Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Проблема истины в фил-и. объектив. истина. Конкретн. истина. Истина относит-ая и абсолют-ая.



Ни одна наука, кроме фил-и, не решает вопрос о том, что такое истина и каковы ее критерии, в то время как непосредствен. цель позн-я – это достиж-е истины.

Вопрос об истине – заострен. форма вопроса о сущ-ти челов. позн-я, способ-ти чел-ка познавать мир и самого себя.

Истина – адекватное, правильн. отраж-е действ-ти.

ОИ (Гегель) истина – объектив. процесс самопозн-я логич. идеи, в кот. каждая последующ. ступень выступ. в кач-ве истины предыдущей. По Гегелю, логич. идея в конце концов достигает абсолют. истины, приходит к абсолют. тождеству с собой.

СИ: истина – лишь осозн-е чел-ом своих собствен. ощущ-й, в каком бы варианте эта трактовка ни возникала.

Критерий истины:

1) Прагматизм: польза. Но истина не всегда приносит пользу, а иногда и вовсе вредит («что выгодно, то и польза» - в соврем. общ-ве, но для кажд. разное – это выгода).

2) Неопозитивисты: (Шлик) принц. верификации. Проверка истинности знаний на опяте. Принцип: свести знания к простейш. высказ-ям (протокольн. выраж-ям), кот. кажд. чел-к может проверить на опыте. Но наиболее сложн. теоретич. разделы науки к простейш. высказ-ям свести невозм-но! (с этой позиции оказыв-сь необъяснимыми многие полож-я частных наук). Сам принцип не верифицирован!

Сводят проблему истины к проблеме смысла предлож-й науки: в эмпирич. науках имеют смысл те утвержд-я, кот. м. б. верифицируемы, т.е. выведены из «атомарн. фактов» - фиксир-ся в проток. предлож-ях, «капель опыта» - совокуп-ть ощущ-й.

3) Поппер: принц. фальсификации. Он противоположен. Предполаг. проверку знаний на ложность, а не на истинность. То знание, кот. до сих пор не опровергнуто, явл. истинным (пока не нашли контрпример). Но всегда есть вариант встретить контрпример (все знание гипотетично).

4) Принц. когерентности ( принцип непротивореч-ти). Взаимосвязь. Принцип заключ-ся в утвержд-и, что все существующее наход-ся во взаимосвязи. Однако этот принцип ограничен, т.к. могут сущ-ть ненаучн. теории, кот. будут внутренне непротиворечивы.

5) Принц. конвенциализма, согласно кот. смысл имеют те утвержд-я науки, кот. соответ-ют принятым между учеными соглаш-ям, конвенциям. Так, конвенциями явл. матем. аксиомы. Однако конвенц-зм игнорировал факт, что в конечн. счете любые теоретич. соглаш-я, претендующие на научн. значимость, должны иметь объектив. основ-я.

6) Марксизм: критерий истины – опыт. Практика – универсальн. критерий истины.

Виды истины:

1) Объектив. истина – адекват., соответ-ее действ-ти отраже. Это такое содерж-е нашего знания, кот. не зависит от нашего созн-я. Оценивая знания, их знач-е для чел-ка, мы выясняем соответ-ют ли они объект. реал-ти, объект. полож-ю дел или явл-ся ошибочн., ложн., иллюзорными. Взгляды, предста-я, теории, взятые вне отнош-я соответ-я объект. рел-ти, лишены для нас смысла.

2) Всякая объект. истина конкретна. Конкретное – это действ-ть во всем многообразии ее сторон, связей, отнош-й и т.д. Конкретному противопоставлено абстрактное (отдельное, изолир-ое, отвлеченное). Утвержд-е о действ-ти явл. истинным, если оно учитывает все ее стороны, связи и опосредов-я.

Конкрет. истина – это знание, получен. на основе изуч-я ограничен. области бесконеч. мира, это знание конкретн. предмета в конкрет. усл-ях.

3) Относит. истина – это неполное, ограничен. знание о мире. В силу бескон-ти мира, историч. огранич-ти чел. позн-я, достигнутые знания о мире и чел-ке всегда неполны и неточны. Относит-ть знаний следует, в частности, усматривать и в том, что они всегда отнесены к опред. условиям, месту и времени. Всякое знание в силу своей конкрет-ти всегда относит-но.

Относит. истина – достоверн., адекватное знание конечного (отдельн. предм., явл-я, св-ва, обл-ти дейст-ти), в отлич. от абсолют. истины – знании о бесконечн. мире в целом, во всем его бесконеч. богатстве и многообразии.

Относит. ист. – частица абсолютной.

4) Абсолют. истина – это полное и точное знание предмета, это знание о бесконечн. мире в целом, во всем его бесконечн. богатстве и многообразии.

Абсолют. истина склад-ся из относит-ых, но сумма относит. истин бесконечна, следов-но, абсолют. истина недостижима для чел-ка. Чел-к постоянно приближ-ся к абсолют. истине, но никогда не достигнет ее, т. к. мир постоянно меняется. Знание абсолют. истины остановило бы процесс позн-я.

Так. обр., относит. и абсолют. истины – это лишь разные ур-ни объект-ой. Чем выше ур-нь нашего позн-я, тем ближе мы приближ-ся к абсолют. истине. Но процесс этот может длиться бесконечно. Этот постоян. процесс – важнейш. проявл-е диалектики в процессе позн-я.

Практика и ее роль в пороцессе позн-я.

Средством и процессом преобраз-я мира явл. обществ.-историч. практика. Способ-ть к практич. деят-ти, практич. преобразю мира и самого себя – определяющ. сторона чел-ка. Сущ-ть чел-ка и смысл его существ-я – в позн-и и практич. преобраз-и мира и самого себя.

Практика как матер. труд – высш. универсальн. ф. матер. актив-ти. Практика отлич. тем, что она приложима к любым матер. объектам, явл-ям, отнош-ям бесконечно многообраз. мира. Практика облад. всеобщн-тью, несет в себе всеобщ. черты содерж-я мира.

 

Практика как специфич. челов. способ и процесс чел. существ-я, тождественна с чел. сущ-ем, бытием чел-ка как матер. сущ-ва предст-ет собой деят-ть, кот. обладает сложной системной организ-ей. Она включ. в себя:

1) реальное преобраз-е наличной предзаданной чел-ку действ-ти,

2) общение людей в процессе и по поводу этого преобраз-я,

3) совокуп-ть норм и ценностей (ценностно-целевые структуры), кот. сущ-ют в виде образов созн-я и обесп-ют целенаправлен. хар-р практич. деят-ти.

Формы практической деят-ти:

1) Производствен. практика (матер. производств. деят-ть) – форма практич. деят-ти, лежащая в основе всех остальн. видов и форм жизнедеят-ти чел-ка в целом;

2) Соц. практика (перестройка) – носит революцион. хар-р и направлена на реальн. практич. преобраз-е условий нашей жизни, обществ. отнош-й, самих людей;

3) Наука – особая форма, превращающаяся в непосредствен. производит. силу, ср-во управ-я соц. процессами;

4) Технич. деят-ть – предст-ет собой важнейш. элемент производит. сил, определяющих хар-р и содерж-е способа произво-ва, она тесно связана с преобраз-ем тех или иных устройств, созданных чел-ом – артефактов.

Практика – матер. деят-ть людей. Являясь способом и сутью чел. существ-я, практика выступ. в кач-ве основы всего процесса позн-я. Основа позн-я означ., что:

- практич. отнош-е к миру и к самому себе делает возможным и необходимым позн-е мира и самого себя.

- практика порожд. потреб-ть в знании.

- практика создает матер. ср-ва познания.

- практич. примен-е – конечная цель познания.

Критерий истины. Нельзя проверить путем прямого и непосредствен. сопостав-я знаний с объект. миром соответ-е знаний объект. миру. Нужно найти не прямой, а радикальн. косвенный, опосред-ый способ сравн-я знаний с дейст-тью.

Практика выступ. в кач-ве конечного и решающего критерия истинности чел. знаний.

Механизм практич. проверки знаний: на основе выработан. знаний о дейст-ти чел-к создает мыслен. план потребного для него состояния действ-и и план действий, направлен. на искомый результат.

Если полученные в результ. практич. действий результаты соответ-ют планируемым, то исходные знания о действит-ти были истинными. Несовпадение планировавш. результ. с получ-ыми служит основ-ем для отказа от ранее принятых взглядов либо для их уточнения и развития.

 

Предмет соц-ой фил-и.

Соц. фил-я изуч. общ-во или соц. формы материи. Она соотн-ся с общей фил-ей, как общее и частное.

Соц. ф. материи: особ-ть – у нее нет таких св-в, кот. нет на предыдущ. формах.

СФМ не сущ-ет и не развив-ся без участия созн-я!! Уберем созн-е – не будет чел-ка.

СФМ, будучи ступенью материи, развив-ся по объект. законам. НО, эти законы – это тоже особен. объект. законы, они не такие железные, как законы природы.

Законы истории – законы-тенденции. Они указыв. общ. направ-е развития общ-ва, но не заставляют с железн. необх-тью.

НО, если общ-во будет чрезмерно игнорир-ть их, то оно станет на путь разруш-я (принудит. сила все же есть).

История – деят-ть чел-ка, преследующ. свои цели.

НО: общ-во изуч-ся и другими науками => каков же тогда предм. соц. фил-и в ряду частн. наук (истор., политолог.)? (Частные, т. к. они изуч. часть, сторону жизни общ-ва).

Соединим эти знания частн. наук, но мыне получим целостное представ-е (также в позит-зме). Без выяснения взаимод-я мы не получим целое.

При взаимод-и частей возникают новые интегральн. св-ва.

Предм. соц. фил-и (в отлич. от предм. частн. наук) – это общ-во как система, наиболее общ. стороны общ-ва и наиболее общ. стор. его развития.

Есть свой осн. вопр. соц. фил-и – это вопр. об отнош-и обществ. созн-я к обществ. бытию (или соц. материи).

Имеет 3 ур-ня и оборотн. стор. на 1 ур-не.

1 ур-нь: вопр. о первичности-вторич-ти общест. созн-я и общест. бытия.

Идеалистич. подход: сознание первично (т. е. оно опре-ет бытие).

Матер-ты: материя первична (общ. бытие, т. е. бытие опред-ет созн-е).

Слож-ть: созн-е играет огромн. роль в жизни чел-ка (прежде чем что-то сделать, чел-к подумает). Сами эти идеи, кот. так активны в жизни людей, опред-ся обществ. бытием.

Оборотн. сторона – вопр. о познаваемости сущ-ти чел-ка и сущ-ти общ-ва.

Соц. агност-зм (экзистен-зм) проявл-ся (отриц. возм-ть научно познать сущ-ть чел-ка).

Выделяем самое общее в чел-ке, теряем индивид-ть, самость; Чел-к творит историю как лич-ть, история не закончена.

Гносеологич. оптимизм – сущ-ть чел-ка познать можно.

Материалистич. подход (ДМ, соц. когнитивизм): СФМ – высш. ф. материи, наход-ся в гинетич. родстве со всеми формами => чел-к может познавать мир => чел-к может познавать собствен. сущ-ть. Он только так и может познавать свою сущ-ть, смотрясь в мир, как в зеркало (т. к. в нас в обобщен. виде предст-но всё богат-во мира). Чем больше в мире мы открываем, тем больше мы открыв. в себе.

2 ур-нь: вопр. тройственный – о сущ-ти обществ. бытия, обществ. созн-я и сущ-ти их соотнош-я.

Это конкретиз-я перв. ур-ня.

Главное в обществ. бытие: произв-во чел-ом самого себя: чел-к – единствен. в мире сущ-во, кот. само себя развивает, поднимает себя на след. ступень развития. => есть третий ур-нь.

3 ур-нь: троствен. вопр. – вопр. о сущ-ти чел-ка, о смысле его существ-я и перспективах его развития.

Это конкретиз-я 1 и 2 ур-ней.

Вопр. соц. прогресса – можно ли говорить, что общ-во развив-ся от низшего к высшему.

**В объясн-и общ-ва все без исключ-я фил-фы до Маркса были идеалистами: они считали, что собственно человеч-ое в чел-ке – это разумность, нравств-ть, свобода воли и др., а история – это постепенное осуществ-е идей.

Сущ-ло 2 позиции:

1. натурализм: чел-к – природное сущ-во; природн-ть чел-ка влияет на его жизнь; определяющ. характ-ка – это разум;

2. собственно идеализм.

Созн-е, согласно идеализму, опред-ет:

- бытие людей и их жизнь;

- эконом. строй общ-ва;

- решающей силой истории явл. великие лич-ти или великий разум.

Основн. аргумент в пользу идеалистич. поним-я: чел. деят-ть управ-ся мыслью; всё, что приводит людей в движ-е, должно пройти через их голову.

Материалистич. поним-е.

- признание ведущим, определяющим в жизни общ-ва ОБ – совокупн. бытие индивидов.

- труд опред-ет эконом. базис и соц.-экономи. структуру общ-ва в целом;

- в истории решающ. роль играет вся совокуп-ть индивидов, а не элита, решающ. роль играет народн. масса, т. к. объект. законы общ-ва – прежде всего законы чел. природы и деят-ти ваообще;

- развитие общ-ва – естеств.-историч. процесс, процесс развертыв-я чел. сущ-ти, т. к. люди творят себя сами.

Аргументы:

- что бы жить люди должны трудится (д. б. матер. произв-во), т. к. чел-к сложнее природы;

- производств. отнош-я не обусловлены созн-ем и волей людей, это отнош-я между матер. производящими сущ-вами, производящими свою матер. жизнь. Труд – объект. матер. процесс.

Второй вопрос соц. Ф: вопр. о развитии чел. сущ-ти.

Этот вопр. входит в состав ОВСФ, т. к. нельзя решить вопр. о развитии мира и чел. сущ-ти вне связи с вопр. о природе мира и чел-ка.

Гегель: предст. чел-ка как высш. ступень миров. процесса, а истор. процесс – как развитие чел. сущ-ти. Сущ-ть чел-ка он свёл к свободе, а истор. процесс – к осущ-ю свободы, прогрессу в созн-и свободы духа, мысли.

Идеализм: - рационалисты: разумное начало в основе – развитие чел. знаний.- иррацион-зм: отрицает прогресс.

Научн. реш-е вопр. о сущ-ти чел-ка и развитии возм-но лишь с позиции матер-зма.

Маркс, Энгельс: история чел-ва – процесс порождения индивидами себя из природы, произв-ва себя путем ее преобраз-я, т. е. как процесс развития, усложнения родовой и индивид. сущ-ти, основн. ступенями кот. явл. обществ.-эконом. формации. Чел. история – процесс смены ОЭФ.

Глав. источник прогресса челов-ва заключен в труде, обладающий способ-тью к самовозраст-ю, превышению самого себя.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь