Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Достоинство ходьбы в мечеть и ее оживления



В связи с этим Убай ибн Ка‘б (да будет доволен им Аллах) привел сообщение об одном человеке, который не пропускал ни одной молитвы, хотя жил от мечети дальше всех. Ему сказали: «Почему бы тебе не купить осла, на которого бы ты садился в темноте и на жаре? » Он ответил: «Я бы даже не хотел, чтобы мое жилище было рядом с мечетью. Я хочу, чтобы мне записывалась моя ходьба в мечеть и мое возвращение домой». На это Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Аллах все это объединил для тебя»31.

Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Всякий раз тому, кто будет отправляться в мечеть в начале или в конце дня, Аллах будет приготавливать место в Раю»42.

Сообщается со слов Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если вы увидите человека часто посещающим мечети, то будьте свидетелями его веры. Всемогущий и Великий Аллах сказал: “Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день”13»24.

Таким образом, дорогой брат, мечети должны являться частью нашей жизни, более того – нашим вторым домом. Сообщается со слов Абу-д-Дарда’ (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: “Мечеть – это дом всякого богобоязненного человека. Аллах лично гарантировал тому, для кого мечеть является домом, поддержку, милость и переход над мостом к месту довольства Аллаха, в Рай45»56.

Ислам поощряет действия, направленные на освещение мечетей в темное время суток, чтобы облегчить людям совершение молитвы и их собрания для получения знаний и поминания Аллаха. Это в свою очередь способствует установлению дружеских отношений между ними. С другой стороны, Ислам осуждает закрытие мечетей и призывает к тому, чтобы они всегда были доступны мусульманам для совершения молитвы, приобретения знаний, и‘тикяфа61, проведения встреч и удовлетворения других всевозможных нужд как отдельных людей, так и групп.

Да, мечеть может играть важную роль в построении уникального образцового общества, выполнять значимые функции, удовлетворять потребности как отдельных людей, так и групп в деле правильного нравственного воспитания, которое является предметом гордости наций и народов, в рамках самых жестких, требовательных и точных критериев так, как это не может сделать ни один социальный институт в наше время, сколько бы при этом ни было потрачено с его стороны финансовых и материальных ресурсов. Мечеть является наиболее подходящим местом и чистым источником подпитки необходимой энергией для ведения полноценной и правильной жизни. Той энергии, которая основывается на духовных ценностях и высоких нравственных примерах, которыми не может пренебречь человек разумный при исполнении своего долга. Ибо они служат для него своего рода «клапаном безопасности», предохраняющим от совершения ошибок, и мощной силой, помогающей ему переносить тяготы и проявлять терпение; они способствуют наполнению его души надеждой. Из этой огромной крепости человек выходит с чувством безопасности и покоя, образованным, скромным, рабом Аллаха, покорным Его Посланнику и трудящимся во благо Его творений. Свое славное шествие мусульманская община начала от крепостей в виде мечетей, как и утратила свою славу, оставив эти крепости. Единственный путь, благодаря которому мусульмане смогут вознестись к счастью, заключается в возвращении к мечетям и оживлении их функций вновь12.

Дорогой брат, здесь не место для подробного описания роли мечетей. Мы лишь вскользь упомянули некоторые аспекты этого символа молитвы, связанного с местом ее совершения, исходя из огромной важности молитвы как обязательного предписания Ислама. Нам надлежит хорошо усвоить, что молитва – дело далеко не второстепенное. Так пусть же приведенные здесь строки станут для нас побуждением к совершению молитвы должным образом. Чтобы благодаря такой молитве Аллах простил нам наши грехи, удалил наши ошибки, избавил нас от горестей и возвысил нашу степень.

А теперь давайте рассмотрим следующий символ молитвы. Итак, после того как ты ответил призыву на молитву и устремился в один из домов Аллаха, предварительно совершив омовение, с каждым шагом одной ноги тебе будет прощаться грех, а с каждым шагом другой – возвышаться степень, как сообщил об этом Пророк (да благословит его Аллах и приветствует). После вхождения в мечеть является Сунной совершить молитву в два рак‘ата в знак приветствия. Затем, следуя Сунне, ты можешь совершить определенное количество рак‘атов, предусмотренных перед обязательной молитвой. А когда ты услышишь второй призыв: «Аллах превелик, Аллах превелик. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха. Свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха. Спешите на молитву. Спешите к успеху. Настала молитва. Настала молитва. Аллах превелик, Аллах превелик. Нет бога, кроме Аллаха», то настанет черед другой молитвы – коллективной.

 

Коллективная молитва


 

Великолепное зрелище и величественный вид – тесно сплоченные ряды, подобно прочному строению стоящие за одним человеком и повинующиеся его движениям. Если он совершит поясной поклон – они повторят за ним; если он падет ниц – они повторят за ним. При этом они не приступают к движению синхронно с имамом, не опережают его и не запаздывают – но только следуют за ним. Именем этого удивительного зрелища, которое нередко представляла собой молитва Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников, Всевышний Аллах назвал целую суру Корана. Это сура «Стоящие в ряд», где речь идет об ангелах, которые выстраиваются рядами для поклонения Всевышнему Аллаху в высшем сонме: «Воистину, мы выстраиваемся рядами. Воистину, мы прославляем Аллаха» [9].

Аль-Кальби сказал: «Их ряды подобны рядам, в которые выстраиваются обитатели земли». В «Сахихе» Муслима приводятся слова Джабира ибн Самуры (да будет доволен им Аллах): «Однажды, когда мы находились в мечети, к нам вышел Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: “Не угодно ли вам выстраиваться так же, как выстраиваются ангелы перед своим Господом? ” Мы спросили: “О Посланник Аллаха, а как выстраиваются ангелы перед своим Господом? ” Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: “Они становятся плотно и заполняют первые ряды”. Когда ‘Умар (да будет доволен им Аллах) готовился к совершению обязательной молитвы, он говорил: “Выстраивайте ваши ряды и становитесь ровно. Аллах желает для вас прямоты ангелов у их Господа” – и читал: “ Воистину, мы выстраиваемся рядами” [10] ». Он говорил: «Отступи назад, такой-то. Продвинься вперед, такой-то», затем выходил вперед и приступал к молитве.

Имам аль-Бухари (да смилуется над ним Аллах) в главе «Выравнивание рядов при втором призыве на молитву и после нее» приводит сообщение со слов ан-Ну‘мана ибн Башира (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Выравнивайте ваши ряды. А не то Аллах приведет в разногласие ваши сердца (или: ваши лица)”».Ан-Ну‘ман ибн Башир сказал: «Я видел, как некоторые из нас касались своими щиколотками щиколоток рядом стоявших». Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Некоторые из нас касались своими плечами и щиколотками плеч и щиколоток тех, кто стоял рядом». Есть много хадисов о выравнивании рядов и заполнении свободных мест. Но наиболее общим из них является хадис Ибн ‘Умара (да будет доволен Аллах ими обоими), в котором Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Выстраивайте ваши ряды, выравнивайте плечи, заполняйте пустоты, не оставляйте брешей для сатаны. С тем, кто соединит ряд, соединит связь Аллах; с тем, кто порвет ряд, порвет связь Аллах».

Странно то, что сейчас едва ли можно найти ряд молящихся, который выстраивался бы так же плотно, как это делали в прошлом: щиколотка к щиколотке, плечо к плечу. Это при том, что в некоторых мечетях предусмотрены специальные средства в виде линий и прочего для выравнивания рядов. Более того, некоторые прихожане расценивают касание щиколотками как проявление фанатизма и чрезмерности. И нет никакой возможности и силы исправить это, кроме как при помощи Аллаха!

Выравнивание рядов имеет весьма важное значение в деле достижения смиренности в молитве, о чем – если на то будет воля Аллаха – мы расскажем ниже, в главе «Смиренность». К тому же то, каким образом мусульмане в молитве выстраиваются за имамом рядами подобно ангелам, оказывает определенное духовное воздействие и на немусульман.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь