Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Избежать посторонних мыслей помогут два приема.



Первый. Необходимопомнить о том, что человек при совершении молитвы стоит перед своим Господом, а то, о чем напоминает ему сатана, связано с мирской жизнью. Следует провести сравнение между делами мирскими и важностью стояния перед Господом. Верующий постыдится отдать предпочтение делам мирским перед молитвой, в которой он стоит перед своим Господом. Увидев это, сатана оставит его и перейдет к другому человеку.

Второй. Сатана подобен вору, а вор не ходит вокруг развалин – его интересуют дома, в которых проживают люди.И если хозяин дома будет бдителен и даст понять вору, что находится дома и видит его, то как поступит вор? Конечно, удалится.

Сатана – это вор, который похищает и обкрадывает молитву человека, когда тот отвлекается на что-либо во время ее совершения. У аль-Бухари, Абу Давуда и ан-Наса’и приводятся слова ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах): «Я спросила Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) о повороте человека время молитвы, на что он ответил: “Это похищение, которое совершает сатана из молитвы раба”».

В хадисе, в котором говорится о пяти вещах, которые заповедал Всевышний Аллах пророку Яхье (да пребудет над ним мир) довести до сынов Исраи’иля, собрав их в Иерусалиме, первой упоминается недозволенность придания Аллаху в сотоварищи чего-либо, вторым – то, что Аллах повелел совершать молитву, при совершении которой не дозволено поворачиваться, ибо Аллах держит Свой лик напротив лица Своего раба до тех пор, пока тот не повернется.

Выдающийся ученый Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) в своей книге «Аль-Вабиль ас-сайиб мин аль-калим ат-тайиб» («Обильный дождь из прекрасных речений») привел развернутый комментарий к данному хадису и упомянул эффективное средство избавления от подобных наущений. Он, в частности, сказал: «Есть два вида недозволенных отвлечений во время молитвы. Первый – отвлечение сердца от Всемогущего и Великого Аллаха; второй – отвлечение взора.

Того, кто при совершении молитвы отвлекается взглядом и сердцем, можно сравнить с человеком, которого пригласил правитель, поставил перед собой, начал обращаться к нему и говорить с ним, а человек при этом отворачивается от правителя то направо, то налево. Его сердце отвлечено от правителя, и он не понимает то, что ему говорят, ибо его сердце не присутствует вместе с ним. И как же правитель поступит с этим человеком? В лучшем случае он отделается тем, что уйдет живым и невредимым, но вызвав при этом гнев правителя, его немилость и потеряв в его глазах свою цену.

Не будут равны этот человек и тот, кто молится с участвующим сердцем, будучи обращенным к Всевышнему Аллаху, осознавая величие Того, перед Кем он стоит, – тот, чье сердце исполнено благоговения перед Ним.

Во время молитвы он склоняет перед своим Господом голову и стыдится обратиться к иному, чтобы не отвлечься от Него. Ведь если раб обратится к подобному себе человеку через завесу, это вовсе не укажет на то, что он устремлен к нему и желает приближения. Что же тогда говорить относительно Всемогущего и Великого Творца? Если человек обратится к своему Всевышнему и Всеблагому Господу, а между ним и Им будет завеса из страстей и наущений, которые наполняют его душу, разве это будет свидетельством устремления? Ведь наущения и посторонние мысли отвлекут его и уведут в разные стороны.

Как только раб встает на молитву, сатана начинает терзать его. Ведь он приступил к совершению самого великого и угодного Аллаху дела, которое вызывает у сатаны гнев и наиболее тяжко для него. Дьявол будет прилагать все усилия и усердствовать для того, чтобы испортить его молитву. Он будет давать обещания, возбуждать надежды1, заставлять забыть, пускать в ход против него свою конницу и пехоту2 до тех пор, пока раб не станет относиться к молитве легкомысленно, пренебрегать ею и не оставит ее вовсе. Но если человек воспротивится сатане и приступит к совершению молитвы, то враг Аллаха попытается встать между ним и его душой, между ним и его сердцем. Он будет напоминать ему во время молитвы о том, о чем тот до нее и не помышлял; он будет напоминать ему о тех вещах, которые тот давно позабыл, и о делах, относительно которых тот распрощался с надеждами, чтобы отвлечь его сердце3.

Вследствие этого человек закончит свою молитву в таком же состоянии, в каком он ее и начинал, – вместе со своими ослушаниями, грехами и тяжестью, от которых ему не удалось избавиться посредством молитвы, тогда как молитва очищает от грехов того, кто совершает ее должным образом, проявляет в ней смиренность и стоит перед Аллахом сердцем и телом. Такой человек по завершении молитвы будет испытывать чувство легкости на душе и почувствует избавление от тяжести, он будет ощущать прилив сил, радость и легкость, и ему захочется, чтобы молитва не прекращалась вовсе. Ибо она является успокоением его очей, усладой его души, раем его сердца и отдыхом в мирской жизни. А молитва того, кто делает в ней упущения, не соблюдает ее права и границы, не являет в ней смирение, будет скомкана подобно тому, как комкают изношенную одежду; ее швырнут ему в лицо, и она скажет ему: “Пусть Аллах пренебрежет тобой так же, как ты пренебрег мной”1 ».

Далее Ибн аль-Кайим (да смилуется над ним Аллах) разъяснил то, на какие степени люди делятся при совершении молитвы. Посмотри, дорогой брат, какую степень занимаешь ты.

«Люди относительно того, как они совершают молитву, делятся на пять степеней.

Первая – степень того, кто притесняет самого себя и делает упущения. Такой человек не совершает полностью омовение для молитвы, не соблюдает время ее совершения, ее границы и столпы.

Вторая – тот, кто соблюдает время совершения молитвы, ее границы, внешние столпы, омовение. Но при этом он не всегда противоборствует наущениям, а следует на поводу у них и у собственных мыслей.

Третья – тот, кто соблюдает ее границы и столпы, противоборствует в устранении наущений и посторонних мыслей. Этот человек борется со своим врагом (дьяволом), чтобы не позволить тому обокрасть свою молитву. Таким образом, он совершает молитву и ведет джихад.

Четвертая – человек, который надлежащим образом исполняет права молитвы, ее столпы и границы. Его сердце всецело занято заботой о том, чтобы соблюсти ее границы и права и не потерять из них ничего. Более того, все его мысли устремлены к тому, чтобы совершить молитву должным образом и в совершенном виде. Его сердце всецело охвачено заботой о молитве и поклонением своему Всеблагому и Всевышнему Господу.

Пятая – тот, кто совершает молитву таким же совершенным образом, но при этом в своем сердце он представляет, что стоит перед своим Всемогущим и Великим Господом. Он смотрит на Него сердцем, помнит о Нем. Его сердце наполнено любовью и почитанием к Нему, будто он видит Его. Он избавлен от всех наущений и посторонних мыслей, между ним и его Господом нет преграды. Отличие молитвы такого человека от молитвы другого больше и существенней, чем разница между небом и землей. Этот человек в своей молитве оказывается всецело предан своему Всемогущему и Великому Господу и обретает в Нем покой.

Первый тип заслуживает наказания, второй – порицания, третий прощения, четвертый – награды, пятый – приближения к Аллаху, поскольку обладает долей от того, успокоением очей которого была молитва1. Тот, кто будет находить успокоение в молитве в жизни мирской, будет находить успокоение от близости к своему Всемогущему и Великому Господу в жизни Последней. В жизни мирской он также будет находить в Нем успокоение. А тот, кто обретет успокоение у Аллаха, обретет успокоение полное. А душа того, кто не будет иметь успокоения во Всевышнем Аллахе, будет разрываться от мирских несчастий»2.

Итак, дорогой брат, по мере того как ты будешь избавляться от наущений, станешь приближаться к совершению той молитвы, которая успокаивает душу. Но если наущения одолеют тебя и станут преобладать посторонние мысли, то степень совершенства молитвы уменьшится – так, что молящийся может стать обидчиком самого себя, делающим упущения, и заслужить наказание за совершаемую таким скверным образом молитву. Как сказал Всевышний, «Горе молящимся, которые небрежны к своим молитвам…»31; «После них пришли потомки, которые пренебрегли молитвой и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток…»42.

 

Степени наущения

 

Однажды Ибн Таймийю (да смилуется над ним Аллах) спросили относительно наущений в молитве: какие из них делают ее недействительной, какие нежелательны, какие допустимы и заслуживает ли человек наказания за какое-либо из этих наущений? На что он дал следующий ответ: «Хвала – Аллаху… Наущения бывают двух видов.

Первый – наущения, которые не препятствуют размышлению над смыслами “прекрасных слов” и исполнению “праведных деяний” молитвы. Такого рода наущения подобны посторонним мыслям; они не портят молитву. Но все же молитва, лишенная наущений, лучше молитвы, в которой они присутствуют. Ибо такая молитва подобна молитве, которую совершают рабы, приближенные к Аллаху.

Второй – наущения, которые препятствуют пониманию произносимых речей и совершаемых действий и участию ума в молитве, когда человек становится небрегущим. Вне всякого сомнения, такие наущения не позволят человеку получить награду за молитву».

Напасть наущения существует издревле, ибо она происходит от того, кто сказал: «я непременно засяду против них на Твоем прямом пути»13. В связи с этим она является предметом наиболее часто задаваемых ученым и праведникам вопросов – ответ на них позволяет стремящимся к благочестию людям избавиться от наущений и совершать исполненную смирения и покорности молитву Живому, Поддерживающему жизнь.

Два способа избавления от наущений. Искоренение этой напасти, дорогой брат, задача не из легких. Она требует большого усердия и непрерывных усилий. Мусульманин должен неустанно работать над улучшением своей молитвы: «А тех, которые сражаются ради Нас, Мы непременно поведем Нашими путями. Воистину, Аллах – с творящими добро! »1

Успех в деле устранения этого недуга зависит от степени веры человека, от того, насколько он любит и почитает Аллаха, Господа миров. Это во-первых. Во-вторых – от отсутствия в сердце устремлений к благам, усладам и красотам жизни ближайшей. Одним словом – от степени отрешенности сердца от всего, что отвлекает от поминания Пречистого Аллаха.

Первый компонент Ибн Таймийа назвал «силой устремления», второй – «слабостью отвлечения».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь