозрастающ. величина, т.к. в процессе труда чел-к каждый раз присоед-ет к собствен. силам силы природы, он оказ-ся сложнее, чем он был. Как труд, так и чел-к явл. сложнее самих себя. Движущ. элемент - противоречие между простым и сложным, природой и чел-ом. Труд - процесс, кот. каждый раз снимает это противоречие. Процесс имеет бесконечн. хар-р. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 317; Нарушение авторского права страницы