Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Часть первая. Место, которое занимает молитва в системе обрядов Ислама



Цель поклонения – обретение богобоязненности

Важность места определяется важностью молитвы

Молитва и получение удела

Раздел 1. Особенности молитвы

Совершение молитвы является обязательным для мусульманина при любых условиях

Со словом «молитва» используется глагол «выстаивать»

Молитва – первое, относительно чего спросят раба в Судный день

Раздел 2. Ориентиры молитвы и ее символы

Слова азана

Азан – особенность мусульманской общины

Воздействие азана на сатану

Духовное влияние азана на мусульман и немусульман

Азан проникает в чертоги сатаны

Мечеть как один из символов молитвы, связанных с местом ее совершения

Функции мечети

Место воспитания мужчин

Что говорится о «домах Аллаха» в Коране

Достоинство ходьбы в мечеть и ее оживления

Коллективная молитва

Благодаря пятничной молитве александрийский иудей принимает Ислам

Австрийский иудей принимает Ислам благодаря владельцу ослов аль-Хаджи

Блага и пользы коллективной молитвы

Истинная молитва – лекарство от тревог и депрессии

Часть вторая. Источник возникновения наущений

Напасть, избавиться от которой удается далеко не каждому

Как избежать наущений сатаны

Степени наущения

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побуждает и поощряет

Значение слова аль-васвас (наущение) в арабском языке

Смысл исти‘азы

Раздел 1. Смысл сур «Очищение (веры)», «Рассвет» и «Люди»

Различия между сурами «Рассвет» и «Люди»

Источники наущений

Воздействие ангела и сатаны на человека

Утверждение и ослабление

Душа между вдохновением ангела и наущением сатаны

Опасность мечтаний

Положительные мечты

Степени мыслей

Раздел 2. Эффективное лечение и исцеляющее лекарство

Правила, следование которым поможет избавиться от наущений сатаны

Правило первое: игнорирование наущения

Типы мыслей и различия между ними

Разница между наущением души и наущением сатаны

Правило второе: прибегать к защите Аллаха

Правило третье: приложение усердия

Правило четвертое: оставление сатаны не у дел

Правило пятое: познание уловок сатаны

Правило шестое: превентивные меры, которые помогут уберечься от наущений сатаны

Правило седьмое: очищение сердца от лицемерия и избавление души от злобы

Правило восьмое: волк пожирает ту овцу, которая отобьется от стада

Правила девятое и десятое: поминание Аллаха и вооружение взыванием к Нему

Десять советов Ибн аль-Кайима по избавлению от наваждений

Замечание

Советы в деле избавления от наущений

Часть третья. Смиренность – дух молитвы

Основное лексическое значение слова аль-хушу‘(смиренность)

Терминологическое значение слова аль-хушу‘

Итоговое значение понятия аль-хушу‘

Смиренность одобряемая и смиренность порицаемая

Различие между смиренностью вследствие веры и смиренностью вследствие лицемерия

Основа смиренности, возникающей в груди

Качества, способствующие возникновению смиренности

О знании и просвещенности

Различие между знанием и познанием

Столпы смиренности

Столп первый: память о наблюдении со стороны Аллаха (аль-муракаба)

Степени наблюдения

Столп второй: почитание Аллаха

Способы возвеличивания Аллаха

Почитание Пречистого Аллаха предполагает почитание Его повелений и запретов

Признаки почитания повелений Всевышнего

Значение и сущность понятия «страх»

Другой метод достижения почитания Аллаха

Столп третий: любовь к Аллаху

Основное лексическое и терминологическое значения слова аль-махабба(любовь)

Язык не может дать полного описания понятию «любовь»

Еретические секты отрицают возможность «любви»

Опровержение утверждения еретиков Ибн Таймийей

Две беды: искажение и неверное толкование

Заслуживает любви лишь один Аллах

Факторы, способствующие достижению любви Аллаха

Признаки любви к Всевышнему

Столп четвертый: покорность и сломленность перед Аллахом, Единственным и Могущественным

Проявления и следствия смиренности

Покорность (аль-ихбат)

Покой

Обращение к Аллаху с мольбами и Его умилостивление

Дрожь

Смягчение сердца и плач

Лишенные дара смиренности

Гордецы

Жестокосердые

Отчаявшиеся, небрегущие и торопливые

Смиренность между утверждением и ослаблением

Факторы, ослабляющие смиренность и препятствующие ее возникновению

Факторы, связанные с местом совершения молитвы

Факторы, связанные с потребностями тела

Факторы, связанные с позами в молитве

Факторы, утверждающие и вызывающие смиренность

Представление того, что в молитве раб Божий предстает перед Аллахом, и память о смерти

Концентрация сознания, размышление над смыслами аятов Корана и молитвословий

Способ развития способности концентрировать сознание

Первое: почитание Говорящего и Его речи

Второе: избегание факторов, исключающих понимание

Третье: участие сердца, осмысление и стремление понять Коран

Четвертое: обособление

Пятое: впечатление

Роль дополнительной ночной молитвы в утверждении смиренности

Роль имама в утверждении смиренности

Смиренность в Коране и ее положение в шариате

Часть четвертая. Молитва, служащая усладой очей

Молитва истинная и традиционная

Явления молитвы, служащей усладой очей

Явление первое: искренность

Явление второе: честность

Различие между честностью и искренностью

Явление третье: следование и подражание

Явление четвертое: благочестие

Явление пятое: благодарность одному лишь Аллаху

Явление шестое: видение собственных недостатков

Размышление над смыслом молитвы, ее содержание и составляющие элементы

Польза, извлеченная из аята об омовении

Одежда

Движения и позы молитвы

Являются ли позы и движения молитвы гимнастикой для тела

Направление в сторону киблы

Стояние

Такбирату аль-ихрам

Предваряющие молитвословия

Исти‘аза и чтение суры «Открывающая Книгу»

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху, Господу миров

Милостивому, Милосердному

Властелину Дня воздаяния

Тебе Одному мы поклоняемся и Тебя Одного молим о помощи

Веди нас прямым путем

Путем тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев, и не заблудших

Поясной поклон – почитание Всеблагого и Всевышнего Господа

Выпрямление после поясного поклона

Падение ниц

Сидение для ташаххуда

Молитвословия после приветствия

Приветствие

Обнови свою молитву

В обществе смиренных

Имам смиренных демонстрирует пример своей общине

Величина испытаний пропорциональна твердости убеждения

Наставление и упрек

После борения душа привыкает к послушанию и ощущает его сладость

Ночь Повелителя правоверных

Упорство в состязании

Тонкое извлечение и глубокая любовь

Заключение

Таблица деяний молитвы – услады очей

 


Введение

 

Поистине, вся хвала принадлежит Аллаху. Мы восхваляем Его, обращаемся к Нему за помощью и молим Его о прощении. Мы прибегаем к Аллаху от зла наших душ и скверны наших дел. Того, кого Аллах наставил, никто не введет в заблуждение, а того, кого Он сбил, никто не поведет по прямому пути. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, Один Он, нет у Него сотоварища. Ему известно о том, что совершает всякая душа, «Он знает о предательском взгляде и том, что скрывают груди» [1]. Пречист Он, и Он – Всевышний. Он – Аллах, Единый, Самодостаточный. «Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему» [2]. Он – Живой, не умирает, поддерживает жизнь, не спит, и не подобает Ему спать, Он возвышает и понижает по справедливости. Возносятся к Нему деяния ночи до наступления дня и деяния дня до наступления ночи. Его завеса – свет. Если бы Он удалил ее, то слава Его лика испепелила бы настолько, насколько простерся бы Его взор в сторону Его творений. Перед Его величием смиренны лица и благоговеют сердца, перед Его могуществом покоряются души. Он, Пречистый и Всевышний, вершит делами Своих созданий. Он дал познать Себя Своим рабам посредством Своих имен и атрибутов, заставил полюбить Себя посредством наделения благами и Своих благодеяний. Среди них есть такие, в которых Его познание породило любовь, надежду, тоску и смирение. Есть и такие, в которых Его познание породило почитание и страх.

Свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник, избранный из Его творений, Его любимец, глава смиренных, господин первых и последних. Его слух, зрение, кости и плоть были смиренны перед Аллахом, Господом миров. Он обучил свою общину тому, как быть смиренными перед Аллахом. Его сподвижники проводили большую часть своих ночей в совершении поясных поклонов и падая ниц, за что удостоились почестей от своего Господа.

«Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв…»1 Аллах увековечил память о них среди первых и последних: «Мухаммад – Посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате. В Инджиле же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду»2.

Возросло число жалоб относительно того, что мусульмане в своих молитвах в недостаточной степени оказываются устремленными к своему Господу, а в их сердцах и душах утвердились наущения и это явление приобрело повсеместный характер, равно как и эта смута всецело охватила мусульманскую общину. Долгом мусульманских ученых является заняться решением данной проблемы, которая повсеместно распространилась в нашем сегодняшнем мире, поразила как ученых, так и обывателей, как праведников, так и ослушников, как взрослых, так и детей. Особенно если принять во внимание тот факт, что первым, чего лишится община, станет смиренность. Хузейфа ибн аль-Йаман (да будет доволен им Аллах) сказал: «Первым, чего вы лишитесь в своей религии, станет смиренность, а последним – молитва. Возможно, в человеке, совершающем молитву, не будет добра. Недалек тот час, когда, войдя в соборную мечеть, вы не увидите в ней человека смиренного». Но ужасней этого и горестней слова ‘Умара (да будет доволен им Аллах): «Настанет время, когда человек в Исламе доживет до седых волос и при этом не будет совершать молитву надлежащим образом».

Относительно необходимости наличия смиренности в молитве получили упрек еще первые мусульмане – сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Разве не пришло время для того, чтобы сердца верующих смирились при упоминании Аллаха и того, что ниспослано из истины…»1.

Ибн Мас‘уд (да будет доволен им Аллах) сказал: «С того времени, как мы приняли Ислам, до того, как нас упрекнул Аллах, прошло всего четыре года»2. Что же тогда остается говорить о поколении, что живет, будучи отчужденным в своем мире, и нашем времени, в котором общины собрались воедино против нас, подобно тому как участники трапезы собираются вокруг блюда, как об этом предрекал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Наши ориентиры размыты, нас окружили смуты подобно темной мгле. Того, кто говорит правду, обвиняют во лжи, лжеца принимают за говорящего истину, доверяют вероломному, верного обвиняют в вероломстве, право говорить предоставлено презренным.

Время, в которое возвысилась степень презренного,

А благородный страдает от своего же благородства,

Подобно морю, жемчуг которого лежит на дне,

А мертвечина всплывает на поверхность.

Для искоренения подобного рода порчи – на уровне как отдельных людей, так и общества в целом – требуются ученые-педагоги. Вернее, такие ученые, которые оказались бы способны исправить то, что испортили люди в своей религии и мирской жизни. Осуществление подобного рода благородных целей требует разработки задач с учетом их первостепенности, а также соблюдения метода непрерывной последовательности. Одной из приоритетных задач является разрешение проблемы, связанной с той петлей Ислама, которая ослабеет первой. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Петли Ислама ослабеют одна за другой. Первая из них – правление1, последняя – молитва»2.

Если бы людям, посвятившим свои жизни делу служения религии Всемогущего и Великого Аллаха, несколько десятков лет назад было известно о том, что данное пророчество вскоре сбудется и мусульмане станут пренебрегать совершением молитвы, то они сделали бы все, что в их силах, для того, чтобы избежать тех трудностей, с которыми многие из них сегодня столкнулись. Это потому, что тем, кого Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) назвал «странными, которые будут улучшать то, что испортили люди», прежде всего приходится начинать с улучшения аспекта, касающегося вопроса единобожия и молитвы. Ибо смиренность – это дух молитвы. Молитва, лишенная смиренности, подобна телу без духа.

Необходимо обратить внимание и на то, что тема смиренности в молитве, к сожалению, не получила исчерпывающего освещения в книгах, посвященных мусульманского праву, и в сводах высказываний Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В них главным образом во всех подробностях излагаются вопросы, касающиеся того, как правильно совершать молитву. Книги, посвященные мусульманскому праву, как правило, предваряются разделами, посвященными ритуальному очищению, которое является своего рода приготовлением к молитве – величайшему обряду Ислама. То обстоятельство, что вопросу смиренности в молитве уделяется относительно небольшое внимание, можно объяснить тем, что смиренность рассматривается в качестве одного из «плодов» веры в целом. А степень смиренности раба находится в прямой зависимости от величины его веры. Если в книгах по мусульманскому праву и хадисам и встречаются отдельные разделы, посвященные теме смиренности в молитве, то в весьма ограниченном объеме. То же можно сказать и в отношении трудов, написанных учеными как в древности, так и в последнее время. За редким исключением, которое далеко не удовлетворяет потребности в исламской литературе по данной проблеме. В связи с этим мы приложили все имеющиеся у нас скромные возможности для того, чтобы собрать воедино информацию, которая подобно жемчугу разбросана в книгах древних ученых из числа педагогов и целителей душ, касающуюся вопроса смиренности в молитве. Предметом нашего особого внимания стали сочинения шейха Ислама Ибн Таймийи и его известного ученика Ибн аль-Кайима (да смилуется над ними Аллах). Нашу книгу мы назвали «Как достичь смиренности в молитве и избавиться от наущений? » – в виде вопроса, поскольку данная тема, на наш взгляд, является одной из актуальных проблем современности. Книга разделена на части; каждая часть состоит из разделов. Первая часть посвящена особенностям молитвы, ее отличительным сторонам и положению среди других видов поклонения. Молитва – это воплощение вершины духовного аспекта Ислама. Она то, в чем больше всего нуждаются мусульмане в настоящее время. Им приходится сталкиваться с духовным вакуумом, который сегодня переживает человечество, ставшее жертвой господства материальных ценностей. Молитве принадлежит огромная роль в деле питания мусульманина духовной силой, благодаря которой он мог бы противостоять искушениям. Мусульмане в своей истории никогда еще не подвергались таким смутам, каким они подвергаются сегодня. Лучшим средством, которым может вооружиться мусульманин с тем, чтобы противостоять этим смутам и искушениям, является молитва, исполненная смирения. На эту истину указывается в трех местах Корана.

Первое. В самых первых ниспосланных аятах Корана сказано: «Видел ли ты того, кто мешает рабу, когда тот молится? » [3] Преисполненная смирения и благоговения молитва Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) своему Господу, которую он совершал возле Каабы, приводила в дрожь поджилки предводителей неверия по причине страха и трепета, который она на них наводила. И даже несмотря на то, что тогда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) молился в одиночестве, он заставлял содрогаться седалища курайшитских деспотов, которые всевозможными грубыми способами препятствовали ему совершать молитву. И тогда пришло указание Всемогущего и Великого Аллаха: «Но нет! Не повинуйся ему, а пади ниц и приближайся к Аллаху» [4]. Ибо, когда раб падает ниц и приближается к Аллаху, это спасает его от козней и хитростей недругов, более того – позволяет ему в конечном итоге восторжествовать над ними.

Второе. В словах Всевышнего в суре «Аль-Хиджр» говорится: «Мы знаем, что твоя грудь сжимается от того, что они говорят» [5]. Другими словами, из-за высказываемых ими лжи, вздора и насмешек. Они называли Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) колдуном, поэтом, жрецом, лжецом, одержимым и т. п. И как следовало в таком случае поступать? «Так восславь же Господа твоего хвалой и будь в числе тех, кто падает ниц. Поклоняйся Господу твоему, пока убежденность (смерть) не явится к тебе» [6].

Третье. В связи с попыткой неверных отдалить Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) от Книги его Господа и принудить его покинуть место своего проживания сообщается: « Они чуть было не отклонили тебя от того, что Мы дали тебе в откровении, дабы ты выдумал про Нас нечто другое. Вот тогда ты стал бы их возлюбленным. Мы поддержали тебя, когда ты готов был уже немного склониться на их сторону. Тогда ты вкусил бы наказание вдвойне в этой жизни и вдвойне после смерти. И тогда никто не стал бы помогать тебе против Нас! Они чуть было не изгнали тебя с этой земли под страхом. Но после твоего изгнания они оставались бы там лишь недолго»41.

Затем Всевышний поведал Своему Пророку о средствах, с помощью которых он мог бы избавиться от этих притеснений и козней: «Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов. Быть может, Господь твой возведет тебя на Достохвальное место»12.

Когда Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) одолевала какая-нибудь трудность, он прибегал к молитве.

Вторая часть, «Наущения и способы избавления от них», была составлена исходя из того, что наущения являются основой напасти, которая препятствует рабу совершать молитву в смирении. Мы расположили эту часть перед частью, посвященной смирению, в соответствии с принципом «Избавление от вреда имеет приоритет над достижением блага», а также исходя из правила «Избавление важнее украшения». Сердцу, которое наполняют наущения, трудно обрести смиренность. Равно как и сердце, исполненное смиренности, невыносимо для сатаны. Избавление сердца от наущений – трудная и утомительная задача. Раб должен обращаться за помощью к Всемогущему и Великому Аллаху и просить Его о защите от проклятого сатаны. В данной части мы коснулись вопроса смысла «искушения», его источников и эффективного средства избавления от них. В конце части приводятся десять полезных правил по избавлению от наущений сатаны. Там же в подробностях излагается то, какую опасность представляет Искуситель не только для молитвы раба, но также и для его религии в целом. Ведь именно Искуситель стал причиной изгнания Адама из Рая. Всемогущий и Великий Аллах предостерег нас от него: « О сыны Адама! Не позволяйте сатане совратить вас подобно тому, как он вывел из Рая ваших родителей»21.

Наущения в молитве – явление неизбежное. Абсолютное от них избавление не представляется возможным. Полностью их отстранить от себя удается лишь тем, кто удостоился поддержки со стороны Аллаха. На человека не возложено отстранять от себя практически все посторонние мысли и ни в кой мере не позволять им проникать в сердце. Но при их возникновении он должен прилагать усилия для того, чтобы изгнать их и избавиться от них. А за те наущения, которые возникнут после этого, человеку не будет упрека с соизволения Всемогущего и Великого Аллаха. Абу Сулейман ал-Дарани (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Когда ты встаешь на молитву, то помни, перед Кем ты стоишь. И стремись изгнать все посторонние порочные мысли. После завершения молитвы проси у Всемогущего и Великого Аллаха прощения. Ибо Он принимает первое (такбир12 в начале молитвы) и последнее (приветствие в конце молитвы) соглашения и прощает то, что (имело место из невнимательности и ошибок) между ними». Но люди с высокими устремлениями не допускают того, чтобы их мысли были о чем-то ином, не связанном с молитвой. Один из них сказал: «Быть растерзанным копьями для меня предпочтительней, чем допустить мирские мысли в моей молитве». У имама Малика (да смилуется над ним Аллах) со слов ‘Абдуллаха ибн Абу Бакра приводится рассказ о том, что однажды один из ансаров в период плодоношения совершал молитву в своем саду, расположенном в местности Аль-Куф23. Со всех сторон его окружали пальмы со свесившимися плодами. Он с восхищением посмотрел на них, а когда вновь вернулся с мыслями к молитве, не смог вспомнить, какую ее часть он уже совершил. Тогда он сказал: «Это мое имущество стало моим искушением». Затем он пришел в ‘Усману ибн ‘Аффану, который тогда был халифом, и рассказал ему о случившемся. Он сказал: «Пусть мой сад будет милостыней. Направь его на благое дело». И ‘Усман продал его за пятьдесят тысяч динаров. Впоследствии этот сад стал известен как «Сад пятидесяти».

В третьей части, «Смиренность – дух молитвы», излагается смысл понятия «смиренность», говорится о ее столпах, проявлениях, факторах, способствующих и препятствующих ее возникновению, о важности смиренности, о ее ценности в общем и применительно к молитве в частности. Ибо наличие смиренности необходимо при совершении любого поклонения, а не только молитвы. Но в последней ее присутствие требуется как ни в каком другом виде поклонения. Это потому, что смиренность является свидетельством почитания Всемогущего и Великого Аллаха и благоговения перед Ним – того, ради чего молитва, собственно говоря, и предписана.

Имам Ахмад в своем своде хадисов в книге «Аскетизм» приводит сообщение о том, что Всемогущий и Великий Аллах внушил Давуду (да пребудет над ним мир): «О Давуд! Пусть все твои органы испытают дрожь, когда ты станешь поминать Меня. Поминая Меня, будь смиренен и спокоен. Стой передо Мной, будто ты ничтожный раб. И осуждай себя, ибо душа человека заслуживает порицания. Взывай ко Мне с трепетом в сердце и искренне».

Четвертый раздел мы посвятили описанию того, какой должна быть молитва, наделяющая покоем. Как известно, наш Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) находил успокоение в молитве. Является ли совершаемая нами сегодня молитва такой же, или же мы молимся скорее по привычке, и наша молитва не оживляет сердце, не привносит в душу радость и не служит успокоением очей? В нашем послании мы стремились изложить то, как должна проявляться смиренность в различных фазах молитвы – начиная с такбира и заканчивая приветствием. Все верное в нашей книге – от одного лишь Аллаха, а все ошибки и недочеты – от нас самих и сатаны. Мы отрекаемся от дьявола в мирской жизни и в жизни вечной.

Прошу Всевышнего Аллаха сделать этот наш труд искренним ради Его благородного лика, а также полезным для нас «в тот день, когда ни богатство, ни сыновья не принесут пользы никому, кроме тех, которые предстанут перед Аллахом с непорочным сердцем»1. И да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, его семью и сподвижников.

 

Му’мин Фатхи аль-Хаддад

25 шавваля 1425 г. х. / 7 декабря 2004 г.

 

 

Часть первая


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь