Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Чувствен. позн-е и его формы.
Чувствен. позн-е отражает сущ-ть явл-й, т.е. внешнее проявление вещей. Оно не способно углубляться в сущность предмета. Основными формами чувствен. позн-я явл. ощущ-я, восприятия и представ-я. Чувств. позн-е – позн-е мира с помощью органов чувств (зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный и вкусовой анализаторы + двигат. анализатор и вестибулярн. аппарат) Чувствен. позн-е ограничено, оно не углубл-ся в сущ-ть, а мир имеет внутр. сущ-ть, поэтому чувств. позн-е переходит в логич-ое, кот. отражает сущ-ть предм. Процесс позн-я проходит две основн. ступени: чувственную (или живое созерц-е) и логическую (абстрактн. мышл-е). Эти ступени различ-ся прежде всего по предмету отраж-я, т.е. сторонам действ-ти, кот. они отображают. Различие предметов отображ-я опред-ет различие чувствен. и логич. форм отраж-я, зависящих также от природы субъекта позн-я – чел-ка. Предметом и содерж-ем чувствен. позн-я выступает явл-е. Явл-я несут в себе сущ-ти вещей, т. к. сущ-ти сущ-ют в явл-ях, а не за явлениями. Цвет, запах –сост-я знания вещи, а не сами непосредствен. св-ва вещи. Эти сост-я включ. собственно св-ва вещи или объект. содерж-е и субъект. форму их отображ-я, зависимую от природы чел-ка. Это означ., чувствен. позн-е имеет двухъярусный хар-р: - непосредственно осознаваемые стороны явл-й - скрыто отображаемые сущ-ти. Чувствен. позн-е противоречиво. Это единство непосредственно осознаваемого (явления) и неосознаваемого (сущности). Основн. противоречие чувствен. позн-я наход-ся в движ-и, оно разворачив-ся по мере перехода от одного ур-ня чувствен. позн-я к другому, от ощущ-я к восприятию и к представ-ю. Ощущ-я – моментальн. снимок с действ-ти, кот. каждый раз дается заново. Это отраж-е отдельн. свойств действ-ти. В ощущ-ях нет целостности предмета. Ощущ-е – ф. чувств. позн-я, кот. отраж. отдельн. внеш. св-ва вещей, кот. воздействуют на органы чувств. Отражая отдельн.внешн. признаки вещей, ощущ-я производят анализ действ-ти. Восприятие – целостный, но моментальн. снимок с действ-ти, т. к. сущ-ет только при непосредствен. действии предм. на органы чувств и исчезает, когда это действие прекращ-ся. Предмет сущ-ет независимо от нашего созн-я, а это ускользает от восприятия. Восприятие вкл. в себя целостную совокуп-ть ощущ-й и некоторый существен. несводимый к ним целостн. момент отображ-я. Психология показала, что формир-е целостного образа предм. (ситуации) происходит на основе практич. деят-ти чел-ка. Так, у ребенка на основе действий с вещами, их движ-я первоначально формир-ся образ контура вещи, затем более сложный и расчленен. образ предм. как целого. Восприятие – отображ-е предметов или предметных ситуаций как целых. В ощущ-и непосредственно не осозн-ся глубинные стороны самого явл-я. На уровне восприятия возникает объективация воспринимаемого, благодаря кот. вещи восприним-ся нами как существующие вне нашего созн-я. На данном ур-не (восприятия) мир предстаёт перед чел-ом как мир объективно существующ. вещей, как предметн. мир. Восприятие, как целостн. образ вещи, преодолевает специфич. противоречие ощущ-я. В силу целостности в восприятии в созн-е входят такие стороны чувств. явл-я, кот. остались скрытыми в ощущ-ях – предметность, целост-ть, пространствен.и времен. характ-ки вещей, движ-е. На ур-не восприятия мир предстает перед чел-ом как мир объективно существующ. вещей, как предметн. мир. Представ-е – это целостный снимок с действ-ти, существующий в нашем созн-и независимо от того действует ли предмет на наши органы чувств или нет. Важнейш. особ-ми представ-я явл. независ-ть от непосредствен. воздействия вещи на органы чувств и обобщ-ть. Представ-е преодолевает ограничен-ть восприятия, разрешает его специфич. противоречие. Общее в представ-ях имеет наглядный, непосредственный, чувствен. хар-р. Поэтому обобщ-е на ур-не представ-й ограничено рамками явл-я. Можно довольно точно предст-ть, например, остро-, тупо– и прямоуг-к, но нельзя чувственно представить треугольник вообще, так как внешн. признаки этих видов треуг-ка наглядно не совместимы. На основе свободн. ориентир-я представ-ями и его обобщённого хар-ра возникает способ-ть воображ-я, мыслен. творч-во несуществующих образов, возможных или фантастич. вещей, мысленные образы будущих вещей, наглядные проекты, образы грифонов, русалок и т. д. *** Общее между ощущ-ми и восприятиями – то, что воздейств. на органы чувств (непосред-но). Различие: в (1) отдельн. св-ва дейст-ти, а во (2) целостное. !! Мир сущ-ет объективно (это следует из ур-ня ощущ-я, восприятия, предст-я). Логич. позн-е, его формы, процессы, законы. Логич.позн-е – познание сущности вещей, явлений, процессов. Логич. позн-е характ-ся также как опосредован. знание о действ-ти. Логич. знание опосредовано чувствен. знанием и самим собой: одни понятия опосредствуют другие. Направленное на позн-е сущ-ти, логич. позн-е имеет более сложный и структурно расслоен. хар-р. В нем можно выделить 3 уровня: 1.Фундаментальн. ур-нь. Этот ур-нь составлен общими логиче. процессами, формами и законами, кот. присущи как обыденному, так и научн. познанию. Материал чувств. позн-я подверг-ся мысленной обработке с помощью ряда логич. процессов: обобщения и абстрагир-я, анализа и синтеза, индукции и дедукции. В результ. такой обработки из недр чувствен. явлений извлек-ся скрытая в них сущ-ть. a. Обобщ-е – процесс выдел-я общего из единичного. b. Абстрагир-е – процесс отвлечения существен. признаков вещей и явл-й от несущественных. Это также отвлеч-е одних существ. признаков от других. Поэтому все челов. понятия выступают как абстракция, отображающ. существен.признаки вещей. c. Анализ – мыслен. расчлен-е целого на части; первоначально под анализом принималось мыслен. расчлен-е целостного чувствен. образа на логич. мыслимые части. d. Синтез – мыслен. объедин-е частей в единое целое. Простейш.ф. синтеза – мыслен. соедин-е признаков, полученных в результ. анализа чувств. образов, в единый логич. образ предмета. e. Индукция (Бэкон) – движ-е мысли от единичного к общему. f. Дедукция (Декарт)– движ-е мысли от общего к единичному. Основные логические процессы мысли взаимосвязаны и переплетены друг с другом. 2. Обыденный ур-нь. Обыден. человеч. эмпиризм неспособен углубляться в законы действ-ти. В обыденном позн-и действуют преимущественно законы формальн. логики, достаточные для отображ-я сравнительно простых сторон челов.жизни. Особенности: 1) Основыв-ся на здравом смысле, т. е. представ-ях о мире, чел-ке, общ-ве, смысле челов. поступков и т.д., сформировавшихся на основе повседневн. практич. опыта челов-ва. а. Важным элементом здрав. смысла явл. чувство реальности, кот. отображ. историч. ур-нь развития повседневн. жизни людей, общ-ва, их нормы деят-ти. б. Здравый смысл историчен – на кажд. ур-не развития общ-ва он имеет свои специфич. критерии. (Так, в докоперниканскую эпоху было здравомысленным полагать, что Солнце вращается вокруг Земли). в. Испытывает влияние более высоких ур-ней мышл-я, научн. познания. 2) Несет в себе остатки, «островки» давно изжитых наукой форм мысли, иногда целых «массивов» мышл-я минувших веков (религия, приметы) 3) Глубинное фил. содерж-е выраж-ся в народных приметах, пословицах и поговорках. Уровень научного познания. Специфич. законы логич. позн-я установлены традицион. формальн. логикой, кот. в основн. была создана Аристотелем. Формальн. логика открыла 4 основн. закона мышл-я: тождества, противоречия, исключенном третьего, достаточного основания. Формы логического познания Логич. знание в целом построено из понятий, предст-ет собой систему понятий. Две другие формы логич. познания – суждения и умозаключ-я - процессы формир-я, движ-я или развертыв-я понятий. Каждое понятие м. б. представлено в виде системы суждений и умозаключ-й. Понятие – отраж-е явл-я со стороны общих существен. свойств и связей. В рамках понятия можно выделить опред. понятия, кот. отображ. наиболее существен. признаки вещи. Понятие имеет содерж-е – совокуп-ть существен. признаков предмета, и объем – совокуп-ть предметов, обладающих этими признаками. В отличие от чувств. образа понятие не имеет наглядного хар-ра. Теряя наглядный хар-р, понятие лишается внутренней образной опоры в мысли и поэтому должно получить новую базу, не имеющую никакого отнош-я к отображаемому им предмету. Такой опорой стан-ся особое, «абстрактное» матер. образ-е или «раздражитель» – слово (группа слов). Понятие поэтому всегда сущ-ет в словесной форме, а логич. мышл-е в целом – с помощью языка как знаков. системы. Суждение – это форма мысли, в кот. утвержд-ся или отриц-ся что-либо относительно предмета мысли. Суждения м. б. утвердит-ыми и отрицат-ыми; единичными, особенными и общими; возможности, действительности и необходимости и т.д. (вопросит. предлож-е – это не сужд-е). Суждение и понятие связаны – без понятий невозможно сделать суждение. Суждение истинно, если связи понятий правильно отражают связь вещей. Умозаключ-е – форма мысли, в кот. из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, содержащее новое знание. Умозаключения делятся на 1. индуктивные, в кот. из единичных или частных суждений выводятся более общие. 2. дедуктивные, в кот. из общих посылок выводится менее общее, частное или единичное суждение. Логич. позн-е подчинено своим законам, кот. изучаются логикой. Специфич. законы логич. позн-я устан-ны формальной логикой. Сущ-ет 4 основных закона мышл-я: -тождества (А есть А): происход. подмена понятий, связ. с тем, что есть синонимы); - противоречия (про одни и те же предм. нельзя говорить одинаково, одно из высказ-й точно ложно! ); - исключенного третьего (А есть либо В, либо не В): из двух противоположн. высказ-й нужно выбрать только одно, но эти 2 противопол-ти д. б. взаимопротивоположн. (он был дома и не дома); - достаточного основания (если есть В, то есть и его основ-е А): всякая истин. мысль д. б. обоснована (иметь достаточн. основ-я) другими мыслями, истин-ть кот., доказана. Вторым уровнем формальной логики выступает материалистическая логика. Высшим уровнем логики является диалектическая логика. Особенность диалектической логики заключается в том, что она охватывает, адекватно отображает противоречивость мира и человека и является единственным способом логического выражения мира и человека. Обыденное позн-е. Обыден. позн-е связано с решением вопросов, возникающих в повседневн. жизни людей, текущей практич. деят-ти, быту и т. д. Обыден. челов. эмпиризм неспособен углуб-ся в законы действ-ти (достаточно законов формальн. логики). Основыв-ся на здрав. смысле – представ-ях о мире и т.д., сформировавшихся на основе опыта. Элемент здрав. смысла – чувство реальности, кот. отображ. историч. ур-нь развития повседневн. жизни людей, общ-ва, их нормы деят-ти. Здрав. смысл историчен — на каждом ур-не развития общ-ва он имеет свои специфиче. критерии. Так, в докоперниканск. эпоху было здравомысленным полагать, что Солнце вращ-ся вокруг Земли. Позднее такое представ-е стан-ся нелепым. На кажд. историч. этапе в здрав. смысле, его нормах отлагаются результаты научн. мышл-я, освоенные больш-вом людей и превратившиеся в нечто привычное. С усложн-ем повседневн. челов. быта в сферу здрав. смысла переходят все более сложные представ-я, нормативы, логич. формы. В силу своей относит. простоты и консервативности обыден. позн-е несет в себе остатки, «островки» давно изжитых наукой форм мысли (религия). Вырабатываемый под влиянием повседневн. практич. деят-ти здрав. смысл несет в себе и стихийно материалистич-ое, а в соврем. мире нередко — и диалектич. содерж-е. В формах, присущих обыден. позн-ю, глубинное фил. содерж-е выраж-ся в народных приметах, пословицах и поговорках. Материалистич. фил-я всегда в значит. мере опиралась на здрав. смысл, непрерывно рождавшийся повседневной челов. практикой. Вместе с тем здрав. смысл всегда ограничен. Здрав. смысл сам по себе не схватывает противоречивости предметов, единства волновых и корпускулярных свойств и т. д. Однако происходит онаучивание здрав. смысла и вряд ли можно отрицать, что противореч-ть бытия станет логич. нормой и обыден. познания. (Энгельс)
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы