Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побуждает и поощряет



Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) поощрял своих сподвижников (да пребудет над ними всеми довольство Аллаха) улучшать их молитву и говорил им о том, что одним из наилучших деяний, которые приближают человека к Аллаху, является молитва, совершенная без наущений. В «Сахихе» со слов ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах) приводится хадис, в котором Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Кто совершит омовение так, как совершаю его я, а затем совершит молитву в два рак‘ата, в которой не будет занят наущением собственной души, тому простятся его прежние грехи». Однажды ‘Амира ибн ‘Абдуллаха спросили: «Занимают ли тебя наущения собственной души во время молитвы о чем-либо? » Он ответил: «А что может быть лучше молитвы, чтобы обращать внимание на наущения собственной души? » Люди сказали: «Но мы, совершая ее, отвлекаемся на наущения собственной души». ‘Амир спросил: «О Рае, гуриях и тому подобном? » Они ответили: «Нет – о наших семьях и имуществах». ‘Амир сказал: «Быть разрубленным мечами на мелкие части для меняя милее, чем поддаться наущениям собственной души».

Но что такое наущения и как от них избавляться?

 

Значение слова аль-васвас (наущение) в арабском языке

Главными значениями корневой основы васваса являются «скрытое обращение», «разговор с самим собой», «дьявол».

Слово аль-васвас означает «легкий звук ветра», «звук украшений»; аль-висвас (через кясру) – «разговор с самим собой». Говорят: «Васвасат илейхи нафсуху васвасатан» («Душа нашептала ему»). В Коране сказано: « Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа»1. Аль-васвас (через фатху) означает сатану, а также всякого, кто внушает человеку и наущает его.

Итак, наущение (васваса) – это скрытное обращение сатаны. Оно подобно первой искорке, иначе говоря, как упоминалось выше, является началом нити дьявола, которое подхватывает сердце человека и начинает, блуждая, разматывать его в разные стороны в мире наущений и наваждений.

Наущать может и сам дьявол непосредственно с тем, чтобы испортить молитву человека. Сообщается, что ‘Усман ибн Абу аль-‘Асый (да будет доволен им Аллах) пожаловался Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), сказав: «О Посланник Аллаха! Сатана встал между мной, моей молитвой и моим чтением [Корана]. Он путает меня». На что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Это дьявол, имя которому Ханзаб. Если ты почувствуешь его, то попроси защиты у Аллаха и поплюй трижды влево». ‘Усман сказал: «Я так и поступил, и Аллах отвратил его от меня»21.

Главная цель сатаны – помешать рабу совершать молитву и читать Коран: «Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и молитвы. Неужели вы не прекратите? »32

Как известно, чтение Корана является лучшим поминанием Аллаха. В связи с этим Коран у сатаны на особом счету. Всевышний Аллах повелел нам перед чтением Корана прибегать к Его защите: «Когда ты читаешь Коран, то ищи защиты от проклятого сатаны у Аллаха»13. Другими словами, укрепись посредством Него и прибегни к Нему от сатаны и его наущений. Произносить исти‘азу234 рекомендуется и в молитве. В «Муснаде» имама Ахмада и в «Сунане» ат-Тирмизи со слов Абу Са‘ида аль-Худри (да будет доволен им Аллах) приводится следующий хадис: «Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), начиная молитву, читал “предваряющее молитвословие”, после чего говорил: “Прибегаю к Всеслышащему и Всезнающему Аллаху от проклятого сатаны: от высокомерия, которое он внушает, от его зловонного дыхания и слюны45 и от его наущений, приводящих к безумию”»356.

 

Смысл исти‘азы

 

Смысл фразы «прибегаю к Аллаху от проклятого сатаны» такой: «ищу убежища у Аллаха от проклятого сатаны, чтобы он не причинил ущерб моей религии либо моей мирской жизни, а также не отвратил меня от совершения того, что велено мне, и не подстрекал меня к совершению запретного». Ибо человека от вреда сатаны способен сохранить лишь один Аллах. В связи с этим Всевышний Аллах повелел обходительно относиться к дьяволам из числа людей и ублажать их посредством доброго отношения, чтобы свойственная им добрая природа удержала их от причинения обиды, – в отличие от дьяволов из числа джиннов, поскольку они неподкупны и на них не воздействует доброе отношение: они злобны по своей природе, и отвратить их от человека способен лишь Тот, Кто их сотворил. Об этом говорится в трех аятах Священного Корана. В суре «Преграды» сказано: «Прояви снисходительность, вели творить добро и отвернись от невежд»41. Здесь речь идет о том, как следует обходиться с недругами из числа людей. Далее Всевышний говорит: «А если станет отвлекать тебя наваждение от сатаны, то прибегни к защите Аллаха, ведь Он – Слышащий, Знающий»12. В суре «Верующие» Всевышний сказал: «Оттолкни зло тем, что лучше. Мы лучше знаем то, что они приписывают. Скажи: “Господи! Я прибегаю к Тебе от наваждений дьяволов. Я прибегаю к Тебе, Господи, дабы они не приближались ко мне”»23. В суре «Разъяснены» говорится: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей. А если тебя коснется наваждение от сатаны, то прибегай к защите Аллаха, ибо Он – Слышащий, Знающий»31.

Более всего сатана усердствует против человека тогда, когда тот изъявляет намерение совершить доброе деяние либо уже приступил к его совершению. Тогда он всячески пытается не позволить ему совершить это действие. В «Сахихе» приводится следующее высказывание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Этой ночью сатана поплевал в меня, желая прервать мою молитву». И чем полезнее для раба и любезнее Всевышнему Аллаху будет деяние, тем сильнее сатана будет препятствовать его совершению. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил нам о том, что сатана не раз преграждал людям прямой путь. Он вставал на пути того, кто желал принять Ислам, и говорил ему: «Примешь ли ты Ислам, оставив свою религию и религию своих предков? » Но человек ослушался его и принял Ислам. Затем сатана встал на пути его переселения (из места, где мусульман подвергают гонениям, в место, жители которого исповедуют Ислам) и сказал: «Переселишься ли ты, оставив родную землю и небо? » Но человек ослушался его и совершил переселение. Затем он встал на его пути на джихад и сказал: «Станешь ли ты сражаться, чтобы умереть? На твоей женщине женится другой, а твое имущество будет поделено». Но человек ослушался его и отправился на джихад. Сатана всегда подстерегает человека на его пути к совершению добра12.

Но особенно сатана подстерегает человека тогда, когда тот начинает читать Коран. В связи с этим Пречистый Аллах вначале повелел Своим рабам сразиться с их врагом, который стремится прервать их путь, и попросить у Него защиты и лишь затем продолжить путь. Ведь путник, если его дорогу преградит грабитель, вначале избавляется от него и только после этого продолжает свое движение. Чтение Корана с участвующим сердцем и свидетельствующим разумом является одним из наиболее эффективных орудий в деле противостояния дьяволам из числа джиннов и людей: «Когда им читают Наши ясные аяты, ты видишь на их лицах отрицание. Они готовы наброситься на тех, кто читает им Наши аяты»21; «Когда ты поминаешь в Коране своего Единственного Господа, они отворачиваются, испытывая к этому отвращение»32. В связи с этим сатана более усердствует тогда, когда раб начинает читать Книгу своего Господа, чтобы помешать ему в этом. Воздействию сатаны при чтении подвергались даже пророки (да пребудут над ними благословения от Аллаха и мир): «Мы не отправляли до тебя такого посланника или пророка, чтобы сатана не подбросил свое в его чтение, когда он читал откровение. Аллах уничтожает то, что подбрасывает сатана. Потом Аллах утверждает Свои знамения, ведь Аллах – Знающий, Мудрый. Он делает то, что подбрасывает сатана, искушением для тех, чьи сердца поражены недугом и чьи сердца ожесточены. Воистину, беззаконники находятся в полном разладе с истиной»43.

Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Все предшественники сходятся в том, что смысл аята таков: если Пророк читал, то сатана вставлял в его чтение свое». Хассан ибн Сабит о смерти ‘Усмана ибн ‘Аффана сказал:

В начале ночи он читал Книгу Аллаха,

А в конце ее встретил свою кончину от Всемогущего.

Если дьявол поступал таким образом с самими посланниками (да пребудет над ними мир), то что тогда можно сказать о простых верующих. По этой причине человек может допускать ошибки при чтении Корана из-за того, что сатана путает его чтение, мешает ему, сбивает ему язык либо не дает сосредоточиться его уму и сердцу. Если при чтении Корана заявится дьявол, то непременно произойдет одна из двух напастей, а то и обе. Шейх Мухаммад-Амин аш-Шынкыты (да смилуется над ним Аллах) в своем комментарии Корана «Адва’ аль-байан», давая объяснение этому аяту (сура «Хадж», аят 52), сказал: «Есть два известных толкования слова “читал” (таманна), которое упоминается в этом священном аяте.

Первый. Смыслом слова таманна является “читал”. В этом значении данное слово употреблено в стихе (приводился выше) Хассана ибн Сабита об ‘Усмане ибн ‘Аффане (да будет доволен им Аллах). В “Сахихе” аль-Бухари приводится сообщение о том, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен Аллах ими обоими) сказал: “‹чтобы сатана не подбросил свое в его чтение, когда он читал› означает: чтобы сатана не подбросил свое в его речь, когда он говорил”.

Второй. Данный глагол образован от известного слова аль-муна (“желания”). В соответствии с этим толкованием, здесь подразумевается желание Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), чтобы его община приняла Ислам, повиновалась Аллаху и Его Посланнику. Если под словами “подбрасывать в чтение” подразумевается этот вариант, то это значит, что сатана подбрасывает свои наущения и сомнения, чтобы отвратить людей от того, что желал для них посланник или пророк. В этом случае “подбрасывать” означает, что он прилагает усилия с тем, чтобы воспрепятствовать их осуществлению».

Взгляни, дорогой брат (да смилуется нал тобой Аллах), до какой степени доходило стремление сатаны испортить чтение человеком Священного Писания: он мешал чтению самих пророков, чтобы оно дошло до слуха людей в искаженном виде. «[Аллах] делает то, что подбрасывает сатана, искушением для тех, чьи сердца поражены недугом и чьи сердца ожесточены»1. Таковые вместо того, чтобы благоговейно внимать речи Всевышнего Аллаха, явить Ему покорность и подчиниться Его воле, всячески противостояли Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), называли его колдуном, жрецом, одержимым: « Неверующие сказали: “Не слушайте этот Коран, а начинайте говорить вздор (опровергайте его любым способом или шумите во время его чтения). Быть может, вы одержите верх”»2.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь