Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Различия между сурами «Рассвет» и «Люди»



Шейх Ислама Ибн Таймийа (да смилуется над ним Аллах) упомянул некоторые различия между сурами «Рассвет» и «Люди» и объяснил, почему в первой суре говорится о необходимости прибегать к защите Господа рассвета, а во второй – Господа людей. Он сказал: «Вначале Пречистый Аллах упомянул о необходимости прибегать к Его защите от зла творений в общем, затем Он отдельно повелел прибегать к Его защите от “зла мрака, когда он наступает”, – это время, когда распространяется зло, которое несет в себе ночь. Зло всегда ассоциируется с темнотой. Затем Он отдельно упомянул колдовство и зависть. Колдовство производят злые души при помощи таких вещей, как дутье на узлы. Зависть также происходить от злых душ либо посредством сглаза, либо в виде причинения обиды посредством слов и действий.

В суре “Люди” упомянут “Искуситель исчезающий”, который является первоисточником всего порицаемого – неверия, распутства, ослушания Всевышнего. Повеление прибегать от него к Аллаху содержит просьбу защитить от самого зла, тогда как в суре “Рассвет” говорится о необходимости прибегать к Аллаху от зла творений в общем и в частности. Поэтому в ней сказано: “к Господу рассвета”, а в суре “Люди” – “к Господу людей”. Ибо Тот, Кто раскрывает1 зарю посредством света, удаляет посредством блага, содержащегося в свете, зло, содержащееся в мраке. Так же как Тот, Кто раскрывает зерно и косточку, закрытые ранее, способен удалить то, что содержат узлы колдуний. Ибо раскрытие зерна и косточки сложнее, чем распутывание узлов ведьм. Так же и зависть. Она возникает вследствие скованности души человека и его скупости. Душа такого не радуется дарам, которыми его наделяет Всевышний. Господь рассвета удаляет то, что возникает вследствие скованности завистника и его скупости. Все, что раскрывает Пречистый, он делает через благо. Он раскрывает утреннюю зарю2 посредством путеводного света и “пылающего светильника”3, от которого зависит существование людей; Он раскрывает зерно и косточку, превращая их в различные фрукты и злаки, которые служат пищей для людей и кормом для их животных. Человек нуждается в получении пользы от прямого руководства и пищи, что происходит посредством “раскрытия”. К Господу, Который раскрыл для людей то, благодаря чему они получают полезное, они обращаются с просьбой избавления их от того, что несет им вред. У Него испрашивают полного наделения благами, Он отвращает от Своего раба, которого облагодетельствовал изначально, то, что приносит ему страдания. Раскрытие одной вещи посредством другой является свидетельством совершенства могущества. Выведение вещи из того, что противоположно ей, как, например, выведение живого из мертвого, мертвого из живого, является одним из видов раскрытия. Он, Пречистый, способен удалить вредную противоположность посредством противоположности полезной».

Трехсторонний анализ суры «Люди»:

1) Тот, к защите Кого прибегают;

2) то, от вреда чего прибегают к защите;

3) качества того, от чего прибегают к защите, его источники и место.

Что касается Того, к защите Которого прибегают, то это три главных имени Всевышнего Аллаха, смысл которых включает в себя значения всех остальных Его имен. Эти три имени упоминаются в самом начале Священного Корана – в суре «Открывающая Коран»: Аллах, Господь, Царь – и в самом конце его: Господь людей, Царь людей, Бог людей. Слово «люди» употреблено вместе с именами Всевышнего Аллаха, а также с указанием на место возникновения наущений: «в груди людей» и «от джиннов и людей».

Имам Ибн Таймийа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «В соответствии с одним из толкований этой суры, люди здесь упомянуты потому, что они – те, кто прибегает к защите, либо они – те, от зла кого прибегают к защите… Люди упомянуты потому, что они прибегают к защите Аллаха, Который оберегает их и владеет ими, Который повелевает им и запрещает; они прибегают к своему Господу, Которому они поклоняются, от зла того, кто встает между ними и поклонением Ему. Они также прибегают к защите от зла того, кто порождает наущения в их душах, из числа джиннов и людей».

Мухаммад-Амин аш-Шынкыты в своем комментарии «Адва’ аль-байан» сказал: «В суре “Люди” говорится о необходимости прибегать к защите Аллаха посредством трех Его качеств, тогда как Искуситель один, в связи большой опасностью последнего: “Скажи: ‹Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей›”1.

Вещи, от зла которых следует прибегать к Аллаху, упоминающиеся в суре “Рассвет”, возникают вне человека и угрожают ему со стороны. Это внешние явления, от которых можно предохраниться. От них человек может избавиться и избежать их до того, как они произойдут, если он будет осведомлен о них. Тогда когда одно из зол – наущение – возникает внутри человека. Это могут быть наваждения и то, что человек отстранить бывает не в силе. Ибо сатана видит нас, тогда как мы его не видим. Он способен возбуждать в человеке наваждения и посторонние мысли, от которых человек может избавиться только посредством обращения к Господу людей, Царю людей, Богу людей и просьбы Его защитить. Действительность подтверждает это. Если мы посмотрим на реальную ситуацию, то увидим, что источник всякой смуты и начало всякого зла в конце концов связаны с этим скрывающимся Искусителем. Он сопровождает человека на протяжении всей истории его существования и имеет непосредственное отношение к первому преступлению, которое содеял первый человек: оно произошло вследствие наущения скрывавшегося Искусителя.

Всевышний Аллах почтил Адама, сотворил его Собственной рукой, повелел ангелам поклониться ему, поселил его вместе с женой в Раю, где они не были голодными и нагими, не страдали от жажды и зноя, ели вволю там, где желали, кроме запретного дерева. Но сатана стал наущать их, пока они не вкусили его. “Он низвел их обманом”, и они все вместе низверглись из Рая, будучи врагами друг другу.

После того как Адам и Ева поселились на земле, сатана стал наущать их сыновей – Кабиля и Хабиля, пока душа не подтолкнула одного из них убить своего брата. Таким же образом дьявол поступает и с каждым человеком, пока не завлечет его в трясину ближайшей жизни и не приведет к погибели в жизни Последней».

Аш-Шынкыты сказал: «Врагу Аллаха и врагу мусульман хорошо известно, что человек наиболее уязвим перед таким оружием, как сомнения, единственным путем порождения которых является наущение. Раз так, то неудивительно, что три величайших атрибута Аллаха – Господь людей, Царь людей, Бог людей – упомянуты при том, что в этой суре повелевается прибегать к защите Аллаха от одного только искушения, которое, как упоминалось выше, лежит в корне всякого зла. Источником искушения являются действия сатаны. “Воистину, он является явным врагом, вводящим в заблуждение”. Этот искуситель назван “исчезающим”».

В комментариях Корану говорится, что в этом аяте подразумеваются звезды, которые появляются ночью и скрываются, удаляясь с глаз людей, днем. Таким образом, «Искуситель исчезающий» – тот, который уходит, скрывается и сжимается после своего появления. В одном из хадисов говорится, что он «прижат к сердцу человека». Если человек помянет Аллаха, то он отойдет назад, сожмется и скроется после наущения. В хадисе разъясняется, где происходит наущение: «прижат к сердцу человека». Это не противоречит смыслу аята «в груди людей», поскольку сердце находится в груди: «Воистину, слепнут не глаза, а слепнут сердца, находящиеся в груди». Пречистый и Всевышний Аллах сообщил также, что Коран является исцелением того, что в груди.

 

Источники наущений

 

Всеблагой и Всевышний Аллах повелел прибегать к Его защите от наущений дьяволов из числа людей и джиннов – «от джиннов и людей». Указание на это содержится также в хадисе, переданном со слов Абу Зарра (да будет доволен им Аллах), в котором Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Мы прибегаем к защите Аллаха от зла дьяволов из числа людей и джиннов». Абу Зарр сказал: «Разве среди людей есть дьяволы? » Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Да, и злобнее, чем дьяволы из числа джиннов. Всевышний сказал: “Таким образом Мы определили для каждого пророка врагов – дьяволов из числа людей и джиннов, внушающих друг другу красивые слова обольщения”».

Есть и третий источник возникновения наущений, о котором упомянул Ибн Таймийа (да смилуется над ним Аллах): «Душа человека также может порождать наущения, как сказал Всевышний: “Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа”. Они представляют собой наущения, которые человек внушает самому себе, которые еще называются “разговором души”. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Поистине, Аллах прощает моей общине разговоры, которые они ведут с самими собой, пока они не станут говорить об этом вслух или поступать по их велению”. Хадис приводится у аль-Бухари и Муслима».

Наущения в груди человека порождают:

1) душа человека;

2) дьяволы из числа джиннов;

3) дьяволы из числа людей.

Понятие «Искуситель исчезающий» включает наущение со стороны как джиннов, так и людей. Иначе в чем же смысл прибегать к Аллаху только от наущений джиннов тогда, когда наущения собственной души человека и дьяволов из числа людей также приносят вред, а иногда и больший, чем вред от наущений джиннов? Ибн Вахб передал следующие слова ‘Абдрахмана ибн Зейда ибн Аслама в объяснении слов Всевышнего «Искусителя исчезающего»: «Исчезающий – значит тот, который наущает, а затем исчезает, из числа джиннов и людей». Считается, что дьяволы-люди вреднее дьяволов-джиннов, потому что, когда наущает дьявол-джинн, человек его не видит, а дьявол-человек предстает воочию. Наущения являются одной из разновидностей разговора и речи. В связи с этим комментаторы Корана слова Всевышнего «и знаем, что нашептывает (тувасвису) ему душа» 1 объяснили следующим образом: имеется в виду то, что говорит человеку его душа. Всевышний Аллах простил людям такого рода разговоры души.

Наущения могут представлять собой напоминание о прошедшем либо обещание того, что произойдет в будущем. Наущения делятся на два вида: речь уведомительная (хабар) и неуведомительная (инша’). Уведомительная речь бывает связана либо с прошедшими событиями, либо с будущими. Наущения о прошлом – это напоминания о том, что имело место быть когда-то; наущения о будущем – это речи о делах, которые человек мог бы совершить сам, либо о том, что случится по предопределению Аллаха, но исполнителем чего окажется человек. Наущения о прошлом навевают печаль, а наущения о будущем – страх: «Это всего лишь сатана пугает вас своими помощниками. Не бойтесь их, а бойтесь Меня, если вы являетесь верующими»2. От печали, которую навевает сатана, и его устрашения будут избавлены лишь те, которые говорят: «Наш Господь – Аллах», – а потом проявляют стойкость.О таких Всевышний сказал, что на них нисходят ангелы со словами: «Не бойтесь и не печальтесь...».

Сатана может как нашептывать и наущать на зло, так и напоминать либо о прошлом, либо о будущем, чтобы заставить человека забыть о чем-то. Всевышний сказал: «…и только сатана заставил меня не вспомнить о ней»; «Если же сатана заставит тебя забыть об этом, то не сиди с несправедливыми людьми после того, как вспомнишь»; «Но сатана побудил его позабыть напомнить это его господину (или сатана побудил Йусуфа забыть помянуть своего Господа)...».

В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводятся следующие слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Когда муаззин начинает призывать на молитву, сатана удаляется прочь и издает звук из своего зада, чтобы не слышать азан. После окончания азана сатана приближается вновь. Когда произносится икама, сатана удаляется, а после ее завершения приближается вновь и начинает наущать между человеком и его душой: “Вспомни об этом, вспомни о том” – о чем человек уже и позабыл вовсе. Так, что он может и не знать, сколько молился». Таким образом сатана напоминал человеку о различных делах прошлого, совершенных как им самим, так и другими, и тот говорил о них с самим собой. Рассуждая об этих вещах, человек позабыл, сколько молился.

Второй вид – неуведомительная речь. Сюда входят сообщения сатаны о том, что произойдет в будущем, в виде обещаний и возбуждения желаний.

«Когда дело свершится, сатана скажет: “Воистину, обещание Аллаха было правдиво, а я обещал вам, но не сдержал данного вам слова”».

«Он дает им обещания и возбуждает в них надежды. Но сатана не обещает им ничего, кроме обольщения».

«Сатана угрожает вам бедностью и велит творить мерзость. Аллах же обещает вам прощение от Него и милость».

«Одурачивай своим голосом, кого сможешь, пусти в ход против них свою конницу и пехоту, дели с ними их богатства и детей и давай им обещания. Воистину, обещания сатаны – всего лишь обольщение».

«Вот сатана приукрасил для них их деяния и сказал: “Сегодня никто из людей не одолеет вас. Воистину, я буду по соседству”. Но, когда два отряда увидели друг друга, он повернул вспять и сказал: “Я не причастен к вам. Воистину, я вижу то, чего вы не видите. Я боюсь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании”».

Посмотри, дорогой брат, насколько точно Всевышний Аллах описал методы сатаны и подробно разъяснил используемые им способы воздействия. «Он сказал: “За то, что Ты совратил меня, я непременно засяду против них на Твоем прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и Ты не найдешь большинство из них благодарными”».

Шейх ‘Абдрахман ас-Са‘ди (да смилуется над ним Аллах), автор толкования «Тайсир аль-Карим ар-Рахман» («Облегчение от Великодушного и Милостивого»), сказал: «То есть со всех сторон и направлений и любым путем, который бы позволил в малейшей степени достичь его цели – введения людей в заблуждение. Сатана, зная о том, насколько люди немощны и что многие из них будут пребывать в небрежении, твердо решил прилагать все свои усилия, чтобы вводить их в заблуждение. Он, будучи убежденным в своей правоте, сказал: “…и Ты не найдешь большинство из них благодарными”. Проявление благодарности является свидетельством следования по прямому пути. Дьявол же желает отвратить людей от него и не позволить им следовать по нему. Наущения сатаны, как упоминалось выше, представляют собой либо уведомительную речь, связанную с прошлым, либо неуведомительную речь в виде лживых обещаний, несбыточных надежд в отношении будущего».

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь