Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Молитва – первое, относительно чего спросят раба в Судный день



Одной из особенностей молитвы, отличающих ее от других деяний, является то, что она окажется первым из того, относительно чего раб будет спрошен в Судный день. В «Сунане» Абу Давуда и ат-Тирмизи приводится следующее сообщение о наставлении, данном Абу Хурайрой (да будет доволен им Аллах) Анасу ибн Хакиму ад-Дабби: «Мальчик! Рассказать ли тебе хадис, посредством которого Всевышний Аллах, возможно, поможет тебе? » Анас ответил: «Да». Абу Хурайра сказал: «Первым из деяний, за которые люди будут привлечены в Судный день к ответу, станет молитва. Всевышний Аллах скажет Своим ангелам – и Ему ведомо лучше: “Посмотрите на молитву раба Моего: хорошо ли он ее совершал или плохо? ” Если она окажется совершенной, то будет записана ему как совершенная. Если же окажется с изъяном, то Аллах скажет: “Посмотрите, есть ли у раба Моего дополнительная молитва? ” И если у него найдется дополнительная молитва, Аллах скажет: “Дополните Моему рабу его обязательную молитву из его дополнительной молитвы”».

В другой версии этого хадиса говорится: «Если она окажется совершенной, то он преуспел. Если – плохой, то – пропал».

Итак, молитва является важнейшим из деяний и первым, относительно чего раб будет привлечен к ответу в Судный день. Если вопрос молитвы окажется успешным, то успешными будут и оставшиеся его дела. Как говорится, «Каково начало, таков и конец», «У того, у кого голова в порядке, и тело в покое».

Одной из специфических особенностей молитвы является то, что человек, не совершающий молитву, будет считаться неверным. Единственным деянием, неисполнение которого сподвижники Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) расценивали как проявление неверия, была молитва.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Неверный тот, кто оставляет молитву», а также: «Между человеком и неверием – оставление молитвы»1.

Между учеными есть разногласие относительно неверия, о котором говорится в подобного рода хадисах: покидает ли такой человек лоно Ислама, или нет?

По мнению считавших, что несовершение молитвы проявлением неверия не является, в этих хадисах подразумевается проявление неблагодарности Всевышнему, а не неверие в Него как таковое. Например, в словах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Не отрекайтесь от своих отцов. Ибо это неблагодарность»12; «Поношение мусульманина – распутство, а сражение с ним – неверие»; «Два поступка членов моей общины являются неверием – упрек по причине происхождения и оплакивание покойного» и т. п.

Что касается второго мнения, в соответствии с которым несовершение молитвы является проявлением неверия, вследствие которого человек покидает лоно Ислама, то в подтверждение его правильности Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) привел доводы, опирающиеся на Коран, Сунну и консенсус мусульманских ученых. Он сказал: «Указание на то, что человек, не совершающий молитву, является неверным, содержится в Коране, Сунне и консенсусе сподвижников». После чего он подробно изложил десять доводов из Корана и двенадцать из Сунны, затем в великолепной форме привел развернутое суждение и вынес окончательный вердикт относительно обеих сторон. В рамках данной книги мы не можем привести подробности его речи. Тем не менее, каждому студенту, изучающему шариатские науки, следует познакомиться с этим ценным источником23.

Из всего вышеупомянутого, дорогой брат, ты узнал о том, что молитва обладает присущими только ей особенностями, отличающими ее от других столпов Ислама. Это указывает на то, насколько важное положение она занимает в нашей религии единобожия.

Молитва – это поклонение, которое каждый человек должен совершать своим телом; она не может исполняться по заместительству. ‘Абдуллах ибн Шакык в связи с этим говорит следующее: «Единственным деянием, несовершение которого сподвижники Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) расценивали как неверие, была молитва. Молитва отличается от других деяний присущими только ей особенностями. Она является первым видом поклонения, которое Аллах предписал в Исламе. Именно поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) повелевал своим представителям и послам начинать с нее призыв к Исламу после двух свидетельств. В своем напутственном слове Му‘азу он сказал: “Ты придешь к обладателям Писания. Пусть первым, к чему ты станешь призывать их, будет свидетельство, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Посланник Аллаха, и что Аллах предписал им совершать пять молитв в течение дня и ночи”». Первым деянием, относительно которого в Судный день раб будет привлечен к ответу, является молитва. Аллах вменил в обязанность ее совершение на небе в Ночь вознесения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Она чаще других обязательных предписаний упоминается в Коране. Когда обитателей Ада спросят: «Что привело вас в Преисподнюю? »1, в своем объяснении они начнут именно с упоминания молитвы. Обязательность ее совершения не слагается с раба ни при каких обстоятельствах. Она – столб шатра Ислама, на котором крепится все его сооружение. Она – последнее из того, чего лишится мусульманская община в своей религии. Ее обязан совершать и свободный и невольник, и мужчина и женщина, и тот, кто находится в доме, и путник, здоровый и больной, богатый и бедный. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не принимал Ислам того, кто не обязывал себя совершать намаз и выплачивать закят. Сообщается со слов Катады, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не принимал Ислам того, кто не обязывал себя совершать намаз и выплачивать закят». Принятие Всевышним деяний раба находится в прямой зависимости от ее совершения. От человека, не совершающего молитву, Аллах не примет ни пост, ни хадж, ни подаяние, ни джихад, ни какое-либо иное деяние. ‘Ауф ибн ‘Абдуллах в связи с этим сказал: «Когда раб войдет в свою могилу, в первую очередь он будет спрошен о молитве. Если она будет принята, то будут рассмотрены и оставшиеся его деяния. Если же она будет отвергнута, то никакое из его других деяний рассматриваться не будет»1.

Таким образом, мусульманину надлежит уделять молитве особое внимание и «держаться за нее зубами». До тех пор, пока он жив, основной его целью должно быть стремление совершенствовать молитву. То обстоятельство, что молитва совершается в день несколько раз, предоставляет мусульманину прекрасную возможность приобщиться к ней, а также исправить как собственные недостатки при ее совершении, так и недостатки других молящихся – с тем, чтобы наилучшим образом представать перед своим Всеблагим и Всевышним Господом.

Молитва является тем деянием, в котором проявляется степень веры раба и его отношение к Всеблагому и Всевышнему Аллаху. Между двумя людьми, совершающими одну и ту же молитву, может быть разница как между небом и землей. Это потому, что один из них всем сердцем оказывается устремлен к Всемогущему и Великому Аллаху, а другой пребывает в забытьи и небрежении.

«Неужели те, которые приобретали зло, полагали, что Мы полностью приравняем их к тем, которые уверовали и совершали праведные деяния, как при жизни, так и после смерти? Как же скверны их суждения! »21

«Неужели Мы приравняем тех, кто уверовал и совершал праведные деяния, к тем, кто распространял нечестие на земле? Или же Мы приравняем богобоязненных к грешникам? »32

 

Раздел 2. Ориентиры молитвы и ее символы

 

Аналогично тому, как у молитвы есть присущие только ей отличия и особенности, которые выделяют ее среди других столпов Ислама, у нее есть также ориентиры и символы, которые призваны вселить в сердце верующего радость, ликование и счастье. Это – азан, мечети, коллектив.

 

Слова азана

«Аллах превелик, Аллах превелик, Аллах превелик, Аллах превелик.

Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха.

Свидетельствую, что нет достойного поклонения, кроме Аллаха.

Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха.

Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха.

Спешите на молитву.

Спешите на молитву.

Спешите к успеху.

Спешите к успеху.

Аллах превелик.

Аллах превелик.

Нет бога, кроме Аллаха».

После азана рекомендуется обратиться к Аллаху со следующими словами: «О Аллах, Господь этого совершенного призыва и наступившей молитвы. Даруй Мухаммаду аль-василю1 и высокое положение и направь к месту достохвальному, которое Ты ему обещал. Я доволен Аллахом как Господом, Исламом как религией и Мухаммадом как Пророком и Посланником».

Всевышний сказал: «Разве Мы не возвеличили твое поминание? » 12 Муджахид, объясняя этот аят, сказал: «То есть посредством азана». Хассан ибн Сабит сказал об азане: «На нем свет пророчества. Он – Печать от Аллаха, указывает и свидетельствует. Господь объединил имя Пророка со Своим именем – в пяти призывах муаззин произносит свидетельство».

Терминологическим значением слова «азан» является оповещение о времени наступления молитвы посредством произнесения определенных слов.

Аль-Куртуби (в числе прочих ученых) сказал: «Азан, несмотря на его немногочисленные слова, заключает в себе принципы вероучения. Он начинается словами “Аллах превелик”, что подразумевает существование Аллаха и Его совершенство. Далее следует утверждение единобожия и отрицание наличия у Аллаха сотоварища; далее – утверждение миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует); затем – призыв к особому повиновению (вслед за свидетельством о миссии Мухаммада, поскольку о нем можно узнать только посредством Посланника, да благословит его Аллах и приветствует); затем – призыв к успеху в виде вечного пребывания в Раю (в этом также содержится указание на грядущее воскрешение после смерти). Все эти выражения повторяются с целью подтверждения. Также азан представляет собой оповещение о времени наступления молитвы, призыв к совершению ее коллективно и, кроме того, является одним из обрядов Ислама. То, что призыв на молитву осуществляется посредством голоса, объясняется легкостью данного способа в сравнении с другими действиями. Такой призыв доступен каждому в любое время и в любом месте».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь