Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Истинная молитва – лекарство от тревог и депрессии



 

Истинная молитва позволяет избавиться от психических болезней – беспокойства, депрессии и других недугов. В самом слове «молитва»42 содержится указание на то, что она служит средством связи между человеком и его Господом. Так, при совершении молитвы человек предстает перед Пречистым и Всевышним Аллахом – своим Творцом и Творцом всей Вселенной – в состоянии смирения и покорности. Облаченный в свою слабую и немощную плоть, он стоит перед Всемогущим и Великим Богом, Который распоряжается каждой частичкой сущего, вершит делами небес и земли: « У Него ключи к сокровенному, и знает о них только Он. Ему известно то, что на суше и в море. Даже лист падает только с Его ведома. Нет ни зернышка во мраках земли, ни чего-либо свежего или сухого, чего бы не было в ясном Писании»53. Он стоит перед Тем, в руках Которого находятся жизнь и смерть, Тем, Кто распределяет между людьми удел, вершит их судьбами и всем тем, что постигает нас в этой жизни из добра и зла. Человек, представая перед Пречистым и Всевышним Аллахом при совершении молитвы, наполняется духовной силой, молитва дает ему ощутить чувство духовной чистоты, сердечного покоя, психологической безопасности. В совершаемой надлежащим образом молитве человек всеми своими чувствами и органами устремляется к Всевышнему Аллаху, абстрагируется от земных забот и проблем, все его мысли оказываются связаны с Пречистым и Всевышним Аллахом и смыслом аятов Корана, которые он читает. Это полное отрешение от проблем и забот мирского существования, забвение их во время совершения молитвы, стояние перед своим Господом в состоянии смирения позволяет человеку раскрепоститься, обрести чувство покоя в душе и счастья в сердце. Такое достигаемое при совершении молитвы состояние является важным фактором, способствующим разрядке нервного напряжения, которое возникает вследствие стрессов повседневной жизни, и уменьшению тревог, от которых страдают люди. Всемирно известный медик Хайлуб отметил: «До сих пор мы не знаем о более эффективном средстве, которое умиротворяет душу и успокаивает нервы, чем молитва».

О том, каково психологическое воздействие обращения к Всевышнему с просьбами и мольбами, которое происходит в молитве, и насколько оно способствует избавлению от беспокойств и депрессии, известно одному только Всемогущему и Великому Аллаху. Ведь если раб осознанно и с участвующим сердцем смиренно воззовет к Всевышнему, то уже достигнет цели своих поисков умиротворения. В связи с этим повелитель правоверных ‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил: «У меня на душе нет сомнения по поводу того, что Аллах мне ответит, но меня волнует то, как обращаться к Нему с просьбой». Как известно, болезни излечиваются посредством их противоположностей – сухости, мягкости, влажности, жара. Так же лечатся и страдания души: от тревоги и печали, например, избавляются посредством радости и веселья. В связи с этим Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) научил нас обращаться к Аллаху в молитве витр1 со следующими словами: «О Аллах! Я прибегаю к Твоему довольству от Твоего гнева, к Твоему прощению от Твоего наказания и к Тебе от Тебя. Не счесть мне Твою хвалу. Ты Таков, Каким восхвалил Себя Сам».

Если ты обратишься с просьбой к Аллаху в молитве и изольешь Ему, Пречистому, то, что переживаешь из болезней и трудностей, то, поистине, Он способен избавить тебя от недуга, разрешить твои проблемы. Ведь когда человек делится с имеющимися у него душе беспокойствами и проблемами со своим близким, это облегчает его страдания. Указание на это содержится в повествовании Всеблагого и Всевышнего Аллаха о Его пророке Мусе (да пребудет над ним мир), который, будучи преследуемым, в опасении быть настигнутым покинул Египет и пешком направился в Мадиан, испытывая при этом страх и голод: «Когда он пришел к нему и поведал ему рассказ, он сказал: “Не бойся. Ты спасся от несправедливых людей”»21.

Так же в случае, если ты исповедуешься Тому, Кому принадлежат ключи небес и земли: «Нет таких вещей, хранилищ которых не было бы у Нас…»32. Итак, обращение к Всевышнему Аллаху способствует избавлению от беспокойства. Ибо верующий питает надежду на то, что Всевышний Аллах ответит на его просьбу, разрешит проблемы, удовлетворит нужды, избавит от печали и тревог. Одно лишь устремление к Аллаху с мольбой и надежда со стороны раба на то, что Аллах ему ответит, – даже если не касаться вопроса, будет ли удовлетворена его просьба в жизни ближайшей, – приводит к уменьшению беспокойства, поскольку он внушает себе, что Аллах, вероятно, ответит на его просьбу. Помимо этого, воздействие молитвы во много раз превосходит воздействие лечения также и в других аспектах. Сакральная связь, возникающая между рабом и его Господом во время молитвы, наделяет человека духовной силой, которая возрождает в нем намерение, укрепляет в нем решимость и способствует пробуждению в нем огромных возможностей, которые позволяют ему переносить тяготы и подвигают его на великие свершения, – не говоря уже об освобождении человека от оков беспокойства в психологическом отношении.

Правда в том, что человек в себе таит огромные силы и энергию, из которых обычно использует лишь небольшую часть1.

Уильям Джеймс в этом отношении говорит следующее: «Каждый из нас существует в узких границах искусственно установленных самим же рамок, в рамках границ реальных. Он наделен множеством потенциальных возможностей, которые обычно не замечает либо использует их недостаточно эффективно».

Сакральная связь, которая устанавливается между человеком и его Господом во время молитвы, и получение от Него, Всевышнего, определенной божественной милости, или духовной искры, способствует пробуждению в человеке потенциальных духовных сил. Благодаря этому усиливается его решимость, укрепляется его устремление, возвышаются его помыслы, и он становится более готовым к принятию знания, просвещения и более способным к совершению великих действий.

Английский ученый-психолог Сирел Берт вслед за Уильямом Джеймсом высказал аналогичное мнение относительно воздействия молитвы: «Молитва позволяет нам войти в дверь огромной кладовой умственной активности, в которую невозможно проникнуть иным способом».

Взгляни, дорогой брат, как немусульмане прибегают к помощи божественной поддержки и духовной энергии при лечении своих психических заболеваний. Что же тогда остается говорить о молитве, предписанной Аллахом для исповедующих единобожие мусульман, которая является подарком от Господа миров для всех обитателей Земли? Если всем пророкам (да пребудет над ними мир) молитва и вера были вменены в обязанность на земле, то Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) совершать молитву Аллах предписал в ночь вознесения, обратившись к нему без посредника. То обстоятельство, что все пять молитв были вменены в обязанность на небе, а не на земле и через непосредственное обращение Аллаха к Своему Посланнику – в отличие от других обязательных предписаний, – также указывает на ее огромную значимости и важность.

Молитва подобного свойства является свидетельством окончания пророчества. Она выполняет важную функцию после того, как завершилась череда откровений. Всевышний Аллах даровал мусульманской общине такое деяние, посредством которого любой ее член может общаться со своим Господом напрямую, без посредника. Ибо Великий и Всевышний Аллах, завершив цепь пророческих миссий и откровений, ниспослал в Коране все то, в чем нуждается человечество: «Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам»1. После завершения ниспослания Корана больше не будет другого откровения, как не будет более и другого Пророка после «Печати пророков и посланников» (да благословит его Аллах и приветствует) и общины, кроме мусульманской. Пророческая функция теперь возлагается на саму общину. Ее членам вменены ежедневные пять встреч, благодаря которым они могут получать милость и наставление непосредственно от Всемогущего и Великого Аллаха, очищаться от скверны, сопутствующей пребыванию в мирской жизни, и исполнять истинно пророческую функцию – функцию призыва к Исламу: «Скажи: “Таков мой путь. Я и мои последователи призываем к Аллаху согласно убеждению”»2.

Таков, дорогой брат, беглый взгляд на значимость молитвы и краткое описание ее ценности перед Всемогущим и Великим Аллахом и важности для верующих. Мусульманину надлежит почитать то, что почтил Аллах, как и презирать то, что презрел Всевышний. Этот великий обряд и все то, что имеет к нему отношение: соблюдение чистоты, совершение омовения, провозглашение азана, исполнение молитвы в мечети являются одними из наиболее ценимых Всевышним деяний. Более того, Всеблагой и Всевышний Аллах назвал молитву верой: «Аллах никогда не даст пропасть вашей вере»1. Под «верой» в этом аяте подразумевается молитва, которую мусульмане совершали в направлении первоначальной киблы – Дальней мечети. Здесь применен риторический прием употребления целого для обозначения частного.

Имам аль-Куртуби в своем комментарии к этому аятому сказал: «Молитва названа верой в связи с тем, что содержит намерение, речи и действия». Малик сказал: «Этот аят напоминает мне о словах мурджи’итов2, считавших, что совершение молитвы не является свидетельством веры». Ибн Вахб, Ибн аль-Касим, Ибн ‘Абдульхакам и Ашхаб приводят сообщение о том, что Малик, объясняя слова Всевышнего «Аллах никогда не даст пропасть вашей вере», сказал: «Вашей молитве». То же самое он сказал и в отношении слов Всевышнего в суре «Худ»: «Они сказали: “О Шуейб! Неужели твоя молитва повелевает нам отречься от того, чему поклонялись наши отцы…”»3. Здесь соплеменники Шуейба выбрали наиболее значимый обряд в его религии. Они словно сказали: «Неужели твоя религия повелевает нам отречься от того, чему поклонялись наши отцы? » Все это указывает на большую значимость и ценность молитвы. В связи с этим ‘Умар ибн ‘Абдуль‘азиз (да будет доволен им Аллах) в письмах своим наместникам говорил: «Самым важным для вас деянием я считаю молитву. Тот, кто будет дорожить ею и соблюдать ее, об ином будет беспокоиться тем более. Тот, кто будет пренебрегать ею, иным пренебрежет тем более». Более того, успех раба в ближайшей жизни зависит от того, насколько правильно он будет подходить к вопросу совершения молитвы. Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв…»1 Это первый из атрибутов тех, кто преуспеет, упомянутых в данной суре, а последний – «которые соблюдают свои молитвы»2. Также человек может избавиться от такого недуга, как нетерпение, только при наличии в нем десяти качеств, первым из которых является постоянное совершение молитвы, а последним – ее оберегание. Всевышний сказал: «Воистину, человек создан нетерпеливым, беспокойным, когда его касается беда, и скупым, когда его касается добро. Кроме молящихся... и [тех, ] которые оберегают свою молитву»3. А теперь, дорогой брат, давай вместе познакомимся с сущностью истинной молитвы и с тем, как можно добиться ее совершения соответствующим образом. Ибо наш успех связан с молитвой, и от того, насколько совершенно мы будем ее исполнять, зависит наше спасение.

Прежде чем приступить к объяснению значимости смирения в молитве и того, как можно достичь совершения молитвы, которая явилась бы успокоением очей, мы сочли целесообразным познакомиться с тем, что лежит в основе напасти, поражающей нашу молитву, – с наущениями, которые обрушиваются на нас со всех сторон. Если мы выявим недуг и правильно подберем лекарство, то это облегчит нам достижение цели. Просим у Аллаха помощи и уповаем на Него. И нет никакой возможности и силы достичь этого, кроме как при помощи Великого и Всевышнего Аллаха!

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь