Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел 1. Смысл сур «Очищение (веры)», «Рассвет» и «Люди»



 

Как упоминалось выше, единственным способом избавиться от наущений сатаны и его козней является поиск убежища и просьба защиты от него у Аллаха. Священный Коран заканчивается тремя сурами, которые являются одним из наиболее эффективных средств в деле противостояния сатане и его наущениям. Так, в суре «Очищение (веры)» содержатся качества Того, к Кому прибегают к защите от зла дьявола, Единому, Самодостаточному, Который не родил и не был рожден и Которому нет равного.

Эта сура заключает в себе треть смыслов всего Корана, как сообщил об этом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). Ученые дают различные интерпретации смыслу этого хадиса, в соответствии с наиболее правильной из которых Коран поделен на две части, как сообщил об этом наш Всеблагой и Всевышний Господь: «Слово твоего Господа исполнено правды и справедливости», то есть правды в сообщениях и справедливости в предписаниях. Сообщения делятся на два вида: сообщения, касающиеся Всеблагого и Всевышнего Творца, Его имен, качеств и действий, и общие сообщения (сообщения о прежних посланниках; о тех, кто уверовал в них, и тех, кто обвинил их во лжи; сообщения о событиях грядущих – картины Судного дня и прочее). В соответствии с данной классификацией, Коран состоит из трех частей: 1) предписания, 2) сообщения об Аллахе, 3) сообщения общего характера. Сура «Очищение (веры)» касается самой значимой из частей: в ней говорится об именах Аллаха и Его атрибутах. По этой причине ее справедливо и по праву можно считать третью Корана, о чем сообщил Пророк (да благословит его Аллах и приветствует).

Да будет тебе известно, дорогой брат, что сура «Очищение (веры)» знакомит тебя с Тем, к защите Кого мы прибегаем от различного рода зла. Ты не можешь просить защиты у другого, ибо сильным на деле является только Он, а другие слабы; Богат только Он, а другие бедны; Велик только Он, а другие ничтожны. Он – Самодостаточный, к Которому обращается каждое из творений для удовлетворения своих нужд в виде получения благ и избавления от вреда. Со всеми этими просьбами обращаются только к Нему, Пречистому. Поэтому эта сура и получила называние «Очищение (веры)», что значит обращение к Одному только Аллаху. Если ты станешь обращаться к Одному лишь Аллаху так, как это необходимо делать (то есть не станешь обращаться ни к кому, кроме Него), то после этого тебе останется очистить только устремление, что есть искренность. Это значит устремляться к Аллаху с обращением и быть непоколебимым в просьбе. Всевышний любит такое выражение искренности со стороны Своих рабов. Ибо настойчив и упорен в обращении к своему Господу тот раб, который думает о Нем благое, в отличие от нетерпеливого раба, который не обращается к своему Господу настойчиво и упорно, – им вскоре овладевает отчаяние, и он говорит: «Я просил Аллаха, но Он не ответил мне». Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) осудил это.

Прежде чем приступить к изучению смыслов сур «Рассвет» и «Люди», дорогой брат, следует познакомиться с качествами Того, к Кому прибегают за помощью, Единственному, у Которого нет подобного и схожего, подруги и ребенка, сотоварища. Он – Живой и не умирает, Он – Поддерживающий жизнь и не спит. Он недоступен для глаз в ближайшей жизни, Его не могут постичь умы, Он не боится бед, и на Него не влияют события. Он знает вес гор и объем морей, число капель дождя и листьев на деревьях. Для Него не затемняет свет ночь и не освещает мрак день. От Него небо не скроется за небом, земля – за землей, гора не скроет то, что есть на ее вершине, море – то, что есть на его дне.

«У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании»1.

«Если Аллах коснется тебя вредом, то никто, кроме Него, не избавит тебя от него. Если Он пожелает одарить тебя добром, то никто не отвратит Его милости»2.

«Никто не удержит милость, которую Аллах открывает людям. А то, что Он удерживает, никто не может ниспослать после Него»3. В этом, дорогой брат, заключается истинное единобожие, с призывом к которому Аллах отправил Своих посланников:

« Поклоняйся же Аллаху, очищая перед Ним веру. Воистину, чистая вера может быть посвящена одному Аллаху»4.

«А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне...». Содержание этих и других подобных аятов заключено в суре «Очищение (веры)» – «суре единобожия», которая равноценна трети Корана.

Когда Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) были ниспосланы суры «Рассвет» и «Люди», в качестве заклинаний он стал использовать только их и оставил другие молитвословия. О достоинстве этих трех сур говорится в хадисе ‘Укбы ибн ‘Амира аль-Джухани (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал мне: “Скажи”. Я спросил: “А что мне сказать? ” Пророк сказал: “Скажи: ‹Он – Аллах Единый›. Скажи: ‹Прибегаю к защите Господа рассвета›. Скажи: ‹Прибегаю к защите Господа людей›”. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) прочел эти суры, а затем сказал: “Люди еще никогда прежде не прибегали к защите посредством лучшего, чем это”». В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится рассаз ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) о том, что, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заболевал, он читал суры «Рассвет» и «Люди», а затем дул на себя.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) завещал читать эти три суры утром, вечером и перед сном – потому, что человека может постигать зло как со стороны («внешнее зло»), так и изнутри («внутренне зло»). От зла, которое постигает человека со стороны, он оберегается посредством суры «Рассвет», а от зла, которое постигает человека изнутри, он оберегается посредством суры «Люди».

Связь между сурами «Очищение (веры)», «Рассвет» и «Люди». Как упоминалось выше, эти три суры тесно связаны друг с другом по смыслу. После того как Пречистый и Всевышний Аллах сообщает, что Он Единый и Самодостаточный (ас-Самад) – а одним из значений слова ас-Самад является «Тот, к Которому устремляются твари с тем, чтобы удовлетворить свои нужды», – в этих двух сурах говорится о том, к кому рабам следует прибегать в поисках защиты, – к Самодостаточному Аллаху. Лишь Он один способен защитить и сохранить их, и к Нему, Пречистому, они обращаются за помощью.

Абу Хайан в заключительной части своего толкования («Аль-Бахр аль-мухит») привел небольшое сравнение между сурами «Рассвет» и «Люди». Он, в частности, сказал: «Поскольку вред, наносимый религии человека (напастью наущения) пагубнее, чем вред, наносимый его мирскому существованию, – каким бы значительным он ни был, – в суре «Люди» говорится о необходимости испрашивания защиты у Аллаха от наущений посредством трех Его качеств (Господь, Владыка, Бог), а в суре «Рассвет» говорится о необходимости испрашивания защиты у Аллаха от трех вещей (ночи, колдуний, завистника) посредством лишь одного Его качества (Господь)».

Автор толкования «Адва’ аль-байан» Мухаммад-Амин аш-Шынкыты (да смилуется над ним Аллах) дал некоторое разъяснение связи, имеющей место между началом Корана (сурой «Открывающая Коран», первыми аятами суры «Корова») и последними аятами сур «Рассвет» и «Люди». Он сказал: «Будто сам порядок текстов Священного Свитка указывает на необходимость обращения внимания на то, что Коран начинается с хвалы Всевышнему за благодеяния, оказанные Им человеку: ниспослание ему Корана, перенос его из мира ближайшего в мир вечный, более важный и значимый. Затем Аллах показал путь тех, кто следует прямо, кого Он облагодетельствовал и кто снискал Его довольство. Он поставил человека перед ним, чтобы тот последовал по нему, придерживался этой Книги и следовал по этой стезе, был с теми, кого облагодетельствовал Аллах, сторонился тех, которые навлекли на себя гнев Аллаха, и заблудших, остерегался пути лицемеров, побуждающих усомниться в вере. Но более всего остерегался источника всего этого – Искусителя исчезающего, чтобы он не заставил усомниться в вопросах веры, либо прямоте и правильности этого пути, либо в защищенности Корана от изменений и его совершенства. Следует быть твердо убежденным в верности этого пути. Необходимо также помнить, какую опасность дьявол представлял для наших прародителей Адама и Евы: они пострадали от него, когда пребывали в Раю, обители мира – “Он низвел их обманом”1. Его следует остерегаться и прибегать к Аллаху всякий раз, когда он причиняет страдания или касается своим наваждением. Следует поступать так же, как и наши праведные предшественники, которые, когда их касалось наваждение от сатаны, поминали назидание и прозревали2.

В корне враждебности дьявола к людям лежит зависть. Связь, имеющаяся между этими двумя сурами, объясняет происхождение этой вражды и ее связь с этим предостережением. Так, в суре “Рассвет” говорится: “…от зла завистника, когда он завидует”. Сатана испытал зависть по отношению к Адаму за то, что его почтил Аллах. А враг-завистник успокоится лишь тогда, когда тот, кому он завидует, лишится своего дара. Если путем спасения Адама стало покаяние: “Адам принял слова от своего Господа, и Он принял его покаяние”3, то наше спасение также заключено в словах, посредством которых мы просим защиты у Господа людей, Царя людей, Бога людей. Ибо Господь людей милостив к Своим рабам; Царь людей оберегает их, хранит и защищает; Богу людей они поклоняются, обращаются к Нему с мольбами и ищут у Него убежище».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь