Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Что говорится о «домах Аллаха» в Коране



 

Мечети упоминаются в различных местах Книги Всемогущего и Великого Аллаха. В одном случае Всевышний говорит о страшной угрозе и ужасном наказании, ожидающем тех, кто препятствует рабам входить в мечеть для поминания Аллаха: «Кто может быть несправедливее того, кто запрещает в мечетях Аллаха поминать имя Его и стремится разрушить их? Им следовало бы входить туда только с чувством страха. Позор им в мирской жизни и великие мучения в Последней жизни»2.

Вне всякого сомнения, нет человека несправедливее того, кто совершает это гнусное деяние. Такие по праву заслуживают позора в мирской жизни и великого мучения в жизни вечной. И не имеет значения, ниспосланы эти аяты в связи с разрушением мечети Аль-Акса3 или любой другой мечети, поскольку во внимание следует принимать общность слов, а не частные обстоятельства4. В данном аяте подразумеваются все мечети вплоть до наступления Судного дня. Под разрушением мечети может подразумеваться ее разрушение в прямом смысле слова, например разрушение Навуходоносором и христианами мечети Аль-Акса в Иерусалиме, а также и в переносном, например запрещение мусульманам со стороны многобожников войти в Запретную мечеть, когда они не позволили Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах) совершить паломничество. Говоря обобщенно, разрушением мечетей можно назвать все действия, которые препятствуют тому, чтобы в мечетях совершалась молитва и исполнялись обряды Ислама.

В другом месте Корана мечети упоминаются в контексте призыва к их обереганию в виде побуждения мусульманской общины к пребыванию настороже и джихаду. Ибо в противном случае мечети будут разрушены. Ведь мечети, кельи, церкви и синагоги в прошлом всегда были целью противников религии, которые то и дело выжидают момента, чтобы их разрушить: «Если бы Аллах не позволил одним людям защищаться от других, то были бы разрушены кельи, церкви, синагоги и мечети, в которых премного поминают имя Аллаха. Аллах непременно помогает тому, кто помогает Ему. Воистину, Аллах – Всесильный, Могущественный»1.

В другом аяте мечети упоминаются как места, в которых люди получают свет и веру. В связи с этим Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) назвал мечети самыми чистыми участками земли, а рынки – самыми скверными.

В этих чистых местах люди получают свет веры. Давая описание этому свету, Всемогущий и Великий Аллах приводит удивительное сравнение и называет словом «свет» целую суру: «Аллах – Свет небес и земли. Его свет [в душе верующего] подобен нише, в которой находится светильник. Светильник – в стекле, стекло – точно жемчужная звезда. Он возжигается от благословенного оливкового дерева, которое не тянется ни на восток, ни на запад. Его масло готово светиться даже без соприкосновения с огнем. Свет на свет! Аллах направляет к Своему свету, кого пожелает. Аллах приводит людям притчи, и Аллах знает обо всякой вещи»1. Это удивительный пример: «Такие притчи Мы приводим людям, но разумеют их только обладающие знанием»2.

О том, что мечети являются местом нисхождения света и веры, говорится в следующем аяте суры «Свет»: «В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения молитвы и выплаты закята. Они боятся дня, когда перевернутся сердца и взоры, чтобы Аллах воздал им лучшим, чем то, что они совершили, и приумножил это по Своей милости. Аллах наделяет, кого пожелает, безо всякого счета»3.

Автор толкования «Фи зилал аль-Кур’ан» («Под сенью Корана») Сайид Кутб (да смилуется над ним Аллах) сказал: «В этом образная связь между видом ниши и видом мечетей согласно гармоничному способу представления похожих и близких образов, примененному в Коране. Подобная связь имеется и между светящейся лампой, которая находится в нише, и излучающими свет веры сердцами людей, которые пребывают в домах Всемогущего и Великого Аллаха.

Это дома, “которые Аллах дозволил воздвигнуть”, – а дозволение Всевышнего – это приказ к действию. Они воздвигнуты и возвышенно чисты. Их величественный вид гармонирует со светом, сияющим на небесах и земле. Их высокая природа соответствует природе величественного озаряющего света и соотносится с общением и возвышением посредством того, что в них поминается имя Аллаха и находятся в гармоничной связи излучающие свет чистые сердца людей, которые прославляют Аллаха, страшатся Его и молятся Ему. Сердца мужей, “которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения молитвы и выплаты закята” 41»52.

Поэтому, дорогой брат, сердца верующих и находятся в связи с мечетями: там присутствует свет и покой. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, что в числе семерых людей, которых Аллах разместит под сенью Своего Трона в день, когда не будет никакой другой тени, окажется и «человек, сердце которого привязано к мечетям». Итак, верующие сердца находятся в связи со светом. Как говорится в предании, «Если в сердце проникнет свет, оно раскроется и расширится». Также в мечетях на людей нисходит покой. Имам Муслим (да смилуется над ним Аллах) в своем «Сахихе» со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) приводит сообщение о том, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Если люди соберутся в одном из домов Аллаха для чтения Книги Аллаха и обучения этому друг друга, то на них непременно снизойдет покой, их покроет милость Аллаха, и окружат ангелы, и упомянет их Аллах среди своей свиты». Насколько же мы нуждаемся, дорогой брат, в наше время беспокойств, тревог, напряжения и суеты в покое и нисхождении милости Всевышнего! Обрести все это можно лишь в домах Всемогущего и Великого Аллаха посредством изучения Корана, знакомства с Сунной, посещения нравоучительных уроков. Подобные мероприятия Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) назвал «Райскими садами»: «Если вы станете проходить мимо Райских садов, то говорите то же (или: то ешьте и пейте вдоволь)». Сподвижники спросили: «А что значит “Райские сады”? » Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Собрания, в которых поминают Аллаха». В связи с этим шейх Ислама Ибн Таймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Поистине, в жизни мирской тоже есть Рай. Тот, кто не войдет в него, не войдет и в Рай жизни вечной. Это – поминание Аллаха и ощущение Его близости». Он также говорил: «Поистине, мой Рай и мой сад у меня в груди. И что смогут сделать со мной мои недруги? Мое заточение – пребывание наедине с Аллахом, мое изгнание – прогулка, моя гибель – смерть мученика».

Другой праведный человек сказал: «Порой в своем сердце я испытываю такие чувства, о которых думаю: “Если обитатели Рая пребывают в таком же состоянии, то, клянусь Аллахом, они живут вполне хорошо”». Другой сказал: «Бедняками мирской жизни являются те, кто покинул ее, не взяв лучшее из того, что в ней было». Его спросили: «А что в ней самое лучшее? » Он ответил: «Поминание Аллаха». Другой сказал: «Если бы царям и их отпрыскам стало известно о том блаженстве, которое испытываем мы, то за это они порубили бы нас собственными мечами».

Все вышеупомянутые чувства в своем сердце может переживать в любое время каждый человек, который постоянен на пути, установленном Всеблагим и Всевышним Аллахом, изучает Коран и посещает уроки «в домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть [и где] поминается Его имя. Его славят в них по утрам и перед закатом мужи, которых ни торговля, ни продажа не отвлекают от поминания Аллаха»1.

Так где же мечети, в которых обретается знание? Во всем мусульманском мире таких можно сосчитать лишь немного. Насколько же точно выразился сказавший: «Когда знание покинуло мечеть, оно лишилось света. Когда знание стало профессией, испортилось намерение». И нет никакой возможности и силы исправить это, кроме как при помощи Аллаха.

В некоторых случаях мечети в Коране упоминаются в контексте описания качеств тех людей, которые их оживляют. При этом не имеет значения, является ли это оживлением в прямом смысле слова в виде их строительства или же оживлением в виде совершения в них молитвы и поминания Аллаха. Всевышний сказал: «Только тот оживляет мечети Аллаха, кто уверовал в Аллаха и в Последний день, кто совершает молитву, выплачивает закят и не боится никого, кроме Аллаха. Возможно, они окажутся на верном пути»21.

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал и поощрял к оживлению мечети посредством совершения в ней молитвы, поминания Аллаха, получения в ней знания: «Кто из вас хотел бы каждое утро отправляться в батхан или ‘акик12 и возвращаться оттуда с двумя белыми верблюдицами, имеющими огромные горбы, не совершив при этом греха и не порвав кровные связи? Если кто-либо из вас отправится с утра в мечеть и изучит или прочтет два аята из Книги Аллаха, это будет для него лучше, чем две верблюдицы. А три аята – лучше трех, четыре – лучше четырех, и так по количеству верблюдов»23.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь