Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные типы социальных прогнозов и методы прогнозирования⇐ ПредыдущаяСтр 47 из 47
Прогнозировать будущее побуждает не только демографическая ситуация, но и вся совокупность глобальных проблем, а также необходимость поиска оптимальных вариантов решения локальных (региональных, государственных, отраслевых) проблем. Прогноз — это высказывание о неизвестном ранее реально возможном положении вещей, которое выводится из известных знаний о законах действительности, а также исходных и сопутствующих условиях прогнозируемых процессов. Он представляет собой итог, заключение в структуре познавательного процесса. Однако в отличие от гипотезыпрогноз не преследует цель объяснить уже известное положение вещей, его цель — указать на возможное положение. Оправданный прогноз подтверждает имеющееся знание, однако его выдвижение обусловлено прежде всего необходимостью создания установки для практической деятельности. Таким образом, прогноз отличается от гипотезы и предсказания, близких ему по структуре и функциям форм знания, прежде всего прагматическими критериями. В зависимости от их назначения и содержания выделяют четыре основных типа прогнозов: поисковые, нормативные, аналитические, прогнозы-предостережения. Поисковые прогнозы составляются для того, чтобы выявить, каким может быть будущее исходя из реальных оценок существующих тенденций. Таким путем составляются прогнозы социально-экономического развития, занятости трудоспособного населения, роста общей численности населения, его миграционной активности и т.д. Нормативные прогнозы ориентируют на достижение в будущем оптимального положения в определенной сфере на основе заданных критериев. Они в большей, чем поисковые прогнозы, степени носят прагматический характер, поскольку сопряжены с конкретным вариантом действий, создающих ситуацию, признанную оптимальной. Здесь учитываются тупиковые направления существующих тенденций развития тех или иных процессов, которые выявляются путем поисковых прогнозов, и разрабатывается целостное системное представление о желаемом положении вещей. Например, с помощью поисковых прогнозов в сфере занятости может быть выявлено, что при существующей тенденции роста количества торговых работников в недалеком будущем ими должно стать все трудоспособное население страны, а при нынешних темпах сокращения численности научных работников примерно через это же время в стране не останется ни одного представителя данной профессии. В русле же нормативных прогнозов должны быть четко определены критические и оптимальные параметры численности тех или иных категорий, допустимые пределы отклонений от оптимальных значений, а также тенденции занятости в других сферах, на основе чего строится своего рода идеальный эквивалент будущего, на который предстоит ориентироваться в практической работе. Аналитическиепрогнозы ориентированы на определение познавательной ценности различных методов и средств познания будущего и разработку адекватного инструментария этого процесса. Они дают возможность более детально проанализировать показатели, относящиеся к исследуемому явлению и к прогнозному фону, а также динамику их взаимодействия. Особенно наглядно необходимость этого проявляется при анализе процессов " самоосуществления" и " саморазрушения" прогнозов, о чем будет сказано ниже. Прогнозы-предостережения составляются с целью воздействия на сознание и поведение людей для предотвращения нежелательного положения вещей в будущем. По гносеологическим параметрам они фактически не отличаются от поисковых прогнозов. В самостоятельный вид их выделяют на основе прагматического критерия. Например, в определенной мере выполнили свою функцию прогнозы-предостережения, связанные с масштабами использования химических препаратов в растениеводстве и различного рода стимуляторов роста в животноводстве. Существенную роль они сыграли также в предотвращении реализации одного из " проектов века" — поворота северных рек евразийского континента. К основным методам прогнозирования относятся экстраполяция, компьютерное моделирование, историческая аналогия, экспертная оценка.Экстраполяция основана на перенесении в будущее тенденций, закономерности которых достаточно хорошо изучены в прошлом и настоящем.Компьютерное моделирование предполагает представление исследуемого объекта в упрощенном виде, удобном для изучения прогнозируемых процессов с учетом возможностей ЭВМ.Историческая аналогия — это метод, базирующийся на учете общности некоторых характеристик различных исторических ситуаций и использовании выявленных ранее закономерностей развития событий для прогнозирования будущих общественных процессов.Экспертная оценка — мнение компетентного специалиста о возможном положении вещей. Каждый из методов имеет свой предел возможностей и недостатки. Так, экстраполяция за пределами двух-трех десятилетий очень часто дает абсурдные значения; модель не всегда достаточно полно воспроизводит набор ключевых параметров исследуемых процессов; историческая аналогия, как правило, является весьма условной, поскольку любая историческая ситуация неповторима; мнение эксперта неизбежно оказывается в большей или меньшей степени субъективным. Поэтому данные и другие методы прогнозирования, общее число которых превышает две сотни, используются комплексно, что позволяет компенсировать их недостатки и делает прогноз более достоверным. В достоверности прогнозов заинтересованы не только его разработчики, но и подавляющее большинство той или иной социальной общности. Однако недостаток исходной информации в практической деятельности людей, направленной на осуществление благоприятных для них прогнозов и предотвращение нежелательного положения вещей, искажает достоверность первоначальных прогнозных предсказаний. Значительное воздействие на ее динамику оказываютпроцессы " самоосуществления" и " саморазрушения" прогнозов. Эти диаметрально противоположные процессыпредставляют собой механизмы действия субъективных факторов в ситуациях, связанных с прогнозированием. В основе первого из них лежит так называемый комплекс Эдипа. Согласно древнегреческому мифу, Эдип — царский сын. В младенческом возрасте он был оставлен отцом (царем Фив) в горах на верную смерть, поскольку оракул предсказал царю кончину от руки сына. Спасенный и взращенный жителями Коринфа Эдип также получил от оракула предсказание — он убьет отца, женится на собственной матери, их дети будут прокляты богами и ненавидимы людьми. Не желая делать зла, Эдип бежал из Коринфа. Дальнейшая его жизнь прошла в Фивах, где сбылось предсказание оракула. Убитый горем, ставший к тому времени царем Фив, Эдип ослепил себя. Подобный литературный сюжет воспроизведен в известном стихотворении А.С. Пушкина " Песнь о вещем Олеге", в котором показана безуспешность попытки бороться с предсказанием. В обоих случаях практические действия людей, направленные на предотвращение неблагоприятного прогноза, приводили к его самоосуществлению. Нецелесообразность их действий обусловлена недостатком достоверной информации, относящейся к прогнозному фону, и соответственно об оптимальном варианте протекания процессов, связанных с объектом прогнозирования. По этим же причинам эффект Эдипа воспроизводится и в настоящее время. Прогностическая информация, будучи не всегда достоверной, а иногда и вовсе ложной, оказывает сильное воздействие на динамику целей, интересов и ориентации людей в практической деятельности и, следовательно, на будущее реальное положение вещей. Особенно наглядно это проявляется на уровне массового сознания. Так, беспочвенные заявления и слухи об ожидающемся банкротстве крупной фирмы вызывают всеобщую панику, массовое " бегство" вкладов из банков и даже определенного масштаба экономический кризис, следствием которого может стать действительный крах данной фирмы. В основе механизма " самоосуществления" прогнозов лежат сложный психический феномен так называемой веры-пророчества и веры-предчувствия и сопряженные с ним способы поведения людей. Этот же механизм срабатывает (только в обратном направлении) в саморазрушающихся прогнозах. Человеческая история дала немало примеров, когда политические лидеры, партии и социальные группы самоуспокаиваются, веря в неизбежное осуществление выдвигаемых ими социально-политических прогнозов, и в итоге терпят поражение. Такая судьба постигла многие социальные прогнозы, основанные на вере в выдающиеся личности, в особую историческую миссию отдельных социальных групп, стран, народов. Основанные на вере-пророчестве практические действия нередко приводили к результатам, прямо противоположным тем, которые ожидались, хотя на первых порах неоправданно оптимистические предсказания как будто оправдывались. В современной прогностике выработаны приемы, противодействующие процессам самоосуществления нежелательных и саморазрушения благоприятных прогнозов. Они базируются на корректировке первоначального прогноза с учетом действия " эффекта Эдипа", реальных ресурсов (наличных и возможных в будущем), а также тенденций развития событий в других сферах. Последнее обстоятельство имеет очень важное значение. В настоящее время прогнозированием на научной основе охвачены практически все сферы общественной жизни. Составляются прогнозы в области природопользования и экологии, демографических процессов и занятости населения, общей стратегии экономического развития, социальные, геополитические, военно-стратегические, научно-технические и др. Это, во-первых, дает возможность более эффективно корректировать прогнозы в отдельных областях, во-вторых, создает более надежную основу для прогнозирования событий в отдаленном будущем, которым занимается особая наука —футурология. Прогнозированием охватывается относительно небольшой временной период — обычно не более 20 лет (оперативные прогнозы составляются на период до 1 месяца, кратковременные — от одного месяца до пяти лет, долгосрочные — на 5—15 лет, дальнесрочные — на период свыше 15 лет). В русле футурологического подхода выделяют непосредственное будущее (ближайшие 20—30 лет), обозримое (около 100 лет) и отдаленное (свыше100 лет). Долгосрочным прогнозированием и футурологическими исследованиями занимается ряд национальных и международных научных организаций: Римский клуб. Комиссия 2000-го года Американской Академии искусств и наук, Гудзоновский институт, общество " Фютюрибль" и др. Результаты их работы показывают, что у человечества есть необходимые природные и интеллектуальные ресурсы для прогрессивного развития и в отдаленном будущем. Но их реализация потребует новой программы человеческой деятельности. Прежняя программа была основана на технократическом отношении человека к природе. В содержании этого подхода неоправданной оказалась вторая часть, акцентирующая кратический (силовой) вариант взаимодействия человека с природой посредством техники. Новая программа — техноаксиологическая — будет по-прежнему основана на использовании техники как посредника между человеком и природой, а также между людьми. Принципиально новым в ней будет " несиловой", а ценностный (аксиологический) характер, требующий бережного отношения к природе, человеку и к самой технике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Философия как специфический способ духовного освоения реальности за свою более чем 25-вековую историю прошла эволюцию, какой не знала ни одна из форм общественного сознания. При этом она не только сохранила свой изначальный приоритет в интегративно-духовном способе диалога человека с миром, но и продолжает наполнять его новыми аспектами и смыслами, воспроизводящими эволюцию природной, социальной и духовной реальности. Философы не всегда правильно ориентировались в событиях, происходящих в науке, искусстве, религии и в других сферах духовной деятельности. Однако это не обесценило самой философии и философского способа постижения реальности, ориентированного на отыскание в ней человеческих смыслов. В рамках философского осмысления мира накоплено много оригинальных представлений о предметах, явлениях и процессах реальности, методах и формах их духовного воспроизведения. Очень часто они значительно опережали свое время и в разных вариантах воспроизводились в науке, правовом и политическом сознании.Сохранит ли и в будущем философия свое значение как источник духовных новаций? Вопрос не риторический. На него наводят тревожные события, связанные с новой волной оккультизма, астрологических верований и мистицизма в массовом сознании, уверенная поступь массовой культуры и религиозного фундаментализма.Будет ли востребован обществом ее интеллектуальный потенциал? На эти вопросы можно ответить утвердительно при условии, что философия как и прежде будет способной своевременно откликаться на актуальные общественные проблемы. Но чтобы она оставалась такой, об этом должны заботиться не только представители философии, но и общество, в котором они существуют.
СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК Абсолютный — характеристика вечного, бесконечного, безусловного, совершенного и неизменного субъекта, который " самодостаточен", не зависит ни от чего другого, содержит в себе все существующее и творит его. В религиозной философии — Бог, в других течениях — абсолютное " Я", абсолютный дух (мировой разум), воля, интуиция. В более широком смысле абсолютный означает безусловный. Абстрактный (идеальный)конструкт — центральный структурирующий элемент системы знания, представляющий собой совокупность идеальных элементов и их связей, репрезентирующих реальные элементы и связи исследуемого объекта. Авторитаризм — общественно-политический строй, власть в котором монопольно осуществляется одним лицом. Агностицизм — философское учение, частично или полностью отрицающее познаваемость мира. Адекватность — соответствие, соразмерность, верность, точность. В теории познания этот термин служит для обозначения верного воспроизведения в представлениях, понятиях, суждениях и в других формах знания объективных связей и отношений действительности. Аксиология — философское учение о природе ценностей, их связях между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности. Аксиома — исходное положение научной теории, которое используется в качестве истинного без логического доказательства и лежит в основе доказательства других положений этой теории. Алгоритм — правило (программа), предписывающее конечное, счетное, упорядоченное и эффективное множество действий (операций) по переходу от определенного исходного состояния какой-либо системы к конечному как в определенном смысле завершенному (например, от исходных условий задачи к ее решению). Амбивалентность — двойственность, характеристика чувств, переживаний, содержащих одновременно два противоположных отношения к вызвавшему их объекту — любви и ненависти, симпатии и антипатии. Антикумулятивизм — модель развития научного знания, отрицающая его непрерывность и преемственность. Антиномия — сочетание обоюдно противоречащих высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое доказательство. Антропоцентризм — воззрение, согласно которому человек находится в центре мира и является его высшей целью. Антропоморфизм — уподобление человеку, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, живых организмов, мифических существ. Апория — трудноразрешаемая проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом. Априорный — предшествующий; характеристика фрагмента знания, предшествующего опыту и независимому от него. Аргумент — суждение или совокупность взаимосвязанных суждений, приводимых в доказательство истинности какого-либо другого суждения, закона, теории. Аргументация — 1) приведение логических доводов для обоснования какого-либо положения; 2) приведение логических доводов для обоснования какого-либо положения (суждения) путем вывода из истинности аргументов (суждений, истинность которых доказана ранее: аксиом, определений и высказываний о фактах); 3) совокупность доводов в пользу чего-либо. В аргументации может быть использовано произвольное, но конечное число аргументов. Способ связи аргументов между собой, а также с тезисом (аргументируемым положением) называется демонстрацией, формой доказательства или формой аргументации. Атрибут — необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта. Артефакт — искусственно созданный человеком объект (явление, процесс). Аутентичный — подлинный, достоверный, соответствующий собственной природе. Бифуркация — разделение чего-либо на две ветви, которые в дальнейшем не сливаются. Вера — эмоционально-личностный способ отношения человека к миру, при котором знание о нем принимается без индивидуальной проверки и независимо от его обоснованности. Верификация — процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирического подтверждения. Вероятностно-статистические методы — методы научного познания, основанные на представлении исследуемого объекта в виде целостной, с большим количеством элементов и степеней свободы статистически равновесной системы, параметры которой определяются не стабильными величинами, а некоторыми вероятностями. Ситуации, где находят применение вероятностно-статистические методы, можно разбить на три группы: 1) анализ объективно существующих случайных явлений (процессов); 2) задачи, связанные с применением решений при дефиците информации; 3) статистическое описание нестатистических объектов и неслучайных явлений (процессов). В первом случае их использование определяется природой объекта, во втором — отношениями субъекта и объекта, в третьем проявляется " излишек" самого метода, оправданный тем, что он обеспечивает наиболее полную характеристику исследуемых явлений (рядом с их усредненными, наиболее вероятными свойствами, позволяет количественно оценить ожидаемый разброс значений). Вещь — отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Взаимодействие — философская категория, выражающая всеобщую форму взаимосвязи объектов, состоящую в их взаимообусловленном изменении. Взаимосвязь — философская категория, выражающая отношение, при котором наличие, отсутствие или изменение одних объектов является условием наличия, отсутствия или изменения других объектов, и наоборот, изменения во второй группе объектов и само их наличие или отсутствие являются условием изменений в первой группе. Виртуальный — способный быть, существовать. Витализм — учение о качественном отличии живой природы от неживой, о принципиальной невозможности сведения жизненных процессов к силам и законам неорганической природы, о наличии в живых системах особой " жизненной силы", " жизненной энергии", " жизненного порыва", " доминанты" и др. Выделяют философский витализм и естественнонаучный. Последний противостоит механицизму, согласно которому все жизненные процессы можно без остатка разложить на силы и факторы неживой природы. Собственные принципы витализма: целесообразность, нерасчлененность и " немашинальность" развития и поведения живых систем. Власть — отношение между людьми, в котором одно лицо или группа лиц реализует свою волю. Возможность — философская категория, обозначающая совокупность предметов, явлений, процессов, которые еще не стали наличным бытием, но предпосылки их возникновения уже имеются в действительности. Воля — способность человека к сознательным усилиям, необходимым для достижения цели. Волюнтаризм — философское направление, в котором воля рассматривается в качестве первоосновы всего сущего. В более узком смысле — это характеристика социально-политической практики, не считающейся с общественно-историческими законами и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями осуществляющих ее лиц. Вопрос — поисковая форма научного знания, фиксирующая его неполноту и содержащая установку (команду) на дополнение знания о предмете мысли в определенном аспекте. Гедонизм — философско-этическое учение, согласно которому смысл человеческого существования состоит в удовольствии и наслаждении. Генезис — философская категория, выражающая возникновение, происхождение и становление развивающихся объектов. Генетический метод — метод научного познания, посредством которого исследуются возникновение и становление развивающихся объектов. Предполагает анализ некоторого исходного состояния объекта или явления и выведение из него последующих состояний. Прообразами генетического метода были попытки осмысления происхождения мира, отдельных объектов и явлений в мифологии и древней философии. Непосредственно в науке генетический метод складывается в конце XVIII — начале XIX вв. С конца XIX в. началось его противопоставление структурно-функциональному подходу. В современной науке осмыслена необходимость соединения генетического (диахронного) и структурно-фунционального (синхронного) исследования объектов. В рамках последнего делаются попытки модификации структурно-функционального подхода с тем, чтобы сделать возможным изучение генезиса и развития структур. Герменевтика — искусство толкования текстов, перевода, объяснения и понимания, философское учение о понимании, являющемся целью и средством человеческого бытия. Гилозоизм — учение о всеобщей одушевленности сущего. Гипостазирование — приписывание отвлеченным понятиям самостоятельного существования. Гипотеза — научное предположение или допущение, вероятность которого обоснована фактическими данными, с учетом уже известных закономерностей, присущих объекту. Гносеология — раздел философии, в котором изучаются природа познания, его всеобщие предпосылки, пути и возможности, отношение знания к реальности и условия его истинности. Гуманизм — тип философского мировоззрения, согласно которому высшей ценностью является человек. Дедуктивизм — модель процесса научного исследования, согласно которой ведущее значение в нем имеют гипотетические обобщения, на основе которых методом дедукции выводятся следствия, сопоставляемые с эмпирическими данными. Действительность — философская категория, выражающая объективную реальность как актуально наличное бытие, реализующее определенные возможности. Детерминизм — философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Дискретность — прерывность: противопоставляется непрерывности (континуальности). Дискурс — процесс получения знания путем логического рассуждения. Дихотомическое деление — деление объема понятия (класса, множества) на два соподчиненных класса без остатка. Достоверность — характеристика знаний как обоснованных, доказанных, истинных. В экспериментальном естествознании достоверными знаниями считаются те, которые получили эмпирическое подтверждение в ходе наблюдений и экспериментов. Логический критерий достоверности знаний связан с правильностью обработки эмпирических данных и логических операций с совокупностью знаний, достоверность которых была установлена ранее. Наиболее полным и глубоким критерием достоверности знаний является общественно-историческая практика. Достоверные знания (например, достоверное суждение) следует отличать от вероятностных знаний, соответствие которых действительности утверждается только в качестве их возможной характеристики (в случае введения количественных критериев определяется степень такой возможности). Закон — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Знак — материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний). Знание — проверенный общественно-исторической практикой и логикой результат познания, выраженный в виде представлений, понятий, законов, теорий и в других знаковых формах. Идеализированный объект — то же, что и абстрактный (идеальный) конструкт. Идентификация — установление тождества объектов на основе определенных признаков. Измерение — определение отношения одной (измеряемой) величины к другой, принятой за постоянную (к единице измерения). Имманентный — внутренне присущий; то, что всегда остается внутри границ возможного опыта. Инвариантность — свойство некоторых существенных для системы соотношений не меняться при ее определенных преобразованиях. Индетерминизм — философское учение и методологическая позиция, которые отрицают либо объективность причинной связи, либо познавательную ценность причинного объяснения в науке. Интернализм — историко-научное течение, согласно которому развитие науки представляет собой историю научных идей, управляемую внутренне присущими ей (науке) закономерностями. Индуктивизм — модель процесса научного исследования, согласно которой ведущее значение в нем имеют эмпирические опытные данные, на основе которых методом индукции делаются теоретические обобщения. Интенциональность —направленность сознания кой-либо предмет. Интерпретация — в широком смысле предписывание определенных значений исследуемому объекту или процессу; в специальном — экстраполяция исходных положений какой-либо формальной системы на какую-либо содержательную систему, исходные положения которой определяются независимо от формальной системы. Интуиция — процесс внезапного отчетливого, достаточно полного постижения искомого результата при неосознанности и неподконтрольности ведущих к нему путей. Истина — адекватное воспроизведение реальности в форме знаний. Исчисление — основанный на четко сформулированных правилах формальный аппарат оперирования со знаниями определенного вида, дающий исчерпывающее точное описание некоторого класса задач, а для некоторых подклассов этого класса — и алгоритм решения. Иррационализм — тип философского мировоззрения, согласно которому разум не играет существенной роли в познании и поведении человека. Категория — форма осмысления всеобщих способов отношения человека к миру, отражения наиболее общих свойств и отношений бытия, фрагментации и синтеза реальности. Конвенционализм — познавательный принцип, согласно которому истинность (достоверность) научного знания определяется соглашениями (конвенциями) ученых, обусловленными соображениями целесообразности, экономии, простоты и др. Коммуникация — социальное взаимодействие людей, представляющее собой процесс обмена информацией с целью поддержания межиндивидуальной связи. Конвергенция — возникновение сходных или одинаковых явлений и тенденций развития в системах, сформировавшихся на различной основе независимо друг от друга. Контекст — законченный фрагмент текста или устной речи, обеспечивающий понимание его содержания и определение смысла входящих в него слов и фраз. В более широком смысле — окружение, с которым предмет мысли соединен тесной связью. Концепция — определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса; основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освоения, ведущий замысел, конструктивный принцип. Космос — в древнегреческой философии мир как структурно организованное целое, противоположное хаосу. Креативность — способность к творчеству, созданию нового. Кумулятивизм — модель развития научного знания, в соответствии с которой оно представляет собой непрерывный процесс накопления нового знания на основе имеющегося, а в старом знании имеют ценность только те элементы, которые соответствуют современным теориям — более точным и адекватным по сравнению с предшествующими. Менталитет — совокупность осознаваемых и неосознаваемых, рациональных и внерациональных представлений индивидуального человека и общности людей о мире и своем месте в нем, определяющая особенности их мышления в исторически конкретный период, своего рода " общий фон" индивидуальных и групповых мыслительных стереотипов. Метатеория — теория, анализирующая структуру, методы и свойства какой-либо другой теории — так называемой предметной или объектной теории. Метаязык — язык, средствами которого описываются и исследуются свойства некоторого другого языка — так называемого объектного языка. Методология — форма рефлексивного осмысления предпосылок, средств и методов рационализации и оптимизации деятельности (философия методов познания и преобразования реальности); в более узком смысле — учение о методах познания, структуре и динамике научного знания. Мышление — высшая форма активного отражения реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом созидании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Наука — сфера человеческой деятельности, направленной на производство и теоретическую систематизацию объективных знаний о реальности. Научное исследование — один из видов познавательной деятельности, представляющий собой процесс выработки новых научных знаний. Научно-исследовательская программа — совокупность идей и принципов науки, состоящая из жесткого ядра постулатов, защитного пояса гипотез и эвристики, которые определяют долгосрочное направление исследований и теоретические критерии истинности их результатов. Научный метод — система предписаний (правил, норм, принципов), регламентирующих познавательные действия (операции, процедуры) исследователя. Непротиворечивость — свойство системы предложений какой-либо теории (или системы формул некоторого исчисления), заключающееся в том, что из этих предложений (формул) с помощью логических средств данной теории (соответственно правил вывода данного исчисления) нельзя вывести противоречие, т.е. пару предложений, каждое из которых является отрицанием другого. Обоснование — мысленная процедура, направленная на принятие определенной системы знаний, оценок, норм, способов деятельности путем установления их связи с другими духовными образованиями (более широкой системой знаний, оценок, норм, представлением об успешном способе действия, фактами, которые признаются бесспорными, и др.). Объект — то в объективной реальности, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта, что противостоит ему как непонятное, в форме, непригодной для непосредственного использования. Объективизм — мировоззренческая позиция, в основе которой лежит ориентация познавательной деятельности на " нейтральность", на воздержание от суждений о ее ценностях и целях, от анализа мировоззренческих и моральных проблем науки. Объективное — то, что принадлежит самому объекту, существует как независимое от действующего субъекта и его сознания. Термин " объективное" имеет несколько содержательных аспектов. Онтологический аспект включает представление об объективном как существующем вне и независимо от человека и человечества (например, о размерах и конфигурациях вещей). Гносеологический аспект связан с представлением об объективном как свойстве знаний, независимости их содержания от человека и человечества, убежденностью в том, что они отражают исследуемый объект " в своих собственных характеристиках". Объективация — превращение материального или духовного явления в объект путем фиксации или создания репрезентирующей модели. Объективная реальность — совокупность независимых от человеческого сознания объектов, связей, отношений, взаимодействий, процессов, объединенных в неживые, живые и социально организованные системы. Объяснение — раскрытие сущности изучаемого объекта через установление закона или системы законов, которым подчиняется данный объект, либо путем установления тех отношений и связей объекта, которые определяют его существенные характеристики. Определение — логическая операция, раскрывающая содержание понятия, в результате чего достигается возможность формулировать критерии отличия изучаемого объекта среди других объектов, а также возможность формировать или уточнять значения терминов (слов и словосочетаний). В отличие от некоторых иных логических средств (например, правил вывода) определения формулируются в процессе научного исследования в явном виде и составляют важнейшую часть научных теорий, их фрагментов, вообще любых относительно законченных рассуждений. Отражая объекты в их существенных признаках, определения сокращают сложные описания и заменяют их более простыми. Отношение — философская категория, выражающая способ бытия предметов как взаимообусловленных и взаимосвязанных. Отражение — всеобщее свойство материи, состоящее в воспроизведении отражающей системой свойств и отношений отражаемого объекта. Отчуждение — превращение продуктов человеческой деятельности, а также свойств и способностей человека в нечто независимое от людей и господствующее над ними. Панлогизм — философское учение, согласно которому все в мире является осуществлением разума, подчинено его логическим законам. Пантеизм — философское учение, отождествляющее Бога и мир. Парадигма — способ постановки и решения научных проблем; в широком смысле — совокупность идей, ценностей и технических средств, принятых научным сообществом и обеспечивающих существование и поддержание познавательной традиции. Парадокс — противоречие, сторонами которого являются два взаимоисключающих в равной степени доказуемых суждения. Познание — человеческая творческая активность, направленная на адекватное восприятие реальности в форме знаний. Политика — вид рисковой коллективной деятельности в области властных отношений, участники которой пытаются изменить свой статус в обществе и перераспределить сферы влияния в контексте исторически сложившихся взаимоотношений человеческих общностей. Полнота — в логике и дедуктивных науках это свойство аксиоматической теории, характеризующее достаточность для каких-либо определенных целей ее выразительных и дедуктивных средств. Понимание — в широком значении перевод общезначимых смыслов в личностные; как феномен познавательного процесса понимание необходимо связывает |
Последнее изменение этой страницы: 2017-03-15; Просмотров: 1768; Нарушение авторского права страницы