Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Фил-я «русского космизма». Федоров, Циолковский, Вернадский.



С фил-ей всеединства связана и значимая для отеч. фил-и и науки традиция русск.космизма. Его признаками счит.: 1) рассмотр-е мира, космоса как единого целого, чел-ка – в неразрывн. связи с космосом? 2) активно-эволюционистск. поним-е космоса, в развитии космоса решающую роль играет творч. активность чел-ка, в связи с чем предполаг-ся преображ-е чел-ка? 3) подчерк-е роли науки в преобраз-и космоса? 4) призн-е необх-ти соедин-я усилий людей, единства (“соборности”) челов-ва. В идеологии космизма важн.место занимают идеи преодол-я смерт-ти чел-ка, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы. В отечеств. космизме выдел. религиозно-философ. космизм (Соловьев, Федоров, Бердяев) и естественнонаучный (Циолковский, Чижевский, Вернадский).

Федоровпредставил оригинальн. религиозн. утопию. В окружающей нас Вселенной преоблад. хаос и вражда, ведущие к разрушению. Остановить этот процесс можно, преобразуя мир на основе соедин-я науки и религиозн.веры, преодол-я “небратского” отнош. между людьми. Спасение мира – задача самого челов-ва. Решение этой задачи предполаг. научное управ-е природой, преодол-е конечности во времени и простр-ве: освоение новых миров в космосе и власть над смертью. Особенно оригинальна идея поэтапного воскреш-я всех предков на основе использ-я научных достиж-й. Лишь устранив несправедл-ть по отнош. к предкам, мож.преод-ть разобщен-ть и достичь всеобщ. блага.

Циолковский рассм-ет космос как живое, одухотворен. целое (“панпсихизм”), населенное высокоразвит. живыми сущ-ами. Мир и чел-к наход. в процессе восходящего развития, разум чел-ка – орудие развития. Ученый обосновыв. идею заселения чел-ом космоса, разрабатыв. технич. проекты.

Вернадский рассм-ет феномен жизни в его связи с друг.планетными сферами. Вернадский разработал теорию биосферы как совокуп-ти живого вещ-ва, покрывающ. Землю. Введение понятия живого вещ-ва дало естественнонаучн. основу для изуч-я жизни, понимаем. им как космич.явл-е. Чел-к рассматр-ся в единстве с биосферой, исслед-ся его эволюционно преобразующая деят-ть. Вернадский сделал вывод о зарожд-и ноосферы – сферы разума, или управляемой на основе науки природы. Становл-е ноосферы – объектив. процесс, предполагающий развитие отнош. между людьми, прекращ-е войн. Идеи русс. космизма особенно актуальны в эпоху экологич. кризиса и поиска путей выхода из него. Антропоцентрич-ть его теории.

 

 

№ 11. Соц.-эконом., естеств.-научные и теоретич.предпосылки возник-я марксизма.

Источники (теории), кот. легли в основу марксизма:

1)Фил-я социалистов-утопистов

2)Диалектика Гегеля. Философ. система Гегеля – вершина развития фил-ии, основными понятиями явл. понятия развития и абсолютн.логич.идеи; абсолют. логич. идея лежит в основе мироздания; категории диалектики и основн.законы развития; противоречие системы Гегеля – это противоречие между метафизич.системой и диалектич.методом. Диалектич.метод был критически переработан Марксом и перенесен на материалистич.основу).

3)Матер-зм Фейербаха

Обнаруж-ю диалектич. хар-ра мироздания способствовали три величайших открытия:

1.Открытие клетки.

2.Открытие превращения энергии.

3.Теория развития Дарвина.

Соц.-эконом. причины возникн-я марксизма:

Очевид-ть того, что именно в 19 веке начали искать эконом.причины – т.к. рабочий не мож. не трудиться на капиталиста. Рабочие формально после револ-и стали свободными от труда. Появ. новая движущ. сила – пролетариат. Изменим эконом.серу, измен-ся и соц-ая, и правовая.

1.эконом. и соц. процессы; развитие промышленности;

2.промышленный переворот;

3.капитализм переходит на новую стадию империализм, кот. сопровожд-я кризисом. А существовавшие тогда философс. теч-я не могли его решить.

4.волна буржуазн.революц. (тогда сущ-ло три класса: земельн.аристократия, буржуазия и рабочие, а лозунг )

5.рабочие (самый массов. класс, явл. производит. силой) не имели никакой собст-ти, им нечего было терять, они находились в завис-ти, хотя формально были свободны. И на тот момент это был один из самых образованных классов.

Естественно-научные предпосылки (диалектич-ие):

Они повлияли как бы на Маркса. Их знач-е: впоследств. у Маркса тоже диалектич.матер-зм. Закон сохран-я энергии: укреп. реалистич.парадигма научн.исслед-я (мир объян-ся исходя из него самого(без внеш.сил). Закон разруш. религиозн.взгляды. Клеточн.теория строения живого: разруш. метафизич.взгляды( т.к доказ. единство и взаимосвязь(диалектика). Теория эволюции: укреп. диалектич.взгляды(развитие), разруш. метафизич.и религиозн.взгляды. Небулярная теория Канта.

Эти открытия провели к кризису физики и философ. основ физики, т.к. данные открытия не могли быть объяснены физикой того времени. Физика конца 19го-начала 20го веков опиралась на механистич. метафизич. матер-зм, кот. отожд-л материю с неделимыми атомами, а ее неотъемлемыми св-ами считал механич.массу, инерцию и непрониц-ть (иными словами: материя поним-сь как вещ-во). Новые открытия разрушили такие предст-я о материи.

Помимо открытий, кризису физики способ-ли: 1) незнание физиками диалектики; 2) неправильн. поним-е математизации физики; 3) абсолютиз-я принципа релятивизма. Так.обр., кризис физики и философ. основ физики проявился в след.: 1) Неспособ-ть объясн-я открытий на позициях метафизич. Матер-зма и как следствие переход к С.И.(а именно, к одной из его форм - махизму). Появл-е в физике такого направ-я как физич. идеализм; 2) Отказ то физики как науки, кот. отражает объектив. реальность. Физику стали понимать как опис-е отнош. субъекта исслед-я к прибору исслед-я. Следствие: переход к агностицизму. По этим причинам в начале 20го века большую популяр-ть получ. такое философ.направ-е как махизм.

Теоретические: философ-ие( Фейербах и Гегель), полит.экон-ка, утопич.соц-зм.

 

№ 12. Сущ-ть и основн.этапы развития фил-и марксизма.

Структура марксизма: фил-я, политэкономич. теория, теория социализма.

Марксизм опир-ся на два полож-я 1) признание первичности материи и 2) признание развития материи как одной из ее важнейших характеристик.

Материализм признает существование двух наиболее фундаментальных реальностей: материя и сознание. Материя – первична, сознание – вторично. При этом сознание возникло из материи в результате ее длительного развития. Следовательно, природе материи и сознания присуща некая общность.

Основную часть жизни Маркс посвятил написанию «Капитала», в которой он применяет диалектический метод, раскрывает сущность капитализма. По мнению Маркса, наиболее важным открытием «Капитала» является теория прибавочной стоимости. С появлением «Капитала» исторический материализм стал обоснованным.

Марксизм имеет несколько этапов развития.

Первый этап – этап Маркса и Энгельса, главной задачей которых было добавление в материализм диалектики, т.к. в то время был широко распространен метафизический материализм, но для адекватного объяснения действительности ему не хватало диалектики.

Второй этап – ленинский. Для понимания этот этапа и вклада Ленина в марксистскую философия необходимо понять, с какими сложностями столкнулся марксизм в это время.

Сущность и основные этапы марксизма.

Основа философии Маркса - положение рабочего класса. Философия Маркса принимает научные основы (сознание диалектического материализма). Раньше философия пыталась только объяснить мир, теперь Маркс пытается изменить его. Сущность МПИ заключена в признании ведущим, определяющим в жизни общества общественное бытие. Общественное бытие - философская категория для обозначения объективного реального существования социальной формы материи.

Аргументы:

1) Люди мыслят и чувствуют одинаково, так как примерно одинаково их материальное положение.

2) Объективные законы, по которым функционирует общество, присущи обществу. Находясь вне сознания людей, законы находятся внутри общества (против Гегеля). Цели людей не совпадают с результатами, так как результаты имеют другие причины, не связанные с целями.

3) Индивиды, чтобы жить должны обладать определёнными предметами. Человек должен создавать более сложные материальные предметы, чем те, которые даёт природа, то есть человек должен трудиться.

4) Любое поколение людей пускают в ход те средства труда, которые были в прошлом. Человек неволен в выборе средств и орудий труда. Производительные силы первичны по отношению к производительным отношениям (так как новое должно быть сначала произведено, а потом уже вступать в производственные отношения).

5) Человек в процессе труда вступает в отношения с другими людьми, эти отношения носят объективный характер (складываются в процессе производства, обмена, распределения, потребления).

6) Тождество общественного бытия и общественного сознания (Богданов). Человек, как общественное существо вступает в определённые отношения с другими людьми сознательно (единственное отличие человека от животных). У Маркса общественное бытие не тождественно общественному сознанию => материальный характер общественных отношений, который складывается в жизни общества. Материальный труд является основой появления частной собственности. Без решения проблемы первичности невозможно решить ОВФ. Общественное сознание отражает общественное бытие (социальная форма материи). Природа отражает естествознание. Сущность общественного бытия - непрерывное порождение индивидами себя из самой природы путём преобразования, изменения сознания индивидов.

Сущность философии марксизма: диалектический материализм.Природа первична, человек – продукт развития природы (до этого природа неизменна) Сначала нужно изменить бытие людей -» будет меняться всё остальное.

Этапы:

1)этап Маркса и Энгельса

политэкономическая философ.(«Анти Дюринг»)

Критика марксизма:

- всё сводится к эк. причинам

- эгнозирует роль личности

5 ступеней развития природы (классифик-я реального многообразия (Энгельс))

5 основных форм движения:

Механика, физика, - материалистич. понимание общества и истории, химия, биологическая, - формационная теория, социальная

2)Ленинский

политика НЕПа, критика махизма, дал опред-е материи, вклад в гносеологию

В нач. 20 в. – революц.

3)Современный этап 20 в.

противостояние двух стран –» двух идеологий

2 Мировая Война – нов. кризис – » 15 социалист.стран.

№ 37. Особ-ти и основн.течения соврем. западноевроп.фил-и.

Позитивизм: Конт, (30-е гг. 19 в.) Считает, что наука прошла религиозный и философский этап и подошла к этапу позитивного знания, отныне Ф не имеет права на существование.

Какой вопрос можно назвать научным? Только такой, который решается с помощью эксперимента. ОВФ не решается с помощью эксперимента. Философия не изучает отдельную часть, как физики, биологи и т.д.

Этапы позитивизма: классический, махизм, неопозитивизм и постпозитивизм.

1. Классический позитивизм: Конт, Милль, Спенсер

Позитивизм: В 1-й трети 19 в. возникает позитивизм, основано О.Контом. Последователи: Спенсер, Милль, Льюис.

Исходная предпосылка позитивизма состояла в отрицании философии как самостоятельной формы знания. ”Каждая наука - сама себе Ф.”

Если мир – целостная система, то исчерпывающее знание о мире дает систему частных ”положит” наук, не оставляющих никакого места для Ф.

Исходная ошибка позитивизма: мир рассматривается по существу как механический агрегат частных областей, который не содержит никаких целостных, всеобщих свойств и законов, для познания которых нужна была бы наука о всеобщем –Ф.

По Гегелю и Фейербаху позитивизм - шаг назад. Как и древние неклассические системы позитивизм отвергает важнейшие вопросы философии: деление на материализм и идеализм, сущностный и причинный подходы к реальности. Позитивизм отказывается от фундаментальных вопросов: человеческого познания, об отношении сознания к материи, сущности мира и Ч.

Позитивизм исходил из утверждения, что последней реальностью, в существовании которой мы м.б. убеждены, являются ощущения, а для проверки существования ощущений у нас нет средств.

Поз-м заимствовал логику субъективного идеализма, заявляя, что стоит выше материализма и идеализма. Ставит на место Ф частную науку (механику).

2. Махизм: Мах (австрийский физик), Авенариус, Пуанкаре.

Новая теория познания. Рубеж 19-20 вв., кризис в физике (переосмысление фундаментальных понятий в связи с открытиями в физике): рентгеновские лучи (материя проницаема), самопроизвольное излучение урана (сложный состав атома), электрон в атоме (Томпсон), наличие электромагнитной массы, теория кварков, СТО.

Кризис выражается в идеализме – «материя исчезла». Ленин «М. и э/к.»: о смысле выражения. Это значит, что исчезает тот предел, до которого до сих пор знали материю, исчезают неизменные свойства материи (непроницаемость, масса, инерция), являются относительными, присущими только некоторым состояниям материи.

Утверждение ДИАЛЕКТИКИ, исчезает м/ф.

Мах: кризис преодолим введением принципов чисто описательной науки и экономии мышления. Предполагать, что за нашими ощущениями стоят предметы, - это неэкономно для мышления. «Бритва Оккама» - «не следует удваивать сущность без необходимости». Необходимо стремиться к простым объяснениям, отбрасывая то, что наукой проверить нельзя. Главное – это истинность, а не простота.

Принцип чисто описательной науки

Пуанкаре: принцип конвенционализма. В основе естественно-научных теорий лежит соглашение ученых. Законы природы не определенны, их можно по-разному формулировать. На содержание они не влияют, реальные процессы не меняются.

3. Неопозитивизм и постпозитивизм.

Логический позитивизм, лингвистическая философия, критический рационализм вели к появлению в 20 в. постпозитивизма.

Предмет философии – теория познания. Ф должна изучать «язык науки».

Принципы:

- верификации (проверка на опыте): знания сводятся к простым высказываниям (протокольным предложениям)

- фальсификации (Поппер, критич. рационализм): проверка знаний на ложность. Знания, до настоящего момента не опровергнутые, следует считать истинными. Любое знание гипотетично.

Индивидуальный чувственный опыт субъективен, поэтому люди по-разному воспринимают явления. Человек имеет собственную науку. + Наиболее абстрактные, сложные разделы науки нельзя свести к простым предложениям => появление фальсификации, дополнения верификации.

Лакатос (начало постпозитивизма): 1 контр-пример не может убить теорию. Только ряд теорий м.б. истинным, как и 1 теория. Опровергнута только тогда, когда будет построена новая, более точная и полная теория.

Т. Кун, «Структура научных революций»

Центральное место – понятие парадигмы – совокупности убеждений, ценностей, технических средств, принятых научных сообществом и обеспечивающим сохранение научных традиций. Стиль мышления определенной эпохи, выражающийся в классических трудах: геоцентрическая система Птолемея, механика Ньютона, эйнштейновская теория относительности… Чередование развития: нормальная наука и научная революция – процесс смены парадигм. Прогресса развития науки нет, т.к. мы не можем сказать, какая более правильна.

Неопозитивизм: 20е гг., Рассел, Карнап.

Неопозитивизм отрицал основной? Ф. как “не имеющий смысла”. Ч не располагает средствами, чтобы выйти за рамки ощущений. Единственная реальность, о которой мы имеем право говорить - “атомарные факты(капли опыта)”.

Неопозитивистская философия показала, что Ф может и должна вторгаться в сам процесс научного творчества с целью анализа и проверки хода результатов.

«Кажд.наука сама по себе уже фил-я» (лозунг). Кант: разрыв фил-и с друг. науками.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-03-14; Просмотров: 281; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь